Аллегория благоразумия1565ТицианНациональная галерея, Лондон Настоящее должно обязательно опираться на прошлое. «аллегорияблагоразумия» была написана маслом в1565–1570 года. Аллегория Благоразумия (c.
«аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». (1565 – 1570). Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» — «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему».
Поскольку наивысшее наслаждение проистекает не из осознания отношений полярности и соразмерности и воплощается не в чувственном созерцании форм, но в любви, где присутствует сознательность и взаимность. В «Summa Contra Gentiles» св. Начинает он при этом с Отцов Церкви. В этих отношениях есть элемент любви. Даже сам физический свет является следствием субстанциональной формы солнца163. Некоторые исследователи указывают на то, что «храм Сераписа», названый так Аррианом мог быть на самом деле храмом бога Эа (Энки), эпитетом которого было Sarapsi – Царь Глубин.
Но на уровне онтологическом ясность (claritas) связана со способностью организма к самовыражению. Этот важный фрагмент разъясняет нам целую серию основополагающих обстоятельств: прекрасное и благое в одном предмете являются единой реальностью, поскольку они основаны на форме (правда, это была довольно распространенная точка зрения). Пожалуй, ни одному богу не ставили подобных статуй. Фома вполне может говорить об автономии произведения искусства. Его называли «Дракон Мудрости» или «Священная Змея». Так и пишут в энциклопедиях – Серапис древнеегипетский бог плодородия. Сам Каракалла, служил Серапису в качестве жреца.
Действие происходило в Вавилоне и было зафиксировано в «Эфемеридах», официальном дневнике, который велся при дворе Александра. Этот вопрос находит разрешение в трудах св. К чисто зрительным ощущениям подключаются память, воображение и разум.
В один момент было закрыто два проекта: «Египет» и «Античность». А значит и Серапис имеет хеттское происхождение. Если где-то пишут, что храмы эти «сгорели при пожаре» или «разрушились от землятресений» – лукавят.
Посмотрите еще раз на схему. Наслаждение возникает при встрече с объектом, способным услаждать: «ведь удовольствие возможно тогда, когда тот, кто получает удовольствие, соединяется с тем, кто доставляет его». Бонавентура говорил, что познание чувственно воспринимаемого мира управляется законами пропорции. «Форму» можно понимать и в поверхностном смысле – как очертания (morphe) и тогда это фигура, образ (figura), качество четвертого вида, количественное ограничение тела, его объемный контур141.
Штурм александрийского Серапеума вооруженной толпой был воспринят как символ окончательной победы христианства (а если быть последовательными, приняв во внимание и ислам – авраамических религий) над язычеством. А иногда и прямо ассоциируют с ним. Фомы значение, вполне ртлич ное от того, которое она имела у неоплатоников. Уилкинсон в книге «Поведение и привычки египтян», – даже наследнику трона не делалось исключения только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них.
3. Наконец, люди не должны хватать пищу ртом – это оберегает язык и позволяет говорить. Да, – именно так изображали в отдельных случаях Сераписа. Видение здесь воспринимается как «познание», а не просто процесс «осматривания»: вещи не «увидены», а «восприняты» вполне сознательно. Однако эта книга не является справочником, поскольку она не снабжена библиографическими ссылками на тексты (примечания отсылают к соответствующим местам из «Etudes».
Альберт описывал красоту как излучение (resplendentia) субстанциональной формы предмета, части которого соразмерны. Зато человек вознагражден руками, органом органов (organumorganorum) и это с лихвой искупает другие недостатки. Малые посвящались Изиде, Великие – Серапису. Ясность (claritas), появившаяся в теле Христа после Преображения изливается из души (redundat ab апгта)165. Оплакивание Христа». Похожи на луковицу, где под одним слоем лежат десятки других.
Но сам смысл (ratio) прекрасного должен быть связан с познанием (visconoscitiva), с видением (visio), а удовольствие, которое из этого происходит, то есть удовлетворяет (placet), является одним из основных критериев красоты созерцаемой вещи. В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни:«Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит:«Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». Установив, что является тождественным, а что различным в красоте (pulchrum) и благе (bопит), св.
Витрувий проводил различие между симметрией и гармонией взаимного расположения частей. Маритен рассматривает интуицию как род предчувствия, предшествующего абстрактному138. Удерживает систему в равновесии Лев-Керуб – Сфинкс, вооруженный мечом. Макробий истолковал этот образ как три аспекта времени (волк: пожирает прошлое лев: смелость, к которой взывает настоящее собака: ластящаяся, она рассеивает человеческие мысли о будущем).
Человеческое тело красиво ибо оно структурировано с подобающим расположением его частей: «. Статуи Королевской галереи Амьенского собора были созданы с расчетом, что они будут находиться на тридцатиметровой высоте: на лицах этих фигур глаза сильно удалены от основания носа, волосы проработаны лишь в общем. Св. Фома замещает основополагающим и определяющим сочетанием сущности и бытия. Возможно жрецы не считали нужным снисходить до объяснений мастерам, а просто говорили – «сделай так». Вы помните чем закончилась предыдущая глава. Высота ее была около 4-х метров и помещалась она в лабиринте, посвященном богу.
Во первых, некое единство или законченность: если чего то недостает, все в целом выглядит безобразно. 1. Ведерко это или корзинка – штука загадочная. Моральное устремление здесь не в счет и важно лишь, чтобы произведение было хорошо исполнено.
Фома понимал подобный тип познания, можно найти немало примеров в «Сумме»131. Если под интуицией подразумевается способность схватить форму «чувственным и ради чувственного», то все это невозможно в рамках гносеологии, рассматривающей абстракцию, простое восприятие –simplexapprehensio, как первичный познавательный акт, который впечатывает образ, постигаемый умом, в интеллект, способный сформировать о нем общее представление139.
Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и увлекли в церковь, называемую Кесарион, там, обнажив её, умертвили черепками (устричными раковинами), разорвали на части, а куски тела снесли на место, называемое Кинарон и там сожгли. Она является, как сказал кто то, радиацией формы. Результатом сравнения становится вывод: «Внешние формы являются красивыми не вследствие каких либо отдельных свойств, не вследствие множества свойств, связанных между собой Красота происходит от некоего соединения многих свойств с соответствующими зрительными образами, но не от отдельных свойств или зрительных образов как таковых». В труде Витело «О перспективе» («De Perspectiva») соотношение субъект–объект анализируется еще глубже.
Живопись изображает три человеческих головы, каждый сталкивающийся в различном направлении, выше трех голов животного изображая (от левого) волка, льва и собаку. Наряду с чисто интуитивным восприятием видимых аспектов окружающего мира существуют «способности ума сравнивать различные зрительные образы друг с другом» и только после этого «диалога» достигается такое познание вещи, которое включает в себя еще и видение концептуальное. «Для красоты необходимы три вещи. «Царь Бездны». В этой онтологии жизнь встает наравне с запредельными мирами. Равновесие нравственности основано здесь на эстетическом принципе. Иначе эта идея выражена символом Сераписа, который помещают возле его ног.
Произошло это, по описанию христианского историка Сократа Схоластика, так: «Оттого, что она очень часто беседовала с Орестом (префектом, городской главой), то её общение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (епископом). Произведения позднеримского фи-лософа и мифографа Макробия (род. Отношение формы и материи св. В трактате «О порядке» («De Ordine») Августин наделяет эстетической значимостью только визуальное восприятие и категории моральные – для слуха и низших чувств существует не красота (pulchritudo), а сладостность (suavitas), – ставя, таким образом, вопрос о чувствах в наибольшей степени познающих (тахгтеcognoscitivi). Употребление термина «форма» в значении «сущность» не является у Фомы Аквинского исключительным.
Фома писал: «Форма и материя должны всегда находиться во взаимной пропорции и сочетаться естественным образом, так как подлинное бытие возможно только в подлинной материи»146. Фомы, его онтологию конкретного бытия следует интерпретировать в свете метафизики Божественного участия, но в то же время необходимо признать рост натурализма и гуманизма в его философии145. Мы получаем удовольствие от познания, которое преодолевает препятствия на своем пути. То, что есть (quo est), не объясняет сущности (ens): форма в сочетании с материей сама по себе ничего еще не значит. Любое видение (visio) для Фомы есть восприятие (apprehensio), некое познание. Для Рихарда Сен Викторского созерцание (contemplatio), которое может иметь и эстетическую природу, является прозорливостью свободного разума, приходящего в изумление от проявления мудрости125.
Мол, у хеттов был ритуальный текст известный как «хроника Пухану» в котором была упомянута корзинка на голове человека, который превратился в огромного быка и, подвигая гору, сломал рог. Еще раньше бл. Это принципы органической эстетики в истинном смысле этого слова.
Фомы столь же сложно, как и интеллектуальное, поскольку имеет тот же предмет, а именно – сущностную реальность того, что донесено энтелехией. Этимологию слов SAR-SER мы уже разбирали. Что-то с «плодородием» не совсем вяжется, не кажется ли вам. «Опираясь на Прошлое, Настоящее поступает Благоразумно, чтобы не навредить Будущему». " Три возраста человека" (Юность, Зрелость, Старость). Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и внука Маркосоединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собойПрошлое, Настоящее и Будущее. В символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей:memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»). В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом – все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь. Волк – пожирает "Прошлое". Лев – смелость, власть "Настоящие". Собака- верность, послушание "Будущее".
«Человек получает удовольствие посредством органов чувств вследствие их внутренней гармонии так, например, ему доставляет удовольствие гармоническое сочетание звуков»149. С точки зрения св. Занимая подобную позицию, св. Эти законы совершенства формы могут быть применены и к другому критерию красоты, к целостности (integritas), которая должна восприниматься именно как присутствие в органическом единстве всех составных частей, благодаря взаимодействию которых вещь определяется как таковая154. А в комментарии к сочинению «О душе» («De Anima») подчеркивается, что пропорциональность (proportio) не просто атрибут субстанциональной формы, а скорее само отношение между материей и формой – до такой степени, что форма исчезает, если материя не предрасположена принять ее147. Прекрасное же является тем, что приятно для восприятия (idcujusapprehensioplacet). «Считается, что сладостность не ошеломляет воспринимающего чрезмерно, так как чувство от крайностей и страдает, а в умеренности приносит удовольствие».
Третий уровень, от которого живопись приобрела свое существующее имя, предложен едва видимой надписью ИСКЛЮЧАЯ PRAETERITO/PRAESENS PRUDENTER AGIT/NE FUTURA ДЕЙСТВИЕ DETURPET (На основе опыта прошлого, настоящие законы разумно, чтобы это не портит будущую деятельность). Еще необходима пропорциональность или гармония. «Только человек наслаждается красотой чувственного самой по себе»160. Решение этой проблемы легенда приписывала Фидию, создателю статуи Афины.
Фомы, удовольствие вызывается объективной потенциальностью вещей и вовсе не удовольствие определяет красоту предмета. «Форма» – это сущность, которая, заметим это, начинает существовать, только воплощаясь в какой либо материи и выходя таким образом из состояния абстракции. Некоторые исследователи указывают на то, что «храм Сераписа», названый так Аррианом мог быть на самом деле храмом бога Эа (Энки), эпитетом которого было Sarapsi – "Царь Глубин". Вследствие этого эстетическое видение (visio) для св. Аллегория Благоразумия с тремя лицами.
Фомы, мы затрагиваем тему «эстетики организма», а не «эстетики формы» и происходит это по вполне определенной причине. И SAR здесь может быть истолковано как «царь», «повелитель» и слово «Змей» тоже уместно. Напротив, тот способ, которым могут быть истолкованы концептуальные понятия ясность (claritas), целостность (integritas) и пропорциональность (proportio) в свете системы св.
Так, понятие сущности (quidditas), формы как начала образующего превышало по силе воздействия сам акт бытия. «Идея», которую берется обсуждать Э. Панофский, – это живой экскурс в историю концепции художественной «идеи». Во вторых, Витело придает большое значение субъективной стороне чувственного опыта как точному мерилу эстетических оценки и наслаждения. Фомы придает систематическое выражение чувству, характерному для всего Средневековья, – тенденции к отождествлению прекрасного (pulchrum) с полезным (utile), восходящей к уравнению красоты и блага (pulchrum и Ьопит). Эстетическое познание для св. Чен-нини, Дионисию Картезианцу и другим. Св. Этимологию слов SAR-SER мы уже разбирали.
Существуют свойства простые: величина (magnitudd) – к примеру, луна больше звезд flgura – строящие форму очертания протяженность, которой обладают зеленеющие луга прерывистость – вид бесчисленных звезд или множества зажженных свечей резкость и мягкость очертаний освещенных тел тень, которая умеряет резкость света и создает мягкие цветовые переходы – как в хвосте павлина. Ясность, чистота (claritas) тел священных – это светоносность души, приобщенной к славе Божьей и изливающейся в физическом теле164. Действие происходило в Вавилоне и было зафиксировано в «Эфемеридах», официальном дневнике, который велся при дворе Александра. Функционалистская теория красоты св. Фомы, где такими чувствами объявляются зрение и слух. Однако эта книга полезна и весьма интересна для чтения.
Фомы само понятие «форма» предполагает и «материю» (если этому не мешает какое либо логическое противоречие). А вы говорите, что нельзя убить сразу двух зайцев одновременно. Разберем это на одном из примеров. ок.
Видение (visio) – это познание, так как оно касается формальных причин. Не совсем верно и то, что в Средние века полагали, будто «субъект и объект должны быть поглощены какой то единицей более высокого порядка»122. В нижней части композиции показан триморф: головы льва, волка и собаки. Предмет онтологически предрасположен к тому, чтобы его сочли прекрасным. Бытие более не является просто случайным определением сущности, как для Авиценны.
Это увечье и было прикрыто корзинкой. Августин принял вторую точку зрения133. Писатели-гуманисты эпохи Возрождения прочитали эту аллегорию упрощенно: как воплощение памяти, рассудительности и предвидения. Во всех дефинициях Гильома появляются термины, которые неявно указывают на акт познания: наблюдать, разглядывать, рассматривать (spectare, intueri, aspicere) – и чувственность: удовлетворять, доставлять наслаждение (placere, delectare).
Прекрасные вещи приятны взору (visaplacent) не потому, что они без усилия принимаются интуицией, но потому, что завоевываются через усилие и наслаждение ими граничит с разрешением от этого усилия. 2. Автор прослеживает эволюцию литературного вкуса в эпоху Средневековья, он отмечает в XIV веке явственное возникновение «эстетической» концепции поэзии. Художник венецианской школы Тициан (1490—1576), опираясь на такое прочтение, создал необычную картину: Мудрость или Аллегория Благоразумия. Эта его тройственная природа имела в качестве параллели время с его тремя аспектами – прошлым, настоящим и будущим – и, подобно двуликому Янусу, полу-чила характерную зрительную интерпретацию.
Египетская секретная школа философии делилась на Малые и Великие мистерии. Вот таким образом св.
Августин неоднократно останавливался на проблеме отношений между объектом и сознанием (например, при анализе ритма). Секреты мистерий охранялись строго – чужие на них не присутствовали. С одной стороны, существовал св. Иногда Серапис стоит на змее, драконе или другой рептилии, вроде крокодила используя его как постамент, основание. Связи между формой и материей столь тесны (поскольку одна не может существовать без другой), что для св. По крайней мере (прошу прощения за тавтологию), так считают – что на голове бога ведёрко с зерном.
Под миром (pax) он понимает покой упорядоченности (tranquillitasordinis), после труда уяснения и понимания интеллект наслаждается зрелищем порядка и целостности, которое выражается уже в одном их присутствии. Лик старика (автопортрет) означает мудрость, зрелого мужа (сын художника Орацио 1525—1576) — знание, обращенное в будущее лицо юноши (портрет родственника Марко 1545—1611) — предвидение. 1565Тициан (1490 – 1576)Ключ к расшифровке аллегории картины заключаетсяв надписи в верхней ее части:EX PRAETERITO / PRAESENS PRUDENTER AGIT / NE FUTURA ACTION DETURPET. Эстетическое видение является не внезапным интуитивным озарением, а диалогом с вещью. «Это состояние любви является наивысшим, так как превыше всего в нем – свобода Вот таким образом для живых существ нет большего удовольствия, чем взаимная любовь и без любви невозможно удовольствие»126.
Но ведь уродливая вещь не впишется в эту иерархию, так как ее уродство наверняка происходит от какого то структурного несовершенства, которое делает ее неадекватной своей собственной цели. Здесь речь идет скорее о познании в смысле интеллектуальном, которое доставляет блаженство, основанное на полной беспристрастности в отношении воспринимаемой вещи: «Разумным свойством прекрасного является то, что от его созерцания или познания удовлетворяется влечение»135. «Царь Бездны». Согласно св.
Или «Царь Океана», «Владыка пресных вод» – это смотря как понимать слово «апсу». Витело формулирует два очень интересных принципа. Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук.
Речь, таким образом идет о понимании интеллектуальном и концептуальном. Из этого анализа возникает интерактивная концепция процесса познания. Вот таким образом произведение искусства (или ars – человеческой деятельности в целом) красиво, если оно целесообразно, то есть его форма отвечает его предназначению: «.
Удовольствие достигает высшей степени, когда светящийся объект встречается со светящейся природой внутри нас. И по этой причине оно несет в себе идею цели – ведь желание есть стремление к некой вещи. Он подвергся поразительной модифи-кации в эпоху Ренессанса. В конечном счете мы подойдем к тому, что «форма» – это содержательная сторона вещи (essentia), то есть сущность, которая поддается пониманию и определению. В Великих Мистериях разрешалось участвовать только жрецам. Макробия. Фоме, ясность (claritas) исходит изнутри из потаенной сердцевины вещей, как самопроявление организующей формы. «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Ок. Третье из упомянутых выше произведений Э. де Брюна, в пяти томах, является, к сожалению, труднодоступным из-за языкового барьера в то время как «Etudes» заканчивались на трудах Иоанна Дунса Скота, здесь автор доходит дЪ позднего Средневековья, уделяя внимание Чосеру.
Тициан (Национальная галерея, Лондон) изображает три человечески мужские головы, переходящие в три головы животных, с надписью Тициан прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, которая охватила период почти в три четверти бурного 16 века. В большей степени, чем наслаждение, здесь обретается мир, который «способствует устранению помех и препятствий для восприятия блага». В действительности основу теорий, которые нам предстоит рассмотреть, составляет именно проблема соотношения между субъектом и объектом. Живопись обычно интерпретируется как работающий в ряде уровней.
Схоласты обозначают ее как первичное совершенство (perfectioprima) – адекватность вещи как своему роду, так и собственной индивидуальной природе: «известно, что всему, что существует в природе, положен свой предел, определенные величина и рост». Существуют и более сложные реальности, «которые воспринимает зрение, однако не само по себе, но в сочетании с другими свойствами души». стало быть, я утверждаю, что Бог создал человеческое тело наилучшим образом, так, чтобы оно соответствовало таким формам и было пригодно к таким действиям». Святилища Сераписа были и у греков – в Дельфах и Афинах.
Собственный смысл (ratio) прекрасного состоит в этом излучении – и это качество было обретено в том принципе организации, который преобразовал множественность в целостность. Св. Первая форма представлена восприятием света и цвета. Выполнено всё это было с запасом прочности и надежностью, рассчитанной на тысячелетия. Томистская онтология по сравнению с описанной выше позицией – шаг вперед: она предлагает себя в качестве онтологии экзистенциальной, для которой главной ценностью является конкретный акт бытия (ipsum esse). Змея на его изображениях присутствует всегда.
Первичное совершенство (perfectio prima), реализуясь, позволяет вещи достигнуть собственной цели и создать условия для воплощения конечного совершенства (perfectio secunda)157. Не стоит обмирщать в основе своей теоцент рическую вселенную св. Такой смысл понятия особенно существен для эстетического опыта, предметом которого является изящная организация вещи. Они требуют мысленного процесса, который, собственно и есть акт суждения. Или «Царь Океана», «Владыка пресных вод» – это смотря как понимать слово «апсу». Они в большей степени отвечают эстетическим потребностям человека. Тогда что у него на голове.
Говоря о наследии св. Фомы, побуждает нас заключить, что когда он говорит о форме в связи с прекрасным (pulchrum), то имеет в виду не столько сущностную форму, сколько сущность в целом, организм как конкретный синтез материи и формы. Он успел даже его подписать: «Тициан сделал». И затем ясность, так как то, что имеет ясный, яркий цвет, называется красивым»132. Таким образом, речь идет о существующей онтологической выразительности, даже если она не становится объектом познания (etiamsianullocognoscatur).
Излучение указывало на абсолютно объективное качество, онтологическое великолепие, существующее даже в том случае, если оно никем не познано (etiamsianullocognoscatur). Чувства же, которые наиболее связаны с восприятием прекрасного, являются чувствами в высшей степени познающими (maximecognoscitivi): «Мы называем красивым видимое и красивыми звуки»137. В верхней — три возраста человека. Наконец, человек прекрасен потому, что ходит прямо. Тому, что под термином видение (visio) св. Тело человека становится безобразным, если отсутствует один из его членов: «увечных людей мы называем безобразными ибо у них отсутствует необходимая пропорция частей и целого»155. Отдаление и приближение (remotioeapproximatio) являются также существенными факторами эстетического опыта.
3.
н. э. Возвращаясь к видению (visio), следует подчеркнуть, что такое познание бескорыстно. Корзинка и бык – как предполагают, явная связь с мемфисским мифом об Аписе. Они и сегодня представляют интерес для феноменологии художественной формы, несмотря на то что по отношению к искусству концепция первичного совершенства (perfectioprima) св. Именно так считает Дуне Скот, для которого воля способна повелевать поступкам так же, как разум осознавать его134, вот таким образом эстетическое восприятие «есть открытая до тех пор, пока это деяние находится во власти воли, возможность, приобщившись, распознать не только вещи более прекрасные, но и менее красивые»135.
Согласно описанию, у статуи было три головы: волка, льва и собаки. Она становится реальной и явной, когда видение (visio) сосредоточивается на ней, – это род незаинтересованного наблюдения, когда предмет рассматривается с точки зрения его формального основания (subrationecausaeformalis). Уже у Боэция встречаются ссылки на эстетические пропорции, построенные в соответствии с психологическими требованиями зрителя. Дескать, это символ плодородия.
В трактатах последователей Аль Хазена, например в «Книге познания» («Liber de Intelligentiis»), механизм зрительного восприятия объясняется как физическое явление отражения: освещенный объект испускает лучи и производит свое отражение в зеркале. Это касается как природных объектов, так и предметов, сотворенных руками человека. Для Фомы, ум не может познать оттенки чувства и лишь после абстрагирования, в ходе обращения к воображению (reflexioadphantasmata) он познает чувственные объекты140.
Онтологически ясность (claritas) – это ясность «в себе» и она становится эстетической ясностью или ясностью «для нас», когда чье либо созерцание сосредоточивается на ней. «Мастер стяжает похвалу не за то, что он был намерен совершить, а за то, что он создал в действительности»161. Для людей Средневековья пропорциональность также мыслительная оценка уместности нравственных поступков или речей: «применительно к человеческим поступкам говорят о прекрасном исходя из должного в словах и деяниях, в которых проявляется свет разума и, напротив, об ужасном, когда таковой отсутствует И подобным образом духовная красота состоит в том, чтобы речи и поступки человека находились в верной пропорции, освещенные духовным разумом»150.
В полном согласии со своим учением о душе, нераздельно проявляющей себя как в познании, так и в чувствовании, Гильом полагал: если объект, представ перед субъектом, обнаруживает определенные свойства, тем самым он вызывает чувство блаженства, смешанное с любовью (affectio) субъект же одновременно познает красоту и устремляется к ней127. На первом уровне различные возрасты трех человеческих голов представляют «Три Возраста Человека» (молодежь, зрелость, старость). Это когда словечко «олицетворяет» связывает несколько понятий вроде «плодородие», «мудрость», «стороны света» и вызывает другие поэтические ассоциации, вроде «мудрость змеи».
В виде Змея. Прежде всего, это принцип относительности вкуса изменяющегося в зависимости от эпохи и страны, благодаря которому любое из видимых свойств наделено качеством соответствия (convenientia), которое никогда не бывает постоянным («каждый человек составляет собственное впечатление о красоте соответственно своему нраву»). Другие, к примеру миниатюры, нужно рассматривать вблизи, чтобы заметить все мельчайшие оттенки, всю тонкость замысла (intentionessubtiles), а также прелесть линий (lineatiodecens) изящное соположение деталей (ordinatiopartiumvenusta).
Формальное совершенство вещи позволяет ей действовать в соответствии с собственным предназначением верно также, что совершенство конечное (perfectiosecunda) задает условия реализации совершенства первичного (perfectio prima), так как любая вещь, для того чтобы стать абсолютной, должна быть организована соответственно требованиям, диктуемым ее функцией: цель значит более всего, так как действие эффективно только при наличии цели – finis est prius efficiente. Синтез при этом протекает стремительно, он почти мгновенен. Бернард, который с удовольствием описывал химер на капителях и одновременно возмущался ими как аскет, с другой – были студенческие песенки (carmina) или Окассен, который предпочел бы отправиться в Преисподнюю, где ему суждено разыскать свою милую Николетт, нежели попасть в Рай, населенный выжившими из ума старцами. Вот таким образом человек ходит выпрямившись и, таким образом имеет возможность через благороднейшее из чувств – чувство зрения – свободно познавать чувственное, окружающее нас со всех сторон: и на земле и на небе, свободно взирать на мир и его красоту.
Весь этот агрегат представляет собой механизм, который объединяется (или запитывается. ) двумя переплетенными змеями. Был выстроен огромный храм в Александрии, ему поклонялись в Мемфисе. И SAR здесь может быть истолковано как «царь», «повелитель» и слово «Змей» тоже уместно. Как утверждал один из первых египтологов Д. Г.
В подобном контексте даже характеристика ясности (claritas), блеска, света приобретает у св. cum actio efficientis поп completur nisi per finemm, 158 – верная посылка созидает вещь в соответствии с ее предназначением. Неверно понимать видение (visio) как интуицию в современном значении этого понятия или в качестве «интуиции интеллектуальной». Все эти размышления основываются на том, что конкретный организм во всей сложности своих отношений является носителем некой эстетической ценности. В подобном случае диалектика идеи и реальности предстает как диалектика вещи и ее сущности: тому, что есть (id quod est) и сущности (ens) противопоставляется что именно есть (quo est) идеальная сущность.
Прекрасны те вещи, которые приятны зрению (visaplacent). Ясность (claritas) – это единственный экспрессивный принцип Средневековья, который занимает место, занятое сегодня лиризмом, символизмом или иконичностью формы. Этот автор особо подчеркивал субъективный аспект эстетического созерцания и роль наслаждения как составной части красоты: «Ведь мы называем внешне красивым созданное для того, чтобы нравиться созерцающим и услаждать зрение». него дня. Человеческий ум дискур сивен, такова и эстетика видения (visio) это сложное действие, сложное представление об объекте. Если ремесленник смастерит хрустальную пилу, она будет безобразна вопреки своей внешности, так как ею нельзя пилить (ad secandum)159. Фома утверждает: «желания блага, мира, красоты не есть различные желания»167.
Эти два инструмента познания к томистской гносеологии не относятся. Эта онтология связана с общим развитием культуры и общественных отношений: «.