Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн). В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Альфонс Муха помимо прочего занимался так же разработкой и ювелирных украшений.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Великая актриса была очарована работой. Однако в завершающей картине цикла «Славянской эпопеи», которая называется «Апофеоз – славянство для будущего» русские и Россия отсутствуют. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Муха посетил Третьяковскую галерею в Москве и оставил там восторженный отзыв. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс».
И что же делал Муха. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Среди первых работ Мухи в этой технике — выполненный в Мюнхене в 1886 году станковый лист на библейский сюжет «Сусанна и старцы». Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. В 1906 году мастер женится на Марии. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Он не был, возможно, гениальным художником, но стал гениальным популяризатором стиля. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». По условиям договора он взялся за выполнение афиши к двадцатой экспозиции Салона.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи «La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и эскизов. Заниматься творчеством художник должен с совершенно трезвой головой и с ясной мыслью». В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами. Будучи большим патриотом, Муха выполнил заказ использовав все свое мастерство. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Предки его занимались выращиванием винограда.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Занимался он и практической работой. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. И это совсем другой Муха — не тот, что крутил роман с Бернар и малевал задники в сцене. Оригинальных украшений по эскизам Альфонса Мухи в мире сохранилось немного. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Женственность и эстетический эротизм были главным отличительным признаком всей исторической эпохи, а не только творчества Альфонса Мухи. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Для меня он уже не был отцом в настоящем смысле этого слова, а скорее, фигура, символ, «весьма серьезный философский институт», который воспитывал своего ребенка несколько нетрадиционным образом. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Символизм для Мухи был гораздо более значимым явлением, чем новый стиль в искусстве. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Картины написаны маслом в сочетании с яичной темперой. Экспонировать эти работы всегда было трудно — Чехия толком не знала, где их разместить. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Он был очень этим горд. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Я довольно рано начал размышлять о литературе, как о своем ремесле. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Новый Свет принял её с бльшим энтузиазмом, часть славянской эпопеи выставлялась в Нью-Йорке в 1921 году. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Это мнение сыграло свою роль в судьбе эпопеи Альфонса Мухи в его родной стране.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Но мысли его отныне направлены на одно — создать нетленный монумент во славу отечества. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в Нью-Йорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
Художник продолжал работать над циклом «Славянский эпос», делал эскизы новых картин. Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Этот плакат — манифест ар нуво, который можно увидеть на московской выставке, — произвел настоящую сенсацию, а «божественная Сара» настолько увлеклась сдержанным новаторством художника, что подписала с ним долгосрочный контракт на оформление декораций, создание ее сценических костюмов и ювелирных украшений. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш.
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Предназначен он был для великой французской актрисы Сары Бернар. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке.
Несмотря на дороговизну, «Ильзе, принцесса Тирольская» имела успех. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Муха чувствовал себя достаточно уверенным в своих художественных способностях, чтобы заняться портретной живописью. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова покровительствовала развитию своеобразного стиля «русский православный модерн» и защищала этот стиль от его критиков.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Книга была издана в формате 395 на 310 мм. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. За заработком ездит в США — там ему удает-ч хоть как-то заработать. Альфонс был первым сыном во втором браке. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Осенняя погода приносила простуду.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Жить в апартаментах «от Мухи» считалось писком моды. В настоящее время она живет в Чехии.
После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Своё мнение критики основывали на том, что эпос Мухи опоздал по времени на целое столетие. Плакатов, афиш и зарисовок всяких зеркал, шкафов, трюмо и кроватей на выставке представлено столь много, что, как бы прекрасны они не были иэ-за похожести и однотипности все это «парижское наследство» Мухи начинает казаться «трешем».
Последний также оформил фасад и интерьер магазина Фуке, придав ювелирному магазину довольно экстравагантный вид. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Связь с Россией и интерес к русским темам не исчезли у Мухи и в советскую эпоху. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того.
В этом же году Муха пишет огромное полотно, которое имеет четыре названия: «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима». От того, что здесь его называют Мюша. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Славянская эпопея путешествует по миру. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Однако случившееся в 1881 году несчастье – пожар в театре и его мастерской – заставило юношу покинуть Вену. В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. В Мюнхене Муха увлекся декоративно – прикладным искусством. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Интересна история внучки Мухи.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Муха остался без средств к существованию. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Имя Мухи в США было хорошо известно: ньюйоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Только в масштабных работах в 18 и 19 веках видели возможность оставить своё имя в истории искусства.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Все, что касалось любиимых славян, Муха делал очень тщательно.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Картина была написана в 1926 году и, конечно, Муха не мог связывать будущий расцвет славянства с деятельностью большевиков в советской России. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Техника создания – масло и яичная темпера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Муха начал работу над одним из самых больших проектов в своей жизни — национально – историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос». Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. В 1922 г., когда был голод в советской России и было организовано международное общество «Помгол», Муха создал плакат, на котором была изображена женщина, держащая на руках ребенка, умирающего от голода. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. Он согласился. Является единственным официальным музеем художника. В 1928 Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит городу Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Семья была большая.
Я предложил мою работу о драпировках. Произведения дышат спокойствием и негой. Альфонс Муха — самый известный из художников стиля ар нуво. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Занимался он и практической работой. Тем не менее денег эти заказы приносили немного. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Он также активно занимался исследованием творчества своего отца.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Альфонс был первым сыном во втором браке. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. В современном понимании он был сторонником социального государства.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. У нее две дочери. В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ).
Но на этом сказка закончилась. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909го. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах. Мальчик с детства хорошо рисовал. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Он иллюстрировал детские книги и на их выпуске сделал себе состояние. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
От заказов не было отбоя. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Есть там и коллекция фотографий сделанных художником в 20-е годы прошлого столетия. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России».
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Бумага эта почему-то была названа именем библейского праведника Иова. Крейн сам был очень талантливым художником. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Хотя Муха считал Эпопею самой значимой работой, она была принята довольно холодно европейской публикой- вкусы изменились, да и Первая мировая война повлияла.
На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. У неё две дочери.
Я никогда не пытался заменять собственную энергию различными стимуляторами». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. У неё две дочери.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В эти годы Муха приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Оно находится в музее Альфонса Мухи в Праге. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. От заказов не было отбоя. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Художник моментально становится знаменитым.
1893 год. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи, родившийся в 1915 году. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), в 1889 году заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Именно это заинтересовало Муху прежде всего. Приблизительно в это время Муха начал сотрудничать с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. В настоящее время она живет в Чехии. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала.
Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Альфонс Муха (чеш. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Его кумиром был художник академического направления Ганс Макарт. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Сегодня это украшение изображённое на афише Мухи к спектаклю «Медея», хранится в японской коллекции Doi. И вот театральные украшения и аксессуары появились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: « сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность — тернами и любовь — цветами». Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы».
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Свой замысел — «полуобнажённая женщина c головой в ореоле золотых волос, рассыпающихся каскадом арабесок», — Дешан посоветовал исполнить в точности, убеждая Альфонса Муху, что так он создаст шедевр декоративного плаката. Правоту Дешана, оценившего изображение как шедевр декоративного панно, подтвердил его мгновенный успех у публики. В следующем году «Салон ста» заказал Альфонсу Мухе плакат для его первой собственной выставки.
Мягкие наплывы и утоньшения создают причудливо живую светотень даже контурного рисунка. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих. Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции.
После обретения Чехословакией независимости новому государству понадобилась своя валюта. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений известных сегодня всему миру. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля. Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань).
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Он уговорил Муху сделать два варианта оттисков: незавершённый, без надписи и собственно афишу выставки. Хитилова была соотечественницей Мухи. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в Нью-Йорк, на этот раз вместе с женой.
В Художественной галерее Гипо-Культурштифтунга в Мюнхене сделала последнюю остановку гигантская выставка работ Альфонса Мухи (1860- 1939). Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. В работах Макарта Мyxy интересовал прежде всего формат.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Начиная с 1920 годов, Альфонс резко изменяет стиль своего творчества и создаёт целую серию картин Славянская эпопея.
Его стиль — это гармония целого: каждая деталь существует в согласии с другими деталями. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Свой Славянский эпос Муха считал главным делом второй половины своей жизни.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Выбор года путешествия в Россию был не случаен.
Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма) и чрезмерно националистическим. В этом его неповторимость. Дальше – больше. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, открытый в феврале 1998 года недалеко от Вацлавской площади, в центре города, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. Оформительскую задачу Муха решал комплексно. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Пожелал стать членом этой группы и Альфонс Муха. Она уже побывала в венском Бельведере и Музее Фабра в Монпелье.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером красивых вещей. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Например, отец повторял, что «за человека не пишет кофе, не пишет вино. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Он свершает серию поездок по разным славянским странам, в том числе посещает и Россию. В настоящее время она живет в Чехии. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
Демократизм изначально был свойственен характеру Альфонса Мухи. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Альфонс был первым сыном во втором браке. Близится Рождество. Альфонс Мария Муха был одним из самых характерных художников эпохи модерна. Он наверняка знал картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», поскольку все фигуры на его картине помещены точно на том же фоне, как фигуры на картине Сурикова. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Дело в том, что небольшие выставки, посвященные творчеству чешского художника, в Европе случаются регулярно (почти всегда что-то выставляется в Чехии сверх постоянной экспозиции в государственных музеях), но, во-первых, они редко доезжают до Германии, где в Мюнхене Муха недолго жил и работал и, во-вторых, обычно на этих выставках показывают какой-то один аспект его творчества так что данная выставка, которую можно назвать «весь Муха, вызвала небывалый ажиотаж. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Муха, приверженец славянского сепаратизма, с энтузиазмом взялся за работу с новым правительством. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Он это выразил двумя словами vasniva pasivita – страстная пассивность. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою принадлежность к модерну. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В отделе под названием «Парижские плакаты» центральное место уделяется театральным афишам с изображением великой французской актрисы Сары Бернар – на одной – в образе «Джизмонды», на другой – «Медеи». Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). А отец мне говорил, что не стоит торопиться с публикациями. Я, естественно, продолжал реветь, реветь и реветь. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания.
Во Франции Муха был известен в транскрипции его фамилии на французском языке – Муша. Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов. франков. Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но также «демократизация» изобразительного искусства, получившего название «искусство для дома». Хватался за любую работу, какую только ему предлагали и где могло пригодиться его мастерство.
На самом деле все вполне логично и гармонично. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Мальчик с детства хорошо рисовал.
С 1904 по 1913 гг. Интересна история внучки Мухи. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Эпос Мухи планируется вернуть в Прагу в 2010 году. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
В 1879году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Вслед за другими именитыми родоначальниками ар нуво Муха настаивал на демократичности искусства, задача которого украшать повседневность, а не отсиживаться в «башне из слоновой кости», ублажая тонкий вкус узкого круга эстетов.
Moravsk Krumlov доступна для осмотра с 1963). На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Афиша стала революционной.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Это было довольно прибыльным делом. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Он создавал массу эскизов, которые немедленно шли в дело. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Он был не только живописцем и графиком. Родословная Мухи по линии отца – это родословная потомственных виноградорей.
Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. Мальчик с детства хорошо рисовал. Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос».
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Хитилова была соотечественницей Мухи. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»).
А вот сделанная специально для выставочного тура реконструкция павильона Боснии и Герцеговины (1900) для Всемирной выставки в Париже на треш не похожа. Приведем краткое описание картины.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Не забывал он и о воспитании сына. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Музей в Праге был открыт благодаря активности внука Мухи – Джона Мухи. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Альфонс Муха повлиял и на становление своего сына на литературном поприще.
Я предложил мою работу о драпировках. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В настоящее время здесь представлена лишь часть творчества Мухи.
Первый в мире музей Альфонса Мухи был создан в Японии. Этот плакат сейчас висит на постоянной экспозиции Мухи на Староместской площади в Праге. Интересна история внучки Мухи. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Она приобретает какую-то особенную тонкость, особенный «дух Мухи». Гёте, например, считал главным делом своей жизни не Фауста, а свою работу по теории цвета. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Разумеется, все было не так просто. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он мне давал и иные практические советы. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В итоге «Славянский эпос» осел в замке Моравски-Крумлов и является местной достопримечатепьностью. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Вся плоскость листа организована. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего. Бедность тоже имеет право на красоту, - любил говорить Муха.
В 1885 году Муха поехал подучиться в Мюнхен, чтобы не слытъ самоучкой. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Художественная галерея «Салон ста» была организована в 1893 году и находилась в помещении художественного журнала «La Plume», активно проводившего идеи стиля Арт Нуво. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия).
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). От заказов не было отбоя. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Ivanice, нем. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Именно эта книга, а также декоративные панно, плакаты и афиши являются источником вдохновения для внучки Мухи Ярмилы Муха Плоцковой, работы которой (в основном, речь идет об украшениях и декоративных предметах) можно найти в специализированных магазинах в Праге (Art decoratif и Belda galery), а также в сети музейных магазинов Франции (Reunion des Musees nationaux de France).
Семья была большая. Муха умер с кистью в руках, заканчивая очередное «историческое» панно. Это далеко не единственный случай в истории искусства, когда пожелания автора расходятся с реальностью. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
Сухой натурализм Муха преобразовал в ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена: Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты. Элегантные виньетки Мухи можно увидеть в пабах и ресторанах всего мира. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже.
Это на меня сильно повлияло. В 20 веке они уже ничего не давали для развития живописи, как искусства. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Позднее выяснилось, что это было правильное решение. Но судьба благосклонна к гению.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). В 1902 интерес к ар-нуво стал угасать, Муха путешествовал по родной стране, посетил Моравию и Прагу. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Впрочем, первая персональная выставка работ Мухи прошла в Петербурге ещё в 1907 году, так что в известности его работ не было уже ничего удивительного. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В ту пору он заинтересовался историей славян. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Эта работа является прекрасным примером символического живописного языка художника.
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Возможно, в этом решении сказались традиции классических академий живописи. В 1901 году издание повторили в Праге на чешском и немецком языках. Он прожил здесь два года и уехал покорять Париж.
В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Сочетание таких противоположных вещей и составляет сущность загадочной русской души. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Для их создания Муха изучал историю и фольклор. Предки его занимались выращиванием винограда.
Мария была младше художника на 22 года и прмерно на столько же его пережила. Плакат привёл в необыкновенный восторг владельца галереи, Леона Дешана, посетившего мастерскую художника во время работы над эскизом.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим.