Александр Александрович Дейнека (20 мая 1899, Курск, Российская империя— 12 июня 1969, Москва, СССР)— советский художник-живописец, график и скульптор, педагог. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963). 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Дейнека Александр Александрович (1899–1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
Дейнека Александр Александрович – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5.
Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Сегодня 20 мая исполняется 116 лет со дня рождения советского художника, живописца, скульптора и графика — Александра Дейнека. Александр Александрович Дейнека – действительный член АХ СССР, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии.
Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов.
У финиша, 1927). Набережная Сены, Париж. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Художественный образ предельно величав и обобщен. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938.
Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Таким видит город Дейнека Александр. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Они занесены снегом. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.
Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Но была и противная сторона. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. И художник вновь справляется с вызовом. Член-учредитель ОСТ. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Там, конечно, очень красиво. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В 1919-1920 годах Дейнека по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и Окнами РОСТА в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником.
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. И, на самом деле, правда. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Ленинская премия (1964). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Но картина не была одинокой удачей. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. 2009–2011».
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». И художник вновь справляется с вызовом.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Река Тускорь, 1945). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В том же году Дейнека уходит из Общества станковистов вследствие несогласия с руководством.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
Где остальные мозаики — неизвестно. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Но писать все же решил. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). У финиша, 1927). Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927).
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. путь зигзагообразный, путь колебаний. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг.
В 1919-1920 гг. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника.
носивший название Безбожник у станка (т. к. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. И все. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Он не показывает непосредственно боя с противником.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938).
Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Учился в Харьковском художественном училище. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Исследования, книги, выставки.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. Их получилось около 300. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. С задачей он, впрочем, все равно справился. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Талантлив он был и в литературном творчестве.
Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
«Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. В 1924 году художник съездил в Донбасс. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. В 1928-29 гг. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными.
Строг и суров ритм картины. Дейнека действительно был большим мастером. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. Мерно и стройно шагает отряд. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Но враг не пройдет.
Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. «Весь путь ОСТ –.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах Безбожник у станка, У станка иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса В огне. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Ноябрь 1941». У финиша", 1927). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Полетико. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Происходит кристаллизация режима. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений.
Дома тревожно притихли. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещи повезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.
Помимо этого, занимался оформлением агитационных поездов, работал над оформлением театральных постановок. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Наивно было бы объяснять этот факт влиянием немецких экспрессионистов, выставка которых была в 1924 году» 4. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Картина «Окраина Москвы. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие – убедительное тому подтверждение. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
В кафе, Париж. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». А главное настроение – это скорость и простор. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.
Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Ноябрь 1941 года (1941). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
В картине практически нет никаких примет быта. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Сразу исчезли все явно наносные черты умозрительной нарочитости, все вызванное не душевной потребностью, а всякими преходящими внешними условиями.
Здесь ломать копья бессмысленно. Защищал родной город Курск от белых. Фон дан скупой линией отдаленного города.
носивший название Безбожник у станка (т. к. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Соплии слезы. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).