Alfons Mucha, Alphonse Maria Mucha (info) 24 июля 1860 — 14 июля 1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице, Моравия, Австро-Венгрия— 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии)— чешско-моравский живописец, театральный художник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво». Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha) – гениальный чешский живописец, декоратор иллюстратор и дизайнер родился 24. 07. 1860 г. в моравском городе Иванчице (Ivanice).
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Это было довольно прибыльным делом. Он один из основателей стиля ар-нуво, называемого иногда его именем – «стиль Мюша».
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Ювелирные изделия, сделанные по эскизам Мухи имели такой успех, что Фуке решился заказать ему оформление своего нового магазина. Он был открыт в1901году. Восхищённые современники назвали его ДРАГОЦЕННОЙ ШКАТУЛКОЙ для ювелирных изделий. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника.
Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн – Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В 1936 году (в связи с банкротством – наступали трудные времена) магазин был закрыт. Несмотря на это, Фуке хватило мудрости демонтировать и сохранить всю отделку (она была передана на хранение в Парижский музей Карнавале). И, пусть кто то в чудеса не верит, однако они бывают.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Новообразованной стране была нужна своя валюта. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. От заказов не было отбоя.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы – жены графа) в моравском городе Грушовани. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Сначала я увидела женщин Альфонса Мухи. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. С 1895 года Муха входит в круг символистов «Салон ста», группировавшихся вокруг одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие художники, как Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, а также поэты Верлен, Малларме и другие. Но судьба благосклонна к гению.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Творчество Альфонса Мухи повлияло на тенденции развития символизма. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Он согласился. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2.
Но на этом сказка закончилась. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
В 1887–1922 г. жил в основном в Париже. В 1906 году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее – известный журналист, умер в 1991 г. ). Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России».
Ну, почему, так тонко чувствуя живопись, Вы не уловили разницы в словах. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. 1893 год. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Альфонс Муха похоронен на национальном кладбище-пантеоне в Вышеграде. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Потом, узнав, что в мире полно людей, которые даже и слова такого не слышали, захотелось «нести свои впечатления в массы» (кому интересно, у меня есть публикация об этих удивительных художниках). Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Муха остался без средств к существованию. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Ничего подобного до Мухи никто не делал. Родился в Иванчице 24 июля 1860. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX – XX столетий. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В 1906 году мастер женится на Марии. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил ее с Ван Гогом). Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887 г. ) и академии Р. Жюльена в Париже. От заказов не было отбоя.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру.
«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. В 1920 году после Первой Мировой войны Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии. Приведем краткое описание картины. В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. От заказов не было отбоя.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Почти все банкноты правительство доверило разработать Альфонсу Мухе. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Муха остался без средств к существованию.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Однако, несмотря на громкий успех он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Великая актриса была очарована работой. В 1887 году в Париже он посещал Академию Жюлиана и Академию Коларосси. Альфонс Муха (чеш.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Художник моментально становится знаменитым. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как художник и педагог. Ivanice) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. Муха остался без средств к существованию. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Альфонс Муха (Alphonse Maria Mucha) (1860–1939), чешский художник, декоратор, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Несколько раз (начиная с 1903 г. ) посетил США, где работал как художник и педагог. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Делал эскизы ювелирных украшений, мебели интерьеров, постеров. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой.
Позже у них рождаются две дочери и сын. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. В настоящее время она живет в Чехии. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Тогда Муха стал брать уроки рисования.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Это было давно, но любовь к этому художнику будет со мной всегда. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В 1887–1922 жил в основном в Париже. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров – от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д. ).
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Интересна история внучки Мухи. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк». Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. От заказов не было отбоя.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. И потом, насчёт удела неофитов. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898). Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра. Является единственным официальным музеем художника.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
У неё две дочери. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением – «Славянской эпопеей».
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Чешский художник, театральный художник иллюстратор, ювелирный дизайнер и мастер рекламной афиши, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Близится Рождество.
Интересна история внучки Мухи. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Хотя на иллюстрациях Билибина я выросла. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Причина, разумеется, не в размере. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Впрочем, это даже и не передать словами: такой свет от этой картины, такое постижение, можно сказать, смысла жизни. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. От того, что здесь его называют Мюша.
Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Декоративные панно были выпущены ограниченным тиражом большого размера их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. В настоящее время она живет в Чехии.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). В течение восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России».
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». С 1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П. Куэна и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Мне вот, при всей любви к Мухе, как-то до Вашего замечания было не видно общности в манере живописи с Билибиным. Альфонс Муха создал стиль art nouveau (ар нуво), который стал воплощением его эпохи, но одновременно он попал в порочный круг коммерческих заказов. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году6. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Поворот в его судьбе наступил в 1894 г., когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
В представлении принимала участие Сара Бернар. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Художник был страстным патриотом своей страны и готов был выложиться на все сто процентов. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1910 году он возвращается в Прагу. Последние годы (1913–1930 г. ) жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен – «Славянского эпоса» (музей замка Моравски Крумлов), на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. После образования в 1918 независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие – «La Femme Muchas». В первые годы занимался иллюстрированием книг. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Рушились академические нормы, громко спорили искусствоведы, в моду входили восточные мотивы. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового.
У неё две дочери. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (чешск. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Получил художественное образование в Брно. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Просто они красивы неземной красотой. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии». По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе.
В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек.