Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Ноябрь 1941». Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
С. 26). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Его живопись становится менее графичной, колорит становится разнообразнее, краски насыщенней, в его творчестве появляются лирические мотивы.
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Между тем, став членом ОСТа (1925), именуемого "самой левой среди правых группировок", Дейнека оказался в рядузащитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистскойпрограммы "производственного искусства". Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Река Тускорь (1945). Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Композиция обрезанных форм (кинокадр)». Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Причем картины всегда были посвящены определенным темам.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов или даже итало-немецких фашистов. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
После войны Дейнека сделал несколько монументальных работ — панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и галерею портретов великих ученых для МГУ. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Картина «Окраина Москвы. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка – первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
Таким видит город Дейнека Александр. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.
С. 48). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. И художник вновь справляется с вызовом. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Дейнека ввёл встанковую живопись такой элемент конструктивизма, как монтаж («На стройке новых цехов». Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Зима». Картина «Окраина Москвы. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.
Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода"визитной карточкой" художника по этим признакам безошибочно узнается не толькоего книжная графика ("Кутерьма" Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро "Маяковская", 1939, "Новокузнецкая", 1943), но и более поздняя живопись ("Окраина Москвы", 1941"Оборона Севастополя", 1942 "У моря", 195657), казалось бы уже далекая от законовостовской эстетики. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципымастеров ОСТа "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ееиндустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих кнемецкому экспрессионизму. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина Оборона Петрограда долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей.
По возращении в СССР из заграничного турне Дейнека, вдохновленный монументальными работами мастеров Возрождения, с большим энтузиазмом берется за заказы на плафоны, панно и мозаики. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Учился в Харьковском художественном училище. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). М., 1974. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства – мозаики – Хорошее утро (1959 – i960), Хоккеисты (1959 – 1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962).
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. Учился в Харьковском художественном училище. Член-учредитель ОСТ. 1932 «На балконе», «Колхозница на велосипеде». «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932).
носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Правда, художника не интересовала психологическая разработанность образа, вот таким образом его персонажи кажутся одинаковыми, стереотипными, легко узнаваемыми. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. 1926 «Кто кого. ». Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1930-1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953-1957).
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. )., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Париж) Международной выставки декоративных искусств ихудожественной промышленности (1925. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. М., 1992. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. Прежде всего, Дейнека не был скован живописнойтрадицией, как таковой. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Нью-Йорк, Филадельфия идр. ), советского искусства (1930.
А когда в стране не осталось никакого другого разрешенного стиля, кроме соцреализма, Дейнека все равно продолжал работать. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (вжурналах "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор") и в свою живопись привнесчисто графическое понимание формы. Его картины не красочны динамическая выразительность композиций строится наточно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаковоплакатнуюи одновременно монументальную лаконичность ("На стройке новых цехов", 1926"Оборона Петрограда", 1928 "Лыжники", "Бег", обе 1934). Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920-1925).
Ленинская премия (1964). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Полетико. Где остальные мозаики — неизвестно. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Так, в картине "Левый марш" Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
1932), широко использовал возможности нового языка кинематографа ифотографии: фиксацию непостановочных пластических состояний («Футбол». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
А панно было отмечено золотой медалью выставки. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались.
Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками— и на один эскиз ушел почти весь набор. Ноябрь 1941 года» (1941)- первая в этом ряду. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). До того, как стать студентом Вхутемаса (192025), Дейнека учился в Харьковскомхудожественном училище (191517), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских "Окон РОСТА". Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали емурадикальную художественную позицию. Художественный образ предельно величав и обобщен. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано).
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Художник много работал и привёз из поездки значительный графический и живописный материал. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В1915–1917 учился вХХУ уМ. Р. Пестрикова иА. М. Любимова. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Фон дан скупой линией отдаленного города.
Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие лётчики» (1937). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. И все.
Кажется, все предельно просто. Париж), 10-й выставки АХРР при участии художников других объединений к10-летию РККА (1928), Биеннале (1928, 1932, 1934, 1956. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Программа по композиции // А. Н. Лаврентьев. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). В картине практически нет никаких примет быта. Строг и суров ритм картины. В1918–1920 жил вКурске.
В 1941 – 1946 годах он создает серию Москва военная: Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Вечер. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. В кафе, Париж. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг.
1924), эффект негатива («Девочка уокна. Одна из них — "Под Курском. Цюрих 1933.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Глубоким страданием проникнуто другое произведение- «Сгоревшая деревня» (1942). Набережная Сены, Париж. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал.
Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Александр Александрович Дейнека родился в Курске.
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». ной теплотой. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Но враг не пройдет.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962 – 1966), академиком-секретарем (1966 – 1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920 – 1925). Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Жизнь искусство, время. 2009–2011». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. В том же году Дейнека уходит из Общества станковистов вследствие несогласия с руководством. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Работал фотографом вугрозыске, художником вкурских «Окнах РОСТА» изготовлял знамёна, декорировал здания креволюционным праздникам, оформлял спектакли иагитпоезда, «насаждал на курских ухабах яркий кубизм» (А. Дейнека.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Все эти качества генетически связаны соткрытиями авангарда. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея).
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Кажется, все предельно просто. 1931). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.
Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Ленинград 1933–1934. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Мерно и стройно шагает отряд.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Свою любовь к поэту художник выразил также в портрете Маяковского изобразив его в мастерской РОСТА. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года.
В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915 – 1917). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. С задачей он, впрочем, все равно справился. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций – Оборона Севастополя – исполнена в 1942 году. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Первоначальное художественное образование получил вКурске встудии уВ. В. Голикова (друга юности К. С. Малевича), М. Н. Якименко-Забуги.
При этом особую роль Дейнека отводил композиции– неожиданной, построенной на контрастах, неустойчивом равновесии, «парении» («Футболист». Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник вомногом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходитна первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии новогочеловека. Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Опираясь на идеи немецкого экспрессионизма используя новейшие достижения русского и советского искусства (супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм), ведущие художники объединения создали новый передовой стиль советского искусства. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В 30-е годы А. А. Дейнека снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Дома тревожно притихли. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Патриаршие пруды.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и другие. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В 1928-29 гг.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Там он учился у известнейших художников — Кардовского, Штеренберга, но главным своим учителем считал В. Фаворского.
1931) и«тающей», «смазанной» формы («На балконе». Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Учился в Харьковском художественном училище. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Картине возвращалась её моделирующая функция– обобщённое представление осовременности, образ «картины мира», – не только за счёт актуальности темы, но испомощью нового видения, острых формальных решений.
Москва) имногих других. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Ракурсы Родченко. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
В 1919-1920 гг. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта.
Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Патриаршие пруды. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Дискоболка» (1933), «Художественная выставка 15 лет РККА» (1933), «Здоровый дух требует здорового тела» (1939). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Формотворческий потенциал живописи казался исчерпанным иеё роль перешла квидам искусства, более тесно связанным сзапросами общества (театр, кинематограф, плакат, фотография, архитектура, дизайн), ключевые позиции вкоторых заняли конструктивисты. Их получилось около 300.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. У финиша", 1927). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
ной теплотой. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. 1925. В 1930-е годы А. Дейнека создал выразительные, лаконичные в цветовом и композиционном отношении индустриальные плакаты: «Мы читаем» (1925), «Даешь» (1929), «Колхозник, будь физкультурником» (1930), «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930), «Ударник, будь физкультурником» (1930), «Механизируем Донбасс» (1930), «Китай на пути освобождения от империализма» (1930), «Даешь советский дирижабль» (1930), «Увеличим промышленное садоводство и огородничество» (1930), «Выполним социалистический договор. » (1930), «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931), «Превратим Москву в Образцовый Социалистический Город Пролетарского Государства» (1931), «Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов» (1931), «Кто больше кто лучше» (1931), «Надо самим стать специалистами Сталин» (1931), «Полный ход. » (1932), «Физкультурница. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Река Тускорь" (1945). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. У финиша, 1927).
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Питтсбург приз зрительских симпатий за картину «Девушка на балконе»), Всемирной (1937.
Картина «Окраина Москвы. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). носивший название Безбожник у станка (т. к. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Париж большая золотая медаль за панно «Стахановцы (Знатные люди Страны Советов»), «Художники РСФСР за15лет» (1932. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Движение, подчеркнутая плакатность, любовь к ракурсам и противопоставлениям, аскетизм колорита и графичность рисунка, становятся своего рода «визитной карточкой» художника. С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938).
Фигуры органично вписаны в пейзаж – бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Одна из них – Под Курском. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Венеция), Художественно-кустарной СССР (1929. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Они занесены снегом. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Копенгаген, Варшава), Международной (1931. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло.
После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Берлин 1931.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Но вместе с тем Дейнеке удалось передать саму динамику времени, бурного и непредсказуемого. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. (А. Родченко. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Глубоким страданием проникнуто другое произведение – «Сгоревшая деревня» (1942).
И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Участник 7-й выставки группы «LAraigne» («Паук». Ноябрь 1941 года» (1941) – первая в этом ряду.
Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928 – 1930), в Московском полиграфическом институте (1930 – 1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934 – 1946, 1957 – 1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945 – 1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953 – 1957). Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Река Тускорь, 1945).
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Картина «Окраина Москвы. И художник вновь справляется с вызовом. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1925 году Дейнека стал одним из основателей крупнейшей творческой группы художников «Общество станковистов» (ОСТ). Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. 1935 идр. ). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Педагоги разглядели в мальчике талант и посоветовали ему ехать в Харьковское художественное училище, куда Дейнека успешно поступил в 1916 году в класс М. Р. Пестрикова. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Исследования, книги, выставки. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.
Ноябрь 1941 года (1941).