Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург— 11 (23)ноября1824, Санкт-Петербург)— русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа. Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург— 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург)— русский живописец, современники называли его «русским Каналетто».
Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-1755 – 1824) был ярчайшим представителем достаточно экзотичного для России живописного стиля «ведута» — veduta. Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург —11 (23)ноября1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русскимКаналетто».
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Его отец работал сторожем в Академии наук. Ф. Я. «Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга.
Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Линейная перспектива возобладала над световоздушной. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».
Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Зубова, гр. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. В его работах словно появился шум города. А. С. Строганова, гр.
С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы.
На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей».
Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. На первом плане представлена часть набережной и суда, высокие мачты которых подчеркивают переднюю плоскость картины»». Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). Орлова-Чесменского и брата его гр.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга.
В первые годы обучения мальчик занимался орнаментальным рисованием и живописью плодов, птиц, а затем и пейзажем. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. В 1800 Федор Яковлевич отправляется в Москву по заданию императора Павла I. Художник погружается в изучение старой, монументальной архитектуры древней Москвы. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов». И еще одна характерная особенность южных картин состоит в появлении стаффажа. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками.
Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. В 1820-1230-х годах появилось много таких пейзажей, выполненных в технике литографии.
По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии». Безбородко, кн.
Декоративность видна и в изображении деревьев. Орлова-Чесменского и брата его гр. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Однако свое истинное призвание Алексеев чувствовал в пейзажной живописи и чтобы заниматься именно ею, он много лет добивался разрешения у Совета Академии художеств.
Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. В 1810 годы Алексеев возвращается к изображению Петербурга.
После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста». Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе.
Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. В 1800-х гг. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Заказывала копии императрица Екатерина II. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был».
Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. Марка в Венеции. 1753 (4. ) – 1824 г. г. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
А. С. Строганова, гр. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Не удивительно, что первые из известных оригинальных пейзажей художника сразу приобрели статус шедевров.
особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант – в Русском музее, Санкт-Петербург). Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии.
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Но, к сожалению художника, целью его обучения были театральные декорации, а он мечтал о пейзажной живописи. «Картина изображает морской залив, в который вдается мыс с расположенным в конце его монастырским или крепостным строением. Сначала он обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем юношу переводят в пейзажный класс.
«Большой формат картин придает им монументальность. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским.
Архитектура передана не издали, как это было в ранних картинах, а изнутри, как бы «входя» на улицы и площади городов. Но стремление к передаче протяженности, к углублению планов и преодолению отрыва переднего плана от дальних явно преобладает.
«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). Владимира, гр. «Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева». Классицистические черты особенно заметны в самых известных его работах – видах Санкт-Петербурга и (с 1800 года) Москвы (Красная площадь с храмом Василия Блаженного, Соборная площадь Московского Кремля и многих др. ) помимо художественной значимости последние имеют историческую ценность, так как точно фиксируют облик старой столицы до пожара 1812 года. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах».
Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. Умер Ф. Я. Среди его работ 1790-х гг. «Картина «Венеция. Все это придает картинам известное сходство с панно.
особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794). Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа.
В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. «Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста».
Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Очень характерно и сильное потепление гаммы. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». И когда в 1794 году Алексеев написал свой первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» – это была работа зрелого художника. Алексеев действительно выступает здесь новатором изобразив не документально снятый вид местности, как это было принято до него, а художественно преображенную картину реальности – «архитектуру в пейзаже».
Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Зубова, гр. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой».
В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Произведения Алексеева охотно раскупались.
Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики. Но ни Моретти, ни Каналетти не знали основательно линейной перспективы и этот пробел впоследствии в трудах Алексеева был очень заметен. Фигурки изображены очень живо, образуя занимательные жанровые сценки.
Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). Отсюда – желание Якова Алексеева отдать сына в недавно основанную Академию художеств. Чего же он достиг в этой области и что получил для себя в Венеции. » Мы рассмотрим два пейзажа – это «Венеция. С 1787 года, выполняя заказы Екатерины 2, художник начал заниматься копированием произведений Каналетто, Блотто, Роббера, что способствовало совершенствованию его мастерства.
Вид набережной Скьявони» изображает канал св. «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Воспитанный на пейзажах приморских городов, в Москве художник оказался в непривычной для себя среде: его обступили приземистые, скученные строения, давила замкнутость, отсутствие перспективы.
Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. Перед нами прочные строения из камня, населенные многими людьми. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
В 1800 году появились еще две значительные работы: акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и созданная на ее основе живописная композиция. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). После 1812 года писал преимущественно северную столицу, достигая всё более тонких световых эффектов, гармоничного единства архитектуры и окружающего пространства (виды набережных Невы, Биржи и Адмиралтейства, Казанского собора и так далее).
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794 Вид Казанского собора в Петербурге Соборная площадь в Московском Кремле Вид города Николаева, 1799 Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810 и др. ) принесли Ф. Я. Владимира, гр. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос.
Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Изображенные художником городские виды заселяются. Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). Он сразу же покоряет и пленяет зрителя.
«Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Пиранези.
Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук.
Большинство изображенных на них сооружений – храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота – погибли во время Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее. 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. Золотая медаль давала право на продолжение художественного образования за границей, на счет Академии.
Это обстоятельство, выгодное для художника, может быть, заставляло его не особенно заботиться о законченности исполнения, довольствуясь только эффектом издали, без соглашения красок, при недостатке полутонов и силы оттенения. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. Соответственно изменяется и трехцветка планов: второй план вместо зеленого делается светло-розовым. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог.
Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). В 1800-х гг. Привычка писать воду, копируя венецианскиеведуты, несомненно, повлияли на выбор мотива.
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Мы видим в них былой облик Ленинграда и Москвы, они интересуют нас выраженными в них идеями и переживаниями современников. В это время художник создает свои самые известные картины: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова».
За эту картину петербургская Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина 2. Путешествие длилось 2 года из него художник привез множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ).
Его картины ценятся очень высоко. Среди его работ 1790-х гг. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая. В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.
Зато его работы оказали заметное влияние на развитие городского пейзажа в графике. «За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Пробыв там год, Алексеев нарисовал множество хорошо прорисованных акварельных этюдов из которых в Петербурге родились законченные пейзажи московских монастырей, улиц, Кремля, городских предместий.
Один из основателей жанра городского пейзажа (ведуты) в русской живописи, Алексеев обычно писал картины на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры, сочетая документальную точность с поэтическим обобщением и образной цельностью. Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.
— наменитый перспективный художник и декоратор, род. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.
В письме президенту Академии художеств А. С. «С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи».
Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов.
За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. «Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. знаменитый перспективный художник и декоратор, род. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ).
(Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. Последние годы жизни Алексеева были омрачены тяжелыми недугами – «Расслаблением от старости и параличной болезни».
Основное внимание в картине отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. В том же 1794 году художник написал «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца». Безбородко, кн. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. В академии Алексеев выказывал большие успехи, его работы долго сохранялись как образцовые. В тот же год его отправляют в Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии.
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. в 1753 г., ум. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки.
в 1753 г., ум. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом».
Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е гг. «Если с одной стороны, в этом проявлялась путаница в Академии, то с другой – родственность самих жанров живописи.
Композиция организована четко и логически ясно. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев.
Начинается так называемый второй петербургский период в его творчестве. В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». «Программа» – итоговая работа Алексеева до нас не дошла. Произведения Алексеева охотно раскупались.
В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. «Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций». Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. «Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев». В его работах словно появился шум города.
«Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. Зато он сразу стал обучаться живописи». В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е.
Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. В изображении московской архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г, «Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле. Соборная площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы» 1811 и др. ) художник допустил масштабные просчеты и искажения. Лучшим получился «Вид города Бахчисарая». В картинах южного цикла есть общие черты, позволяющие судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г.
Планы у Алексеева уже не спутаны, как в современных ему пейзажах, например Семена Щедрина, а располагаются в основном параллельно картинной плоскости, как это свойственно новой системе классицистической живописи. «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.
Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия».
Композиция организована четко и логически ясно. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Это уже не миражи, легко парящие на горизонте между небом и землей. С раннего детства Федор увлекся рисованием. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта).
По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление». Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Находясь в 1800 – 1802 годах в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы, Санкт-Петербург и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. И художник выполнил превосходную копию с картины Каналетто «Архитектурная фантазия.
Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга.
В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса.
«Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Марка.
Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. Все дело было в потребных в данный момент специальностях. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы». Он был гравирован С. Ф.
М. Теребенев. Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина. Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы».