Федор Яковлевич Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург— 11 (23)ноября1824, Санкт-Петербург)— русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа. Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием.
Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753—1755, Санкт-Петербург —11 (23)ноября1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русскимКаналетто». С 1803 году и до конца жизни Ф. Я. Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-1755 – 1824) был ярчайшим представителем достаточно экзотичного для России живописного стиля «ведута» — veduta.
Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали.
Он задумал целый цикл картин, воспевающих деяния Петра, но успел выполнить одну мозаику Полтавская баталия (1762-1764, Санкт-Петербург, Академия наук). Композиция организована четко и логически ясно. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). С 1799 художник при Дирекции Императорских театров. Ф. Я. В альбом вошли статьи, рассказывающие о творчестве художника и его учеников. Один из основоположников русского городского пейзажа.
Это и стало началом дела всей его жизни. Алексеев Федор Яковлевич (1753 (4. ), Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург)Художник. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.
Галактионовым, украшал многие иллюстрированные издания и даже фарфоровые изделия того времени. В 1800-х гг.
Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Румянцевой (1764, Ленинград, ГРМ). Алексеева «для снятия разных видов» в Москву.
В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. Здесь он работал до 1802 года. В 1766- 73 гг. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 – 1824), русский художник. Ф. Я.
В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Советник Императорской Академии художеств (с 1802).
Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. В 1800-х гг. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Алексеев же стремился заниматься станковой пейзажной живописью, отразившей черты нового стиля – классицизма. Постепенно публика забывает стареющего художника. В его работах словно появился шум города. Продуманно и точно отобранные детали достоверно передают облик старой Москвы.
Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». В скромных портретах К. А.
Первоначальное решение Академии о продлении пенсионерского срока своему питомцу также было отменено и Алексеев был вынужден вернуться в Петербург летом 1777 года. Более того, Ломоносов сыграл большую роль в развитии русской исторической живописи. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Заказывала копии императрица Екатерина II. Три года, которые он провел в Венеции, Алексеев изучал работы таких художников как Пиранези, Гварди, Канале и др. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.
Он не только разработал рецептуру сплавов цветных стекол, но и дал в той труднои, но прочнои технике замечательные портреты: например, любимого им героя – Петра I (1754, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.
Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Учился в петербургской АХ (1766-73) преподавал там же (1803). Учился в гарнизонной школе. В своей картине Ф. Я.
Эти копии и принесли Алексееву известность и популярность, что позволило ему оставить работу декоратора и заняться творчеством. В 1794 г. за городские пейзажи Петербурга живописцу было присвоено звание академика, а в 1802 – звание профессора. С 1800 г. по 1802 г. художник находился в Москве, где по заказу императора Павла I писал виды столицы. С 1803 г. Федор Яковлевич Алексеев работал преподавателем пейзажного класса Императорской Академии художеств и одним из его учеников был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Федор Яковлевич Алексеев умер 11 ноябряРаботы первого в русской живописи мастера городского пейзажа хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Среди его работ 1790-х гг.
Среди его работ 1790-х гг. Виды Северной столицы начала 1790-х годов складываются в единую панораму Дворцовой набережной от Летнего сада до старого здания Адмиралтейства. В 1800–1810-х гг. В научно-справочный аппарат включены краткие биографические сведения об Алексееве и его учениках, указатели имен художников, географических названий и архитектурных сооружений. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами.
Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог.
Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей).
Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году (точно даты неизвестно) в семье отставноого солдата, который нанялся работать сторожем в Императорскую Академию художеств. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям. В 1790-х гг.
Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н.
Но лучшие вещи Антропова действительно относятся к раннему периоду. К середине века относят обычно и творчество двух очень разных художников – А. П. Самый декоративный, но и самый монументальный вид живописи – мозаику – возродил М. В. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Копируя их картины, Алексеев осваивал композиционные приемы построения пространства городского пейзажа.
особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. и X. М. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766).
Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.
Без всякой идеализации представлен Антроповым в парадном портрете дегенеративный облик незадачливого Петра III (1762, Ленинград, ГРМ). Алекскеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Соколов (1717-1757) и художник И. Я.
(Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.
Они составляют уравновешенную, гармоничную композицию, уподобляя пространство картины грандиозной театральной сцене. В письме президенту Академии художеств А. С. Он был гравирован С. Ф.
Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. В его работах словно появился шум города. В 2004 году в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в честь 250-летия художника Федора Яковлевича Алексеева десять ведущих музеев России (Эрмитаж, "Царское Село", Русский и Музей архитектуры, "Останкино" и "Архангельское", а также Всероссийский музей Пушкина и т. п. ) и Национальный художественный музей Республики Беларусь – собрали воедино его художественное наследие. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи».
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. Маруцци вынудил Алексеева вернуться в Венецию, но строптивый ученик предпочел занятиям с Моретти и Гаспари самостоятельную работу с натуры.
И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста.
Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773–1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Во время учебы в Академии в 1767 году был в числе учеников класса орнаментальной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, а затем занимался живописью у Г. Фандерминта и А. Перезинотти по классу плодов и цветов, затем – по пейзажному классу.
Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи (Набережная Скьявони в Венеции, 1775, Художественный музей БССР, Минск). Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.
В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Аргунова (1729-1802), художественная деятельность которых продолжалась до конца столетия. Антропова (1716-1795) и И. П.
Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797–1800, Русский музей). Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве, ГРМ). особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794).
учился в Академии Художеств, сначала в классе живописи цветов и плодов, затем в пейзажном. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был».
Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. В письме президенту Академии художеств А. С. Хрипуновых (1757, Москва, Останкинский дворец-музей творчества крепостных) можно видеть отражение пробуждающегося самосознания русских разночинных слоев. Немногие до нас дошедшие портреты, в особенности детские, при всей их грациознои неловкости и распластанности, говорят о своеобразии передачи им хрупкости и прелести детского образа (портреты детей Вильгельма и Сарры Фермор, 1750-е гг., Санкт-Петербург, ГРМ).
В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. В 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II.
Измайловой (1759, Москва, ГТГ) или умнои старухи М. А. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794). Художник настолько увлечен передачей своеобразия московского уклада жизни, что считает необходимым изобразить даже продукты, продающиеся в съестных лавках. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу.
Вишняков (1699-1761). Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
Умер Ф. Я. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен.