Тогда то в 1896 году и появились декоративные панно «Цветы» и «Времена года» (которые я сегодня и показываю вам, читатели моего «Цветоблога»), а также «Драгоценные камни», «Месяцы», «Звёзды» и «Деревья». Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. art nouveau – новое искусство) – декоративное и орнаментальное направление модерна. «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Холст, масло. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. В 1936 году (в связи с банкротством – наступали трудные времена) магазин был закрыт. Несмотря на это, Фуке хватило мудрости демонтировать и сохранить всю отделку (она была передана на хранение в Парижский музей Карнавале). И, пусть кто то в чудеса не верит, однако они бывают. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Холст, масло. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Mucha Museum, Прага.
До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк». От заказов не было отбоя. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса.
Он с удовольствием писал то, что любил сам. Поводов находилось предостаточно. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Чаще всего изображение чувственных, роскошных, томных женщин, украшенных цветами. Частная коллекция.
Весна, 1894 год. Новое направление требовало от художника безупречности в рисунке. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Заказав разработку дизайна новых денег именно Альфонсу Мухе, правительство нового государства сделало правильный выбор. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Мадонна лилий, 1905 год. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Новый образ, другая роль.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Музей Альфонса Мухи, Прага. На фото справа изображен плакат, созданный Альфонсом Мухой в 1930 году к выставке всех своих полотен Славянской эпопеи.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. От заказов не было отбоя.
Дама с камелиями, 1896 год. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. От заказов не было отбоя. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. С 1904 по 1913 гг. Концепции Ар Нуво находили отражение и в художественных журналах (в венском "Ver Sacrum", мюнхенском "Jugend"), а в разных странах его называют по-разному: в Германии – "югендстиль", в Италии – "либерти", в Испании – "модернисмо", в России – "модерн".
На смену бело-золотому видению приходит темный призрак. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Известность чешскому мастеру принесли уникальные афиши (прежде всего, необычные афиши для необычной женщины – Сары Бернар, богини театра той эпохи) и рекламные плакаты, которым подражают по сегодняшний день. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
А любовь. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Аметист, 1900 год. Актриса любила подыграть публике.
Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Медея – черная женщина из греческих мифов, жертва страстей своих и чужих.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Парижский период – время создания циклов декоративных панно.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. В настоящее время она живет в Чехии. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Интересна история внучки Мухи. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Принцесса Гиацинт, 1911 год.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Новообразованной стране была нужна своя валюта. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи.
Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Такова афиша спектакля "Жисмонда". Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Там художник и освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Славянский Эпос, 1928 год. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Бернар была довольна главным художником своего театра "Ренессанс". Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Таким образом, цветы в живописи приобретали абсолютно иное понятие. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Рубин, 1900 год. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). От заказов не было отбоя. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. И как бы он не был популярен в мире, здесь его ценят как нигде. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Холст, масло.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Божественная Сара предстает перед нами в ореоле золотых волос, в пышном венке из цветов и складках бело-золотого одеяния.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Музей Альфонса Мухи, Прага. Почти все банкноты правительство доверило разработать Альфонсу Мухе.
Хитилова была соотечественницей Мухи. В ту пору он заинтересовался историей славян. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Что же привлекало покупателей к творчеству художника. Топаз, 1900 год. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898). В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Например, аметист – это ирисы.
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Муха остался без средств к существованию. Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой: Весна, Лето, Осень, Зима.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Музей Альфонса Мухи, Прага. Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. Изумруд, 1900 год. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера.
Наряду с этим Муха преклонялся идеалу художественной многогранности. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить.
Однако его особый талант заложен в декоративной графике – на ней основана его слава. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Холст, масло. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. У неё две дочери. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Художник был страстным патриотом своей страны и готов был выложиться на все сто процентов.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Произведение, принесшее художнику внимание публики. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Гуляя по Праге, вы постоянно будете встречать взгляд его дам. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Стиль АР НУВО (от франц. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна — стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.