Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом. Александр Бенуа – самый известный представитель обрусевшего французского рода. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляетСтатьи и письма 1917–1960 гг».
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь». Сын кондитера – Николя или Николай Леонтьевич – отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV».
Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Александр Бенуа боролся засохранение культурного наследия.
Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. Александр Бенуа учился вчастной гимназии Карла Мая вСанкт-Петербурге. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров.
После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства». Живописец, график, критик, театральный художник историк искусства такой многогранной была личность Александра Бенуа. Александр Николаевич Бенуа — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Александр Николаевич родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Александр Николаевич Бенуа – крупнейший искусствовед, живописец издатель и автор великолепных иллюстраций, литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна. Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Бенуа Александр Николаевич, русский художник, театральный деятель историк искусства, художественный критик основоположник объединения Мир искусства.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы.
Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г. Но вскоре деятельностьАлександра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Знак зодиака — Телец.
Именно от образцов архитектурно-пейзажной гравюры идут основные особенности версальских акварелей Бенуа: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля — маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Гофмана (1899, Гос.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.
Впервые представил акварельные работы на выставке 1893 и сумел обратить на себя внимание. Русский музей). Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Они организовали кружок любителей искусства.
Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Там же он поступил в частную гимназию Карла Мая, которую в разное время окончили 25 представителей рода Бенуа. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Опять-таки идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного «передвижнической окраски». Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Иллюстрировал книги А. де Ренье Грешница (1928), А. Моруа Страдания молодого Вертера (1926) и др. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Почувствовав это, А. Н.
«От этих. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала Мир искусства (1898 — 1904). В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств. В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд. В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert (История живописи XIX столетия Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали История русской живописи (1901 — 1902), Русская школа живописи (1904), Русский музей императора Александра III (1906), Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1911), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1910), История живописи всех времен и народов (1912 — 1917, осталась незаконченной). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915).
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Григорий Орлов (1946) и Побрехушки кухмистерские (1951). 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Но даже с большевиками А. Н. Программа «Мира искусства» предпологала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.
Значение цикла «Медного всадника» далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге.
Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
Александр Бенуа был женат. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Не исключено, что А. Н.
Постоянство и высокая планка эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Бенуа одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Именно там им были написаны «Версальские серии». Ставил и оформлял спектакли в театре Colon в Буэнос-Айресе, в лондонском Covent Garden (1957). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге».
Капитанская дочка (изд. Успех художника в «Павильоне Армиды» подтвердил его художественное призвание и он был вовлечен во множество театральных проектов. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Русский музей). Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес).
В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения «Мир искусства», будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала «Мир искусства», ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Речь идет о художественно-исторических ансамблях дворцов, государственных и частных коллекциях, о больших мастерах прошлого и об отдельных произведениях живописи, графики, скульптуры, зодчества и декоративно-прикладных искусств. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. К «непризнанным» присоединились те из «признанных», которым было не по себе в утвержденных группах. Черепнина, 1907).
Здесь, как и в истории русской живописи, общая историческая концепция является наиболее уязвимой стороной работы Бенуа. В последний период работы для театра Бенуа сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего Поцелуй феи И. Стравинского (1928) Бенуа был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, (Болеро М. Равеля (1928) и др. ). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
1944) А. Попов. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга).
Александр Николаевич Бенуа (фр. Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) — первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета («У бассейна Цереры», 1897, Государственная Третьяковская галерея).
1960, в Париже. Русский музей стр. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. А. Н. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Из письма художника к Ф. Ф.
Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Ей недостает именно историзма. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Оригинальным исследованием является грандиозная «История живописи всех времен и народов», оставшаяся незаконченной: между 1912 и 1917 годами вышли в свет 22 выпуска первой части книги, охватывающие развитие пейзажной живописи с древнейших времен до середины XVIII века. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» — обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства. Бенуа уже в апреле 1923 года.
Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью имитирующих цветную гравюру на дереве. Род.
картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. С «Азбуки» Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.
Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр — рисунки к «Медному всаднику». Совершал длительные заграничные поездки. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Оба художники. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
По воображению и памяти написал несколько картин на темы русской истории Петровской, Екатерининской и Павловской эпох (1929, 1940-е). 3я этим первым опытом последовали четыре акварели — иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Главные литературные труды Б. — глава, посвященная русскому искусству в сочинении Р. Мутера "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert" и прибавление к русскому переводу этого сочинения изданное в 1902 г. под заглавием: "История русской живописи в XIX столетии". Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. С 1926 года жил во Франции. Чисто-декоративных украшений совсем нет. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
Некоторое время он пытался жить по-старому, тщательно подбирая слова в разговорах со знакомыми, мужественно выдерживая беседы о современном искусстве с незнакомцами, каждый из которых мог на поверку оказаться доносчиком или агентом ВЧК-ОГПУ. периодических изданиях. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще — сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».
университета посвятил себя всецело искусству. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие. Художник умел ценить величие искусства прошлого. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к «Пиковой даме». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Гофмана (1899, Гос. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Реставрационный отдел. ). С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа).
Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Подобных открытий деятелями «Мира искусства» совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Бенуа стал задумываться об эмиграции. В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.
Именно в иллюстрациях к «Пиковой даме» более отчетливо, чем в любых других, отражаются искания художника, его попытки создать самостоятельную систему книжного оформления. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. По завершении классического образования Александр продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета и параллельно посещал занятия в Академии Художеств.
Пьермарини, G. Piermarini). Он не мог иначе. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. С этого времени Б. страстно отдается театру. Русский музей). В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей.
Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980). Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Только после Октябрьской революции «Медный всадник» с рисунками Бенуа вышел, наконец, в превосходном издании.
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства».
Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Жил в основном в Петербурге.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В 1898 году вместе с С. П.
Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901.
Александр Николаевич Бенуа — сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) — родился 3 мая 1870 года. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. В этом отношении мирискусники несомненно ориентировались на создание большого художественного стиля, что подтверждается участием целого ряда их во главе с Александром Бенуа в работе над эскизами росписи крупнейшего общественного сооружения того времени — Казанского вокзала однако в общем творчество художников «Мира искусства» было отмечено печатью камерности, утонченным эстетизмом и тяготением к графике. Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам.
Оформил спектакль Спящая красавица для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты Жизель Ж. Адана и Лебединое озеро П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948 г. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре La Scala (1930-е — 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Чисто-декоративных украшений совсем нет. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Учился самостоятельно.
Отсюда был один шаг до появления журн. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
В 1903 Б. создает замечательную серию иллюстраций к "Медному всаднику" — лучшее, что сделано им в области графики. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка» было исполнено не менее восьми). Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское.
С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.
Мотивируя возникновение «Мира искусства», Бенуа писал: «Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Только после Октябрьской революции Медный всадник с рисунками Бенуа вышел, наконец, в превосходном издании. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). «В истории А. Н. Бенуа интереснее всего, необыкновеннее всего сам А. Н. Бенуа, - писал П. Муратов. - Его знания исключительны, его опыт и память не имеют себе равных Едва только успеваешь оценить его тонкие замечания об итальянской живописи, как начинаешь удивляться его уверенному и легкому передвижению сквозь лабиринт ранне-нидерландской живописи — но вот старые немцы и, кажется, здесь А. Н. Бенуа чувствует себя еще ближе к картинам и его слова о художниках звучат еще более горячо и живо». В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. с консервативно-охранительских позиций.
Недаром Грабарь говорил о «современности» иллюстраций Бенуа, которая представлялась ему не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской Эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен». В названных сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и нет вот таким образом оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. «От этих петергофских впечатлений. К непризнанным присоединились те из признанных, которым было не по себе в утвержденных группах.
Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Русский музей стр. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Серебряковой. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Один из центров мировой оперной культуры. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов.
Рисунки к «Капитанской дочке» (1904) остались неизданными. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства.
401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Бенуа оформлял спектакли в Grand-Opera в Париже в 1924, 1926, 1928-1934 годах.
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.
В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан).
Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. Русский музей стр. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). и отдельно — историю Дягилевских балетов периода их расцвета в 1910-е годы (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге).
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Например, в «Павильоне Армиды» Бенуа воссоздал великолепную, энциклопедически точную картину эпохи Версаля. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
На следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Подобных открытий деятелями Мира искусства совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, А. Н. Одновременно он работает для театра. петергофских впечатлений.
Его отец был архитектором. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в Майской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России".
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес).
Важно также и то, что вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства в Европе и завоеванию для него достойного места в общеевропейском художественном процессе. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Точнее было бы сказать, что А. Н. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Однако, сам Б. не замыкался в одной старине и упреки в излишнем историзме ложатся всей тяжестью не на него, а на эпигонов. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Сын Н. Л. Бенуа. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В рисунках Бенуа образы петербургской повести Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия.
От этих. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). Первый вариант иллюстраций к «Медному всаднику» (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале «Мир искусства» (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Макет «Пиковой дамы» тщательно продуман и разработан художником. С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. 9 февр.
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал «Художественные сокровища России» создал прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911). Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
Но и здесь перед А. Н. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV).
Ей недостает именно историзма. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Книга Бенуа представляет собой серьезное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик но одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Возникли в 15-16 веках. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др.
Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Шаляпина и З. Е. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер это исторические композиции, вмонтированные в книгу, но не сливающиеся с ней органически. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Однако в ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. С 1926 жил в Париже. Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914).
Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей — «Живописный Петербург» (1902) уже говорилось выше. С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. — сын проф. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.