Художник Александр Иванов, картины которого в большинстве своем малоизвестны, прожил половину своей жизни в Италии. Александра Иванова, выдающегося творца, академика трудно назвать художником одной картины.
Ответ Иванова оказался двусмысленным. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836). Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос».
В 1831 году Иванов поселился в Риме. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество. Вся семья жила художественными интересами. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты.
Первая мысль о ее сюжете возникла еще в 1833 году: он задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Сын повторял судьбу отца.
Александр Иванов был старшим ребёнком. Перед зрителями проходила бы вся история человечества, рассказанная в библейских мифах. Иванов воспринимал свою эпоху подобно миру в преддверии христианства и верил, что ожидаемый духовный переворот может быть достигнут с помощью его картины «Явление Христа народу». Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. Вечный фантазер идеалист, утопист и мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он задумал гигантскую серию росписей. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы.
В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Иванов решил свести воедино все близкие по смыслу сюжеты, зрительно сопоставляя рядом различные их варианты из всех Евангелий, возможные параллели из Библии и даже античных мифов. Выполненные с беспрецедентным для русского искусства того времени мастерством пленэрной живописи, они на добрых два десятка лет предвосхитили колористические открытия импрессионистов.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Сам Иванов любил эту картину. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века.
Писанием этюдов он продолжал заниматься и в 1840-х и в 1850-х годах, явно теряя чувство меры, заботясь уже не столько о картине, сколько о решении возникающих перед ним живописных задач. Участник многих региональных, республиканских международных выставок. Иванов принялся за «Явление Христа народу».
Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». В течение нескольких лет он исполнил две картины. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Онистал первым учителем своего сына.
Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Летом 1830 года Александр Иванов сначала совершил путешествие по Германии и Австрии, а в ноябре этого же года он оказывается в Риме. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». Он оглядывается на Христа, который идёт сзади.
Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. В Харьковское Художественное училище поступил в 23 года. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. И с чисто художественной точки зрения и с точки зрения содержания «Явление Христа народу» – кладезь премудрости, картина-вселенная, отсюда ее непреходящее значение.
Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет.
Картины художника находятся в частых коллекциях Харькова, Москвы, Берлина, Италии. В настоящее время занимается живописью, дизайном интерьеров. Художник Иванов Александр Геннадиевич. Родился 3 июня 1962 г. в городе Харькове. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. Картина была написана в Обществу поощрения художников.
Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени отдавал исполнению натурных этюдов, отыскивая и уточняя в них лица и фигуры персонажей и окружающий пейзаж, вплоть до самых, казалось бы, незначительных деталей, вроде камней у реки. Брюллов называл Иванова «кропателем». Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. Член творческого союза художников. В них он видел отражение духовной истории человечества историю возмужания его разума, его нравственной борьбы и страданий.
Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев.
Картина говорит зрителю о прекрасном. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров.
Таким отправным моментом стало, по мысли Иванова, христианское учение. В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля.
попутно изучая основы библии. Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека.
Художник мучительно переживал свой провал. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. Иванова, как подлинного художника, увлекала поэтическая сторона древних преданий. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Его обучала мать и для него нанимали учителей. В мае 1857 года он вернулся на родину.
Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена.
Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Закончив один курс, поступил в Харьковский Педагогический институт им. Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно. Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника.
Обучившись успешно в Академии, Андрей Иванов заслужил пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего обучения, но взамен предпочёл остаться в России, чтобы жениться на дочери немецкого мастера позументного цеха Екатерине Ивановне Деммерт. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Обладатель почетных грамот и дипломов. Александр Иванов (1806-1858).
Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». По его мнению, «кропатели» гениями не бывают.
В 1850-х годах Иванова захватил новый замысел – еще более грандиозный. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу».
Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. Под руководством профессора Егорова Ф. Е. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Однако, поездка чуть не сорвалась.
Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств. Картина поглотила художника целиком. Мы видим приход Спасителя к толпе лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. Г. С. Сковороды на художественно-графический факультет. С отличием закончил его в 1992 году.