Алессандро Маньяско (итал. Alessandro Magnasco 4 февраля 1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Маньяско, АЛЕССАНДРО (Magnasco, Alessandro) (1667–1749) итальянский художник, представитель «проторомантического» направления в искусстве барокко. Alessandro Magnasco 4 февраля 1667, Генуя – 19 марта 1749, Генуя) – итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы.
В XVIIв Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), Маньяско изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя «Капуцины в пути», частное собрание, Милан). Насколько радостные вакханалии Тициана, настолько неприятна, гротескная Вакханалия Маньяско (Москва). Новаторство Караваджо проявилось в удачном соединении поясного портрета и натюрморта. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. В этих совместных произведениях фигурки, написанные Маньяско, одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697 год, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св.
Внешне смешная ситуация, когда обучение не идет успешно, подается неспокойно, тревожно. Серия «Семь таинств» Креспи – одно из высших достижений живописи барокко XVIIIв, которая в то же время знаменует конец барочной традиции и появление нового искусства. В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725-1735 годы, Музей изящных искусств, Кливленд «Трапезная братьев оссервантов», 1736-1737 годы, Городской музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720-1730-е годы, Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий святого Петра», 1730-е годы, Национальная галерея искусств, Вашингтон «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-е годы, Музей искусств, Копенгаген). Могилу только выкопали. Для Караваджо и его последователей характерно своеобразие светотеневых приёмов и композиционные диагональные схемы развития движения.
В работах художника вместо эксцентричности барокко появляется строгость и убедительность в желании приблизить происходящее к реальности. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. Сюжеты с изображением бродяг, нищих, шутов, странствующих музыкантов, актеров связаны с народными празднествами, карнавалами, балаганными представлениями (Полишинель играющий на гитаре, Венеция, частное собрание). Художник словно заранее знает, что все кончится пессимистично.
Герои картин художника захвачены эмоциональной энергией необычайной силы. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. Достаточно примитивный, грубо-грубый репертуар театра обусловил появление в картинах мастера актеров и акробатов (арлекинов, коломбин, пульчинел, паяцев). В силу того, что искусство попало в список инструментов власти, церковный заказ в художественной жизни Рима имел огромное значение. Эти исторические реалии не могли не сказаться на развитии культуры.
Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Картины художника, как, например, его «Вакханалия», полны беспокойного движения. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган.
А. С. Пушкина) и вакханалии среди античных руин (Ленинград, Эрмитаж Москва, ГМИИ), но наиболее полным выражением его художественной индивидуальности можно считать пейзажи и сцены из современной жизни. Тогда же появилось несколько картин с обучением, дрессурой животных. Паяц учит ворону, сороку или обезьяну. Креспи называют живописцем повседневности, его картины с изображением многолюдных народных сцен («Ярмарка» 1709г, «Ярмарка в Поджо-а-Кайано» 1708г) и жанровые картины («Блоха», «Посудомойка») стали высшим достижением бытовой живописи XVIIIв. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган. Сюжет Обучение пению сороки Маньяско изображал много раз (Милан, Амброзиана Лондон, Институт Курто).
Произведения Маньяско выполнены энергичными ударами кисти, колорит – мерцающий, с преобладанием коричневых и оливковых тонов. Для его родины это был сложный период истории. Но быстро все закончится и на кладбище станет на одну могилу больше.
Не испытывают уважения к руинам и те, что не танцуют (античность для обездоленных вакхантив- маргиналов не стоит забот и хранения). Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А. Ф.
Недаром за виртуозную манеру его называли Паганини кисти. В той же манере живописует художник застенки инквизиции, привалы цыган и комедиантов (Обучение сороки, Флоренция, Уффици), солдатские караульни, кухни, сцены колдовства (Ведьма, частное собрание), персонажей народной комедии дель арте (Танец Коломбины, Венеция, собрание Италико Брасс). Жил и работал в Милане (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Флоренции (1703-1709 годы) и Генуе (1735-1749 годы).
И ничего индивидуально-образного – не найти в Маньяско. Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (Синагога, Художественный музей, Кливленд Свадебный банкет, Лувр, Париж обе картины – конец 1710–1720-е годы). Грустит лишь один монах на коленях с горщиком. Перечень итальянских живописцев XVIIIв открывает Джузеппе Мария Креспи, прозванный Spagnolo («Итальянец»).
Франциска). Католицизм не пал под натиском протестантизма, а, как всякая религия, адаптировался.
Маньяско ценит в реальности все необычное. Картина Маньяско «Приём на вилле Альбаро» (1735 год, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины. Троица монахов влечет тело спустят в яму без гроба. «Сильный мазок» («tocco forte») восходит к северо-итальянской живописной традиции.
Уроженец Генуи, Маньяско много путешествовал по городам Италии, работал в Генуе, Милане (до 1703), во Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749), писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены архитектурные фоны в его полотнах исполняли другие мастера. Алессандро Маньяско, как и другие мастера эпохи барокко, писал картины на библейские или мифологические сюжеты, однако, некоторые искусствоведы называют его «предтечей романтизма». Биография: Алессандро Маньяско (англ. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган. Этой печальной участи избежали Венеция, Генуя, Пьемонт и Папская область. В период между 1720 и 1725 годами Маньяско преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом.
Испытал влияние С. Розы, В. Кастелло, Тинторетто, Жака Калло – мастеров генуэзской школы. Учился у отца, художника Стефано Маньяско, затем в Милане, у Ф. Аббьяти.
Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и других цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка). Не случайно пейзажи Маньяско часто населены бродягами, разбойниками, контрабандистами. Мазки сплавляются в яркие пятна желтого, зеленого, синего цветов и, кажется, словно «прорываются» сквозь темный фон, неся в себе заряд цветовой энергии и рождая впечатление сильных контрастов света и тени. Сын генуэзского художника Стефано Маньяско в возрасте десяти лет переехал в Милан, где около 1681-1682 годов поступил в мастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-е годы, Пинакотека Брера, Милан) и ряд религиозных картин («Святой Франциск, утешаемый ангелами», 1680-е годы, галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Маньяско работал в портретном жанре имел опыт фресковой росписи (Бриньяно, Кастелло Висконтео), писал религиозные композиции (Распятие, Москва, ГМИИ им. Жизнь Креспи (1665г, Болонья – 1747г, там же) пришлась на рубеж двух столетий: в XVIIв он сформировался как рисовальщик, гравёр и художник, а в XVIIIв мастер создал свои главные произведения – картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты.
Типическими, уже в ранний период, стали для него антично-мифологические (по сути ироничные, пародийно-мифологические) мотивы и «низкие» жанры с фигурами разбойников и бродяг (Вакханалия, Привал бандитов обе работы – 1710-е годы, Эрмитаж, Петербург) безликие человечки суетятся в этих картинах на фоне классических руин. Особенно следует выделить необычную технику письма Алессандро Маньяско. И даже незначительные в Гисланди – индивидуальные.
Но религиозную тематику разрабатывал не так, как это было принято в Академии. Динамичность выразилась и в живописной технике: художник использовал особый метод нанесения мазков поверх окончательного слоя. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты.
Это несмешные шутки Маньяско или попытки пошутить. В композиции Прием в саду виллы дАльбаро (Генуя, Палаццо Бьянко) возникающая на втором плане величественная панорама долины с виллами и виноградниками под защитой холмов, разительно отличаясь от обычных напряженных ландшафтов Маньяско, приоткрывает путь пейзажному видению 19 века. Его особый стиль, несмотря на жанровое разнообразие полотен, угадывается всегда. Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи (например, в пейзажи С. Риччи). Пушкина) Маньяско изображает с иронией. Генуэзский художник Алессандро Маньяско – личность сложная и трагическая.
Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден в небольших по формату картинах Маньяско («Любовь Пульчинеллы», 1700-е годы, Музей искусств, Копенгаген «Дон Кихот», 1719-1725 годы, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. Удлиненные фигуры кажутся ничтожно маленькими в громадных помещениях старого монастыря. В «Вакханалии» среди стройных античных руин, написанных художником Клементе Спера, Маньяско изобразил традиционных языческих персонажей – сатиров, вакханок, нимф.
Неоднородность в стилевом отношении, несмотря на господство барокко, наблюдалась, например и во Франции, где представители французской школы (и прежде всего – Пуссен) опирались на античные художественные традиции классицизма. Образы Маньяско балансируют на грани, когда истовый экстаз готов обернуться лицемерием, плуты — оказаться праведниками, а праведники — плутами (из сочинения Франсиско Кеведо). Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. Трапеза монахинь (Москва, ГМИИ), Выбривание тонзуры (Вена, частное собрание), Греющиеся монахи (Венеция, собрание Италико Брасс), Похороны (Италия, частное собрание), Монахини за пряжей, В библиотеке и другие полотна воссоздают эпизоды жизни за монастырскими стенами.
Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и другими. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. Его живопись разнофактурна — это и динамичные мазки и удары кистью. Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены.
Своеобразный пластический мир Маньяско обретает убедительность благодаря гибкости его кисти, лепящей его то длинными, то короткими, то параллельными, то зигзагообразными, то легкими и прозрачными, то пастозными мазками. А молодой монах с удивлением следит за ходом событий, не откладывая лопаты. Алессандро Маньяско жил и работал в Италии на рубеже 17 и 18 столетий. Начал работать самостоятельно около 1690 года. Художник утрирует фигуры, пишет их непомерно худыми и вытянутыми. К раннему этапу развития барокко в Италии исследователи относят основание в Болонье в 1585г художниками братьями Карраччи мастерской, получившей название «Академии вступивших на правильный путь», эстетическое кредо которой заключалось в строгом следовании античному и ренессансному идеалу и скрупулёзной работе с натурой для её совершенствования в соответствии с канонами красоты. Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены.
В годы 1703 – 1711 Маньяско познакомился с итальянским театром делььарте. Дробный, текучий мазок выявляет и усиливает все смешное и нелепое в фигурах, придает ощущение зыбкости, фантастичности сцене в целом. Но какая индивидуальность, пусть и внешняя (Академия Каррара, Бергамо). Главное средство выражения в живописи Маньяско – драматический гротеск. Приём резкого освещения придаёт определённую эмоциональную окраску повествованию о каждом таинстве («Исповедь», «Крещение», «Бракосочетание», «Причащение», «Священство», «Миропомазание, «Соборование»).
Он изображал сцены Вакханалий (1710-е, Москва, Государственный музей им. Тревога и беспокойство присутствуют в каждом пейзажи Маньяско. В Нидерландах господствовал натуралистический стиль. А. С. Эта легко узнаваемая живописная манера мастера позволила передать трагизм происходящего в картине «Поднятие креста».
Но индивидуальность поражает, потерянное имя (чтобы установили его заново) ничего бы нового в характерный, надменный образ не добавил (музей Польди Пеццоли, Милан). А. С. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. События трагической действительности порождали новые оттенки в ее художественной интерпретации.
Странные, причудливые персонажи поражают безудержной динамикой. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Деятельность этого итальянского художника приходится на вторую половину XVII — первую половину XVIII столетия и его творчество явилось как бы связующим звеном между двумя значительными этапами развития итальянской живописи.
.