Александр Александрович Дейнека был лидером. Ретроспектива Александра Дейнеки под названием Работать, строить и не ныть. Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». Дейнека Александр Александрович один из самых значительных мастеров советского искусства.
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. 16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры. Об Александре Александровиче Дейнеке можно с уверенностью сказать, что он был художником одной темы. 5 июня 1969 г. в залах Академии художеств открылась персональная выставка художника, а 12 июня 1969 г. Александр Дейнека скончался.
Александр Александрович Дейнека родился в городе Харькове, в семье железнодорожника. Александр Дейнека являлся членом президиума (с 1958 г. ), вице-президентом (1962 – 1966), академиком-секретарем (1966 – 1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г. ), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов.
В 1924 г. состоялась первая выставка Александра Дейнеки, в которой он участвовал в составе Группы трех (в группу входили также Андрей Гончаров и Юрий Пименов) работы художника также были представлены на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. Живописец, график и скульптор, народный художник СССР Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 г. в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Всю свою жизньАлександр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения.
Дейнека Александр Александрович (1899 г. – 1969 г. ) – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. Александр Александрович Дейнека (20 мая 1899, Курск, Российская империя— 12 июня 1969, Москва, СССР)— советский художник-живописец, график и скульптор, педагог. 12 июня 1969 г. Александра Александровича Дейнеки не стало. Дейнека Александр Александрович – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор.
И в станковой форме Александр Дейнека был верен себе. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.
Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928).
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963). 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Имя Александр Дейнека навсегда останется в истории русского искусства, каким бы переоценкам оно ни подвергалось. Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В 1928-29 гг. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Их получилось около 300. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Наряду с данными лирическими картинами были созданы и другие общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933 год), наполненная негодованием и гневом к роману «Огонь» А. Барбюса (1934 года).
Но в данном случае это оправдано. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария.
Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Герой Социалистического Труда (1969).
С 1920-х гг. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок.
Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, — вот о чем мечтал юный Дейнека. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Строг и суров ритм картины. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935).
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Они занесены снегом. В 1932 году начался новый знаменательный этап в жизни и творчестве Александра Александровича Дейнеки. Картина «Окраина Москвы.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. У финиша, 1927).
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Вот один из таких листов: «Вечер. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Но враг не пройдет. «Весь путь ОСТ –. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Большое значение в творческом становлении и художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин —религиозных, семейных, материальных, — чтобы противиться переменам. Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1969), русский художник. Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
В этот период была написана самая значительная работа того времени – картина «Мать» (1932 год, ГТГ). Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
Ленинская премия (1964). События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. 2009–2011». Происходит кристаллизация режима. Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66).
Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932).
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946).
Пустынные, заснеженные улицы, аэростаты воздушного заграждения, солдаты с автоматами за плечами, редкие прохожие. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. Дейнека действительно был большим мастером. Художник путал страшную нужду и подвиг изображая женщин, волокущих неподъемные тачки и вынужденных с радостными улыбками выполнять тяжелые работы на стройке новых цехов.
В начале 1950-х гг. театре им. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Ноябрь 1941». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. В это же время живописцем были созданы и другие полотна, которые были не менее поэтичными и новыми для тех лет – это картины «Полдень» (932 год ГРМ), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933 год), «Купающиеся девушки» (1933 год, ГТГ). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы – в шахтёрский Донбасс.
«Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938).
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Таким видит город Дейнека Александр. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
Вс. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах Безбожник у станка, У станка иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса В огне. В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым.
И здесь это удалось ему в полной мере. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. «Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник.
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). носивший название Безбожник у станка (т. к. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. Испытал также влияние Ф. Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. Набережная Сены, Париж.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Учился в Харьковском художественном училище. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика. «Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30).
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Многие лица написаны художником с натуры. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1925 стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ). Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. И художник вновь справляется с вызовом. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Где остальные мозаики — неизвестно. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Плоскостное, почти монохромное решение полотна отсылает к рисунку изображение почти всех героев в профиль — к барельефам и архитектурным фризам. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастирует с картинами созданными художником во время зарубежных поездок. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Но картина не была одинокой удачей.
В моем творчестве была удача. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности.
Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Ноябрь 1941 года (1941). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Исследования, книги, выставки. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Дейнека родился в Курске. В кафе, Париж. Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.
Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ). Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Мерно и стройно шагает отряд.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. А панно было отмечено золотой медалью выставки. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Член-учредитель ОСТ. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) среди наставников особое влияние на него оказал В. А. Фаворский. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Он посещает Америку, Францию, Италию. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Здесь художник применил интересный композиционный прием. За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин.
Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). Много общего между ними и в решении пространства.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Жил в Москве. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
В этом произведении художника вечная тема звучит особенно величаво и героически. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей.
Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Могучий Петр Петрович Кончаловский о чем-то спорит с маленьким, еле поспевающим за ним Штеренбергом. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). И все. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935).
При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. С задачей он, впрочем, все равно справился. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция Новокузнецкая с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Художник и сам говорил: «. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
путь зигзагообразный, путь колебаний. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.
Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Но была и противная сторона. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. В картине практически нет никаких примет быта. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Ноябрь. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию.
Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Монахи в красном», написанной во время путешествия. В это время начал формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, чёткости композиционных построений. Писал футбол.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Художественный образ предельно величав и обобщен.
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25).
Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен "Перед спуском в шахту" и "На стройке новых цехов". В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Река Тускорь, 1945). В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Женское собрание, Паровой молот на Коломенском заводе, 1925, Рабочий и крестьянин, Футбол, Спортплощадка. Фон дан скупой линией отдаленного города. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Дома тревожно притихли.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло.
Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни.
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. И художник вновь справляется с вызовом. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Полетико. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.