Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Александр Бенуа – самый известный представитель обрусевшего французского рода. Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
3 мая 1870 года (147 лет назад) родился Александр Николаевич Бенуа — русский художник историк искусства, художественный критик, музейный деятель, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Сын кондитера – Николя или Николай Леонтьевич – отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. 50 театральных работ Александра Бенуа выставлены до 25 января в Центральном доме художника на Крымском валу в рамках совместного художественного проекта галерей «КАБИНЕТЪ» и «Form Bronze».
Александр Бенуа учился вчастной гимназии Карла Мая вСанкт-Петербурге. Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Александр Николаевич родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.
Александр Бенуа боролся засохранение культурного наследия. Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
Одной из отличительных особенностей Александра Бенуа было то, что он старательно избегал политики. Живописец, график, критик, театральный художник историк искусства такой многогранной была личность Александра Бенуа. Но вскоре деятельностьАлександра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства».
Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. Александр НиколаевичБенуа (Alexandre Benois)— русский художник историк искусства, художественный критик из семьи известных архитекторов, основатель объединения «Мир искусства». В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV».
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь». Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Известно, что Александр Николаевич Бенуа требовал от постановщиков скурпулезно точного выполнения каждой детали замысла, каких бы сложностей и расходов это ни стоило.
Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г. Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики.
После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства. Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского). Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляетСтатьи и письма 1917–1960 гг».
(«Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Александр Бенуа был женат.
Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». петергофских впечатлений, вероятно и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля», - вспоминал впоследствии художник. Самым трудным для Александра Бенуа было то, что от него неизменно требовали высказывать свою политическую позицию.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Серебряковой. Выше уже упоминалось о значении таких открытий, как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Именно там им были написаны «Версальские серии». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Шаляпина и З. Е. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Жил в основном в Петербурге.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV).
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Они составляют едва ли не половину его наследия. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника.
Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
Один из центров мировой оперной культуры. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. С необыкновенным усердием он компоновал новые выставки искал по экспроприированным коллекциям достойные Эрмитажа шедевры. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10.
Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое эстетство, мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности, – говорил Бенуа.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Во всей своей деятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. Ей недостает именно историзма. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV».
Не исключено, что А. Н. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911).
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Но даже с большевиками А. Н. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.
Знак зодиака — Телец. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.
Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Бенуа уже в апреле 1923 года. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Его отец был архитектором. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. «От этих. Они организовали кружок любителей искусства. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Целому ряду молодых художников некуда было деваться. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Русский музей). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация изящная орнаментальность.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».
Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. с консервативно-охранительских позиций.
В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Гофмана (1899, Гос. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Но и здесь перед А. Н. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Александр Николаевич Бенуа (фр. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России».
Оба художники. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Русско-финляндская выставка имела большой успех.
Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. Пример этого – картина Парад при Павле I, где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. Они организовали кружок любителей искусства. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Реставрационный отдел. ).
Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Пьермарини, G. Piermarini). Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет.
А. Н. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Он не мог иначе. Почувствовав это, А. Н.
Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр – рисунки к Медному всаднику. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Художник умел ценить величие искусства прошлого.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Открыт в 1778 (архитектор Дж. Точнее было бы сказать, что А. Н. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. С 1926 года жил во Франции. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым.
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». В своих воспоминаниях он писал: Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
Возникли в 15-16 веках. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Из письма художника к Ф. Ф. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
В 1898 году вместе с С. П. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Русский музей стр. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.
Совершал длительные заграничные поездки. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей.
Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. На своих полотнах художник выражал мысль о вечности природы и творений, созданных руками людей и акцентировал внимание на быстротечности и мимолётности человеческой жизни. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Кроме того, супруга Александра Николаевича – Анна Карловна Кинд, верная спутница всей его жизни, категорически возражала против эмиграции, считая нецелесообразным на старости лет покидать родное гнездо.