Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос».
Алпатов М. В. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. 221. «Праздники» предвещают весьма важную ступень художественной эволюции Иванова. Всякий минерал есть отрывок из исторических летописей земли».
Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Он мог заразить Иванова своей заинтересованностью простонародной итальянской жизнью, воплотившейся в повести «Рим». Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу. Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую. Они были предназначены в подарок приехавшим в Рим поэту В. А.
Сам Иванов любил эту картину. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Он шел от анализа к синтезу.
П. Брюллов, О. А. Кипренский и др. ), Иванов общался с любомудрами (Н. Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника. -- М. : Искусство, 1993. Он экономил на каждой мелочи доходило до того, что художник утолял голод хлебом и водой. Мои сочинения связались чудным образом с моей душой и моим внутренним воспитаньем.
Художник завершает картину, но его более волнуют новые творческие устремления, Иванов замыкается в своей студии, он всецело занят начатыми за границей в начале 1850-х годов «библейскими эскизами». «Венецианский эскиз», в котором преобладают золотистые и синевато-зеленые «тициановские» тона, действительно воспроизводит колорит старых мастеров. Ее сюжет взят из первой главы Евангелия от Иоанна. На формирование группы апостолов несомненное влияние оказала фреска Мазаччо «Христос и сборщик подати» в капелле Бранкаччи во Флоренции и картон Рафаэля «Паси овцы моя», находящийся в Ватикане. Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же). М., 2001 стр. Картина вызвала восторг.
Это должно было стать своего рода современным истолкованием Библии. У ног Иоанна Крестителя — две сидящие фигуры: господин и его раб. Творчество Иванова, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. И. Суриков. Этюды же, за малыми исключением, разошлись по частным рукам (лучшие из них приобрел М. П.
В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу». Новые работы Иванова свидетельствуют о небывалом расцвете его творчества, расцвете настолько ярком, что рядом с «библейскими эскизами» меркнет все остальное. поле превращалось в пламя, подобно небу». В ней на основе кропотливых историко-филологических штудий евангельские рассказы предстали как продукты мифотворчества. Это свойство «подвижной неподвижности» особенно впечатляет в «Аппиевой дороге».
Свет солнечного утра в этюдах озаряет человека и природу. Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Начальным сравнительно кратковременным этапом были поиски общего выражения темы. живущим дома учеником. О том же писал Гоголь, предлагая другой образ: «. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой.
Ясное взаимоотношение фигур и пространства всегда являлось главной особенностью композиций Иванова иногда архитектурные формы исполняют роль посредников, разделяя пространство и организуя человеческие толпы, как в эскизах «Проповедь Христа в храме» (Третьяковская галерея), «Явление Христа Марии Магдалине» и в потрясающей силой драматизма композиции «Знавшие Иисуса и женщины, следовавшие за ним, смотрят на Распятие» (Третьяковская галерея). За годы работы у Иванова от переутомления развилась тяжелая болезнь глаз. Это подлинная философия природы, убедительно выраженная средствами живописи. Это единственное в картине лицо, для которого был только один портретный прообраз. Сюжет картины взят из 24-й песни «Илиады» Гомера. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному.
«Куда он пишет такую картину, – недоумевал поэт, – ведь ее и повесить-то будет некуда». Картина была написана в Обществу поощрения художников. Кажется, что неизмеримая бездна отделяет их от «Явления Христа народу». Это впечатление достигнуто за счет непрерывности живописного движения, преодолевающего пространственные градации планов, оказывающегося способным передать сплошной «ток пространства». Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Мастер поддерживал также дружеские отношения с Н. В. Гоголем и А. И. Герценом, перенял идеи русского (С. П. Шевырев и др. ) и немецкого (Ф. Шеллинг) философско-эстетического романтизма сам он был настоящим художником-философом. Он идет своей собственной дорогой и никому не помеха.
Картина Иванова отличается строгой построенностью, благородным ритмом линий. «Иванов никогда не считал себя пейзажистом, но в «Явлении Мессии» нужно было изобразить берег реки, дерево, дальние горы -- и он писал горы в Неаполе, «реку чистейшей и быстро текущей воды» в Субиако, старую Аппиеву дорогу в Риме, Понтийские болота» Дмитриева Н. А. В 1835 году Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» и отправил ее в Петербург. «Тут она соперничает с морем», – писал Герцен о зрелище римской Кампаньи на закате солнца. Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине (Аппиева дорога при закате солнца, 1845, На берегу Неаполитанского залива, конец 40-х гг., – оба в ГТГ).
По сравнению с композицией «Явления Христа народу» – это следующий этап. Идя вглубь натуры в ее первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э. Дега). Он считал свой труд высоким долгом художника перед обществом, перед всем человечеством. Я знаю и отчасти испытал сам. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Ему много раз приходилось выпрашивать продолжение пенсиона.
Вероятно, вновь на решение Иванова оказал сильное влияние Гоголь. Что побуждает их допрашивать и ворошить прошлое перед лицом загадочного будущего, которое «еще молчит», но которое уже требует «отрясти прах с ног своих» и принять решение, совершить выбор своего пути в обновляющемся на глазах мире. Ранние картины на мифологические и библейские темы в стиле классицизма близки творчеству учителей Иванова (барельефное построение композиции, контурный рисунок, локальный цвет), но отличаются повышенной эмоциональностью («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824, ГТГ «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827, ГРМ «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829, там же). Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело».
Иванов мечтал о «златом веке человечества», о будущем братстве и счастье людей, в достижении которых важнейшую роль должно было сыграть искусство. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Устройте же это дело не то – грех будет на вашей собственной душе. В продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света.
Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др. ). Он плохо разбирался в людях и фактически жил своими иллюзиями. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. 1-2.
Простые мотивы типа ветки на фоне неба (Ветка, конец 1840-х – начало 1850-х годов Третьяковская галерея) или обнаженных мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решенные с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Учился в петербургской Академии Художеств (1817-28) у своего отца, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Не скупитесь.
Марии Николаевны, в связи с чем Иванову снова пришлось подумать о подарке. В здании Академии, где была квартира отца, протекли детские и юношеские годы художника. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем (Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824, ГТГ). 76. У живописца появился новый замысел, еще более грандиозный, но откровенно несбыточный.
С Россией он связывал все свои мессианистские утопии. Короткий промежуток времени, не более одного месяца, на грани 1838 и 1839 годов Иванов работал над жанровыми акварелями. В большой семье Ивановых (у них родилось десять детей из которых до абсолютнолетия дожили пятеро) Александр Иванов был старшим среди братьев. Однако то, что он успел сделать, по силе творческого воплощения ни с чем не сравнимо, он приобрел неслыханную свободу творчества. Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство.
Замысел этот не был осуществлен художником, но эскизы, созданные на тему «Воскресения» и метод работы над ними имели принципиально важное значение для творческого развития Иванова. Новые искания отразились в целой группе этюдов мальчиков среди природы (в Третьяковской галерее и в Русском музее). С огромным неустанным вниманием художник прорабатывал также все ткани, одевающие тела.
Русский художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге. Биография Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро -Невской лавры.
Иванова. Около 1845 года в творческой жизни Иванова происходит большое событие. В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом Библейских эскизов (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Многие даже подозревали, что работы, представляемые молодым Ивановым, пишет за него отец. Параллельно для головы же Христа делались этюды натурщицы Ассунты (Русский музей) и молодой женщины с серьгами и ожерельем (там же). В 1833 году художник заканчивает работу над произведением «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей.
Тон строитель храма Христа Спасителя в Москве хочет заказать ему запрестольный образ «Воскресения Христова». Ради Христа, разберите, что это все значит.
Далее художник обращался к натуре ища в ней черт, соответствовавших создаваемому образу. По заданию Общества поощрения художников Иванов выполнил в Риме копию фрески «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, поразив своим мастерством и итальянских и русских художников. Справа – одна из важнейших для философского понимания картины группа – раб и хозяин. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве.
Параллельно он написал портрет женщины с исхудалым лицом и болезненно горящим взглядом, а также этюды юноши-натурщика (все в Третьяковской галерее), которые были положены в основу характеристики внешности и духовного облика Предтечи. Сюжет картины был взят из Евангелия. Все поражавшее его усердно зарисовывал. 1-2. Это очень сильно поддержало Иванова. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1817 году он поступил в Академию художеств «своекоштным», т. е. Художественные успехи юноши по академическим работам давали основание профессору подозревать, что Иванов выполнял их с помощью отца. Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. Но «звание художника русского» он ставил высоко, гордился им, мечтал о великом будущем России и русского искусства.
Такова метафорика Шеллинга. На этот раз он решил остановиться на теме «Праздник в Риме по случаю сбора винограда». В позднем цикле «пейзажей с мальчиками» Иванов возвращается к теме ранней картины начала 1830-х годов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Сын живописца А. И. Иванова, брат архитектора С. А. Иванова (1822-77). Выставленная в залах Академии художеств картина «Явление Христа народу» и многочисленные этюды к ней были приняты холодно. Первые годы жизни Иванова в Италии были целиком заняты поисками сюжета большой картины. Брюллов называл Иванова «кропателем».
Объектом внимательных штудий становится восточное искусство, в котором, следуя Штраусу, Иванов видит тот арсенал, откуда раннее христианство черпало конкретные формы своих фантастических видений. В мае 1858 Иванов привёз картину «Явление Христа народу» и материалы к ней в Санкт-Петербург, несмотря на то, что считал её неоконченной картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, потом в Академии Художеств (вместе с этюдами и эскизами). Это подлинно новое слово в монументальном искусстве. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону.
Фигуры дрожащих справа – символ душевного трепета, стесненности, Божьего страха. В это время в Петербурге была выставлена его картина и все этюды к ней. Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». Окрыленный такими успехами чувствуя свой дар, молодой художник много работает учитывая ошибки и недочеты развивая свой талант и не напрасно в 1827 он создает картину Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона, за это произведение не смотря на критику руководства академии к некоторым деталям работы художника, Иванова награждают большой золотой медалью. «Она не ко времени пришлась.
Под его воздействием, вероятно, появился в картине и персонаж «инкогнито», как возникло и самое это наименование. Боткиных. Однако, поездка чуть не сорвалась. Он не только пленился колоризмом венецианцев (которых Академия не очень жаловала), но полюбил Джиотто, заинтересовался мастерами кватроченто, средневековыми мозаиками и фресками.
Наиболее успешно результаты этой работы сказались в акварелях «Жених, выбирающий серьги для невесты» (1838, Третьяковская галерея) и «Жених, выбирающий кольцо для невесты» (Русский музей). В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу». По его мнению, «кропатели» гениями не бывают. Разные события показывает он по-разному.
49 Около 1837 года состоялось знакомство Иванова с Н. В. На измученном лице раба изборожденном морщинами, — заметно подобие улыбки. Само зрелище земли в рельефе ее поверхности есть вполне доступный взору «умеющего видеть» путь природы от хаоса к космосу, разумному мироустроению, который природа завершила образованием не мифологической – небесной, а исторической – земной тверди.
Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения. М., 2001 стр. 153. Самые ранние карандашные эскизы выполнялись с 1833 года, в середине 1830-х годов создается так называемый боткинский эскиз маслом (Русский музей), в котором внимательно разработано глубинное пространство и более индивидуализировано поведение людей, по-разному выражающих свое отношение к происходящему. Следующая картина «итальянского» периода творчества живописца — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», над которой он работал с с 1834 по 1836 год. Осенью 1842 года ожидался приезд в Рим вел. Его обучала мать и для него нанимали учителей.
В Библейских эскизах, родственных по замыслу сериям назарейцев и отличающихся богатством и разнообразием композиционных решений, закладываются основы художественного языка монументального и станкового искусства рубежа 19-20 века (смотри иллюстрации к статье Графика). 85. Уяснению Ивановым новых замыслов помогла книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», с которой художник познакомился в начале 1850-х годов. Вот таким образом в ряде этюдов рядом изображены два лица. Сюжету «Явления Мессии», в искусстве редкому, Иванов придавал эпохальное значение, видя в нем смысловую кульминацию Евангелия. Боткин, в доме которого жил и умер Иванов).
В процессе художественного воплощения темы «Воскресения» Иванов впервые соприкоснулся с проблемами стенной живописи и это, в сущности говоря, явилось преддверием всей творческой работы последнего периода его жизни. Соответственно, все, что внушает представление об определенных временных интервалах «от и до» – контрасты освещения, угол падения теней, указывающих положение солнечного диска, плывущие облака, порывы ветра и т. п. – всего этого ивановская природа «не знает». Деньги все вознаградятся. Полотно сразу же было задумано Ивановым как камерное. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. Испытал влияние искусства итальянского Возрождения среди художников-современников ему были особенно близки немецкие назарейцы (их лидер И. Овербек входил в круг близких друзей Иванова). Уже дело его стало, наконец, всем объясняться.
Достоинство уже начинает обнаруживаться всем. «Нужно представить в моей картине лица разных сословий, разных безутешных вследствие разврата и угнетения от светских правительственных лиц, вследствие подлостей, какие делали сами цари иудейские, подласкиваясь к римлянам, чтобы снискать подтверждения своего на трон Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости». стр. Гоголь решительно высказался за «Сцену в лоджии», принцип композиции сцены родствен Паоло Веронезе. В последнее десятилетие жизни Иванов разрабатывал новый грандиозный замысел инспирированный несостоявшимся заказом росписей для храма Христа Спасителя в Москве, – особого здания, на стенах которого были бы размещены монументальные росписи, посвящённые жизни Христа, сопоставленные с «параллельными» сюжетами из Ветхого Завета и античной мифологии. Надо было выбирать из необозримого множества коллизий, содержащихся в Книге книг – Библии.
Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной Явление Христа народу (1837-57, ГТГ). Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Вып. Один из них является портретом Гоголя, хотя и получил неопределенное наименование «ближайшего к Христу», другой – «странник», затерявшийся в группе людей, сидящих на земле в тени (или «инкогнито», как его иногда называл Иванов) – автопортрет самого художника.
Наконец, как Христос – между почти пугающей суровостью и милосердной, мягкостью. Из деятелей отечественной культуры, наряду с художниками (К. Иванов трактовал библейские легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. В пору «теоретического сочинения» своей большой картины Иванов в отношении евангельского повествования придерживался убеждения, выраженного в знаменитом тезисе апостола Павла: «Буква убивает, а дух животворит» Еще в середине 1830-х годов он записывал: «. Вып. В начале 1850-х годов Иванов на время бросил работу над «Явлением Христа народу». Пейзажи Иванова – отдельная и самостоятельная страница европейской живописи XIX века.
Краткая история искусств. Но в Петербурге художник прожил всего шесть недель. Решающее значение в картине имеет образ Иоанна Крестителя. В итоге возник обобщенный образ Иоанна Крестителя (этюды 1840-х годов в Третьяковской галерее и Русском музее), вошедший с некоторыми изменениями в картину.
Жизнь А. А. Для этого им было создано к картине более щестисот этюдов с натуры. Но и за три года Иванов не закончил работу. Развиваясь в русле академического классицизма, Иванов преодолел его ограниченность, став одновременно и завершителем традиции и её реформатором.
В мае 1830 года Иванов приехал в Италию. Весной 1830 года после завершения небольшого полотна «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» Иванов получает, наконец, возможность уехать в Италию за счет Общества поощрения художников. Иванов привозит в Петербург почти законченное «Явление Мессии» (все этюды и так называемый малый вариант, сделанный в 1857 году), но главный труд его жизни не вызвал в обществе положительной реакции. Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». III.
Еще раньше о том же говорилось в критике 1880-х годов (когда библейские эскизы впервые были изданы факсимиле в 14 альбомах Прусским Археологическим институтом): «Иванов хотел сделать то, что сделал Гете в «Фаусте». В 1835 году художник начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явленья еще не показывалось от времени Рафаэля и Леонардо-да-Винчи. Вдобавок ко всему Александр Андреевич вскоре тяжело заболел.
Он поражал учителей успехами в рисовании и живописи. Художник уже всем надоел своими просьбами, его начали избегать. Сын повторял судьбу отца. Он поддержал художника, но годы шли, для продолжения работы нужны были деньги. Параллельно он работает над картиной «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (Третьяковская галерея).
Однако в итоге романтическая эстетика берет верх над религией (к тому же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д. Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса) Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца. М. Рожалин) и славянофилами (Ф.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». В 1824 году, наряду с другими академистами, он написал картину «Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (Третьяковская галерея).
Момент исторический представлен здесь как момент, вечно повторяющийся в других обстоятельствах и условиях, первое явление Христа перед людьми показано как прообраз последнего предстояния людей перед Ним в день Последнего суда. Он жил уединенно, аскетически, но не оставался глух, ни к умственным, ни к политическим движениям современности. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. К 1847 году относится знакомство с А. И. Герценом.
Ф. Штраус). В «Октябрьских праздниках», как и других жанровых акварелях и сепиях, непосредственно следовавших за «Явлением Христа народу», художник, пользуясь светом, начинает действительно строить пространство: свет и пространство становятся важнейшими элементами композиции. Когда Рим посетил наследник престола, будущий император АлександрII, Иванов, оставшийся к тому времени совсем без средств к существованию, обратился к нему с просьбой о пособии.
Картина была выставлена в Зимнем дворце. Видно, что если он (Гете) воскрешает старый мир, то как историк, а не как верующий он христианин только по воспоминанию и поэзии, но мыслитель виден из-за рассказчика. Русская живопись не знает другой картины, которая бы так полно возродила образ античной красоты. Он работал над ней более двадцати лет и создал действительно непревзойденный шедевр.
Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857) и только в 1858 Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Жизнь и творчество» М. -1976г. Его фигура находится почти в центре и своей могучей силой организует всю композицию.
Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Картиной же своей хотел положить начало пути, которым надлежало следовать. В «библейских эскизах», венчающих весь творческий путь Иванова, он создает композиции, потрясающие своей силой, абсолютной новизной и, при всем их разнообразии, единством стиля. Молодой месяц» (около 1843-1845-х годов, Третьяковская галерея) одном из самых поэтических пейзажей Иванова.
кн. 87. А. И. Герцен откликнулся на смерть Иванова некрологом в «Колоколе» с глубокой скорбью писал о художнике И. Н. Крамской, предсказывая огромное влияние нравственной силы искусства Иванова на будущие поколения художников. Вып. Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Иванов преобразует визуальный ряд подобно тому, как в кинематографе изображение дается «наплывом» с движущейся камеры.
Земля совершила подвиг самоотвержения, обратившись в дорогу и плацдарм человеческой истории – таков в изображении Иванова «Устав Природы» и ее завет человеку. Каждый персонаж, каждый предмет несет свой философский смысл. Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». После смерти Иванова появилось множество статей и воспоминаний о нем.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Однако, раб с веревкой на шее, подавая хозяину одежду, прислушивается к словам проповеди и они проникают в его сердце и улыбка надежды освещает его болезненное изборожденное морщинами лицо. В 1837 году Иванов приступает к главному делу своей жизни – исполнению картины «Явление Христа народу» (1837-57, ГТГ первые эскизы – около 1833 малый вариант картины, одновременно служивший эскизом, 1836 – не ранее 1855, ГРМ).
С моей души я уже снял его этим самим письмом: теперь он повиснул на вас. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Поворот в мировоззрении и как следствие охлаждение к своему многолетнему труду наметились у художника в конце 40-х годов. Пишу к вам об Иванове. Краткая история искусств. Иванов увлекся поэтической красотой древних преданий.
В 1817 году Александр поступает в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Специфический характер имеют пейзажи Иванова, созданные в последний период его жизни. Творчество Иванова – одна из вершин русского искусства 19 века.
Похоронен Иванов в Петербурге, на кладбище Девичьего монастыря. Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в1836 году художник удостоился за неё звания академика. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Брак А. И. Иванова и рождение сына лишили его когда-то заслуженного им права на заграничное пенсионерство. Всех персонажей он писал также с натуры.
«Возвращаться в Россию он не хотел, так как казенный Петербург и казенная Академия художеств его отпугивали писал отцу, что «в шитом, высоко стоящем воротнике ничего нельзя делать, кроме как стоять вытянувшись», что «художник должен быть абсолютно свободен, никогда ничему не под чинен, независимость его должна быть беспредельна»» А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. стр. За ними следует великолепный этюд целой купы деревьев, трепещущая листва которых словно пронизана воздухом и светом – «Наружное дерево парка Гиджи» (Третьяковская галерея). Вся жизнь Иванова была подчинена одной цели.
III. Подавляла творческую инициативу юного художника обстановка, царившая в Академии. Писал этюды почвы, камней, деревьев, веток.
Работая над картиной, Иванов выработал метод, который называл методом сравнения и сличения, стремясь «согласить творчество старых мастеров с натурой». Позднее Александр был зачислен в мастерскую профессора Егорова. Черты мужественности в лице Иоанна художник искал, зарисовывая голову Зевса Отриколи.
За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда. У Иванова был неумолимый максимализм в требованиях к искусству, к себе. На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя – группа будущих учеников Христа, апостолов. Трактовка одежд в «Явлении Христа народу» подчинена барельефному построению масс на первом плане., будучи продуктом, не религиозного вдохновения, но религиозной стилизации». В 1835 году художник начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см.
Жизнь А. А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры в июле 1858 года. Откровением этой новейшей учености стала для Иванова книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». В дальнейшем Иванов не возвращается к плоскостной системе изображений древних икон. Стиль последних произведений художника поразителен.
В сущности, это то самое превращение, которое имеет простой и наглядный образ в знаменитом монументе, виднеющемся из окон Петербургской Академии художеств «Медном Всаднике» Э. М. Фальконе. Это ложь, я в этом уверен. Это не значит, что он «поправлял» свои натурные этюды по античным или ренессансным образцам (такой метод он решительно отвергал), -- нет, он искал в жизни лиц, подобных тем, что могли вдохновить художников прошлого.
Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Учился в петербургской Академии художеств (1817-28) у своего отца – А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова.
Александр Иванов остался не разгаданным своими современниками. Выдающийся мастер рисунка, Иванов наряду с академическими штудиями оставил много альбомов и листов бытовых, портретных, пейзажных, анималистических зарисовок, эскизов, карандашных копий и набросков с произведений искусства выполнил ряд акварелей бытового жанра («Жених, покупающий кольцо невесте», «Ave Maria», обе – 1839, ГРМ «Октябрьский праздник в Риме. Однако в итоге романтическая эстетика берет верх над религией (к тому же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д. Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса) Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца. Вся работа производилась во мне и собственно для меня. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
В последнее десятилетие Иванов трудился над серией акварелей, получивших название «Библейские эскизы» – эскизы к росписям храма, который воображался художнику чем-то средним между храмом науки и музеем. Земля в «Аппиевой дороге» – словно тлеющая, еще не остывшая твердь, которая некогда была огненной материей холм в «Подножии Виковары по дороге из Тиволи в Субиако» – это как бы отшлифованный ветрами, спекшийся стеклообразный пепел, застывшая волна первородной магмы – образы умиротворенных стихий, хранящих память о своем происхождении из стихий бушевавших. На его глазах с неудержимой силой развивался талант ученика Андрея Иванова К. П. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
В 1845 году его мастерскую посетил император НиколайI. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника.
В 1841 году художник исполнил портрет писателя. Он верил в возрождающую миссию искусства и в то, что русскому искусству предстоит сказать здесь свое слово. Что за непостижимая судьба этого человека. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Традиционные, многократно трактованные в мировом искусстве сюжеты должны были, по мысли Иванова, предстать в свете той интерпретации, которую дает им «новейшая литературная ученость».
Художник пытается передать религиозный сюжет как реальное событие. Иванову пришлось ограничиться Италией -- и из нее он извлек все возможное. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века.
Она вызвала восторг публики, все поставили ее в один ряд с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. «В письмах к друзьям Иванов теперь просил присылать ему исторические и философские книги» А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. В итоговых этюдах Иванова лица начинают жить в странном междуцарствии, как «сомневающийся» – между усмешкой и скорбью, как раб – между радостью и рыданием. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Иванов не был таким уж смиренным монахом искусства, как описал его Гоголь в «Переписке с друзьями». Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837-1857, Третьяковская галерея), – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя.
Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Он отдавал ей все силы, все время, все помыслы.
стр. 128. «Иванов А. А. Портретные черты Гоголя (вероятно, по желанию самого писателя) запечатлены в «Явлении Мессии» в образе того, кто идет последним в длинной веренице паломников» А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. Картина говорит зрителю о прекрасном.
ИВАНОВ Александр Андреевич, российский художник, график. В книге «Былое и думы» содержится глава, посвященная Иванову. Он обещал завершить свой труд за три года и картину передать в собственность императорского двора. В. Чижов) встречался с А. И. Герценом, В. А. Жуковским, И. М. Сеченовым, И. С. Тургеневым, Н. М. Языковым наиболее тесные отношения сложились у Иванова с Н. В. Гоголем (в 1841 исполнены два портрета писателя, ГТГ и ГРМ), оказавшим значительное воздействие на мировоззрение художника.
Курс обучения в академии состоял из ряда ступеней. Жизнь творчество» М. -1986 г. стр. 200. стр. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры 3 (15) июля 1858 года на квартире у С. П. Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см).
Гоголем, перешедшее в тесную дружбу. Самые удивительные открытия он делал, работая с натуры. -- М. : Искусство, 1993. Он был обрадован и удивлен высокой оценкой своей работы, так как считал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» только началом творческих поисков. Что это значит. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку.
Многие замыслы Иванова оказались неосуществленными. что все люди братья – ни к чему. В 1830 в качестве пенсионера ОПХ отправился в Италию (через Австрию и Германию). Жуковскому и его воспитаннику великому князю Александру Николаевичу.
Не дождавшись решения двора о покупке картины (на вырученные средства художник планировал совершить поездку на Ближний Восток и продолжить работу над Библейскими эскизами), Иванов скоропостижно скончался. Художник уже задумал картину «Явление Христа народу», которая стала главным трудом его жизни. «Иванов начал «Явление Христа» или «Явление Мессии», в 1836 году и работал над ним долгие годы, оставив не вполне законченным» Алпатов М. В. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. Когда же он пытался поделиться в письмах Обществу поощрения художников своими открытиями, ему наставительно отвечали: «Там, где есть Рафаэли, Корреджи, Тицианы, Гверчины и пр., не учатся над Джиотто». Не столько сама эта громадная картина, сколько то, что «вокруг» нее, вся масса сопутствующих ей этюдов, дает представление о творческом пути Иванова.
87. Мотив олив у кладбища в Альбано разрабатывался ради изображения в картине деревьев, виднеющихся над головой Иоанна Крестителя на втором плане. В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Изображение пребывает на неподвижной плоскости, «храня движенья вид».
Противоречивые искания художника, сочетавшего тяготение к монументальной форме с позитивистским вниманием к каждой детали идеальность образов с конкретностью их воплощения, стремившегося синтезировать различные жанры в одном произведении, соединить классическое искусство с запросами современности, оказать радикальное этическое воздействие эстетическими средствами, получили дальнейшее развитие в отечественном и мировом искусстве, предвосхитив многие достижения в живописи 2-й половины 19 – 1-й половины 20 века. Его пейзажи – абсолютное воплощение романтической натурфилософии имеющей прямую аналогию в философских умозрениях Шеллинга – одного из самых почитаемых немецких философов в среде русских «любомудров». Жизнь и творчество, тт. Были и похвальные отзывы, но и хвалили и порицали невпопад -- не понимали, к какому «лагерю» он принадлежит. Вып. Параллельно он исследовал живопись эпохи Высокого Ренессанса, что всегда было сопряжено с его творческими замыслами. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
Длительное время штудировали гипсы – слепки с античных статуй (отдельные головы, фигуры и группы) с целью научиться безупречно точно передавать пропорции и объемы, добиться совершенства в разного рода штриховке и тушевке. У Понте Молле» (Русский музей) и подверг их критике друзей. Когда он в 1858 году, наконец, вернулся в Россию, возбужденную и взбудораженную и катастрофой Крымской войны и началом нового царствования и грядущими реформами, его большая картина, плод почти тридцатилетнего итальянского затворничества, была встречена с замешательством и недоумением.
Сострадательнейшие из них говорили: «Сам же виноват пусть бы большая картина шла своим чередом, а в промежутках мог бы он работать малые картины, брать за них деньги и не умереть с голода», – говорили не ведая того, что художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в душевное дело, уже невозможно заняться никаким другим трудом и нет у него промежутков, не устремится в мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй. Композиция складывалась в процессе выявления в толпе отдельных групп «ансамблей» или «эпизодов», как их называл художник.
В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном «Явление Христа народу» (1837--1857, ГТГ). Иванова заподозрили в том, что он делает это нарочно, чтобы получить побольше денег. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Вместе с тем, при всем этом сходстве, здесь не может быть и речи о внешнем подражании.
В «Аппиеевой дороге» Иванов слил оба этих образа в один. Момент избранный в картине, позволяет показать духовное перерождение людей под влиянием учения мессии, «откровением коего, – по словам Иванова, – начался день человечества, нравственного совершенства». А Академия художеств присвоила Иванову звание академика живописи. У Монте Тестаччо» (там же) «Октябрьский праздник. Этюды деревьев служили для художника предварительными упражнениями.
М., 1956 стр. Фигура раба в картине – это символ освобождения через духовное озарение. По-своему эпохальны многочисленные этюды к Мессии. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. А. А. Иванов.
М., 2001 стр. М., 1956 стр. Художник-мыслитель, Иванов оставил множество записей и обширную переписку, содержащие его мысли об искусстве. Император АлександрII дважды приезжал смотреть «Явление Христа народу», лично беседовал с художником и высказал ему похвалу и благодарность. Общество поощрения художников преподнесло ее императору НиколаюI и на два года продлило художнику заграничный пенсион. стр.
Итак, конспективный стиль «наскоро сделанной короткой записки» – это и есть тот стиль первосвидетельства, которому Иванов в своих эскизах ищет конкретную изобразительную форму. Работа Иванова осталась незавершенной. В Италии Иванов изучал памятники античности, копировал произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Я. Тинторетто, Тициана и др. В 1837 году композиция переносится на большой холст, после чего изменяется лишь в деталях. и М. П.
В двенадцать лет он поступил в младший класс Академии художеств. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Вот таким образом у мальчика возникло отвращение к академическим порядкам. Остальные являются собирательными.
Картина необычайно продумана. Иванов все больше и больше утрачивал общий язык со своей альма-матер. III. Перепутье «из физических сил в духовные» – любимый образ и формула, в разных модификациях постоянно фигурирующая и в записях Иванова.
Вот старик и юноша, выходящие из воды – это символ юности и старости. Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837–1857, Третьяковская галерея), – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Для альбома наследника Иванов сделал акварель изображающую характерную сцену из римского быта (эскиз, 1838, Третьяковская галерея законченная композиция, 1839, Русский музей), первая в творчестве Иванова акварель представляла собой изображение обычая римлян собираться вечером у какого-либо образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни. Иванов Александр Андреевич (1806-1858), русский художник. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. III. «Иванов А. А.
Так Иванов работал почти над каждым персонажем своей картины, проводя его через ряд перевоплощений -- и по вертикали (из глубины веков) и по горизонтали (среди живых современников). Краткая история искусств. Запрещенная в папском Риме, книга эта (во французском переводе) попала в руки давно озабоченного ее получением Иванова около 1851 года.
Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность. Александр Иванов был старшим ребёнком. И вот почему я теперь пишу вам. Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же).
Жизнь и творчество, тт. Да и чего им опасаться Иванова. В. Шеллинг) и библеистики (Д. «Человек в природе» вот связующая их тема.
Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см). Ответ Иванова оказался двусмысленным. Выехав в 1830 за границу как «пенсионер» Общества поощрения художеств, Иванов почти на всю жизнь поселился в Риме.
Но даже Жуковский не понимал, почему художник работает так долго и зачем он взялся за такой грандиозный труд, который под силу разве что только коллективу художников. Написанная уже в Италии картина Аполлон, Гиацинт и Кипарис (1831-34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Решение работать над темой «Явление Христа народу», созревшее весной 1833 года, предопределило судьбу Иванова на многие годы. На картину появились отклики в прессе, в том числе отрицательные. Он узнал, что архитектор К. А. Мать Александра Андреевича занималась хозяйственными делами. Этот сюжет, по мысли художника, знаменует начало духовного преображения человечества.
В Риме Иванов вначале обращается к античному мифу («Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831-1834, ГТГ, не окончена смотри иллюстрации к статье Аполлон), затем – к библейским сюжетам: выполнил картину «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835, ГРМ), за которую получил звание академика исторической живописи петербургской Академии Художеств (1836). Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. В картине Иванова действующим лицом становится народ все персонажи, по-разному реагирующие на появление Мессии, наделены яркой характерностью (драматургия сюжета подсказана фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»).
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Этим приемом достигается их необычайная объемность. Для всех молодых лиц Иванов обращался к женским моделям. А существовал я дотоле, – не позабудьте, – единственно доходами с моих сочинений.
В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. В 1831-58 жил в Риме, неоднократно посещая различные города и области Италии. Картина эта – подлинное торжество принципов классики в живописи.
В своем конечном виде все образы картины приобрели строго типизированный характер. В 1857 побывал в Лондоне, Париже, Брюсселе, городах Швейцарии и Германии. «Он создает здесь образ мифологического «детства человечества» посреди сияющих чистотой красок природы, уже не прибегая к посредству мифологического сюжета» Дмитриева Н. А. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств.
Краткая история искусств. «Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада», — писал Иванов о рабе. В них с необычайной силой воплощена важнейшая тема пейзажа: жизнь природы.
Он писал этюды почвы, камней, деревьев, ветвей, отражения в воде, панорамы с морскими просторами и синеющими вдали горами («Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846, ГТГ), драпировки на траве в разных сочетаниях одним из первых в мировой живописи изображал обнажённую модель на пленэре («Четыре нагих мальчика» и др., все – 1840-е годы, ГРМ). 220. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Художник задумал серию росписей на стенах специально сооруженного здания, вроде храма. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
-- М. : Искусство, 1993. «Именно после чтения Штрауса изучение первоначальной иконографии библейских сюжетов стало для художника тем, чем для историка является работа с первоисточниками» Дмитриева Н. А. «Герои картины, вслушиваясь и всматриваясь, выходят, поднимаются, оборачиваются, делают шаг – ступают, поступают – выбирая путь» Алпатов М. В. Но для широкого круга зрителей Иванов остается, прежде всего автором картины «Явление Христа народу» («Явление Мессии)». В 1839 году Иванов, «дабы разгадать общий тон картины», повез с собою в Венецию нанесенный на холст рисунок композиции, который предполагал насытить красками непосредственно перед картинами венецианских живописцев, так возник эскиз «Явление Христа народу» в венецианских тонах (Третьяковская галерея). В первый раз в жизни Иванов серьезно обратился к жанровым сюжетам, которые он презирал как недостойные настоящего художника, как сюжеты, неспособные возбудить добрые и возвышенные чувства и мысли у зрителя. Увидев незаконченную картину, наследник престола назначил художнику пособие на три года по три тысячи рублей в год. Между этим полюсами – вереница людей. Среди живших в Риме русских художников возникла мысль преподнести наследнику альбом собственноручных рисунков.
«Иванов знакомится тут с О. А. Кипренским с одним из русских «любомудров» Н. М. Рожалиным – другом поэта Д. В. Веневитинова, приехавшим из Германии, где он слушал лекции Ф. -В. -И. Шеллинга». В 1842 году Иванов знакомится с Ф. В. Чижовым и через него сближается во второй половине 1840-х со славянофильскими кругами. Поначалу Иванов мало выделялся своими успехами.
Через некоторое время картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа. Колорит самого большого эскиза (1845, Третьяковская галерея)очень близок к гамме древнерусской иконы, замечательна и техника эскиза, который написан гуашью и уже этим решительно отличается от всех других, правда, более поздних «библейских эскизов», как правило, выполненных прозрачной акварелью. Стремясь к предельной достоверности, Иванов выработал своеобразный метод «сравнения и сличения», который считал единственно правильным: определив положение и роль персонажа в эскизе композиции, он ищет аналоги воплощения этого или подобного образа другими художниками, зарисовывая наиболее удачные решения затем пишет натурщиков в соответствующей позе, часто сопоставляя их прямо на этюде с подобными античными статуями наконец, сводит собранный материал в единый образ.
Здесь в то время поощрялись доносы и шпионство, проводились обыски среди учеников. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. попутно изучая основы библии.
А. А. Иванов. -- М. : Искусство, 1993. В записях он предсказывал «золотой век», который, по его мнению, наступит благодаря России, соединившей все достижения человечества с духовно преображёнными религией и искусством («Мысли, приходящие при чтении Библии», 1846-47 и др. ). «Человечество на историческом перепутье» – такова ведущая тема картины, где люди показаны на рубеже эпох – язычества и христианства, когда ходом событий их жизнь сдвигается с привычной колеи. 38.
В этом отношении показателен, например, холст с изображением головы Христа и античных масок (Третьяковская галерея). В эскизах к «Воскресению» сделана попытка использовать некоторые иконографические типы и композиционные приемы древнерусской живописи. Вся семья жила художественными интересами.