В сборнике «Западноевропейская художественная культура XVIII изданном в Москве в 1980 году есть интересная статья О. И. Лавровой «О проблеме творческого метода Алессандро Маньяско». Алессандро Маньяско (итал. Alessandro Magnasco 4 февраля 1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Маньяско, АЛЕССАНДРО (Magnasco, Alessandro) (1667–1749) итальянский художник, представитель «проторомантического» направления в искусстве барокко. Маньяско Алессандро (1667-1749) — итальянский живописец, жанрист и пейзажист.
Алессандро Маньяско (1667, Генуя – 19 марта 1749, Генуя) – итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Алессандро Маньяско (1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Алессандро Маньяско (Лиссандрино) – великий итальянский художник, который писал картины в стиле барокко.
Каждая из картин Алессандро Маньяско заставляет как бы проснуться от счастливого бездумного сна и задуматься о грозном и вечном.
Троица монахов влечет тело спустят в яму без гроба. Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников. Маньяско объединяет фигурки с элементами интерьера или пейзажа таким образом, что они, теряя жанровую узнаваемость, становятся цветовым элементом пространства, создавая сложное пространственно-цветовое пятно. Антония Брешианского», прежде — собрание Гайгер, Венеция «Морской пейзаж», 1730-е, частное собрание, Италия). Эта легко узнаваемая живописная манера мастера позволила передать трагизм происходящего в картине «Поднятие креста».
Его великим предшественником был Тинторетто. Достаточно примитивный, грубо-грубый репертуар театра обусловил появление в картинах мастера актеров и акробатов (арлекинов, коломбин, пульчинел, паяцев). Тогда же появилось несколько картин с обучением, дрессурой животных. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). Новаторство Караваджо проявилось в удачном соединении поясного портрета и натюрморта. Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца).
Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. Большой известностью пользовались и карикатуры Креспи. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган. В годы 1703 – 1711 Маньяско познакомился с итальянским театром делььарте. Странные, причудливые персонажи поражают безудержной динамикой. Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным». Это несмешные шутки Маньяско или попытки пошутить. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. В 1703 Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти).
Но какая индивидуальность, пусть и внешняя (Академия Каррара, Бергамо). Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и других цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка). Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи).
В течение всей жизни он вновь и вновь воспроизводил одних и тех же персонажей используя готовый арсенал условных характеров. Но религиозную тематику разрабатывал не так, как это было принято в Академии.
Но индивидуальность поражает, потерянное имя (чтобы установили его заново) ничего бы нового в характерный, надменный образ не добавил (музей Польди Пеццоли, Милан). Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли «Экстаз св. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Человек в пейзажах Маньяско — лишь маленькая частичка природы, живущая среди одухотворенной стихии моря, леса, гор.
Экономически слабая, раздробленная на отдельные самостоятельные государства, Италия не могла противостоять натиску могущественных соседей – Австрии, Испании и Франции, которые увлечённо делили итальянскую территорию. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини. Паяц учит ворону, сороку или обезьяну. Не отсюда ли и пустота (в иных случаях лишь кажущаяся пустота) искусства Маньяско.
Образы Маньяско балансируют на грани, когда истовый экстаз готов обернуться лицемерием, плуты — оказаться праведниками, а праведники — плутами (из сочинения Франсиско Кеведо). Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). Маньяско ценит в реальности все необычное. В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А. Ф.
Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей). Писал Алессандро и более «серьезные» картины, в основном пейзажи. Франциска). Учился у отца, живописца Стефано Маньяско и в Милане у Франческо Аббиати испытал влияние Сальваторе Розы, Калло, мастеров генуэзской школы.
Сюжеты с изображением бродяг, нищих, шутов, странствующих музыкантов, актеров связаны с народными празднествами, карнавалами, балаганными представлениями (Полишинель играющий на гитаре, Венеция, частное собрание). Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание). Значительная часть картин Маньяско – это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). – Хорошим живописцем был и один из его сыновей, Lodovico (умер в 1779 г. ), представленный в Венецианской Академии автопортретом замечательного достоинства (он же автор добавления к Felsina Pittrice графа Мальвазии). Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи). В «Вакханалии» среди стройных античных руин, написанных художником Клементе Спера, Маньяско изобразил традиционных языческих персонажей – сатиров, вакханок, нимф.
Однако уже и то замечательно, что из всех итальянцев именно Джузеппе Креспи всего определеннее напоминает Северного гения и не только своим предпочтением глубоких контрастов света и теней (в этом он примыкает и к Рибейре и к Гверчино), но и сумрачностью своей поэзии. Настоящее представление о мастере дает серия картин Таинства. Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение. И ничего индивидуально-образного – не найти в Маньяско. Перечень итальянских живописцев XVIIIв открывает Джузеппе Мария Креспи, прозванный Spagnolo («Итальянец»). Маньяско работал в портретном жанре имел опыт фресковой росписи (Бриньяно, Кастелло Висконтео), писал религиозные композиции (Распятие, Москва, ГМИИ им.
В длительной борьбе за господство в Италии победа досталась Испании, которая почти на два столетия обрекла Италию на положение своей провинции. Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической. В композиции Прием в саду виллы дАльбаро (Генуя, Палаццо Бьянко) возникающая на втором плане величественная панорама долины с виллами и виноградниками под защитой холмов, разительно отличаясь от обычных напряженных ландшафтов Маньяско, приоткрывает путь пейзажному видению 19 века. Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и другими. Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ват-то.
В период между 1720 и 1725 годами Маньяско преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. Креспи жил и работал в Болонье, в 1680-е годы во время путешествий в Парму, Венецию и Урбино познакомился с произведениями Корреджо и Тициана. Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической. Удлиненные фигуры кажутся ничтожно маленькими в громадных помещениях старого монастыря. А. С. Пушкина) и вакханалии среди античных руин (Ленинград, Эрмитаж Москва, ГМИИ), но наиболее полным выражением его художественной индивидуальности можно считать пейзажи и сцены из современной жизни.
Маньяско Алессандро (16671749) Magnasco Alessandro. В той же манере живописует художник застенки инквизиции, привалы цыган и комедиантов (Обучение сороки, Флоренция, Уффици), солдатские караульни, кухни, сцены колдовства (Ведьма, частное собрание), персонажей народной комедии дель арте (Танец Коломбины, Венеция, собрание Италико Брасс). Жизнь Креспи (1665г, Болонья – 1747г, там же) пришлась на рубеж двух столетий: в XVIIв он сформировался как рисовальщик, гравёр и художник, а в XVIIIв мастер создал свои главные произведения – картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты.
Роскошный наряд кавалеру ордена Константина не добавило привлекательности лицу, смотрит с презрением и цинизмом. Герои картин художника захвачены эмоциональной энергией необычайной силы. Разумеется, до Рембрандта Креспи далеко. Недаром за виртуозную манеру его называли Паганини кисти. Значительная часть картин Алессандро Маньяско – это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). Сюжет Обучение пению сороки Маньяско изображал много раз (Милан, Амброзиана Лондон, Институт Курто).
Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города – Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720-1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» – монастырь Зайтенштеттен в Австрии). Грустит лишь один монах на коленях с горщиком. Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание).
Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Произведения Маньяско выполнены энергичными ударами кисти, колорит – мерцающий, с преобладанием коричневых и оливковых тонов. Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»).
В XVIIв Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн. Эта антитеза необузданной страсти к роскошнейшему из искусств – к живописи, с мечтой об анахоретах представляется чем-то абсолютно странным. Могилу только выкопали.
Чаще всего персонажи изображал на фоне архитектуры, римских арок, писал романтические виды городов. относится цикл его картин, рассказывающих о монастырском быте («Трапеза монахинь», ГМИИ, Москва «Похороны монаха», Музей западного и восточного искусства, Киев). Итальянский художник, представитель романтического направления в искусстве барокко. Маньяско работает для пейзажиста К. А. Тавелла исполняя фигуры пастухов и отшельников в его картинах. Его великим предшественником был Тинторетто.
Пушкина) Маньяско изображает с иронией. Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»). Мазки сплавляются в яркие пятна желтого, зеленого, синего цветов и, кажется, словно «прорываются» сквозь темный фон, неся в себе заряд цветовой энергии и рождая впечатление сильных контрастов света и тени.
Картины художника, как, например, его «Вакханалия», полны беспокойного движения. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. Именно таким художником был Маньяско и, возможно, в его творчестве с наибольшей силой проявился крайний индивидуализм художественного восприятия. В этих совместных произведениях фигурки, написанные Маньяско, одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697 год, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св.
«Сильный мазок» («tocco forte») восходит к северо-итальянской живописной традиции. А. С. Отец Алессандро, Стефано Маньяско, тоже был художником — именно он познакомил сына с живописью и стал его первым учителем.
Насколько радостные вакханалии Тициана, настолько неприятна, гротескная Вакханалия Маньяско (Москва). Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. Для его родины это был сложный период истории.
Динамичность выразилась и в живописной технике: художник использовал особый метод нанесения мазков поверх окончательного слоя. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган. Эти исторические реалии не могли не сказаться на развитии культуры.
Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города – Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720 – 1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» – монастырь Зайтенштеттен в Австрии). В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725-1735 годы, Музей изящных искусств, Кливленд «Трапезная братьев оссервантов», 1736-1737 годы, Городской музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720-1730-е годы, Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий святого Петра», 1730-е годы, Национальная галерея искусств, Вашингтон «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-е годы, Музей искусств, Копенгаген). Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников. Удача первого опыта побудила затем художника углубиться в изображение религиозной жизни и результатом явилась серия кардинала Оттобони – те семь (вместе с Исповедью) картин, которые служат одним из лучших украшений Дрезденской галереи.
Не испытывают уважения к руинам и те, что не танцуют (античность для обездоленных вакхантив- маргиналов не стоит забот и хранения). Начал работать самостоятельно около 1690 года. К раннему этапу развития барокко в Италии исследователи относят основание в Болонье в 1585г художниками братьями Карраччи мастерской, получившей название «Академии вступивших на правильный путь», эстетическое кредо которой заключалось в строгом следовании античному и ренессансному идеалу и скрупулёзной работе с натурой для её совершенствования в соответствии с канонами красоты. Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден в небольших по формату картинах Маньяско («Любовь Пульчинеллы», 1700-е годы, Музей искусств, Копенгаген «Дон Кихот», 1719-1725 годы, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. Но быстро все закончится и на кладбище станет на одну могилу больше.
Этой печальной участи избежали Венеция, Генуя, Пьемонт и Папская область. Становится она еще более острой, если мы вспомним о ряде других картин Маньяско, которые изображают исступленные вакханалии. За последнее время, постепенно, начинает меняться и отношение к Джузеппе Креспи1, на самом же деле, этот Рембрандт Италии, носивший в свое время менее подходящую для него кличку болонского Спаньоло (иначе говоря, болонского Рибейры), достоин величайших почестей истории. К 1720-м гг. Алессандро Маньяско жил и работал в Италии на рубеже 17 и 18 столетий. За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы».
Приём резкого освещения придаёт определённую эмоциональную окраску повествованию о каждом таинстве («Исповедь», «Крещение», «Бракосочетание», «Причащение», «Священство», «Миропомазание, «Соборование»). Зритель видит, как стремительно волны накатывают на берег, как ветер гнет ветви деревьев, как быстро бегут по небу облака («Пейзаж с прачками», Каподимонте, Неаполь «Горный пейзаж», 1720-е., Эрмитаж, Санкт-Петербург «Проповедь св. Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу.
Художник словно заранее знает, что все кончится пессимистично. Стилевые признаки барокко прослеживались повсюду в работах художников испанской школы – в световых эффектах живописи Веласкеса, драматизме полотен Риберы и Сурбарана. Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца).
В Нидерландах господствовал натуралистический стиль. Серия «Семь таинств» Креспи – одно из высших достижений живописи барокко XVIIIв, которая в то же время знаменует конец барочной традиции и появление нового искусства. Среди представителей последней мы хотели бы выделить уроженца Генуи — Алессандро Маньяско. Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, 19. 3. 1749, там же) итальянский художник. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты.
Жил и работал в Милане (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Флоренции (1703-1709 годы) и Генуе (1735-1749 годы). Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св.
А. С. Генуэзский художник Алессандро Маньяско – личность сложная и трагическая. В 1703 Алессандро Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти). Уроженец Генуи, Маньяско много путешествовал по городам Италии, работал в Генуе, Милане (до 1703), во Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749), писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены архитектурные фоны в его полотнах исполняли другие мастера. Озабоченные проблемами политического и идеологического противостояния с протестантизмом, римские папы придавали большое значение пропаганде основных догматов католицизма, в том числе и средствами искусства. Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей).
– Из произведений Джузеппе Креспи назовем те, что хранятся в Эрмитаже (особенно хорош автопортрет) Воспитание Ахиллеса и Эней в лодке Харона в Венской Академии Экстаз св. Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини. Станислава в феррарской церкви Gesu, серию Таинств (1712 г. ) Поклонение пастырей и Портрет генерала Пальфи в Дрездене Автопортрет в Уффици Монахиню в Мюнхене две небольшие жанровые картинки в собрании К. А. Но в её выражении угадывается лукавство, есть что-то неискреннее, манерное в лице и позе этой юной сестры. Другая женщина скрестила на груди руки, но это совсем не молитвенный жест.
Поисков в пределах одного произведения в нем незаметно. За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы». Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св. Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным».
Многомерное творчество Караваджо, не укладывающееся в рамки какого-либо определённого художественного течения, возникло, скорее, как оппозиция маньеризму и академизму и дало начало новому направлению в живописи – караваджизму. Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. Тревога и беспокойство присутствуют в каждом пейзажи Маньяско. Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи (например, в пейзажи С. Риччи). Возникла она случайно. Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение.
И даже незначительные в Гисланди – индивидуальные. Креспи называют живописцем повседневности, его картины с изображением многолюдных народных сцен («Ярмарка» 1709г, «Ярмарка в Поджо-а-Кайано» 1708г) и жанровые картины («Блоха», «Посудомойка») стали высшим достижением бытовой живописи XVIIIв. Картина Маньяско «Приём на вилле Альбаро» (1735 год, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины. Не случайно пейзажи Маньяско часто населены бродягами, разбойниками, контрабандистами.
Сын генуэзского художника Стефано Маньяско в возрасте десяти лет переехал в Милан, где около 1681-1682 годов поступил в мастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-е годы, Пинакотека Брера, Милан) и ряд религиозных картин («Святой Франциск, утешаемый ангелами», 1680-е годы, галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Типическими, уже в ранний период, стали для него антично-мифологические (по сути ироничные, пародийно-мифологические) мотивы и «низкие» жанры с фигурами разбойников и бродяг (Вакханалия, Привал бандитов обе работы – 1710-е годы, Эрмитаж, Петербург) безликие человечки суетятся в этих картинах на фоне классических руин. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), Маньяско изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя «Капуцины в пути», частное собрание, Милан).
Витторе Гисланди долго и вынужденно рисовал портреты рядовых, непривлекательных внешне, ничтожных людей. Неоднородность в стилевом отношении, несмотря на господство барокко, наблюдалась, например и во Франции, где представители французской школы (и прежде всего – Пуссен) опирались на античные художественные традиции классицизма. Трапеза монахинь (Москва, ГМИИ), Выбривание тонзуры (Вена, частное собрание), Греющиеся монахи (Венеция, собрание Италико Брасс), Похороны (Италия, частное собрание), Монахини за пряжей, В библиотеке и другие полотна воссоздают эпизоды жизни за монастырскими стенами.
Внешне смешная ситуация, когда обучение не идет успешно, подается неспокойно, тревожно. Таким образом, в нем нечего искать содержания, кроме чисто живописного.
В каждой своей картине Маньяско создавал фантастический, призрачный мир, населенный монахами и бродягами, странно жестикулирующими и словно подчиненными некоей высшей силе. Работал в Генуе, Милане, Флоренции (17031711).
У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти). У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти). Размеренность и рутина монастырских обычаев превращается у Маньяско в мрачную комедию. После смерти отца Алессандро переехал в Милан, где попал в ученики Франческо Аббьяти.
Он изображал сцены Вакханалий (1710-е, Москва, Государственный музей им. Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ватто. Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, — 19. 3. 1749, там же) итальянский художник.
Главное средство выражения в живописи Маньяско – драматический гротеск. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу. Художник утрирует фигуры, пишет их непомерно худыми и вытянутыми. Тревожная экспрессия усиливается благодаря резким и отрывистым мазкам, прославившим художника.
А молодой монах с удивлением следит за ходом событий, не откладывая лопаты. Генуэзская школа. Но особенно его привлекают религиозные сюжеты, которые напоминают работы болонца Креспи («Св. Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли «Экстаз св.
Католицизм не пал под натиском протестантизма, а, как всякая религия, адаптировался. Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (Синагога, Художественный музей, Кливленд Свадебный банкет, Лувр, Париж обе картины – конец 1710–1720-е годы).