Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.
Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Там он поступает в Академию изящных искусств. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Хитилова была соотечественницей Мухи. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Техника создания – масло и яичная темпера. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Предки его занимались выращиванием винограда. Лучшие произведения» вошли 150 самых популярных работ художника – это «Зодиак», серии «Времена года», «Искусства», «Времена суток», работа «Вереск с прибрежных пустошей» и др. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Текст сопровождается высококачественными репродукциями наиболее известных работ Альфонса Мухи – от его плаката «Жисмонда» 1894 года до цикла декоративных панно «Луна и звезды» 1902 года. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. В настоящее время она живет в Чехии.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В представлении принимала участие Сара Бернар. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды.
От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Интересна история внучки Мухи.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). В 1888 Муха впервые побывал в Париже. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Книга распахивает перед читателем двери в мир одного из ведущих мастеров модерна, позволяя подробнее ознакомиться с его творчеством как в сфере коммерческой рекламы, так и в области «высокого искусства». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. У неё две дочери.
Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». От заказов не было отбоя. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
У неё две дочери. Альфонс был первым сыном во втором браке. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. Занимался он и практической работой.
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Позже у них рождаются две дочери и сын. Альфонс Муха (чеш. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Удача никогда не оставляла Альфонса Муху.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби». Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Это было довольно прибыльным делом. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
В 1906 году мастер женится на Марии. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. В настоящее время она живет в Чехии. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Я предложил мою работу о драпировках.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Он согласился. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой.
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Семья была большая. Мальчик с детства хорошо рисовал.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Мальчик с детства хорошо рисовал.
На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Приведем краткое описание картины.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Художники ар-нуво верили в возможность достижения гармонии с природой, простоту и умеренность, противопоставляя их викторианской роскоши. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Тогда Муха стал брать уроки рисования. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. Просто они красивы неземной красотой. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. От того, что здесь его называют Мюша. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. В ту пору он заинтересовался историей славян.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Сказочно обильный и политически активный Муха посвятил остаток своей жизни академичной живописи.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
От заказов не было отбоя. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка.
По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен.
Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Известность художника растет. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз.
Муха получает множество самых разнообразных заказов – от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. франков. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Он был уверен, что уже в раннем детстве, едва ли не до того, как начал ходить, мог уже рисовать.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Среди работ исполненных Мухой за время его первого, более чем двухмесячного пребывания в НьюЙорке, — большое изображение Богоматери для монастыря Святого Сердца и портрет архиепископа Ферлея. Но на этом сказка закончилась. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Напечатали всего 252 нумерованных экземпляра книги и каждый из них стоил целое состояние — 40 тыс. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Но судьба благосклонна к гению.
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Является единственным официальным музеем художника. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Близится Рождество. В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Причина, разумеется, не в размере. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
С 1904 по 1913 гг. Известность художника растет. В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Интересна история внучки Мухи.
Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Оформительскую задачу художник решал комплексно. В 1900году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В издание «Альфонс Муха. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Вся работа заняла у Мухи три месяца. В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда он хочет издать чтолибо мое. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. 1893 год. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Муха остался без средств к существованию. Великая актриса была очарована работой.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты. Ничего подобного до Мухи никто не делал. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Муха остался без средств к существованию. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Художник моментально становится знаменитым. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия.
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. От заказов не было отбоя. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Альфонс был первым сыном во втором браке. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Семья была большая. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой.
Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
Текст. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.