24 июля 1860 недалеко от Брно, в старом маленьком моравском городке Иванчице родился Альфонс Мария Муха. Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге.
Альфонс Муха скончался 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия. К началу XX века Альфонс Муха завоевал репутацию мэтра, к мнению которого с почтением прислушивалась художественная общественность не только Европы, но и Америки, которую он впервые он посетил в 1904. Альфонс Мариа Муха (чеш.
Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. Альфонс Муха появился на свет летом 1860 года в городке Иванчице. Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге.
Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи. Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. 24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи.
Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения. Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. 1903 год знаменателен в жизни Альфонса Марии Мухи: он женился на молоденькой ученице – Марии Хытиловой, которую ласково называл Марушкой. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано и в 1939 году Альфонс Муха скончался.
Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов – девочка. Альфонс Муха был принят в одну из самых известных художественных школ Франции – Академию Жюльена, а затем в Академию Коларосси.
Альфонс Мария Муха (1860-1939 1860, 24 июля) – родился в моравском городке Иванчице 1879 – получил место художника в венской фирме Каутски – Бриоши – Бургардт, производящей театральные декорации. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи. В этот же период Альфонс Муха оформляет спектакли и участвует в создании костюмов. Альфонс Муха стал невероятно популярен благодаря одной женщине.
Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. Альфонс Мариа Муха (чеш. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.
Имя Альфонса Мухи в Америке было хорошо известно. Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн).
Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. Осенью 1887 года Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж. Лоренса, где затем и преподавал.
Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. В 1913 Альфонс Муха совершил поездку в Россию, побывал в Москве и Санкт-Петербурге. Альфонс Муха достиг первого успеха в 1894 году, выполнив литографию афиши Сары Бернар и Театра Ренессанс.
Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». К слову сказать, сегодня афиши и плакаты Альфонса Мухи стоят баснословные деньги: миллионеры не жалеют за обладание ими свои миллионы. После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Два года спустя, в 1789 году, по объявлению в венской газете, Альфонс Муха устроился в мастерскую «Каутски-Бриоши-Буркхарт», которая занималась изготовлением различной театральной фурнитуры.
Альфонс Муха занимался дизайном чехословатских денег. В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.
Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. От заказов не было отбоя. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс».
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Он – завершающий и подытоживающий небольшую экскурсию, когда посетителям показывают получасовой фильм о жизни и творчестве художника. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. И что же. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Предки его занимались выращиванием винограда. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии.
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Интересна история внучки Мухи. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации.
Семья была большая. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Произведения дышат спокойствием и негой. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Известность художника растет. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Альфонс был первым сыном во втором браке. Славянская эпопея путешествует по миру.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа.
А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Но судьба благосклонна к гению. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. Дистиллированная красота, которая не может не притягивать.
Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника.
Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже.
В 1906 году мастер женится на Марии. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. От того, что здесь его называют Мюша. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Ничего подобного до Мухи никто не делал. Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3».
Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
Там он поступает в Академию изящных искусств. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Но туда сложно добраться и столь же трудно устроить выездную выставку: картины неудобно транспортировать и далеко не всякое выставочное помещение может их вместить. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Интересна история внучки Мухи. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши.
Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение ар-нуво. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. И вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок, покорив публику своей новизной.
К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера имя которого Альфонс Муха. Муха чувствовал себя достаточно уверенным в своих художественных способностях, чтобы заняться портретной живописью. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Обычно на них были изображены стилизованные сцены природы, автора вдохновляли росписи на ширмах Востока. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Приведем краткое описание картины. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Предки его занимались выращиванием винограда. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. В настоящее время она живет в Чехии. Лето – с помощью ярких зеленых оттенков, осень – насыщенно-оранжевой, а зима – прозрачно-холодной.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби». Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш.
И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. У неё две дочери. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих.
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. С 1904 по 1913 гг. Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников.
Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Мальчик с детства хорошо рисовал. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. И что же делал Муха. На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Во Франции художника называли Мюша.
Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. В 1871 году Муха присоединился к хору в Соборе Святого Петра в Брно, где он посещал начальную школу. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами.
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. В настоящее время она живет в Чехии. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».
Это было довольно прибыльным делом. На самом деле все вполне логично и гармонично. Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни и в творчестве художника не остается только одна женщина – Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза.
Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. 1893 год. Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка.
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха.
Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В представлении принимала участие Сара Бернар. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Однако мнение это, конечно же, разделили не все. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом чернобелой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла.
Причина, разумеется, не в размере. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. От заказов не было отбоя. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
Просто они красивы неземной красотой. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, — как и совершенно все изображения украшений, сделанные Мухой, — то при воплощении оказались чем-то спорным. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Оформительскую задачу художник решал комплексно.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Художник моментально становится знаменитым. Семья была большая.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
Великая актриса была очарована работой. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Дальше – больше. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею. В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. И все же это просто унитаз. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Но на этом сказка закончилась. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Техника создания – масло и яичная темпера. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений.
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. После того как в 15 лет он покидает школу, отец находит ему место мелкого чиновника при территориальном отделении имперского суда. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году6. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
Я предложил мою работу о драпировках. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс был первым сыном во втором браке.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Является единственным официальным музеем художника. Муха остался без средств к существованию. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Хитилова была соотечественницей Мухи. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Он согласился. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Близится Рождество.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея». Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre».
Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Удача никогда не оставляла Альфонса Муху.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Муха остался без средств к существованию. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». франков.
Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Занимался он и практической работой. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года. Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
У неё две дочери. Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек ит. д. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Мальчик с детства хорошо рисовал. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. От заказов не было отбоя. Альфонс Муха (чеш. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
В ту пору он заинтересовался историей славян. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой.
Тогда Муха стал брать уроки рисования. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Серийная живопись — еще одна черта его творчество. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Париж –признанная европейская художественная столица, он был необходимым шагом в образовании любого серьезного художника. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом).
Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Афиша стала революционной.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Его композиции, как правило изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в виде плакатов в модных газетах и журналах.
Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.