Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Зап. «Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью.
В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. И до конца дней своих продолжал писать строгий и стройный Петербург. «Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга. — Отеч.
Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление». В 1800-х гг. «Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев». Однако его больше интересовало пейзажная живопись и он с увлечением изучал творчество Франческо Гварди, Бернардо Беллотто, Каналетто. В 1777 г. Алексеев вернулся в Россию и с 1779 г. по 1786 г. работал декоратором Императорских театров. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.
Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е гг. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста». Орлова-Чесменского и брата его гр. для ист. В его работах словно появился шум города. «Он добросовестно стремился вначале изучить декорационную живопись и, лишь убедившись в полной невозможности на этом пути овладеть передовым методом, отдался целиком давно уже влекшей его к себе пейзажной живописи.
В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Но стремление к передаче протяженности, к углублению планов и преодолению отрыва переднего плана от дальних явно преобладает. В 1795 г. по заданию Академии он отправился в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы». Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
«Большой формат картин придает им монументальность. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии».
Учился в петербургской АХ (1766-73) преподавал там же (1803). Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой. Изображения Санкт-Петербурга и Москвы были проданы в Англию и Северную Америку, один из видов Москвы АХ преподнесла прусскому королю.
Половцов Алексеев, Федор Яковлевич (1753—1824) — русский художник сын сторожа при Академии наук. Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ).
Владимира, гр. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Федор Яковлевич Алексеев – русский художник и декоратор, один из основоположников жанра городского пейзажа в российской живописи, родился в С. -Петербурге в 1753 или 1754 г. (точная дата рождения до сих пор не установлена).
— знаменитый перспективный художник и декоратор, род. Федор Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, в своей красоте городского пейзажа, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. В 1773 году Алексеев закончил учебу в Академии, получив малую золотую медаль за живописный пейзаж, содержание которого, к сожалению, не известно. Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Обучался в Петербургской академии художеств, сначала в классе «живописи плодов и цветов», затем, за год до окончания учёбы, «по необоримой склонности к перспективе» был переведён в ландшафтный класс, который закончил с малой золотой медалью (1773).
С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. Художеств, т. I—II. В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве, ГРМ). В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга.
«Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева». Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». В нач.
Алексеев Федор Яковлевич (1753 или 1754, Санкт-Петербург – 1824, там же), русский художник, акварелист мастер городского пейзажа. Безбородко, кн. 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. Зубова, гр. Тишбейн говорил, что Алексееву нужно пройти основательно курс теории перспективы и что Моретти руководить его в этом не может.
11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». Марка. Владимира, гр. — Энциклоп.
Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. Зато он сразу стал обучаться живописи».
Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Учился в Академии художеств с 1766. 52 (некролог Алексеева). Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры.
Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. В ней начинают преобладать значительные окрашенные поверхности, что вместе с малой глубиной изображения придает картинам некоторую плоскостность. Плюшара. Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения.
Заказывала копии императрица Екатерина II. В 1795 г. Алексеев совершил поездку в Малороссию и Крым, чтобы запечатлеть виды городов, которые посетила Екатерина II во время своего путешествия на юг России в 1787 г. («Вид города Николаева», 1799). Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Картинная значительность и завершенность образа, мастерство исполнения не позволяют видеть в этом полотне первый опыт изображения Петербурга художником. Зубова, гр.
Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ).
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). А. С. Строганова, гр. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. А. принадлежит к школе перспективистов. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр.
и Кабин. написал новую серию московских («Вид внутри Кремля со Спасской башней») и петербургских («Вид Английской набережной») видов. По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве, ГРМ). Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». по повелению Павла I был направлен «для снятия разных видов» в Москву. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств.
— Н. П. Собко, Словарь русских художников, т. I, в. 1, стр. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Художник увлекся старой русской архитектурой. В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи (Набережная Скьявони в Венеции, 1775, Художественный музей БССР, Минск). Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото. Все это придает картинам известное сходство с панно.
В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). «Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). За мастерство в создании городских пейзажей современники называли художника «российским Каналетто». Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи.
лекс. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось.
топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни. Произведения Алексеева охотно раскупались. Его отец работал сторожем в Академии наук.
Ф. Я. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве.
Е. И. В. обучался театрально-декорационной живописи в Венеции у Дж. Композиция организована четко и логически ясно.
Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). В 1773 г. за. При дирекции театров Алексеев служил до 1785 г., а затем, вновь отправился путешествовать за границею, на свои средства, при пособии от Великого Князя Павла Петровича. С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Сын сторожа Академии наук.
В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. произведения Алексеева обладают не только художественной, но и исторической ценностью. В картине Алексеев создал не только выразительный архитектурный образ города, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни.
Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. слов., т. III, 214—15.
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. В 1773—77 гг.
11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. Орлова-Чесменского и брата его гр. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. в 1753 г., ум.
А. С. Строганова, гр. В серии пейзажей создал яркий и многогранный образ города, поэтично воссоздал дух древней столицы («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», 1802). В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.
В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Алекскеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов картин именитых художников имели невероятный успех. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Помимо пейзажных работ, писал церковные образа. Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге.
В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры.
Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Произведения Алексеева охотно раскупались. П. П—в. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. «За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». Все дело было в потребных в данный момент специальностях.
Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах». «Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций». Среди его работ 1790-х гг. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов.
«Копии Алексеева являются значительными и интересными художественными произведениями имеющие при всей своей близости к оригиналам самостоятельный характер и ценность. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). Находясь в 1800 – 1802 годах в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы, Санкт-Петербург и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
Алексеев еще очень робко и неуверенно совершает это превращение передней декоративной кулисы в пространственный план, на котором можно было бы дать известное действие. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора.
Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. 1824 г., ч. 20, стр. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. в 1753 г., ум.
По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором в театральном училище.
Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. «Картина «Венеция. «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. Он сразу же покоряет и пленяет зрителя.
Его работы высоко ценились при дворе, украшали многие частные коллекции. он возглавлял класс перспективной живописи. Исторический музей) и, быть может, некоторые другие.
112—119. Точно воссоздающие облик российских городов рубежа 18–19 вв. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. В 1810-х гг.
К сожалению, точная дата рождения художника неизвестна, в связи с разноречивостью документов и мнений, принято считать, что Алексеев родился между 1752 и 1755 годами. Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности.
Орлова-Чесменского и брата его гр. Он был гравирован С. Ф. Акад. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Марка в Венеции. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M.
В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Пробыв в Венеция три года, Алексеев просил в 1776 г. о дозволении остаться ему еще на год, что было исполнено, вероятно, под влиянием отзыва об Алексееве архитектора Тишбейна, строителя в Петербурге Большого театра, — отзыва, сообщенного Академии Рейфенштейном, ее римским корреспондентом. «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов. из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя. Умер Ф. Я.
Имп. С раннего детства Федор увлекся рисованием.
За эти картины Алексеев получает в 1794 году звание академика перспективной живописи. В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. 112—119. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Акад.
Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом».
В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. В 1800 Федор Яковлевич отправляется в Москву по заданию императора Павла I. Художник погружается в изучение старой, монументальной архитектуры древней Москвы. Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. В 1766- 73 гг. В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи (Набережная Скьявони в Венеции, 1775, Художественный музей БССР, Минск). В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов».
Пейзажи Алексеева воспроизводились в росписях изделий из фарфора. «Очевидно, еще находясь в театральном училище, Алексеев начал работу по копированию А. Каналетто, Б. Белотто, Г. Робера и Ж. Верне, которая стала его основным занятием после ухода со службы. Как раз наоборот, в повороте берега видно стремление придать ему перспективность и протяженность. знаменитый перспективный художник и декоратор, род.
Декоративность видна и в изображении деревьев. Вид набережной Скьявони» изображает канал св. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант – в Русском музее, Санкт-Петербург).
В 1767 г. он поступил в Императорскую Академию художеств. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе.
Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками. — Энциклоп.
Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта.
Художеств, т. I—II. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Наиболее известным полотном кисти мастера стала картина «Красная площадь в Москве» (1801), в которой он не только создал образ потрясшего современников сказочного, святого русского града, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни. В его работах словно появился шум города. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Лучшие качества живописца проявились в сюитах, посвященных Петербургу и Москве. Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста».
литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера.
По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. Худож.
Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. Огромное полотно «Чудо от иконы Казанской Божьей Матери» (1810—11) помещено над могилой М. И. Кутузова в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Его блестящие пейзажи, вроде Вид дворцовой набережной (1790, Третьяков, гал. ), Вид Биржи и Адмиралтейства (1810, Третьяков, гал. ), Вид Московского Кремля (1810) — заслужили ему почетное прозвание русского Каналетто. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. Дела арх. По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище.
— Сборник матер. Очень характерно и сильное потепление гаммы. С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». По возвращении в Санкт-Петербург был направлен в дирекцию Императорских театров и работал как театральный художник (с 1779 г. ), преподавал в театральном училище (с 1786 г. ) и в АХ (с 1803 г. ). Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора».
Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Обобщенность манеры письма, плоскостность изображенного пространства, насыщенная цветовая гамма произведений демонстрируют иную грань таланта мастера, художественная манера которого изменялась в зависимости от поставленной перед ним творческой задачи. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание.
АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. В первые годы обучения мальчик занимался орнаментальным рисованием и живописью плодов, птиц, а затем и пейзажем. В 1794 г. за копию произведения Каналетто был признан «назначенным» в академики и в том же году за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» был удостоен звания академика. Акад.
В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». В его глубоко лиричных картинах «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге» и многих других запечатлен поэтический образ Северной Венеции. Имп. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут».
Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым.
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Зубова, гр. — знаменитый перспективный художник и декоратор, род. 1800-х гг. программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.
Затемняя два передних плана, Алексеев стремится выделить пространство, в котором располагает большое количество людей и предметов. А. С. Строганова, гр. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.
Сын отставного солдата, сторожа Академии наук. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план его картин. Пиранези. Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина.
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Моретти и П. Гаспари, копировал произведения знаменитого мастера ведуты А. Каналетто. Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 – 1824), русский художник.
Произведения Алексеева охотно раскупались. «С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ).
В письме президенту Академии художеств А. С. Эти копии и принесли Алексееву известность и популярность, что позволило ему оставить работу декоратора и заняться творчеством. В 1794 г. за городские пейзажи Петербурга живописцу было присвоено звание академика, а в 1802 – звание профессора. С 1800 г. по 1802 г. художник находился в Москве, где по заказу императора Павла I писал виды столицы. С 1803 г. Федор Яковлевич Алексеев работал преподавателем пейзажного класса Императорской Академии художеств и одним из его учеников был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Федор Яковлевич Алексеев умер 11 ноябряРаботы первого в русской живописи мастера городского пейзажа хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. В нем уже проявляются колористические интересы и внимательность к натуре молодого художника. В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. Алекскеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). Безбородко, кн.