В современном музыкальном искусстве использование аллегории можно рассмотреть посредствам творчества Владимира Высоцкого. Картина Рембрандта Концерт, аллегория музыки: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Тут Вы можете слушать и скачать Аллегория в формате mp3 бесплатно без регистрации, а также много другой интересной музыки.
А вот кто эти аборигены, читатель-слушатель угадывал легко. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
«Рембрандт мог быть рождён где угодно и в любое время его искусство было бы таким же», – таково столь часто повторяемое заблуждение поэта Верхарна. Классификация Гудмена помогает нам понять и принципиальное отличие изобразительной аллегории от музыкальной: несмотря на то, что и та и другая основаны на денотации и обе могут восприниматься только с помощью зрения, в изобразительной аллегории мы сталкиваемся с наделением понятийно-метафизическим смыслом наглядных (репрезентированных) образов, в то время как в музыке этим смыслом наделяются также видимые, но не репрезентирующие, а описывающие символы (письменная музыка не «подражает страстям», она денотирует звуки, которые подражают страстям).
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). «Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и это уже означает, что как будто произнесено слово «искусство» и даже более того» – эта фраза, написанная более ста тридцати лет тому назад, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой: «Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики».
И для большей наглядности философ избрал героем своей аллегории именно Геркулеса (греч. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. XVI столетие выделило бы отсюда только статуарный мотив. Зачастую они представляют собой намеренно сделанные ребусы изобилующие «тёмными местами». Если у Гаспарова денотатами выступали «внемузыкальные реакции» или слова, то у Гудмена ими оказывается сама звучащая музыка.
(В «Рождественскую Ораторию» была перенесена музыка первого хора и арий из «Геркулеса на распутье»). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Баховская драма «Геркулес на распутье» написана на слова Лейпцигского поэта Кристиана Фридриха Хенрици (сочинявшего под псевдонимом Пикандер), автора текстов многих кантат и пассионов И. С. Баха. Гудмен также различает в музыке дескрипцию и репрезентацию: музыкальное исполнение, следующее нотам (знакам дигитального типа) денотирует, но не репрезентирует то же самое исполнение, рассматриваемое как принадлежащее к набору слуховых символов (континуальным знакам аналогового типа), может только репрезентировать, но не денотировать.
Но какой же денотат в принципе может быть в бессловесной музыке. В этой изящной концепции кроется целый ряд проблематичных моментов. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Однако не следует исходить из предположений на основе аналогий нынешнего столетия.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Это объясняется тем, что означающее у Гудмена – музыка, записанная с помощью набора членораздельных символов, основанных на различиях (articulate set), в то время как означающее у Гаспарова – собственно звучащая музыка. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Здесь крайне любопытно то, что Декарт подобно Гаспарову за основу музыкального знака берёт мотив, но, в отличие от последнего, объясняет его воздействие не лингвистически («каждый конкретный музыкальный язык может обладать специфической системой денотативных ассоциаций»16), а психологически. Всеобщее сочувствие природе сужается. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Еще одним примером использования аллегории в музыке является кантата (или, согласно авторскому названию, «Драма на музыке») «Геркулес на распутье», которая была сочинена И. С. Бахом в 1733 г. по случаю одиннадцатилетия Фридриха Кристиана, саксонского наследного принца. Я обвиняю. » (2008)12. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Более оригинальны взгляды Гаспарова на семантику неподтекстованной музыки. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. да он отравляет из-за нее и даже твердит что без гения будет музыке спокойнее жить по всем ее правилам. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аллегория музыки». Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Сюжет кантаты основан на образе-аллегории, автором которого является древнегреческий философ-софист Продик (V в. до н. э. ).
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Музыка кантаты достаточно известна, поскольку Бах использовал ее в своей знаменитой «Рождественской оратории» – конечно, кое-что в ней изменив (в том числе инструментовку и тесситуры) и подставив абсолютно другие слова, гораздо менее связанные с музыкой, что отмечал еще классик баховедения А. Швейцер. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
-- Геракл). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. музыкальный S не детерминируется денотатом»11. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Само же понятие шифра (читай: числа, цифры) оказывается тем, что принципиально сближает аллегорическую живопись и аллегорическую музыку, которая, как мы увидели, всегда основана на числовой эзотерике, зашифрованной в нотной записи.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Когда такой кватрочентист, как Филиппино, пишет «Музыку» (картина в Берлине, рис. 173), молодую женщину, украшающую Аполлонова лебедя, между тем как ветер веселыми колоратурами, в стиле кватроченто, высоко вздымает ее плащ, картина эта с ее putti и зверьми, водой и листвой производит чарующее впечатление, подобное Бёклиновой мифологии. Это – довольно уязвимый пункт концепции Гаспарова: ведь значение, навязанное музыке текстом, носит совершенно произвольный, конвенциональный характер и никак не вытекает из имманентных выразительных средств музыки (здесь применима та же критика, с которой выступил Шопенгауэр в адрес изобразительной аллегории). Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. – но раз он признается "я ныне завидую. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. музыканты не очень-то любят свою музыку – ну так это уже великий Рембрандт. Ее глаза опущены, лицо сосредоточено.
Ничего хорошего для развития искусства здесь, несомненно, нет. В качестве «материальных единиц, являющихся носителями значения»10, Гаспаров предлагает взять мотивы, важнейшим свойством которых является повторение – как прямое, так и варьированное. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Этому феномену посвящена сравнительно недавняя монография Дитера Гуткнехта32. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Аллегорические образы занимали ведущее место в празднествах французской революции. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Гаспаров признаёт, что о музыкальной семантике говорить непросто, учитывая понимание «семантики как того, что может быть передано на различных языках, то есть как переводимого компонента языка. »9 (ведь, добавим мы, в изобразительном искусстве об аллегории говорят как раз вследствие возможности вербализовать значение картины). Гуткнехт выявляет любопытные скрытые значения гравюр. Но мимика персонажей этого полотна намного менее подвижна, чем у более поздних моделей Рембрандта.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. глубоко" как он может любить то где унижен. Впрочем, Бах, очевидно, просто хотел, чтобы столь удачная музыка, написанная всего лишь по случаю, «не пропала» для потомства. Числовая мистика XVII в» Тобиас Гравенхорст характеризует музыкальную аллегорию как «метафорически подразумеваемое законченное целое»19.
а дальний музыкант даже чем-то повторяет его автопортреты – поворотом фигуры и выражением. Если ключом к дешифровке тёмных мест аллегорической живописи XVI-XVII вв. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Выражение «денотирован» (обозначен с помощью какого-то знака) у Гудмена оказывается эквивалентным «соответствует чему-то»28.
Так, французский математик и физик Марен Марсенн в период 1627-1638 гг. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
В заключение можно резюмировать: в музыке сознательно вложенное композитором аллегорическое значение может быть зашифровано только в (и дешифровано из) нотной записи. Речь идёт о тех случаях, когда музыкальные символы принимали фигуративное, пластическое воплощение в аллегорических гравюрах на музыкальные темы, также широко распространённых в XVII в. 31Они служили иллюстрациями как нотных изданий (например, сборников мотетов), так и теоретических трактатов о музыке. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Посредине собора была воздвигнута гора, на вершине которой находился храм с надписью на фронтоне «философия», окруженный бюстами философов – представителей революции.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Во-первых, Гаспаров рассматривает крайне неопределённые «внемузыкальные реакции» как денотаты наряду со словесным текстом, сопровождающим вокальную музыку, хотя в первом случае мы всё-таки исходим из имманентных выразительных средств музыки, а во втором имеем дело с совершенно конвенциональным, произвольным характером музыкального знака. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год8. – точно.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Видимо, она и олицетворяет богиню музыки. Аукционист будет делать ставки за Вас пока максимальная сумма, заданная Вами, не будет исчерпана. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Скорее всего, для зрителя того времени, как и для нас с вами сегодня, здесь очевиден момент слияния «музыка-движение», выстраивающий такую цепочку: шаг, топот, ритм, музыка.
– только он мог разглядеть такое важное явление – ведь Сальери у Пушкина не любит музыку. Автор интересной монографии «Пропорция и аллегория в музыку высокого барокко. Аукционный дом ввёл лимит на ставку по телефону. В ней «связи музыкального знака с внемузыкальной реальностью осуществляются по принципу икона (Ic) и индекса (Ind), в музыке, напротив исходной является форма знака. Ваша письменная ставка всё же будет учтена в аукционе.
Критикуя безбрежное количество исследований аллегорий и числовых пропорций в творчестве Баха за склонность к оккультизму и слабое научное обоснование20, Гравенхорст сосредотачивается на менее известных немецких композиторах XVII в., связь творчества которых с числовыми теориями, как ни странно, в большей степени подкрепляется документальными свидетельствами (во времена Баха подобные учения уже стали выходить из моды). Она стала популярной благодаря римским и средневековым авторам, много на нее ссылавшимся и потому вошла в историю именно в латинском варианте -- «Геркулес на распутье». Сама музыкальная нотация имеет признаки цифрового (дигитального) кода, хотя в тех распространённых случаях, когда образы музыки становились объектами аллегорического изобразительного искусства, можно говорить и о коде аналогового типа.
По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». После этого Вам будет предложено разместить дополнительные ставки по телефону. смотрю и проверяю себя – а Рембрандт ли это. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
У подножия горы алтарь, на котором пылал факел истины». Например, канон, графически записанный в форме креста, обрамлённый изображением охоты, трактуется так: как собаки преследуют зайцев, так и голоса в каноне «преследуют» друг друга. К последним из них принадлежит записанная (нотированная) музыка (копию рукописи Баха не продашь на аукционе, но ценность зафиксированной на ней музыки не ниже, чем музыки, зафиксированной на его автографе – чего никак нельзя сказать о копии, например, Рембрандта)26. Небезынтересно заметить, что первые (дискретные) означающие оказываются подобны цифровым сигналам, а вторые (континуальные) – аналоговым29. – Данные реакции составляют мир денотатов как исходный материал музыки, подобно предметам изображённым на картине или экране», хотя, в отличие от визуальных искусств, «в музыке D формируется только через его ассоциации с S и не существует автономно. » 12.
Да, если мы примем вслед за Гудменом его понимание денотации как «соответствие системе, где ноты коррелируют с исполнением, соблюдающим их указания или же где слова коррелируют с их произношением. »27. Если рассматривать эту работу как «Аллегорию музыки» (неизвестно, как ее назвал автор и для кого она была написана), то выясняется интересный способ восприятия музыки художником. Вот один из примеров, описанный К. Державиным в книге «Театр французской революции»: «Особую группу декораций представляло аллегорическое оформление сцены в том жанре, который являл собой любопытную особенность революционной драматургии в жанре апофеоза и театрального празднества. Ни абстрактная живопись, ни электронная музыка не могут быть аллегорическими (хотя вполне могут быть символическими. ), поскольку они репрезентируют, но не денотируют в них невозможно говорить одно, а подразумевать иное.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Зато все требования заказчиков были выполнены. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Подобно тому, как полузабытые неоплатонические трактаты Ренессанса служили Э. Панофскому или Р. Виттковеру подспорьем для дешифровки тёмных мест ренессансной (преимущественно – аллегорической) живописи33, так и эзотерические учения о метафизических функциях музыки раннего барокко служат для Гуткнехта ключом к разгадыванию музыкально-графических ребусов (впрочем, как можно было заметить и Т. Гравенхорст в анализе аллегорически «нагруженных» пропорций прибегал к аналогичному подспорью). Во-вторых, даже в так называемых «внемузыкальных реакциях», несомненно, велика степень произвола. В «драме» участвуют также нимфа Эхо, у которой Геркулес просит совета и бог Меркурий, в заключение прославляющий юного курпринца Фридриха.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Таким образом, цифра 46 символизирует страдания Христа22. Так, в анализе «Страстей по Матфею» Фридриха Функе Гравенхорст постоянно находит цифру 46, объясняя её аллегорически: 46 лет понадобилось на воздвижение храма и 46 – это гематрический эквивалент имени ADAM как в еврейском, так и в греческом числовом алфавите21. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Размер картины 63, 5 x 48 см, холст, масло.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.