Александр Дмитриевич Литовченко ( 1835, Кременчуг, Украина, Российская империя –. Александр Дмитриевич Литовченко (укр.
Литовченко служил этому делу искренно и горячо хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель (sic) товарищества, одним из главных пионеров русского искусства (Всемирная Иллюстрация, 1890 г. ). портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878года), портрет г. Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886 ныне в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892года), рисунки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (вместе с «Сокольничьим» на Всемирной выставке в Париже 1867года), два портрета (вместе с «Грозным» на Всемирной выставке в Париже 1878года), «Христос в Гефсиманском саду» (вместе с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882года), образа в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Шварца4. Шварца), особенно рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук. 58. — "Сын Отечества", 1889 г., 54 и 61.
— "С. -Петербургские Ведомости", 1880 г., 75 1885 г., 46. Андреевского, В. В. 104—126 1886 г., 4, стр.
После того, произведения Л. являлись довольно часто сперва на академич. — Всемирная Иллюстрация, 1880 г., 588 1890 г., ч. II, стр. Н. Н. Врангель, "Музей Имп. — доставила ему титул академика. 145—152.
с званием художника 2-ой степени и сделался одним из основателей сиб. По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок» имевших столь серьёзное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения. — "Северный Вестник", 1886 г., III, стр. Учился в Академии Художеств получил малую золотую медаль за программу Харон перевозит души умерших через Стикс при конкурсе на большую золотую медаль исполнил программы: Олимпийские игры (1860) и Стрелецкий бунт (1862), но не получил награды и отказался от дальнейшего ее соискания в 1863 г., вместе с 12 другими товарищами, вышел из академии со званием художника 2-й степени и сделался одним из основателей артели художников.
артели художников. — С. -Петербургские Ведомости, 1880 г., 75 1885 г., 46. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук".
С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. — Его же, "Иллюстрированные каталоги Передвижных выставок". Из работ Литовченко по религиозной живописи заслуживают внимания образа, написанные для церкви святого Николая на севастопольском военном кладбище и семь стенных картин в храме Христа Спасителя, в Москве. Однако и у художника случались картины, подобные здесь приводимым.
В 1863 г. участвовал в протесте 14 выпускников во главе с И. Н. Писал преимущественно историко-бытовые картины на русские темы ("Царь Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею", 1875, Русский музей, Ленинград). — Русский Курьер, 1886 г., 107 1889 г., 107. В 1863 в числе четырнадцати учеников — конкурентов на большую золотую медаль отказался от участия в конкурсе («Бунт 14-ти») и вышел из ИАХ со званием классного художника 2-й степени. Подобно им, он вышел из акд.
Ф. И. Булгаков, "Наши художники на академических выставках", СПб., 1890. с званием художника 2-ой степени и сделался одним из основателей сиб. Ряд других произведений Литовченко находится в собрании Е. Г. — "Русские Ведомости", 1878 г., 128 1886 г., 513 1886 г., 167 1880 г., 109. и две большие в 1857 и 1858 гг. ), он был удостоен в 1861 г. мал. 202.
Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — "Рождество Христово", "Два этюда на одном листе" и "Поездка патриарха зимой" и портрет маслом В. Г. Швартц (все в Третьяковской гал. ) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Швартца. художеств, в которой вскоре выказалась редкая способность к рисованию и живописи. Литовченко служил этому делу искренно и горячо хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель (sic) товарищества, одним из главных пионеров русского искусства" ("Всемирная Иллюстрация", 1890 г. ).
Вторая половина девятнадцатого века, 1, М., 1962. — "Русская Мысль", 1885 г., V, стр. Какие бы сюжеты для своих полотен вы избрали. 163—180 1889 г., V, 188—195. 755—762. — Новости, 1890, 165.
Литовченко также написал "Лобзание Иуды" и "Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея", доставившие ему третью и вторую денежные премии, "Сокольничий" (с этой картины имеется офорт художника Академическая выставка 1868 г. ), портреты г-на Зеленова и г-жи N (Академическая выставка 1869 г. ), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 г. ), "Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею" (акварельный эскиз к этой картине в собрании С. С. Боткина Академическая выставка 1875 г. ныне в музее Императора Александра III) портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 г. ), "Офелия" и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 г. ), портрет г. Малакен, "Ставка проиграна" и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 г. ), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 г. ), "Боярыня Морозова" (XIII Передвижная выставка 1885 г. ), "Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митр. Учился в ИАХ (1854–1863) в классе исторической живописи у А. Т. Маркова и Ф. А. Бруни являлся пенсионером Общества поощрения художников (1855–1862). Избран академиком в 1868. — Исторический Вестник, 1890 г., ХП, стр. — Петербургская Газета, 1885 г., 40, 45 1886 г., 61, 64 1890 г., 44, 164. мeдали за написанную по программе картину "Харон перевозит души умерших через Стикс".
— Артист, 1891 г., февр., 13, стр. — Северный Вестник, 1886 г., III, стр. (1835—1890) — исторический художник. — Петербургский Листок, 1878 г., 51 1889 г., 57 1890 г., 165. зол. 755—762.
Это влечение привело из его родины, Кременчуга, в СПб. артели художников. Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — Рождество Христово, Два этюда на одном листе и Поездка патриарха зимой и портрет маслом В. Г. Швартц (все в Третьяковской гал. ) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Швартца. Московского" (XIV Передвижная выставка 1886 ныне в Третьяковской гал. ), "Боярыня" (ХVIII Передвижная выставка 1890 г. ), "Сокольничьи царя Алексея Михайловича", 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 г. ), рисунки карандашом "Дамский портрет" и "Голова рыцаря" (вместе с "Сокольничьим" на Всемирной выставке в Париже 1867 г. ), два портрета (вместе с "Грозным" на Всемирной выставке в Париже 1878 г. ), "Христос в Гефсиманском саду" (вместе с "Сокольничьим" и "Грозным" на Всероссийской выставке в Москве 1882 г. ), образа в храме Св.
— Бар. — "Петербургская Газета", 1885 г., 40, 45 1886 г., 61, 64 1890 г., 44, 164. он получил 2 малые и 2 большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 г. за картину Харон перевозит души умерших малую золотую медаль. Как человек, Литовченко гораздо интереснее П. Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его: Он представлялся мне простым, наивным русским человеком, несколько способным к похвальбе и преувеличенью (как и все истинно русские люди), но чрезвычайно добродушным и симпатичным. Особенно приятно поражала меня в Литовченке его любознательность, его желание узнать, как можно больше об излюбленной русской старине, его жадность в собирании и накоплении о ней сведений и всякого рода материалов. — Сын Отечества, 1889 г., 54 и 61. Литовченко, Александр Дмитриевич – исторический художник (1835 – 1890).
Александра III", ч. I. — Новое Время, 1890, 5018, 5026, 5136 1885 г., 3223, 3225 1886 г., 3569. — родился в Кременчуге в 1835 г., в бедной мещанской семье. 126—127, 186—195, 248—262.
126—127, 186—195, 248—262. художеств, в которой вскоре выказалась редкая способность к рисованию и живописи. и две большие в 1857 и 1858 гг. ), он был удостоен в 1861 г. мал. Его работы имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Архангельска, Курска, Н. Новгорода, Алматы, Харькова.
Наверное, стремились бы изобразить острые, повлиявшие на дальнейшую судьбу страны или личности ситуации. 218. — Бар. Шварца), особенно рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С. Участник "бунта четырнадцати" (см.
Артель художников), Л. в 1863 покинул АХ. Особенно приятно поражала меня в Литовченке его любознательность, его желание узнать, как можно больше об излюбленной русской старине, его жадность в собирании и накоплении о ней сведений и всякого рода материалов. — Новости, 1878 г., 81 1886 г., 61, 63. За годы учебы неоднократно награждался медалями и денежными премиями получил две малые (1855, рисунок 1857, этюд) и две большие (1857, рисунок 1858, этюд) серебряные медали, а также денежные премии за эскизы композиций «Поцелуй Иуды» (1862, 3-я премия) и «Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея» (1863, 2-я премия).
— "Исторический Вестник", 1890 г., ХП, стр. Вы — исторический художник. В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 гг. — "Художественный Журнал", 1885 г., II—IV, стр. И делал это по-своему талантливо. Шварца), особенно рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С. медали (две малые в 1855 и 1857 гг.
Передвижники). Подобно им, он вышел из акд. 145—152. Шварца, в Петрограде.
В 1868-м за картину Сокольничий времен царя Алексея Михайловича получил звание академика. Известны следующие его произведения: Олимпийские игры (Академическая выставка 1860 г. ), Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам (Академическая выставка 1802 г. ), Тамара, за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 г. ). Лучшие из этих произведений: Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею (1875) и Царь Алексй Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба св. — Русская Мысль, 1885 г., V, стр.
По выходе из Академии Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а по распадении её вошел в «Товарищество передвижных выставок» имевших столь серьёзное влияние на ход русского искусства, на которых он и выставлял с 1878 года свои произведения. зол. — доставила ему титул академика. В 1861 за программу «Харон перевозит души через реку Стикс» получил малую золотую медаль. портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878года), «Офелия» и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878года), портрет господина Малакен, «Ставка проиграна» и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880года), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881года), «Боярыня Морозова» (XIII Передвижная выставка 1885года), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (XIV Передвижная выставка 1886 ныне в Третьяковской галерее), «Боярыня» (XVIII Передвижная выставка 1890года), «Сокольничьи царя Алексея Михайловича», 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892года), рисунки карандашом «Дамский портрет» и «Голова рыцаря» (вместе с «Сокольничьим» на Всемирной выставке в Париже 1867года), два портрета (вместе с «Грозным» на Всемирной выставке в Париже 1878года), «Христос в Гефсиманском саду» (вместе с «Сокольничьим» и «Грозным» на Всероссийской выставке в Москве 1882года), образа в храме Святого Николая на военном кладбище в Севастополе, 7 религиозных картин в храме Христа Спасителя в Москве, рисунки — «Рождество Христово», «Два этюда на одном листе» и «Поездка патриарха зимой» и портрет маслом В. Г. Шварц (все в Третьяковской галерее) и громадная коллекция его произведений в превосходном собрании Е. Г. Шварца.
Андреевского, В. В. медали (две малые в 1855 и 1857 гг. Лит. : Верещагина А. Г., А. Д. Литовченко, в кн. : Русское искусство. — Московские Ведомости, 1880 г., 119.
— "Русский Мир", 1878 г., 83. Вельяминова-Зернова и других. Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко ещё в Академии он присоединился к двенадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа». — "Новости", 1878 г., 81 1886 г., 61, 63. — Гнедич, "История искусств", ч. III.
— "Художественные Новости", 1885 г., 5 и 6 1886 г., 7 1889 г., 6, стр. — "Артист", 1891 г., февр., 13, стр. Прибыв в Петербург, он поступил в Академию Художеств, едва выдержав экзамен из наук. Лучшие из произведений Литовченко: картины: Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею (1875 в музее Александра III), Сокольничьи царя Алексея Михайловича (1889 там же с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита московского (1886 в Третьяковской галерее), несколько портретов (в Третьяковской галерее – портрет живописца В. Г. Александра III, ч. I.
Знаменитое 9 ноября 1863 года застало Литовченко ещё в Академии он присоединился к двенадцати конкурентам, отказавшимся от данной академическим советом программы на первую золотую медаль и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от неё диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа». Андреевского, В. В. — "Русский Курьер", 1886 г., 107 1889 г., 107. Вельяминова-Зернова и других.
Бруни. В 1868 г. за картину «Сокольничий» он получил звание академика после этого Литовченко решил добиваться профессорства Академия предоставила ему мастерскую и художник в течение 4-х лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею» однако представленная в 1874 г. в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Очерки о жизни и творчестве художников. С 1876 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. — Художественный Журнал, 1885 г., II—IV, стр. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку.
В 1862—63 гг. Член Артели художников. 218. Получив за успехи свои в том и другой 4 серебр.
— Гнедич, История искусств, ч. III. Ф. И. Булгаков, Наши художники на академических выставках, СПб., 1890. мeдали за написанную по программе картину Харон перевозит души умерших через Стикс. Работал в жанре исторической живописи (Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею, 1875, ГРМ) и как портретист (Портрет художника В. Г. Вельяминова-Зернова и других.
Литовченко, Александр Дмитриевич – исторический художник (1835 – 1890). Это влечение привело из его родины, Кременчуга, в СПб. Ряд других произведений Литовченко находится в собрании Е. Г. Скончался Литовченко 16 июня 1890 г. Литовченко Александр Дмитриевич, русский художник. Известны следующие его произведения: "Олимпийские игры" (Академическая выставка 1860 г. ), "Царь Петр и царевич Иоанн, показываемые их матерью стрельцам" (Академическая выставка 1802 г. ), "Тамара", за эту картину была объявлена художнику благодарность академического совета (Академическая выставка 1863 г. ). 163—180 1889 г., V, 188—195.
и заставило вступить в ученики акд. 202. В 1862—63 гг.
Учился в Академии Художеств получил малую золотую медаль за программу "Харон перевозит души умерших через Стикс" при конкурсе на большую золотую медаль исполнил программы: "Олимпийские игры" (1860) и "Стрелецкий бунт" (1862), но не получил награды и отказался от дальнейшего ее соискания в 1863 г., вместе с 12 другими товарищами, вышел из академии со званием художника 2-й степени и сделался одним из основателей "артели художников". (1835—1890) — исторический художник. Лучшие из произведений Литовченко: картины: "Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею" (1875 в музее Александра III), "Сокольничьи царя Алексея Михайловича" (1889 там же с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и "Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита московского" (1886 в Третьяковской галерее), несколько портретов (в Третьяковской галерее – портрет живописца В. Г. Как человек, Литовченко гораздо интереснее П. Полевой в своих воспоминаниях о художнике так характеризует его: "Он представлялся мне простым, наивным русским человеком, несколько способным к похвальбе и преувеличенью (как и все истинно русские люди), но чрезвычайно добродушным и симпатичным. Учился в петербургской АХ.
Лучшие из произведений Литовченко: картины: Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею (1875 в музее Александра III), Сокольничьи царя Алексея Михайловича (1889 там же с одного из сокольничьих существует собственный офорт художника) и Царь Алексей Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба святого Филиппа, митрополита московского (1886 в Третьяковской галерее), несколько портретов (в Третьяковской галерее – портрет живописца В. Г. Литовченко также написал Лобзание Иуды и Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея, доставившие ему третью и вторую денежные премии, Сокольничий (с этой картины имеется офорт художника Академическая выставка 1868 г. ), портреты г-на Зеленова и г-жи N (Академическая выставка 1869 г. ), портрет М. В. Дурново (Академическая выставка 1874 г. ), Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею (акварельный эскиз к этой картине в собрании С. С. Боткина Академическая выставка 1875 г. ныне в музее Императора Александра III) портреты С. С. Андреевского и В. В. Вельяминова-Зернова (на Академическое выставке 1878 г. ), Офелия и портрет Н. Н. Соковнина (VI Передвижная выставка 1878 г. ), портрет г. Малакен, Ставка проиграна и портрет NN (VIII Передвижная выставка 1880 г. ), портрет Марульки Трахтенберг (IX Передвижная выставка 1881 г. ), Боярыня Морозова (XIII Передвижная выставка 1885 г. ), Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митр. — "Московские Ведомости", 1880 г., 119. Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи.
— "Новости", 1890, 165. — Русские Ведомости, 1878 г., 128 1886 г., 513 1886 г., 167 1880 г., 109. — "Петербургский Листок", 1878 г., 51 1889 г., 57 1890 г., 165.
— "Всемирная Иллюстрация", 1880 г., 588 1890 г., ч. II, стр. Получив за успехи свои в том и другой 4 серебр. — Художественные Новости, 1885 г., 5 и 6 1886 г., 7 1889 г., 6, стр. В Академии его занятия пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 гг. Московского (XIV Передвижная выставка 1886 ныне в Третьяковской гал. ), Боярыня (ХVIII Передвижная выставка 1890 г. ), Сокольничьи царя Алексея Михайловича, 136 этюдов, эскизов и набросков (посмертная выставка художника, устроенная при XX Передвижной выставке 1892 г. ), рисунки карандашом Дамский портрет и Голова рыцаря (вместе с Сокольничьим на Всемирной выставке в Париже 1867 г. ), два портрета (вместе с Грозным на Всемирной выставке в Париже 1878 г. ), Христос в Гефсиманском саду (вместе с Сокольничьим и Грозным на Всероссийской выставке в Москве 1882 г. ), образа в храме Св. — Русский Мир, 1878 г., 83.
После того, произведения Л. являлись довольно часто сперва на академич. Крамским. 58.
— "Новое Время", 1890, 5018, 5026, 5136 1885 г., 3223, 3225 1886 г., 3569. Н. Н. Врангель, Музей Имп. и заставило вступить в ученики акд. Шварца, в Петрограде. Шварца, 1870, ГТГ). Лучшие из этих произведений: "Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею" (1875) и "Царь Алексй Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба св.
104—126 1886 г., 4, стр.