Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. 3 мая 1870 года (147 лет назад) родился Александр Николаевич Бенуа — русский художник историк искусства, художественный критик, музейный деятель, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр НиколаевичБенуа (Alexandre Benois)— русский художник историк искусства, художественный критик из семьи известных архитекторов, основатель объединения «Мир искусства».
В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна. После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).
Отзывы читателей о книге Жизнь художника (Воспоминания, Том 1), автор: Александр Бенуа. Живописец, график, критик, театральный художник историк искусства такой многогранной была личность Александра Бенуа. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.
Русско-финляндская выставка имела большой успех. ХЮЙМУС Ч ЗЙНОБЪЙЙ л. й. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости.
Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в Майской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. ч 1885 – 1890 ЗЗ.
Зато появилось на улице забавное зимнее новшество — масса конькобежцев. В годы обучения Бенуа много времени проводил в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. В 1898 году Дягилев выпустил первый номер нового журнала Мир искус-ства. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Шаляпина и З. Е.
Однако, дело в том, что явления искусства мирискуссники (и в том числе сам Александр Николаевич) оценивали не с точки хрения национальной принадлежности, а по законам красоты. Родителям дети подарили: Атя — две акварели изображающие цирковую и балетную дам (в основу положены ее наброски с голой натуры, что придало этим ее изображениям несколько непристойный характер. ) Леля — просто выделила из своих этюдов три сангвины, причем две в натуральную величину, зато Кока постарался всерьез и написал большую темперу изображающую «второе» Рождество, — очень любопытную по замыслу, но, разумеется, еще несколько по-ребячески воспринятую мысль: светлый восход где-то в Италии, в простом домишке на большой дороге, украшенном полустертой фреской Мадонны, в окне видны светящийся, только что появившийся на свет младенец и его родители по дороге спешат к дому пастухи и на самом первом плане рабочий с тачкой остановился, пораженный изумлением. Я задалась вопросом: Кто же напутствовал этим художникам.
нБС Й РПУЕЭБМ ЛМБУУЩ бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). И случилось так, что несколько усталое, книжное изящество мирискуссников, осложненное множественными художественными и историческими аллюзиями, пришлось по вкусу публике того времени, которая находилась тогда в социальной истерии второй половины девятнадцатого столетия истосковавшейся по «красивому изображению», которое не рвет сердце гневом и печалью, а вносит в душу тихую умиротворённость. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. рЕТХ вЕОХБ РТЙОБДМЕЦБФ НОПЗЙЕ ЛОЙЗЙ, РПУЧСЭЕООЩЕ ЙУФПТЙЙ ЦЙЧПРЙУЙ Й ЛХМШФХТЩ ЧППВЭЕ: тХУУЛБС ЦЙЧПРЙУШ Ч XIX ЧЕЛЕ (1901, 1902), рХФЕЧПДЙФЕМШ РП ЛБТФЙООПК ЗБМЕТЕЕ ьТНЙФБЦБ (1911), йУФПТЙС ЦЙЧПРЙУЙ ЧУЕИ ЧТЕНЕО Й ОБТПДПЧ (УЕТЙКОПЕ ЙЪДБОЙЕ, 1910-1917) Й ДТ. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Совершал длительные заграничные поездки. За Троцкого и против Ленина высказался и Луначарский. Неожиданным является потрясание мечом ТроцкогоПредседатель Петроградского совета. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Русский музей). Этот кружок Бенуа явился провозвестником новой западной струи в русском искусстве.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Или это только прием для нажима на германское правительство.
Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. вЕОХБ. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Из письма художника к Ф. Ф. С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. «Положим, он не согласен с большевиками», но ничего не поделаешь, а потому — дайте рекомендацию. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Каждый из рисунков к Азбуке представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Этот проект касается учреждения ведомства или предприятия (толком я не понял), цель которого — примирить программу большевизма («но ты понимаешь, дядя Шура, дельного, жизненного большевизма») с интересами промышленников. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
Уже в этих обеих композициях наме-тился будущий путь художника. Изображая дворцы и парки пригородных царских резиденций, Бенуа патетически прославляет красоту и величие русского искусства XVIII века. Александр Николаевич Бенуа (фр. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
Дорогой господин Бенуа. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Зато он слезно просил прийти послушать, когда он его будет читать у «дяди Саши Зарудного». Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Но критик подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания. Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. Художник умел ценить величие искусства прошлого.
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. тПДЙМУС Ч рЕФЕТВХТЗЕ Ч УЕНШЕ БТИЙФЕЛФПТБ о. м. Одновременно с этими произведениями Бенуа на-чал работать и для театра. А кроме того, ходит молва, что он «натуральный» сын одного из моих двоюродных племянников Впрочем, он юноша не без способностей, однако и с большой склонностью к хамству. В 1898 году вместе с С. П. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903).
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Но и здесь перед А. Н. Из выставленных работ три картины – Огород, Кладбище и Замок – были тогда же приобретены П. М. Третьяковым для его галереи. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов.
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Он не мог иначе.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. И как раз в легкомыслии и в фантастичности обвинял вчера Горький и Ленина и Троцкого («авантюристы» и т. д. ). Два задень неприятных впечатления. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Русский музей стр. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Серебряковой. За ними шли такие видные художники Москвы и Петербурга, как В. Серов, Н. Рерих.
В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Вечером пронесся слух, будто Государь с семьей благополучно прибыли в Нагасаки. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06).
Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Кроме того, сразу заметно в работе Бенуа, что он мастер своего дела: мазки положены один к другому, сплошными плоскостями, но работа не смотрится «тяжёлой», она не переполнена мазками и элементами, которые бы давали ей дополнительный смысл.
Говорят, Троцкий — честолюб, — и прекрасно. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Как бы то ни было, мне кажется, что Россия (с немцами) воевать больше не будет по всяким психологическим и фактическим причинам. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Чисто-декоративных украшений совсем нет. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.
Гофмана (1899, Гос. Факт во всяком случае остается: я Россию, как таковую, Россию в целом, знал плохо, а в характерных чертах ее многое даже претило мне и это еще тогда, когда я о существовании каких-то характерных черт не имел ни малейшего понятия.
Они составляют едва ли не половину его наследия. Пьермарини, G. Piermarini).
петергофских впечатлений. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Деятельное участие в этом новом журнале принял A. Н. Бенуа. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Ведь не подлежит сомнению, что германцы ни в каком случае не допустят, чтоб в оккупированной области была бы введена социалистская или «антибуржуазная» агитация, — и тем самым приблизится коммунистический пожар к самым их границам.
картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Открыт в 1778 (архитектор Дж.
Почувствовав это, А. Н. Журнал издавался до 1904 года. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н.
вЕОХБ УПЪДБМ ЙММАУФТБГЙЙ Л рЙЛПЧПК ДБНЕ (1899, 1911) Й нЕДОПНХ ЧУБДОЙЛХ (1903-1922) б. рХЫЛЙОБ, ЧЩРХУФЙМ ЛОЙЗХ бЪВХЛБ Ч ЛБТФЙОБИ бМЕЛУБОДТБ вЕОХБ (1905). Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др.
Мысли художника о Версале Людовика XIV становятся до конца понятными зрителю лишь тогда, когда он воспримет всю совокупность версальских картин и этюдов, написанных Бенуа. Александр Бенуа (1870-1960). Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры.
В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Живое искусство, в которое Александр Бенуа был влюблен, которое безраздельно владело умом и сердцем, неизменно толкало его к перу. Для популяризации идей кружка пона-добился и собственный журнал.
Художник писал: «Меня тянуло к известному украшению и обобщению того, что мне дала непосредственно действительность. По технике исполнения «Грот Аполлона» и «Бретонский пейзаж» очень похожи: и в одной и в другой картине хорошо читаются плоскости, переходы от света к тени выполнены плотными, хорошо прилежащими друг к другу мазками, но при этом нет переполнения элементами, лишними мазками, ненужными предметами, что подчёркивает то, что в обоих картинах присутствует чувство меры, которое присуще и художнику, создавшему эти шедевры. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Бенуа уже в апреле 1923 года. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Мне все это, самый стиль ужасно за последнее время огрубевшего юноши не понравились, но какое-то чувство долга и просто слабость взяли верх и я написал строчек десять, чувствуя и всю несообразность отправки такого мальчишки к самому министру и всю неприятность такого моего «обращения к большевикам» с просьбой, при сознании, что лучше было бы мне продолжать держаться от них в стороне. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Эту утешительность (вернее, намек на нее) я усматриваю в том, что, судя по этой сплетнической газете, между Лениным и Троцким возникло несогласие в вопросе о мире. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). «От этих. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Кружок решил организовать собствен-ные выставки. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Он уже соглашается продолжать переговоры в Бресте (под предлогом, что немцы уже туда выехали) и сам едет туда. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Александр Бенуа был женат. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Возникли в 15-16 веках.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Эти композиции написаны были под впечатлением поездки по Германии и Ав-стрии в 1890 году.
Знак зодиака — Телец. Ей недостает именно историзма. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. ч 1901-1903 З. З. Среди этих лучших работ были картины из цик-ла Прогулки Людовика XIV в Версальском парке. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
иХДПЦОЙЛ, ЛТЙФЙЛ Й ЙУФПТЙЛ ЙУЛХУУФЧБ, ФЕБФТБМШОЩК ДЕСФЕМШ Й РЙУБФЕМШ бМЕЛУБОДТ оЙЛПМБЕЧЙЮ вЕОХБ (1870 – 1960) РТЙОБДМЕЦБМ ФПНХ ЛТХЗХ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ТХУУЛПК ЛХМШФХТЩ ОБЮБМБ XX ЧЕЛБ, ЛПФПТЩК ЪБСЧЙМ П УЕВЕ ЧЩИПДПН Ч УЧЕФ ЙЪЧЕУФОПЗП ЦХТОБМБ нЙТ ЙУЛХУУФЧБ. Кока его терпеть не может и визит Славушки — для него пытка. На следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке Бориса Годунова. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Гимназистом-семиклассником Бенуа пытался посещать «вольноприходящим учеником» Академию Художеств, но очень скоро, отвращенный регулярной и безнадёжно отсталой системой преподавания, сбежал оттуда «на волю». В картине «Грот Аполлона» как раз хорошо выражена эта особенность живописи Бенуа: На картине я увидела летний яркий день и небольшой грот, который, вместе с зеленью деревьев, окружающих его, освещает яркое, ослепительное солнце.
оБРЙУБЧ Ч 1893 З. ЗМБЧХ П ТХУУЛПН ЙУЛХУУФЧЕ ДМС ФТЕФШЕЗП ФПНБ йУФПТЙЙ ЦЙЧПРЙУЙ Ч XIX ЧЕЛЕ т. нХФЕТБ, ЧЩЫЕДЫЕЗП Ч 1894 З., ЪБСЧЙМ П УЕВЕ ЛБЛ ФБМБОФМЙЧЩК ЙУЛХУУФЧПЧЕД. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Тематика этих публикаций весьма разнообразна.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Жил в основном в Петербурге. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым.
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. В конце 1896 года сообща с друзьями Александр Бенуа впервой приехал в Париж и полюбил тот самый город в этом месте им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
дМС ВБМЕФБ рБЧЙМШПО бТНЙДЩ (1903) ЧЩРПМОЙМ ОЕ ФПМШЛП ДЕЛПТБГЙЙ, ОП Й УПЮЙОЙМ МЙВТЕФФП. Пусть 1918 год перенесет нас с Вами в Париж или в Италию. Они организовали кружок любителей искусства. Много работал в книжной графике. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Именно там им были написаны «Версальские серии». У него-де в гимназии занятия прекратились, шестой класс он как бы окончил (согласно декрету Луначарского), мать его в качестве (вынужденной) саботажницы ничего не зарабатывает, деньги им нужны до крайности. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». С 1901 — 1903 г. г. Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Оба художники. Я изучая художественные объединения 20-х годов 20 века, особенно обратила внимание на объединение «Мир Искусства».
Эти особенности книги связаны с групповой тактикой Мира искусства и с личными, субъективными пристрастиями автора. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Пришедший к завтраку (без приглашения) Слава Жук самым нахальным образом попросил у меня рекомендательное письмо к Луначарскому. Кока склеил из картона каркас и она его увесила всякими побрякушками, оставшимися от прежних времен и увила «ангельскими волосами». Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Ленин стоит за «священную войну», Троцкий — за мир во что бы то ни стало но первый-де устал и поехал отдыхать в Финляндию. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.
Еще в 1910-х годах как единственный из наиболее активных деятелей и организаторов (сообща с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа больше всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали важный славе русского искусства. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. В сфере их влияния оказались также Билибин, Нарбут, Кустодиев. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Также в картинах есть такая общая черта, как целостность живописи, то есть, картины понятны для восприятия и зритель может легко погрузиться в атмосферу картины (в спокойствие и невозмутимость «Бретонского пейзажа» и в знойный яркий летний полдень «Грота Аполлона»). Дело мира обстоит не столь уж безнадежно. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Реставрационный отдел. ). Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Это известный художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Тем не менее это чувство мое имеет совершенное утверждение.
Позже он перешел к по-становке и собственного балета Павильон Армиды (1907 г. ) и постепенно превратился в режиссера. л ВБМЕФХ й. уФТБЧЙОУЛПЗП рЕФТХЫЛБ (1911) вЕОХБ УПЪДБМ ДЕЛПТБГЙЙ, УФБЧЫЙЕ ПДОЙН ЙЪ ЧЩУЫЙИ ДПУФЙЦЕОЙК ИХДПЦОЙЛБ, Б ФБЛЦЕ ОБРЙУБМ МЙВТЕФФП. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
Его отец был архитектором. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения.
В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Здесь Бенуа старался показать уют работы и тёплую обстановку. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Не исключено, что А. Н. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала Мир искусства (1898 — 1904). В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств. В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд. В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert (История живописи XIX столетия Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали История русской живописи (1901 — 1902), Русская школа живописи (1904), Русский музей императора Александра III (1906), Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1911), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1910), История живописи всех времен и народов (1912 — 1917, осталась незаконченной).
Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Тысячу раз благодарю за Ваше чудесное приглашение. Художник может посмеиваться над своим героем, может его прославлять, задумывается, добродушно улыбается или сатирически высмеивает своего персонажа. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме.
С 1926 года жил во Франции. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Судя по газетам, главная квартира «контрреволюции» теперь в Новочеркасске.
«Главарём» этой «шайки» оказался Александр Бенуа – очень интересный и своеобразный художник имеющий талант подмечать настроение персонажей своих картин и проявляющий особую чуткость по отношению к обстановке и времени. Правда, он старается соблюсти принципы последовательно проведенного ритма в конструкции книги и стилистического единства всех элементов се оформления но плоскость книжной страницы отнюдь не является для Бенуа самостоятельной эротической ценностью, которую нужно во что бы то ни стало сохранить и подчеркнуть, как это делал Сомов. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Русский музей стр. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».
л ОЙН ПО ПВТБЭБМУС ЛБЛ Ч УЧПЙИ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЛБТФЙОБИ, ФБЛ Й Ч РЕКЪБЦОЩИ ТБВПФБИ, ЧЩРПМОЕООЩИ У ОБФХТЩ Ч рЕФЕТВХТЗЕ Й ПЛТЕУФОЩИ ДЧПТГБИ, МЙВП ЧП жТБОГЙЙ, ЗДЕ вЕОХБ ЮБУФП Й РПДПМЗХ ВЩЧБМ, Ч чЕТУБМЕ. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Один из центров мировой оперной культуры. чНЕУФЕ У у. дСЗЙМЕЧЩН УФБОПЧЙФУС ТЕДБЛФПТПН Й ПДОПЙНЕООПЗП ЦХТОБМБ. А. Н. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Понятие художественности неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием театральности именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
Встречаются и совсем потешные сценки. В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Близок кружку стал и Репин.
Однако разве можно теперь заставить принять картонный меч за стальной. у 1934 З. РЙУБМ ЛОЙЗХ НЕНХБТПЧ нПЙ ЧПУРПНЙОБОЙС. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В искусстве нет места произволу и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Но даже с большевиками А. Н.
Николай II думал, что он вполне выражал свое душевное созвучие с народом, когда высказывал чувство неприязни к Петербургу, однако тем самым он отворачивался и от самого Петра Великого, от того, кто был настоящим творцом всего его самодержавного величества. Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью имитирующих цветную гравюру на дереве. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».
Александр Бенуа в своих работах старался избегать вычурности, дикости, всего болезненного и нарочитого, но в то же время проводил в жизнь принципы спокойной целесообразности – иначе говоря, принципы «вечной» красоты. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Эти работы явились резуль-татом второго путешествия художника заграницу, осу-ществленного в 1894 году и после посещения им Парижа и Версаля в 1896 году. Для себя я не представляю большего счастья.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. с консервативно-охранительских позиций. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). От этих.
Надо не забывать, что Бенуа и его единомышленники мыслили себя «последними могиканами» культуры, которую уничтожал капиталистический мир. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Ведь Бенуа сам иногда считал себя «недоживописцем», но всегда – апостолом красоты, культуртрегером, в своих статьях и книгах неустанно разъяснявшим «что такое хорошо и что такое плохо» в искусстве и культуре. ч 1894 З. ПЛПОЮЙМ АТЙДЙЮЕУЛЙК ЖБЛХМШФЕФ рЕФЕТВХТЗУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Его первые работы в этой области были декорации к балету Сильвия для Мариинского театра (1901 г. ). Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Точнее было бы сказать, что А. Н. Их называли декадентами, а она спасали красоту – везде и во всём.
вЕОХБ ФБЛЦЕ ТЕДБЛФЙТХЕФ Й ЦХТОБМ иХДПЦЕУФЧЕООЩЕ УПЛТПЧЙЭБ тПУУЙЙ. Особенно же досталось Луначарскому, причем как раз сам Горький в своих репликах и словечках, в своем всегдашнем любовании «странностями» русского народа, в своем смешении важного и не важного выказывал всю свою мужичность. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Ей недостает именно историзма. хНЕТ 9 ЖЕЧТБМС 1960 З. Ч рБТЙЦЕ. Зато в том же «Вечернем часе» имеются сообщения, скорее, утешительного характера, касающиеся политического положения. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Они организовали кружок любителей искусства. Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. Не нравится он мне теперь и внешне. Я надеюсь, что он принесет счастье, которого нам так долго не хватало. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.
Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Предпочитаю дельного честолюбца (и пусть даже жуликоватого) благородным и никчемным книжникам, фарисеям и мечтателям.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа мог видать глазами человека XX века. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Нос как-то вылез и раздавил верхнюю губу, волосы стали хохлом над «слишком прямым» лбом.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Бенуа встают постоянные препятствия абсолютно разного рода: начиная с того, что в Эрмитаже отключают электричество за неуплату и заканчивая сложностями в развеске картин, а также постоянными угрозами распродаж эрмитажных ценностей со стороны Наркомпроса. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге.
Пейзажи Александра Бенуа полны удивительной гармонии, настроений и переживаний, они как бы погружают зрителя в атмосферу работы, делают его участником того, что происходит на картине. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов.
Таким, видно, уродом я появился на свет и возможно, что причиной тому то, что в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин – и Франция и Неметчина и Италия. В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес). Может быть, он называл себя так так как серьёзно начал писать маслом как «настоящие» художники только когда ему уже исполнилось 35 лет. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Или это действительно отчаяние.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
Уже современники правильно отмечали, что самое ценное в его труде лежит вне круга эволюционных выводов и культурно-исторических обобщений. После раздачи подарков «старики» занялись разглядыванием всякой коллекционерской всячины, а молодежь плясала, несмотря на темноту ибо электричество потухло. Из наиболее прославивших Бенуа постановок нужно от-метить Петрушку (1911 г. ) и Соловья (1914 г. ) Стравинского для Дягилевских спектаклей в Пари-же и его Пиковую даму для Мариинского театра (1921 г. ). В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Бенуа старается передать характер каждого героя, персонажа картины, своё отношение к нему. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. К сожалению, у меня нет того мастерства (Достоевского или того же Толстого), чтоб передать и запечатлеть такой типичный для данного момента русский вечер во всех подробностях. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.
401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.
Бабушка привозила Александру из Венеции настоящих итальянских марионеток изображавших героев комедии дель арте: Коломбину, Арлекина, Пьеро Именно в искусстве театра уже взрослый А. Бенуа видел единственную возможность создать творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
Мотя, мастерица, устроила у себя в комнате еще более эффектную елку. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. С самого начала творческой деятельности Бенуа выступал как художественный критик и историк искусства. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни.
Русский музей). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».