Эти слова наилучшим образом могут проиллюстрировать весь творческий путь одного из самых незаурядных и ярких художников ХХ века – Александра Александровича Дейнеки. Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Александр Александрович Дейнека (20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969, Москва, СССР) — советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963). 16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Сегодня 20 мая исполняется 116 лет со дня рождения советского художника, живописца, скульптора и графика — Александра Дейнека.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов.
Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. Александр Александрович Дейнека был лидером. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.
Александр Дейнека – один из самых известных советских художников. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963). Вторая причина неизвестности этого произведения живописи – в его откровенной эротичности, уникальной не только для самого Александра Дейнеки, но и для всего искусства СССР того периода. Художник Александр Александрович Дейнека основным содержанием своего произведения делает метафору счастливого советского будущего. Важной вехой в творчестве Александра Дейнеки можно считать 1932 год.
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Такова акварель "Тюильри" (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. «Не додумал тему», – говорил, например, о работе «На открытии сельской гидроэлектро-станции».
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Создается эффект твоего непосредственного участия в этой схватке.
Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Фигуры матросов телесны, осязаемы и призрачны одновременно. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки (Механизируем Донбасс, Физкультурница), где очень удачно использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными.
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. несопоставимы с произведениями 20 – 30-х – что-то было бесповоротно сломано в мастере. В 1919-1920 гг он был мобилизован в Красную Армию: принимал участие в обороне Курска от белых войск, неоднократно выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра, но и во время службы оставался руководителем художественной студии при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Среди наиболее значимых его текстов – «Путь к образу», «Искусство больших форм», «Рисунок и композиция», «К истории монументальной живописи в Италии», «Орнамент и цвет». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Но враг не пройдет. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. С задачей он, впрочем, все равно справился. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. он задавал себе вопросы: а сбылась ли сказка 20 – 30-х, сбылись ли надежды. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие – убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику.
Выяснилось, что физически мужское тело не способно так вывернуться. Защищал родной город Курск от белых. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Женщина. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. И художник вновь справляется с вызовом. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: Сбитый ас (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой и акварель Берлин.
Картина посвящена героическому подвигу морских пехотинцев, отдавших свои жизни, защищая город-герой. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах».
Караваджо чувствуется и в том, как художник играет со Светом. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Эти копья-стволы передают особый страшный ритм, ритм смертельной рукопашной схватки. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Уже первое произведение Дейнеки "Окраина Москвы.
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Выйдя в 1928 году из общества, Дейнека пишет первый вариант «Обороны Петрограда». Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933).
Таков "Негритянский концерт" (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. путь зигзагообразный, путь колебаний. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Его ведёт в бок, словно сильный порыв ветра уносит его из этого мира.
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Самый яркий пример – мозаики на станции метро «Маяковская», скрытые в глубине плафонов и почти недоступные глазу зрителя-пассажира. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
В день подписания декларации" (1945), написанная Дейнекой с натуры, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
Строг и суров ритм картины. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. К сожалению, большинство работ художника 40–50-х и 60-х гг. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Это суждения глубокого, тонкого профессионала. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Такова акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Его творчество ассоциируется для нас с такими понятиями, как динамизм и экспрессия. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Это те русские женщины, которые внесли свой бессмертный вклад в победу. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры, — это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Кстати, для центральной фигуры позировала женщина. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности. Возможно, потом, в 40–50-е гг. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Герой Дейнеки – цельная, гармоничная личность, но в нем очень мало психологии, критического отношения к себе и к окружающему. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Дома тревожно притихли. Стволы винтовок напоминают копья из знаменитой картины эпохи Возрождения — это Паоло Уччелло «Битва при Сан Романо».
Так вот у меня мурашки по телу бегут каждый раз, когда я смотрю на картину Дейнеки «Оборона Севастополя». Они словно сошли с небес. «Не додумал тему», – говорил, например, о работе «На открытии сельской гидроэлектро-станции». То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.
«Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Собственно именно об этом он и мечтал – отразить в искусстве свое время. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана.
Набережная Сены, Париж. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в Октябрь. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Ноябрь 1941 года (1941).
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Дальше к плакату привыкаешь и он умирает. Спортивная тематика была одной из основных в творчестве художника. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Дейнека любил авиацию, считая ее одним из наиболее ярких проявлений современности. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
В картине практически нет никаких примет быта. Слишком уж всё изображённое казалось нереалистичным, прямолинейным. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Проработав десять лет в Московском художественном институте, он был в 1946 г. изгнан оттуда как «формалист».
несопоставимы с произведениями 20–30-х – что-то было бесповоротно сломано в мастере. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Над ними, по металлической конструкции, в противоположную сторону идут раненые бойцы. Но вскоре редакторы журнала начали отдавать предпочтение фотографии, а не рисункам и Дейнека оттуда ушел. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Сейчас они и есть само Небо, сошедшее в праведном гневе своём на землю. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Александр Дейнека родился в 1899 году в семье железнодорожника в Курске. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. И все.
он задавал себе вопросы: а сбылась ли сказка 20–30-х, сбылись ли надежды. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Эта фигура неестественно закручена, закручена до предела. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Эрнст Неизвестный сказал как-то, что искусство — это когда у тебя мурашки по телу.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере. На крымской набережной, под знойным южным солнцем сидят три подростка и наблюдают за летящим в небе гидропланом. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. С шедевром Дейнеки такая смерть не предполагается. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. носивший название Безбожник у станка (т. к. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
А когда в стране не осталось никакого другого разрешенного стиля, кроме соцреализма, Дейнека все равно продолжал работать. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Небо потемнело и от этого фигуры матросов в белом выглядят ещё убедительнее. Таково свойство творческого видения художника, таково и видение эпохи. Но картина не была одинокой удачей. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
С середины 1930-х гг. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. За «графизм» в живописи Дейнеку часто и много критиковали, но он упорно шел к индивидуальному художественному языку изменять своему, личностному видению было не в его правилах. Среди наиболее значимых его текстов – «Путь к образу», «Искусство больших форм», «Рисунок и композиция», «К истории монументальной живописи в Италии», «Орнамент и цвет».
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Происходит кристаллизация режима.
Принцип выражения преобладает над изображением. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. носивший название Безбожник у станка (т. к.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Мерно и стройно шагает отряд. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей.
Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Их группа немногочисленна, разрозненные фигуры сгибаются под порывами зимнего ветра. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Первое колебание произошло уже на второй выставке ОСТ, которая была залита целым потоком экспрессионистских полотен, мрачными болезненными гримасами и судорогами. Это не короткий удар по вашим нервам с призывом к действию: «Убей врага. » Это сложное, многозначное полотно, напоминающее некий гипертекст. «Весь путь ОСТ –. Революционные события во многом определили судьбу Дейнеки.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Таков «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Крайний правый — он смертельно ранен. Их получилось около 300.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. После Февральской революции занятия в училище прекратились. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. 1941 год" (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Ведь это никакой не Севастополь. Учился в Харьковском художественном училище. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Уже первое произведение Дейнеки Окраина Москвы. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Где остальные мозаики — неизвестно. Вглядитесь в три главные фигуры на полотне. Молодые художники и графики, входившие в его состав, были выпускниками ВХУТЕМАСа.
Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Возможно, потом, в 40–50-е гг. Уже в зрелом возрасте, в 1961 году, художник создает полотно «Юность». Наивно было бы объяснять этот факт влиянием немецких экспрессионистов, выставка которых была в 1924 году» 4.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). На этом зловещем небе видны только грозные силуэты чёрных стальных птиц из Апокалипсиса. Проработав таким образом менее года уходит служить в советскую армию. 1941 год (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В 1919-1920 гг.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Проработав десять лет в Московском художественном институте, он был в 1946 г. изгнан оттуда как «формалист».
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Фон дан скупой линией отдаленного города. У финиша, 1927). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Исследования, книги, выставки. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Колонна солдат уходит на фронт, женщины с винтовками шагают наряду с мужчинами. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
он задавал себе вопросы: а сбылась ли сказка 20–30-х, сбылись ли надежды. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Но только это и не плакат в его обычном виде.
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, в притихших домах, занесенных снежной метелью. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». 2009–2011». Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). С этим был связан и культурный обмен: в 1922 – 1923 годах в Берлине состоялась Первая выставка русского искусства, а в 1924-м в Москве – Первая всеобщая германская художественная выставка. В 1928-29 гг.
И светлые ангелы в белом сошли с небес, чтобы закрыть тяжёлые врата Ада, которые внезапно распахнулись и сквозь которые уже прорвались наружу полчища чёрных воинов в грязно-зелёной землистой униформе. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Картина «Окраина Москвы. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Когда Александр Александрович Дейнека (1899–1969) выставил своё знаменитое полотно, то многие его упрекали в том, что это скорее плакат, агитка, а не картина. Сколько их было, таких тел, под Юхновым, под Прохоровкой, под Москвой. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
В том же году Дейнека уходит из Общества станковистов вследствие несогласия с руководством. Таков Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Это Армагеддон.
Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Его левая нога едва касается земли. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Полетико. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
К сожалению, большинство работ художника 40–50-х и 60-х гг. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Плакат рассчитан на один выстрел, что ли, на разовое воздействие. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. За «графизм» в живописи Дейнеку часто и много критиковали, но он упорно шел к индивидуальному художественному языку изменять своему, личностному видению было не в его правилах. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. художника увлекает настенная живопись – фреска, а потом мозаика. А я в этом факте вижу иное.
Свет здесь очень принципиален. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В 1930-е гг. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Возможно, потом, в 40 – 50-е гг. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В этом полотне чувствуется необычайное напряжение. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) — одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени — скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Его любили ученики, несмотря на сложный характер, а художник, основываясь на богатейшем собственном опыте, учил их самым важным в художественном деле дисциплинам: рисунку, композиции, знакомил с достижениями искусства прошлого, понятием «художественный стиль». Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Дейнека любил работать с пластикой атлетических фигур в движении, создав такие картины как «Футбол», «Бег», «Вратарь» и многие другие.
Картина «Окраина Москвы. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. В день подписания декларации (1945), написанная Дейнекой с натуры, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень удачно использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное — с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Они стремились найти новый живописный язык, темы, созвучные современности. Его любили ученики, несмотря на сложный характер, а художник, основываясь на богатейшем собственном опыте, учил их самым важным в художественном деле дисциплинам: рисунку, композиции, знакомил с достижениями искусства прошлого, понятием «художественный стиль»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Самый яркий пример – мозаики на станции метро «Маяковская», скрытые в глубине плафонов и почти недоступные глазу зрителя-пассажира. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Оптимистичное, наполненное безмятежным счастьем отдыха и свободой небесных просторов произведение стало символом соцреализма обращенного в «светлое будущее».
Со временем живописная манера художника претерпевает некоторые изменения. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Пространство холста разделено на две части: внизу слаженными рядами идут в бой защитники Петрограда, вверху по мосту в обратном направлении бредут раненые.
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Они и есть единственный источник Света. Такова акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека — бродяги или безработного — на садовой скамейке. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. После армии был командирован в Москву, учился на полиграфическом отделении Высшей художественно-технической мастерской. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Но была и противная сторона. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава одного из лучших советских художников.
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. К сожалению, большинство работ художника 40 – 50-х и 60-х гг. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Ноябрь 1941». Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Они занесены снегом. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Эти ангелы в матросских белых рубахах почти не касаются земли. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
«Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. «Не додумал тему», – говорил, например, о работе «На открытии сельской гидроэлектро-станции» Но это не его индивидуальная трагедия, это трагедия целого поколения ярких, талантливых художников – П. Корина, В. Мухиной, С. Герасимова, когда многие из творческих замыслов не могли реализоваться. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В предвоенный 1938 год Дейнека пишет ставшее хрестоматийным полотно «Будущие летчики». Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. С детства увлекался техникой и любил рисовать.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Сверхдинамичная композиция наполнена экспрессивными движениями самоотверженных людей.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову — двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Очень распространены мотивы боли и крика. Многие художники обратились к «большому стилю» в искусстве, отдали дань монументализму. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
В кафе, Париж. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Казалось, если лечь, остаться — Земля бы крепостью была». Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности.
Там, на месте бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества с 1918 г. шумит-гудит ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, с пестрым составом преподавателей – от Константина Коровина (представителя дореволюционной, уже ставшей классической живописной школы) до Владимира Татлина (одного из самых «левых» экспериментаторов в области искусства), с таким же пестрым составом учащихся. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. несопоставимы с произведениями 20–30-х – что-то было бесповоротно сломано в мастере. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Так давайте разберёмся в том, что же всё-таки хотел выразить художник. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой.
В левом углу картины вы видите стремительный полёт белых ангелов. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Они скручены так же, как скручены в невероятном напряжении основные фигуры «Святого семейства» Микеланджело.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Напряженность и цельность взгляда художника на мир особенно заметны в больших композициях, в графике и натюрморте он лиричнее.
Три главные фигуры картины скручены как пружина. В годы Великой Отечественной войны художник создает военно-оборонные плакаты в мастерской «Окна-ТАСС». На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Дейнека действительно был большим мастером.
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: "Сбитый ас" (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой и акварель "Берлин.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой и акварель «Берлин. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная.
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, "Сгоревшая деревня", 1942) Дейнека создал "Оборону Севастополя" (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. С легкостью взмыв в воздух, она легкой горизонталью, словно паря в воздухе, перелетает через планку.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка – первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Кажется он готов воспарить вместе со своим смертельно раненым товарищем, но время пока не пришло: надо уложить ещё одну мразь, вырвавшуюся из мира тьмы. Знаете, как у великого поэта: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю» Вот это упоение на самом краю бездны и передаёт Дейнека.
О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Художественный образ предельно величав и обобщен.
После возвращения, под впечатлением от увиденной в газете фотографии разрушенного города, создает эпическое полотно «Оборона Севастополя» (титульное изображение). Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе — 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе — 1933). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Таким видит город Дейнека Александр.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Вообще для искусства первых трех десятилетий ХХ в. характерно такое взаимовлияние разных видов искусства, не случайно Дейнека занимался, помимо графики и живописи, еще и скульптурой, на удивление широк творческий диапазон Дейнеки – художника: от проникновенных лирических пейзажей и натюрмортов до монументальных работ, классических образцов «большого стиля» в искусстве середины ХХ в. Этой эпохе нужны были герои. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. С 16 лет обучался в Харьковском художественном училище. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В соседстве лирики и эпоса неизгладимый отпечаток эпохи, от которой сам Дейнека неотделим.
Отбросив традиционные критерии, Дейнека создал, как сказали бы сегодня, объект – по сути, большеформатное графическое панно, в чем определенно сказались уроки авангарда. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Через него передаётся главный конфликт. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Перед нами, действительно, полотно, которое не укладывается в рамки ни реализма, ни соцреализма. Об этом он писал в письмах домой, говорил в докладах о поездке.
Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, Сгоревшая деревня, 1942) Дейнека создал Оборону Севастополя (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. И крупнейшие мастера: В. Мухина, П. Корин, А. Дейнека – обратились к современнику, к личности незаурядной, живущей рядом с нами.
«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Они подобны вихрю. Это трагический круг войны, вбирающий в себя все новые и новые жизни. Молодая девушка в спортивной форме прыгает в высоту.
Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. В 1924 году художник съездил в Донбасс.