Большая часть жизни и творчества русского художника-экспрессиониста Алексея Георгиевича Явленского связана с Германией, он даже добавил к своей фамилии аристократическую приставку «фон», при этом, официальных изменений в биографические данные не вносилось. Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам— Кузлово, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky 13 (25) марта 1864, Торжок, по некоторым источникам—, Тверская губерния— 15 марта 1941, Висбаден)— русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии.
Алексей Георгиевич фон Явленский скончался 15 марта 1941 года в Висбадене, Германия, где и был похоронен на русском православном кладбище. Алексей Георгиевич Явленский — (13 марта (25 марта) 1864, Торжок — 15 марта 1941, Висбаден) — русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Алексей Георгиевич Явленский (нем.
По завершении учебы был произведен в подпоручики и зачислен в 7-й гренадерский полк. В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души». Здесь он начал писать серию пейзажных «Вариаций»– небольшие поразмеру композиции, выполненные тонкими слоями краски набумаге, структурированной под холст.
10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С. Дягилевым. Но символичность образов не покидает его (Сакральный час, Пророк с Тибета), Работал художник только для себя и еще, как сам говорил, для своего Бога, работал в экстазе, со слезами на глазах. Важнейшие элементы созданной Гогеном теории (так называемый синтетизм), окоторых рассказывал Веркаде, увлекли Явленского. Он по-прежнему варьирует одну итуже композиционную схему– очертания лица, трансформированные вкрест, ноживописно-пластическое решение произведений радикально меняется: ослабевает строгий геометризм, пастозный слой краски приобретает стихийный характер. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне.
Луки. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Главное, что интересует живописца — жизнь цвета.
Живёт вдеревне Сен-Пре наЖеневском озере близ Лозанны. По семейной традиции его отдают в кадетскую школу, потом в юнкерское училище. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). В 1874 переехал с матерью в Москву.
Группу художники рассматривали как свободное объединение для пропаганды своего искусства. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. Большое значение втворческой судьбе Явленского имело знакомство схудожниками Яном Веркаде иПолем Серюзье– друзьями Гогена попонт-авенскому периоду. В 1916 его менеджером стала Эмма Шейер. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами.
В 1897 посетил Венецию. – 15. 3. 1941, Висбаден, Германия) – художник. Просто он, как и его знакомые и близкие ему по духу художники — Матисс, Кис ван Донген, Нольде, — шел к предельной интенсификации палитры, к ударным столкновениям красочных пятен. Там его приметил Сергей Дягилев, пригласивший на петербургскую выставку, где он на следующий год экспонировал работы вместе с В. А. Серовым, М. В. Добужинским, К. А. Сомовым.
В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. Святой Андрей» (1934), «Константинополь» (1936), «Иоанн Креститель» (1936). Последнее десятилетие жизни художника – важнейшее в его творческом и духовном пути – отмечено драматическими событиями.
В 1885-87 учился в Александровском военном училище. Был отпет в русском православном соборе в Висбадене. Но названия композиций говорят сами за себя: «Карма», «Великая тайна», «Аврора», «Сакральный час», «Пророк с Тибета» (все 1930-х). В 1921 году художник переезжает в Висбаден. На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию.
Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933–1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. в Висбаден, где женился на Елене Незнакомовой и жил до своей смерти. В 1933–1937 создал более 1 000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Сами названия картин глубоко символичны: Поэзия утра, Карма, Великая тайна, Аврора. В колористическом отношении работы 1911 года — самые экстатические по цвету. Совместно с Веревкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (январь 1915).
В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. 1937). Однако ему было не по пути с художниками Мира искусства. С 1890 посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. Художника интересуют отвлеченные гармонии (композиция Праформы), Явленский считает, что каждый находит в картине только то, что есть в его собственной душе. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США.
В 1901–1902 провел 14 месяцев в России, во время этой поездки сблизился с Еленой Михайловной Незнакомовой (1881–1955), воспитанницей и прислугой семьи Веревкиных у них родился сын Андрей (Явленский-Незнакомов), впоследствии ставший художником. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913).
От Ленбаха и Штука Явленский отказывается в пользу Ван Гога и Сезанна, Гогена и Ходлера. С 1930 года художник переходит к темным гармониям. Стиль получает эмблематический характер. Висбаденский период отличается стремлением конструировать головы колорит заметно высветлен, несколько цветных линий дают основные абрисы (всегда только анфас), поверх плавают несколько ярких пятен.
Потом стали появляться обобщающие названия: Испанка, Фиолетовый тюрбан, Лола. После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. праведной Елизаветы и похоронен на русском кладбище в Висбадене. С 1915 жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 – в Висбадене. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство», организованная властями с пропагандистской целью (она открылась в мюнхенском Доме искусств в июле 1937 и до апреля 1941 посетила еще 12 городов). В 1890–1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань).
Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Вместе с В. В. Кандинским организовал «Новое художественное общество» в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении «Синий всадник» (1911–1914). Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ. «Я выкидываю все частности, все детали, – писал Я., – чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи. В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в Париже (1907). Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби».
В 1896 году обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе. Он работает сней веё мастерской вПетропавловской крепости, вимении Верёвкиных Благодать. В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В начале войны выехал в Швейцарию вместе с Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой имевшей от него сына Андрея (впоследствии – художник А. А. Явленский).
Вместе с Василием Кандинским организовал Новое художественное общество в Мюнхене (1909), позднее сотрудничал в объединении Синий всадник (1911-1914). Был отпет в православном соборе св. Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон.
В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США.
Немецкие друзья называли Явленского между собой Иваном Карамазовым. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью.
В его наследии есть пейзажи и натюрморты, но больше всего его привлекали изображения голов, человеческих лиц, которые в конечном итоге стали преобладающей темой. Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». В мастерской Репина Алексей Явленский встретился с Марианной Веревкиной, дочерью известного генерала, вскоре скончавшегося. Тем не менее духовного родства со своей родиной он никогда не порывал он не только жил воспоминаниями о прошлом (кстати, в написанных им автобиографических записках русским годам отводится больше всего места и они более всего подробны), но оставался глубоко верующим, православным человеком. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. С 1914 года, когда он из-за войны вынужденно живет в Швейцарии, кантоне Во, появляются его знаменитые вариации (так назвал их сам художник). Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США.
Официальный брак сней был заключен лишь в1922. Те шли к созданию объединения Синий всадник, Явленский нащупывал свой путь. Из дворянской семьи.
Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/1911). Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А. Ашбе. Вней он развивает евангельскую тему, начатую в«Ликах Спасителя» и«Абстрактных головах». Явленский уже тогда считал, что искусство не объясняет мир, что оно само — мир. Дворянин, сын полковника. Разочаровавшись в академической системе преподавания, занимался с 1893 в мастерской М. В. Веревкиной, которая стала его женой. «Медитации» по-разному могут интерпретироваться зрителем, сам художник называл их «просьбами кБогу», «молитвами» исполненными вмоменты глубочайшей сосредоточенности исамосозерцания: «Яработаю для себя, для себя одного идля моего Бога.
После знакомства с кубизмом нарастает линейность. Родившись близ Торжка, ребенком вместе с семьей Явленский попадает в 1874 году в Москву. Здесь вновь проявляется некая иконность.
В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене. Последний раз был в России в 1914. Большое значение имело знакомство с Матиссом в 1905 году в Париже.
Разочаровавшись в академической системе преподавания, занимался с 1893 года в мастерской М. В. Веревкиной, которая стала его женой. Ихотя «медитации» далеко отходят отрусских истоков, сиконописными образами их роднит насыщенность красок, экспрессия, одухотворённость («Жизнь исмерть». Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США.
Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (1933-1937) реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность. В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне.
Здесь он начал свои «Вариации» — цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Сравнение не самое удачное. В 1908 году он вместе с Веревкиной живет в доме Кандинского и Габриэль Мюнтер в Мурнау.
После гимназии учился в кадетском корпусе и военном училище (1877–1887) в 1896 вышел в отставку в чине штабс-капитана. Делал все это Явленский, чтобы познать и выразить духовное начало своей души. В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры.
Жил в Санта-Пре близ Лозанны (1914–1916), где встречался с обосновавшимися там в военное время С. П. Дягилевым, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, И. Ф. Стравинским и Л. С. Бакстом. Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике. Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Увлекался искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. В 1920 окончательно откристаллизовался его самобытный стиль – с обобщенными головами и фигурами на грани перехода в цветовую или черно-белую абстракцию.
С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. Плавные тональные гаммы на рубеже 1930-х годов сменяются более грубым мазком, резче и монументальней становятся линии. Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922 «Поэзия утра», 1930 «Аврора», 1931). По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877-84) и 3-м Александровском военном училище (1885-87).
Пример синтеза живописи Ашбе иЦорна– «Елена виспанском костюме» (1901), близкий ряду портретов русской школы этого времени своими колористическими, композиционными иинтонационными особенностями. В 1874 переехал с матерью в Москву. С 1890 года посещал петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». в Висбаден, где женился на Хелене и жил до своей смерти.
1937 «Чистилище». Ему думалось, как и многим тогда, что искусство будущего — искусство эмоциональное. Брак с Незнакомовой официально оформил только в 1922. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И. Репина. Здесь он начал свои «Вариации»— цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.
В 1924 году он вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «», проводившее свои выставки в Германии и в первую очередь в США. В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. Немецкое гражданство, которое художник получил виюле 1934, неулучшило его положения. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
Немецкие друзья художника называли его «Иваном Карамазовым». Вместе они решили поехать учиться, как многие русские, в Мюнхен. Стал вице-президентом общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. В 1915 участвовал в выставке русских художников-эмигрантов в Лозанне и в благотворительной выставке в Вильно (вместе с Веревкиной и Б. Цукерманом). 1936 «Яиночь». Что-то иногда напоминает композиции Пауля Клее.
Кандинский привлек Явленского к организации Новой ассоциации художников в Мюнхене. По завершении учебы был произведен в подпоручики, зачислен в 7-й гренадерский полк. Это преимущественно пейзажи, натюрморты и, естественно, головы. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного бьеннале искусств в Венеции (1920).
Позже сотрудничал в основанном Кандинским объединении «Der Blaue Reiter» и участвовал в его выставках (1911/12). Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент. Жил в Санта-Пре (1915-16). Художник.
В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Его живопись становилась все более условной. В 1874 переехал с матерью в Москву.
После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции «цвета горят, – писал он, – передавая жар души». С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. В 1890-1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы» использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. Плюс ко всему имели особое значение музеи, в первую очередь Эрмитаж.
После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. Некоторые из ранних голов несомненно ведут происхождение от портретов и иногда сохраняют проблему сходства (портрет так называемой Галки, художницы Эмми Шейер). Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М. Веревкиной, В. Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г. Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества – Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 – президент.
Поступил вольнослушателем в АХ, учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. ЯВЛЕНСКИЙ, АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1864–1941), русский художник, представитель экспрессионизма. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее.
По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877–1884), где рисование преподавал художник С. И. Васильев и в 3-м Александровском военном училище (1885–1887). В 1933-37 создал более 1000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. Нохристианская иконография– ведущая вэти годы, очём красноречиво говорят названия «медитаций»: «Архангел Михаил» (1934), «Иконостас. В 1896 обосновался вместе с нею в Мюнхене, где посещал школу А. Ашбе. Детство провел в родительском имении в Витебской губернии.
В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство». Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства вицепрезидент общества, с 1911 президент. (1864, близ Торжка, Тверской губ. Детство провел в родительском имении Кузлово под Вышним Волочком в Тверской губернии. Изображённая напортрете Елена Незнакомова (Лёля), горничная Верёвкиной, вянваре 1902 родила Явленскому сына Андрея.
Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914). У Репина дышать стало свободнее, проблемы колорита увлекли его именно там. Родился в Торжке 13 (25) марта 1864 в семье полковника (как выходец из дворянского рода прибавлял позднее, в Германии, к своей фамилии приставку «фон»). Во Франции Я. посещал мастерскую А. Матисса, был дружен с Э. Веркаде, последователем П. Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». О своих произведениях сам Я. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое». Вскоре к ним примкнул и Василий Кандинский.
Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Помогла Галка Шейер, менеджер идруг художника. Но чем больше Кандинский сближался с Францем Марком, тем больше удалялся от них Явленский. С 1927 года его постоянно мучил артрит и в 1938 году он прекратил заниматься живописью. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок.
Грабарём иД. Н. Кардовским. В августе 1914 сначалом Первой мировой войны художник эмигрирует внейтральную Швейцарию. На рубеже веков много путешествовал, приезжал и в Россию. Болезнь глаз, грозившая слепотой, заставляет менять манеру.
Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью. Постепенно крепнет дружба с Кандинским. Надгробную речь произнес его многолетний друг немецкий художник А. Эрбсле. С1934 по1937, несмотря натяжёлые физические страдания, вызванные болезнью суставов, Явленский работает над серией «Медитации», которую считал итогом духовного опыта ивершиной своего творчества. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/11).
С 1915 года жил в разных городах Швейцарии, а с 1922 года – в Висбадене. В 1909 году он основал вместе с Василием Кандинским, Адольфом Эрбслох, Габриэлой Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими «Новое мюнхенское художественное объединение». Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). Безусловно, что, происходя из известных дворянских родов (среди его предков графы Ростопчины, вот таким образом в Германии художник добавлял приставку фон к своей фамилии), Явленский вряд ли смог принять революцию. С шестнадцати лет в Москве он каждое воскресенье ходит в галерею Третьякова. В1924 вместе сКандинским, Паулем Клее иЛионелем Файнингером Явленский вошёл ворганизованную поинициативе Шейер группу «Синяя четвёрка», выставки которой прошли вгородах Германии иАмерики.
Вместе с Веревкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем поступил в школу А. Ашбе познакомился с М. В. Добужинским, В. В. Кандинским и Г. Мюнтер. Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Его живопись становилась все более условной. Окончательно расставшись с Верёвкиной в 1919г., он переехал в 1921г.
Моя работа– это моя молитва, нонаиболее страстная молитва, – выраженная вцвете». 25 (13). 03. 1864 (Торжок Тверской губ. ) – 15. 03. 1941 (Висбаден, Германия). В России картины Я. В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем провело свыше 20 выставок в Германии и США. Так Явленский познакомился с принципами символистского истолкования мира. Здесь он поступает вшколу Антона Ашбе, где учится сИ. Э. Он пишет также портреты, вкоторых продолжается живописно-пластическая линия, начатая ещё в1910-х.
В 1924 вместе с П. Клее, Л. Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих» выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х – «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «Дегенеративное искусство».
Со смертью отца его материальное положение резко ухудшилось. В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. Цюрихе (1917) и Асконс (1918-22). Художественные критики сравнивали краски Явленского с византийскими мозаиками.