Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г. И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей.
Бенуа Александр Николаевич, русский художник, театральный деятель историк искусства, художественный критик основоположник объединения Мир искусства. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960), русский художник, театральный деятель историк и критик искусства основоположник объединения «Мир искусства». Александр Николаевич родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.
Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр НиколаевичБенуа (Alexandre Benois)— русский художник историк искусства, художественный критик из семьи известных архитекторов, основатель объединения «Мир искусства». Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна.
После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства». Александр Николаевич Бенуа (фр. Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Мастерство рисунка Бенуа проявилось в журнальной и книжной графике (наиболее известны его иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина изданы в 1923 году).
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С 1926 года жил во Франции.
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен и его надо беречь. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения.
Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
Пьермарини, G. Piermarini). Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". В 1896-99 и 1905-07 годах работал во Франции (в том числе в Бретани). Художественные предпочтения Бенуа сформировались под влиянием впечатлений от коллекций Эрмитажа и почти ежегодных (с начала 1880-х годов) поездок по Европе.
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Основные особенности версальских акварелей Бенуа идут от образцов архитектурно-пейзажной гравюры: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля – маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
В искусстве нет места произволу и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Ей недостает именно историзма.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных.
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Совершал длительные заграничные поездки. Художник умел ценить величие искусства прошлого. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. К непризнанным присоединились те из признанных, которым было не по себе в утвержденных группах.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Но даже с большевиками А. Н.
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Черепнина, 1907). Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. с консервативно-охранительских позиций.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. В 1896 – 1898 и 1905 – 1907 годах работал во Франции.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Один из центров мировой оперной культуры. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А.
Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. периодических изданиях. Жил в основном в Петербурге. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
Знак зодиака — Телец.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917).
В отличие от короля и его свиты, напоминающих легкие тени прошлого, бронзовые ребятишки кажутся энергичными и живыми. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Русский музей).
Гофмана (1899, Гос. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Однако в СССР нельзя было жить вне политики.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Александр Николаевич Бенуа (фр. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Эти качества наиболее полно проявились в оформлении балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911 год также соавтор либретто) с его ироничным переосмыслением быта николаевской эпохи, русского фольклора и народного лубка в эстетических рамках русского символистского театра. С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Одновременно он работает для театра. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства.
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Именно там им были написаны «Версальские серии».
Создал особую разновидность «ретроспективно-исторического» жанра, отразившую его увлечение «веком Людовика XIV» историей Санкт-Петербурга и ушедшей дворянской культурой 18 – 1-й трети 19 веков (так называемые Версальская серия «Парад при Павле I», гуашь, 1907 год, ГРМ и др. ). К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
Они организовали кружок любителей искусства. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».
В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Род. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.
Был вольнослушателем петербургской Академии Художеств (1887-1888 годы), учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1890-94 годы), одновременно изучал технику акварели у брата, Альберта Николаевича Бенуа (1852-1936 годы). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Некоторое время он пытался жить по-старому, тщательно подбирая слова в разговорах со знакомыми, мужественно выдерживая беседы о современном искусстве с незнакомцами, каждый из которых мог на поверку оказаться доносчиком или агентом ВЧК-ОГПУ.
Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. Возникли в 15-16 веках. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
Подобных открытий деятелями Мира искусства совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Отсюда был один шаг до появления журн. «От этих. К началу 20 века стал одной из ключевых фигур художественной культуры Серебряного века в России: организатор русской секции мюнхенского Сецессиона (1896 год), один из организаторов (1898 год) и идеолог художественного объединения «Мир искусства», принимал активное участие в издании одноимённого журнала, также журнала «Художественные сокровища России» (1901-03 годы).
21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Шаляпина и З. Е. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Не исключено, что А. Н. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
Александр Бенуа был женат. Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей.
Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. — сын проф. Его отец был архитектором. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Точнее было бы сказать, что А. Н. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. А. Н. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Но и здесь перед А. Н.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) присущи утонченная декоративность, стилизация изящная орнаментальность. Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980). В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В 1912-15-е годы заведовал художественной частью и был режиссёром МХТ («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1915 год) художник и режиссёр БДТ (1920-26 годы «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1926 год и др. ).
В 1898 году вместе с С. П. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.
Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге.
В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В его сохранившихся дневниках и переписке за 1923-25 годы страх беженства и невостребованности на чужбине быстро сменяется страхом выглядеть в глазах эмигрантской общественности агентом большевиков.
Русский музей стр. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. университета посвятил себя всецело искусству. С 1900 года и до конца жизни работал для русского и европейского театра – вначале как художник Мариинского театра в Санкт-Петербурге («Гибель богов» Р. Вагнера, 1903 год балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907 год и др. ).
Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916).
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.
В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В.
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. С 1908 года ближайший сотрудник С. П. Дягилева, один из организаторов и ведущих декораторов Русских сезонов и Русского балета Дягилева (работал в содружестве с хореографом М. М. Фокиным). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. 9 февр. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. 1960, в Париже. Открыт в 1778 (архитектор Дж.
Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Он не мог иначе. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам.
Серебряковой. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17).
Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. Бенуа уже в апреле 1923 года. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» – картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Почувствовав это, А. Н.
Мотивируя возникновение Мира искусства, Бенуа писал: Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России».
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915).
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
С этого времени Б. страстно отдается театру. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).
Из письма художника к Ф. Ф. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб.
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм.
К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Глубокое знание культуры и быта различных эпох, тонкое чувство стиля и единства всех компонентов спектакля сочетались в лучших работах Бенуа с неизменной поэтичностью и «живописным» видением целого. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Оба художники. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Внук А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа.
В середине 1890-х годов хранитель собрания рисунков княгини М. К. Тенишевой. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Реставрационный отдел. ). В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915).