Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.
В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
В 1898 году вместе с С. П. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Почувствовав это, А. Н. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Именно там им были написаны «Версальские серии». Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен и его надо беречь. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах).
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Русский музей).
«От этих. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Ей недостает именно историзма. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Александр Бенуа был женат.
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Кроме того, супруга Александра Николаевича – Анна Карловна Кинд, верная спутница всей его жизни, категорически возражала против эмиграции, считая нецелесообразным на старости лет покидать родное гнездо.
Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
Однако в СССР нельзя было жить вне политики. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. А. Н. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. В своих воспоминаниях он писал: Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Они составляют едва ли не половину его наследия.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Александр Бенуа (1870-1960). Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».
Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Шаляпина и З. Е. Они организовали кружок любителей искусства.
В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Александр Николаевич всегда испытывал некую любовь к старым временам, он черпал вдохновение для своих картин из относительной древности, примером тому может быть картина: Последние прогулки Людовика XIV.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. С 1901 — 1903 г. г.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Серебряковой.
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Художник умел ценить величие искусства прошлого.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Он не мог иначе. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Но и здесь перед А. Н. И он, будучи до революции бескомпромиссным критиком, не боявшимся высказываться по любым художественным вопросам, теперь был вынужден подбирать слова даже в беседах с хорошими знакомыми. Из письма художника к Ф. Ф. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».
В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.
Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. В большинстве своем это добросовестные и точные этюды, неблестящие по технике и не всегда обладающие большой художественной выразительностью. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Сегодня, Историю живописи Бенуа является классической работай и имеет несомненную историческую ценность.
Но даже с большевиками А. Н. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург XVIII – начала XIX в. и Франция Людовика XIV. К сожалению после первого издания книга была переиздана только два раза незначительными тиражами, вот таким образом многие до сих пор не имели к ней свободного доступа.
Подробнее о проекте. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни.
Русский музей стр. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры.
Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге».
Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Бенуа уже в апреле 1923 года. Они организовали кружок любителей искусства. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века.
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Не исключено, что А. Н. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Точнее было бы сказать, что А. Н. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Детство будущего художника прошло в Петербурге. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века.
Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.
Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Оба художники. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV».
Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Подобных открытий мирискусниками совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Бенуа стал задумываться об эмиграции. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике Художественные сокровища России в журналах Мир искусства, Московский еженедельник, Старые годы, Золотое руно. Совершал длительные заграничные поездки. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Он всегда пытался уйти от страшных перемен на своей Родине, уезжая из страны или всецело уходя в творчество. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.