Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович), (6 января 1882 года— 17 марта 1949 года)— русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер.
Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». В 1907 году она посетила Париж, где несколько месяцев училась в частной художественной академии "Гранд Шомьер" на Монпарнасе, затем открыла свою мастерскую, часто приезжая туда работать с 1908-го по 1914 год. В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май-июнь 1918). Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера.
занималась в Киевском художественном училище. Участница общества "Бубновый валет" (с 1911 г. ), общества художников "Союз молодежи" (с 1913 г. ), Профессионального союза художников-живописцев (1917). Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. С 1916 создавала беспредметные картины. Оформляла спектакли для московских театров: «Смерть Тарелкнна» А. В. Сухово-Кобылина (студия МХТ, 1921 не осуществлено), «Ромео и Джульетта» Шекспира (Камерный театр, 1921), «Современный Хлестаков» Д. Смолина (Государственный Театр комедии и драмы, 1922) и др.
Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917). Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. С 1924 г. в Париже (по приглашению Ф. Леже преподавала в Академии современного искусства, до 1930 г. ). Григорович). 1900-1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др.
Перейдя от раннего импрессионизма и фовизма к кубизму и футуризму, последовательно переносила принципы последних в трехмерное, реальное пространство. В 1886 переехала с семьей в Киев. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). В 1910-е увлеклась декоративно-прикладным искусством: исполняла рисунки платьев, платков, скатертей, подушек, декоративных ширм, абажуров. С 1908 по 1914 гг. Движение. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914).
Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Наряду с авангардистской живописью занималась (с 1915) сценографией оформляла спектакли Камерного театра в Москве, Московского Художественного театра (МХТ), балетные постановки А. П. Павловой и др., а также фильм «Аэлита» Я. А. Протазанова (1923)., но в. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги.
В 1903 г. вышла замуж за своего двоюродного брата – адвоката Н. Е. Экстера. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Оттуда они более не вернутся. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой.
Ее учениками были И. М. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». Некоторое время жила в Одессе, открыла мастерскую живописи. По завещанию большинство рисунков и личный архив были переданы ее другу С. М. Лиссиму.
Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912). К этой работе она подходила особенно творчески, стремясь к гармонии декораций на сцене и костюмов актеров.
Создала несколько библиофильских рукописных изданий. В автусте 1920 переехала в Москву, вышла замуж за актера Георгия Георгиевича Некрасова. Нивинский, А. Г. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех.
Первая выставка артели – "Современное декоративное искусство Юга России" – прошла в 1915 году, на ней в числе вышитых орнаментов были представлены и некоторые супрематические работы Малевича. Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Создала эскизы костюмов к фильму «Аэлита» Я. А. Протазанова по повести А. Н. Толстого (1923). В 1892-99 училась в женской гимназии св. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. Позже преподавала в Ателье М. Франкетти (курс композиции в живописи, театральное искусство). вела курс в ВХУТЕМАСе. Выросла в Киеве, где закончила гимназию Св. Ольги и Киевское художественное училище (педагог Н. Пимоненко). Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров эскизы костюмов к фильму Аэлита Я. А. Протазанова, 1923).
С 1921 по 1922 гг. Кроме того, в 1914 году ее работы выставлялись на таких выставках как "Кольцо", ставшая самой крупной футуристической выставкой Киева, футуристических выставках " 4" и "Трамвай В".
Работала как оформитель (Камерный театр — "Фамира Кифаред", "Саломея" МХТ и др. ). Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России.
Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Обучалась в Киевском художественном училище, парижской академии Гран-Шомьер (1907).
Тышлер. Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). Выступала с публикациями по современному стилю одежды. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале.
1882, ум. – вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – ее ученица Н. Генке) и села Скопцы (руководитель Н. Давыдова). В 1916 начала сотрудничество с московским Камерным театром А. Я. Таирова. (урожд. Их дом на Фундуклеевской улице стал местом встреч киевских литераторов и художников. Не эмигрировали, нет, просто остались. Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-й футуристической выставке картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Выставке современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/17) и др. В 1915 г. вступила в группу К. Малевича Супремус.
В 1907 году Александра уехала в Париж. Лучисты. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу.
левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой. М. Козинцева, Л. Ф. Манд ель, П. Ф. Челищев, И. И. Нивинский, Н. А. Шифрин, А. Г. Тыптлер. Еще ребенком она оказалась в Киеве – семейный переезд был связан с работой отца, финансиста. В 1908 вместе с Бурлюком организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 1910/11), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/14 Рига, 1910), «Московском салоне» (М., 1911), обществ «Бубновый валет» (1910-17 член общества), « 4.
Ольги, в 1901 поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. В 1945 умер Г. Некрасов. Проблемы пришли позже. Как театральный художник работала в Московском Камерном театре у полтавчанина Александра Таирова над костюмами и декорациями, а также в Киеве в Балетной студии Брониславы Нижинской (1918-1921).
Проходила обучение в Киевском художественном училище. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910-1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905-1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912-1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. На родину художница больше не вернется. Родилась в г. Белосток.
Отец Аси был белорусом, мать – гречанкой. В 1915-1916 гг. Обучалась в Киеве в гимназии Св. Исполнила эскиз занавеса, расписала лестницу, вестибюль и портал сцены.
В 1925-30 гг. Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Александра Экстер стала одним из основателей художественного стиля «Ар деко». В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Ее учениками были Б. С. Аронсон, JI. За границей Александра Экстер продолжает работать.
В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. С 1930 жила в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Часть работ он распределил по музеям США, остальное было продано. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin).
Оформила в кубистском духе постановки «Фамира-Кнфаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены". Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма Аэлита Я. А. Протазанова.
Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Род. Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкнна. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале.
В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. Оформила футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов» (М., 1914). Кроме того, в период с 1918 по 1921 год Экстер также занималась оформлением спектаклей в балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А. Я. Таирова (оформление Фамиры Кифаред И. Ф. Анненского (1916) и Саломеи О. Уайльда (1917), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. Участвовала в создании парадной формы Красной Армии.
российская художница. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Ее театральное творчество предвосхитило многие идеи конструктивистов.
Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). В декабре того же года поселилась с мужем в Париже, с 1930 жила в парижском пригороде фонтене-о-Роз, В 1925-30 преподавала в Академии современного искусства Ф. Леже и А. 0занфана и в собственной студии: читала лекции по сценографии и конструированию театрального костюма, вела мастерскую композиции, теории цвета и художественной промышленности, требуя от учеников знания классической литературы – от античности до А. Рембо и посещения, наряду с Лувром индустриальных выставок. Создала костюмы к фантастическому фильму «Аэлита» (1924 г., режиссер – Я. Протазанов). В 1945 умер Г. Некрасов.
Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите».
Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А. А. Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912, Союза молодежи, Трамвай В), Франции (Салон Независимых – март 1912 и др. ), Италии. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др.
ЭКСТЕР, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (1882–1949), художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Последний потряс ее до глубины души. В 1908-14 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства».
Жила и работала в Киеве, Москве, с 1924 г. – в Париже. Позднее Экстер много работает над беспредметными композициями, росписью абажуров, ширм, подушек, скатертей, платков, платьев.
Вес» (1916 не издан). Много времени уделяла все эти годы преподаванию в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище. Представительница кубизма, конструктивизма и модерна. После революции художница развила бурную общественную деятельность.
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), активно путешествуя по Европе. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова.
пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Профессиональное образование начала получать в 1901 году в Киевском художественном училище, но в 1903 году в связи с замужеством прервала обучение, возобновив его лишь в 1906 году. Участвовала в Международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926, 1934), выставках: «Круг и квадрат» (Париж, 1930), «Кубизм и абстрактное искусство» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1936), «Искусство театра» (Оттава, 1938), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставке русских художников, организованной журналом «Наш Союз» (Париж, галерея Zak, 1936) и др. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо.
она преподавала в московском Вхутемасе. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех.
здесь разгулялось». С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Приехав в 1907 впервые в Париж, несколько месяцев посещала Академию Гранд Шомьер познакомилась с П. Пикассо, Ж. Браком, Г. Аполлинером, М. Жакобом, Ф. Леже. 1918-1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва-Парнж-Берлнн, 1923). Художник, сценограф, художник прикладного искусства и педагог.
Занималась театральными и прикладными работами, в 1925-30 гг. Сконструировала и оформила раскладные детские книжки-панорамы: «Мой сад» (1936), «Река», «Гора», «Море» (издательство «Flammarion» 1938). В 1918-1921 гг. В 1923 г. вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhom Museum, 1980) и Москве (ГЦТМ, 1986 и П Т, 1988). А. Экстер была участницей почти всех авангардных художественных выставок в России, в том числе в 1908 году вместе с Д. Бурлюком организовала в Киеве авангардную выставку «Звено», а в 1914 г. совместно с А. Богомазовым – выставку Кольцо. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус".
В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. – в Москве, во ВХУТЕМАСе.
С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи» «Трамвай В» и др. ). Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами.
Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы.
В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности. 1949. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Александра Экстер не эмигрировала в Европу.
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Родилась в Белостоке, её девичья фамилия – Григорович. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер.
Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. В 1921-22 преподавала во ВХУТЕМАСе. В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др.
Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»)., но в. Преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). Оформляла балетные спектакли русской танцовщицы Э. Э. Крюгер, создавала «светящиеся скульптуры» для ее берлинской квартиры.
Устроилась в Париже. 1917-1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. В 1924-25 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре.
Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914). «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сера и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. После смерти мужа от холеры вернулась в Киев.
В 1930-40-е исполняла декоративные ширмы, расписывала керамическую посуду. В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Рабинович, И. И. преподавала в Академии современного искусства в Париже. Футуристы. В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914). В 1945 умер Г. Некрасов.
– 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие. Часто посещала Париж, где снимала мастерскую.
Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести.
пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). В 1918 вернулась в Киев.
«Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». В 1921- 22 гг.
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. При этом работы художницы экспонируются и за границей. В 1921 г. принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х525».
– вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской в ее Балетной Студии в Киеве. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери., но в.
6. 1. 1882, Белосток, Гродненской губ. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). А. А. Экстер родилась в 1882 году в городе Белосток, Гродненская губерния. В 1908 г. организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». 18 (6). 01. 1882 (Белосток Гродненской губ., ныне Польша) 17. 03. 1949 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974).
В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), НьюЙорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. В 1924 году оформляла советский павильон в Венеции, затем в Париже, где осталась навсегда. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище.
Провела персональные выставки в Берлине (Der Sturm, 1927), Магдебурге (1927), Лондоне (Claridge, 1928), Париже (Quatre Chemins, 1929 театральные работы) и Праге (Художественно-промышленный музей, 1938 театральные работы). Кубизм в трактовке Экстер – не раскладывание предмета на простейшие формы, а напротив, обобщение изображения, своего рода чистая геометрическая гармония без отвлечения на сюжет.