С раннего детства Федор увлекся рисованием. Колизей», 1816, ГТГ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Но это уже другой век.
Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в гарнизонной школе. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773–1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга.
В его работах словно появился шум города. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Среди его работ 1790-х гг. В 1766- 73 гг. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Классицистические черты особенно заметны в самых известных его работах – видах Санкт-Петербурга и (с 1800 года) Москвы (Красная площадь с храмом Василия Блаженного, Соборная площадь Московского Кремля и многих др. ) помимо художественной значимости последние имеют историческую ценность, так как точно фиксируют облик старой столицы до пожара 1812 года.
Композиция организована четко и логически ясно. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Сын сторожа Петербургской Академии Художеств учился там же (1766-73 годы). особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Нарастают объемность и линейное начало, в колорите превалирует гамма холодных тонов. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей).
Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797–1800, Русский музей). Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств.
Это пейзаж так называемый «героический», конструктивный, строго построенный, всегда с четким делением на три плана, а 1а Пуссен или Лоррен («Вид на Даго Маджоре», 1808, ГРМ). Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов.
Учился в гарнизонной школе. В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста.
С 1799 художник при Дирекции Императорских театров. Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797 – 1800, Русский музей). Колизей", 1816, ГТГ). В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Живопись становится "скульптурнее" ("Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости", 1810, ГТГ "Вид Казанского собора в Петербурге", 1810-е, ГРМ).
Советник Императорской Академии художеств (с 1802). Он был гравирован С. Ф. Живопись становится «скульптурнее», нарастают объемность и линейное начало, в колорите превалирует гамма холодных тонов. Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Постепенно публика забывает стареющего художника. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов.
Алексеева «для снятия разных видов» в Москву. В его петербургских пейзажах начала XIX в. столица предстает и во всем своем блеске и в своих буднях. Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. В ней найдена мера, гармоническое соотношение пейзажа и архитектуры.
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794). Меняется и манера исполнения. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766). 1800-х, ГИМ "Красная площадь в Москве", 1801, ГТГ).
Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера.
Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. В перспективном пейзаже работали и иностранные мастера: француз Жерар Делабарт, немец Иоганн Георг Майр, швед Бенджамен Патерсен (1748–1814), которого можно назвать "певцом Петербурга", поскольку от него сохранилось около 90 живописных и акварельных видов столицы. Но и сами пейзажи становятся более холодными, чем, скажем, московские.
Однако педагоги заметили склонность юноши к изображению видов и архитектурных мотивов и за год до окончания учебы перевели в недавно организованный класс пейзажной живописи. В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. Величественная столица гигантской державы и вместе с тем шумный, живущий интенсивной частной жизнью город предстает в таких поздних произведениях Алексеева, как «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е гг., ГРМ). В них Алексеев предстал сложившимся мастером городского пейзажа, создав удивительный образ гармоничного города-мечты. В его работах словно появился шум города.
Художником совсем другого характера пейзажа – чисто классицистического итальянизированного, был Федор Михайлович Матвеев (1758–1826), уехавший в Италию пенсионером и оставшийся там до конца дней. Его впечатления обогащаются во время путешествий по Новороссии и Крыму (пейзажи Херсонеса, Николаева, Бахчисарая). Однако свое истинное призвание Алексеев чувствовал в пейзажной живописи и чтобы заниматься именно ею, он много лет добивался разрешения у Совета Академии художеств. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был».
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям. Здесь он работал до 1802 года. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами.
По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766). Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Художник не боится вводить в пейзажи целые уличные сцены.
Продуманно и точно отобранные детали достоверно передают облик старой Москвы. В 1800-х гг. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. В 1800–1810-х гг. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Пенсионер Академии Художеств в Венеции (1773-76 годы), обучался театрально-декорационной живописи у Дж. Следует отметить, что пейзажный жанр развивался очень быстро.
Набережные, проспекты, баржи, парусники, улицы – все заполнено людьми. В 1800 г. Алексеев на полтора года поселяется в Москве и создает серию пейзажей старого города, со средневековыми постройками Кремля, с многолюдством, теснотой, шумностью — совсем другой город, нежели «град Петров» («Парад в Московском Кремле. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов.
Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). учился в Академии Художеств, сначала в классе живописи цветов и плодов, затем в пейзажном.
Одна из лучших работ этого периода — «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (1810-е гг., ГРМ). В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). По возвращении в Санкт-Петербург был декоратором при Дирекции императорских театров (с 1777 года) и при Театральном училище (до 1886 года).
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Набережные, проспекты, баржи, парусники, улицы — все заполнено людьми.
Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей). Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. Алексеев Федор Яковлевич (1753 (4. ), Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург)Художник.
Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). Усиливается жанровый элемент. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». Среди его работ 1790-х гг. Его талант вскоре был замечен педагогами и юношу перевели в класс живописи. В 1773 г. работа Алексеева была отмечена Золотой медалью, дававшей право на продолжения образования за границей. Это пейзаж "героический", "конструктивный", строго построенный, всегда с четким делением на три плана, а-ля Пуссен или Лоррен ("Вид Тиволи близ Рима", 1782, ГРМ и др. ).
Величественная столица гигантской державы и вместе с тем шумный, живущий интенсивной частной жизнью город предстает в таких поздних произведениях Алексеева, как "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса" (1810-е, ГРМ). В сущности, не такой большой срок отделяет и от позтичнейших пейзажей Сильвестра Щедрина с его сложно разработанной световоздушной средой. Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото. Однако размеры полотен Патерсена плохо увязываются с мелочным интересом к деталям (от формы окон до аксессуаров костюмов прогуливающихся дам и кавалеров), качества миниатюры и монументального полотна трудно соединяются в один цельный художественный образ города. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.
Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». В письме президенту Академии художеств А. С. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. В 1773 г. он получил золотую медаль за программный пейзаж и стипендию для обучения в Венеции. Мастером совсем другого характера пейзажа — классицистического итальянизированного, был Федор Михайлович Матвеев (1758—1826), работавший в Италии. Художник настолько увлечен передачей своеобразия московского уклада жизни, что считает необходимым изобразить даже продукты, продающиеся в съестных лавках. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог.
Пейзажи Федора Матвеева всегда величественны, "как бы увидены глазами древних" (А. Он так строит перспективу, что создается ощущение полной естественности и достоверности изображаемого («Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», 1793 Музей-усадьба «Архангельское», «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, ГТГ). По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.
Соборная площадь», начало 1800-х гг., ГИМ «Красная площадь в Москве», 1801, ГТГ). В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II. Меняется и манера исполнения.
Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. После 1812 года писал преимущественно северную столицу, достигая всё более тонких световых эффектов, гармоничного единства архитектуры и окружающего пространства (виды набережных Невы, Биржи и Адмиралтейства, Казанского собора и так далее). Один из основоположников русского городского пейзажа.
Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Получив за копию картины Каналетто звание «назначенного» (1794 год), а за «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 год, ГТГ) звание академика Академии Художеств, с 1795 года по заданию Академии Художеств исполнял виды российских городов (Херсон, Николаев, Полтава, Бахчисарай в начале 1810-х годов – Воронеж, Орёл и др. ).
Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. АЛЕКСЕЕВ Фёдор Яковлевич, российский художник. Несомненно усиливается жанровый элемент. Написанием этой картины, собственно, завершилось складывание так называемого «городского пейзажа», ведуты в живописи.
В 1790-х гг. Это совсем другой город, нежели "град Петров". С 1799 художник при Дирекции Императорских театров. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е гг. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу.
Моретти и П. Гаспари. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант – в Русском музее, Санкт-Петербург). В своей картине Ф. Я. Одна из лучших работ этого периода – "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е, ГРМ). Один из основателей жанра городского пейзажа (ведуты) в русской живописи, Алексеев обычно писал картины на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры, сочетая документальную точность с поэтическим обобщением и образной цельностью. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
Советник Императорской Академии художеств (с 1802). Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров.
«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794).
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Заказывала копии императрица Екатерина II. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794).
Однако преподаватели Академии художеств видели в нем театрального декоратора и в 1773 году Алексеев для обучения этому искусству был отправлен в Италию, в Венецию. В 1800-х гг. Соборная площадь", нач.
В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. В письме президенту Академии художеств А. С. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня.
Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Пиранези. Сведений о жизни художника сохранилось немного, до сих пор не установлена точная дата его рождения. Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. Его отец работал сторожем в Академии наук. В 1800 – 1810-х гг.
В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Умер Ф. Я. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов имели невероятный успех. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Ф. Я.
В 1795 г. Алексеев едет в Крым и Новороссию и пишет виды мест, которые посетила Екатерина II в 1787 г. Оттуда он привез свои знаменитые городские пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.
Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. А. Карев). В 1790-х гг.
Написанием этой картины, собственно, завершилось складывание так называемого городского пейзажа, ведуты в живописи. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа. Находясь в 1800 – 1802 годах в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы, Санкт-Петербург и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».
Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773 – 1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.
Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов».