Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Каждый успех открывает перед ним новые горизонты и вместе с тем заставляет все снова и снова убеждаться в неизмеримости неизведанного. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический.
Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. При всем этом остается в стороне смысл этой особенной «слабости». Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение.
Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии). Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни.
Мы вкратце рассмотрели два графических листа из серии: «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье» их трактовку и объяснение. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии.
Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Никто не избежит своей судьбы. Это тот необходимый вклад, та насущная дефензивная работа не только великих, но и простых «чувствительных» людей – не только в науке искусстве, но и в обыденной человеческой жизни, которую в таком просветленно-тонком и кропотливом виде нередко не способны совершать «волевые» и «рассудочные» натуры. Это была династия, установившая новые правила в искусстве.
Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Вместо буквы А – конечной буквы, он начал писать букву М. И чтобы исправить свою ошибку, он решил таким образом выйти из сложившейся ситуации.
Третий ярус – непознаваемого и божественного. Все остальное безжизненно. Каждому из предметов изображенных на этой гравюре, соответствует свое напоминание о моментах в жизни человека и общества, в котором он живет. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I». Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии.
«Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус. В руке остановился циркуль. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов.
Г. П. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Причислявшийся Фридрихом Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, он сумел, как художник и мыслитель, дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям своеобразие его творчества — в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).
trivial — то же из лат. Убежден, что А. П. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический. Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других.
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. В. Г. Возрождение. Дневники.
На первой из них находятся люди, обладающие богатым воображением и живущие в мире пространственных представлений – художники и ремесленники на второй ступени стоят те, у кого преобладает рассудок, – ученые и государственные мужи наконец, высшую, третью ступень занимают те, у кого преобладает интуиция, позволяющая им возвыситься до постижения божественных истин из их среды выходят теологи и пророки. Гамлет нужен людям своими углубленными сомнениями и нравственными исканиями (речь идет не только о науке искусстве, но и о его повседневном общении с людьми, раскрывающем людям то, что они без него не открыли бы вокруг себя). Мне видится именно это. 8212 А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат.
Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Она выполнялась резцом по металлической доске. Я молился за нее.
«В 132Меланхолии147 он (Дюрер. Б-р (полную фамилию установить не удалось), очарованный «нравственной красотой» Гамлета, «не досчитывается» в его характере «многого из того, что есть, например, у Лассаля, Мюнцлера, Магомета и пр» : принц «ограничивается только (. ) колебаниями, не может подвести итог им, дабы уже действовать в твердой вере потому это неполный характер, лишь подтип». Гамлет же в своем смятении хочет быть насквозь другим, подобно «дремучему» дефензивному юноше, который остро завидует своим агрессивно-стеничным приятелям и клянет себя, например, за то, что тоже не ввязался в драку. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой».
Образ «Святого Иеронима» — его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» 8211 собирательный образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а «Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн мироустройства. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». Французский психиатр А. Кюллер полагает, что «истерический» Принц Датский отразил в характере своем тогдашнюю смутную, беспокойно-нерешительную эпоху. Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. Он не поддался, подобно Рембрандту, навязчивой идее о несовершенстве времени и неумолимо угасающей жизни напротив, все его творчество воплощает энергичное стремление удержать и зафиксировать этот гераклитовый поток мгновений. Дон Кихот не занят собою и, уважая себя и других, не думает рисоваться а Гамлет, при всей своей изящной обстановке, нам кажется извините за французское выражение, avant des airs de parvenu (похож на выскочку) он тревожен иногда даже груб, позирует и глумится».
Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель. Лувр. «Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера.
Германия. «Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. Письма. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально.
Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии».
Крылатый гений лишен возраста. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. отчего в нем это бессилие. Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер».
Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог. Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов.
Например, д-р В. М. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Так как, возвращаясь к прозорливому предположению Белинского, «он рожден любить людей и делать их счастливыми, а не карать и губить их».
Книга закрыта. Книга закрыта. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник.
Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. От него требуют невозможного, не такого, что невозможно вообще, а только лишь для него. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение».
Об одном из таких произведений и пойдёт речь. Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная.
По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Ну да, что хорошего в меланхолии.
При всей своей нерешительности (раздражающей многих) Гамлет восхищает и этих многих во все времена тем, что будит совесть и раскрывает глаза на тайны жизни: они не могли бы этого без него так остроумно-явственно узнать, понять, но зато теперь, поняв это, они могут действовать, делать то, что ему гораздо труднее, чем им. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Гравюра «Меланхолия» остаётся одной из наиболее сложных художественных произведений по умению компоновать большое количество объектов, связывать их общим смыслом.
Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Что для нас эта гравюра. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название.
Это символ Сатурна. Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». А также необычные теории, эксперименты, научные и технические курьёзы и просто интересные факты «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Еще одно живое существо – летучая мышь, осеняющая и именующая всю картину, скорее с собачьей, чем с мышиной мордой и змеевидным тельцем маленького дракона. Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии – одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида.
На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Без этой центростремительной силы (силы эгоизма) природа существовать бы не могла, точно так же как и без другой, центробежной силы, по закону которой все существующее существует только для другого (эту силу, этот принцип преданности и жертвы, освещенный, как мы уже сказали, комическим светом – чтобы гусей не раздразнить, – этот принцип представляют собою Дон Кихоты).
Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. Magzum, Люцифер с малым Антихристом (сидящем на жерновах истории)в меланхолии: с приходом его сына Антихриста к власти у него не срослось. На широкое афиширование своих мыслей, в то время, он не рассчитывал. Париж.
Но Гете явно ощущает иную, непрактическую, но прекрасную, «драгоценную» силу Гамлета, которой назначена иная участь. 2. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. MELENCOLIA I. В 1531г. Чего бы еще можно было пожелать. 1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы 8212 меланхолики. Он даже (понимая умом свою «трусливую» нерешительность) пытается растравливать свое чувство позора, мести. Отсюда – инструменты.
И. С. Гете не может ясно выразить, в чем она, эта сила, состоит, однако восторгается ею. Но, думается, сильнее всего говорит об отношении Чехова к Гамлету следующий момент: Чехова пугало, что Львова могут воспринять как положительного героя, а Иванова посчитают «подлецом». Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. sanguis — кровь.
Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. Или они брошены и попраны. Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю.
Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Тургенев в публичной речи «Гамлет и Дон Кихот» (1860) не может не отметить, что Гамлет образован, тонко размышляет, скептически анализирует, отличается «почти непогрешительным» вкусом. 57 x 45 см.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Дюрер приезжает в Италию.
Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Да и как вести, когда не знаешь, есть ли земля под ногами. » «. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного.
В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Какая уж тут меланхолия. Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты. На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений.
Меланхолия160 гравюра Альбрехта Дюрера. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии.
Книга прочитана, все взвешено и измерено. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких – «меланхоликами». «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г. trivial или франц.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Бердников, отмечая особый интерес молодого Чехова к указанной выше публичной речи Тургенева, считает, что Платонов (из ранней пьесы без названия) и Иванов (пьеса «Иванов») созданы по «тургеневской схеме Гамлета», что Чехову «явно импонировал тургеневский Дон Кихот и в то же время Чехов был холоден к его нетрезвой философии, выразив его честную, горячую прямолинейность в образе доктора Львова («Иванов»). Ноделать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадратДюрера.
В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Формы которой пышут здоровьем и достатком. Искусствоведы и историки, культурологи и географы, математики и философы, астрономы и астрологи толковали гравюру Дюрера, опираясь на данные своих областей знания.
Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия.
По ком он звонит. С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. Песочные часы Меланхолии подвешены рядом с колокольчиком, который неизвестно когда зазвонит и картиной с магическими цифрами, дающими одну и ту же сумму по всем направлениям. Вдалин – сонце, видимий образ Бога.
Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. У ног свернулась дремлющая собака. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч.
Гуманисты восславили и Сатурн. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально. Лестница в небо, как символ постижимости божественного.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Через нем. На переднем плане спят лев и маленькая собачка. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). «Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность.
Однако, по Тургеневу, «Гамлет при случае коварен и даже жесток» – «вспомните устроенную им погибель двух посланных в Англию от короля придворных, вспомните его речь об убитом им Полонии». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Да что говорить. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке, рядом свернулась в клубок тощая собака, в небесах простерла свой предвещающий беду хвост комета. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами».
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
8212 А самое удивительное, что Дюрер к тому же умудрился вписать в нижний ряд 15 и 14, обозначив год совершения этого невероятного подвига. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной.
Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры.
«Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. В течение нескольких лет доктрина Лютера, которая еще не была окончательно сформулирована в его знаменитых Тезисах, уже будоражила умы соотечественников. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — нескладны, неуживчивы, неудачливы им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие.
И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет». Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто – «Меланхолия». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.
2. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Никто этого не знает, кроме Бога». Его взор печален.
Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. А собака – воплощение истощения. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника.
В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Третий ярус — непознаваемого и божественного. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — нескладны, неуживчивы, неудачливы им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие.
Почему песок в песочных часах просыпался на половину. В 1513 году знаменитый художник и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия. И зрелая, «мужественно-сознательная гармония», о которой пишет Белинский, есть умудренное понимание законности, необходимости этой своей «дисгармонии», убежденность в том, что для каждого свое, с умением заставить себя действовать (когда это нравственно-необходимо), в том числе и физически решительно. На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. И книга и циркуль сейчас не при деле.
Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. «Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность.
Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». «Здесь дуб, – пишет Гете (1795), – посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы корни растут и разрушают сосуд».
Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Чего бы еще можно было пожелать.
«Людям этой категории, – пишет Ц. Г. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию».
Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Зато способен едко издеваться над собой за то, что не такой, как многие другие и постигать не видимые этими многими другими (решительными) людьми скрытые сложности мира, чтоб открывать их людям.
Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности.
Гамлет «не будет сражаться с ветряными мельницами, он не верит в великанов (. ) но он бы и не напал на них, если бы они точно существовали». Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога.
Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Гамлеты суть выражение коренной центростремительной силы природы, по которой все живущее считает себя центром творения и на все остальное взирает как на существующее только для него (так комар, севший на лоб Александра Македонского, с спокойной уверенностью в своем праве, питался его кровью, как следующей ему пищей так точно и Гамлет, хотя и презирает себя, чего комар не делает ибо он до этого не возвысился, так точно и Гамлет, говорим мы, постоянно все относит к самому себе). А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I».
Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Дюрер не боялся меланхолии. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Достаточно вдуматься в значение жизни для человечества таких сомневающихся, внешне не деятельных людей, как Руссо, Дарвин, Чехов, чтобы ощутить героизм в их инертности («косности», «консерватизме» – в смысле отсутствия активной внешней решительности-деятельности). Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. Это символ Сатурна. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Ц. Г.
Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. Отже вгор – шлях. Тургеневу больше по душе Дон Кихот, действующий, жертвуя собой ради Добра. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Это интересно. Уже не осталось ничего непостижимого. Что означают окружающие ее предметы.
Опыты Кранах проводил в своей мастерской, которая процветала и после смерти мастера: дело со временем продолжили его сын Лукас Кранах Младший, а затем – внук и правнук. В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений.
То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Гамлет «в порыве взволнованного чувства (. ) клянется и небом и землею лететь на мщение как на свидание любви – и вслед за этим сознает свое бессилие выполнить и долг и клятву. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений.
Таковы все они, нынешние. Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью., 1525 Наставление к укреплению городов. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
Белинский (1837) соглашается с Гете в том, что идея «этого гигантского создания Шекспира» – «слабость воли при сознании долга». Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Никто этого не знает, кроме Бога». «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. 2.
Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
Но за глубокой задумчивостью самой Меланхолии скрывается так же напряженная творческая мысль, которая сама по себе проникает в тайны всей природы. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата. Почему мастер так зашифровал своё произведение, хотел ли его понимания современниками. Мир казался уже не таким прочным.
Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. У ног свернулась дремлющая собака. В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа.
MELENCOLIA I. В 1531г. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное. Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений.
Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, он видел ее во время путешествия в Италию. Отсюда – инструменты.
Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Существует несколько версий почему эта работа так названа. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. И в то же время это не делает ее более понятной, более легкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды. А легонько подуть на них – пузырей как не бывало».
Все это до известных подробностей важно знать человеку с дефензивностью, дабы смягчить, развеять тягостное переживание своей неполноценности или хотя бы ощутить серьезную неуверенность в отношении мыслей о своей никчемности. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного.
Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» — «флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра 1514 года «Меланхолия» — «меланхолический». С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья.
Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне.
На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Все достигнуто. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн.
Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу. Принц Гамлет проникнут щепетильно-нравственным, болезненно-тревожным анализом в ущерб решительным действиям при ясном самобичующем понимании этой своей «практической» слабости, несвободы. Тургенев тем не менее диалектически чувствует природную необходимость гамлетовской «косности», «консерватизма» : «. Совестливая, нравственно-аналитическая натура, он не способен презирать гамлетовскую слабость, чует в ней большое, заключает, что эта слабость – есть «распадение», то есть свойство уже не младенчески-бессознательной гармонии, а свойство дисгармонии, предшествующей новой более зрелой, мужественно-сознательной гармонии. Лукас Кранах Старший был реформатором. Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. Потому, что он пытался гармонично реализовать каждое из них, чтобы ни одна из сторон его индивидуальности не была ущемлена или парализована.
Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Гравюра 171Меланхолия187 8212 ключ к разгадке общего смысла 171Мастерских гравюр187: все они содержат откровенный рассказ художника о себе 8212 о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь (171Всадник, Смерть и Дьявол187) о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью 8212 единственное в мире место, где он может стать самим собой (171Святой Иероним187). Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. «Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье».
Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Холерик (от греч. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. В середине 1490-х гг. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать».
Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Холст. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
Это был первый шаг к барокко. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. И вот-таки явно пытается Белинский оправдать особым качеством гамлетовскую «слабость», страдает вместе с ним за его нерешительность и радуется, когда, наконец, принц действует оружием.
Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. По ком он звонит. Второй ярус — интеллектуальное познание. Есть, пожалуй, лишь одно изображение духа познания, в каком ученый не может себя не узнать, – «Меланхолия» Дюрера. В. Клеваев.
Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». 3. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Он восхищает именно необходимым для понимания жизни и дальнейшего действования глубинным анализом сквозь сомнения, к которому не способны многие другие.
Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. Почему Дюрер изобразил Меланхолию. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. События, жизнь проходят без её участия. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство.
Ангел на картине и есть Дюрер. В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками.
Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. 3. Недаром его часто изображали с книгой. «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
Вот в чем, по-моему, эпохальность Гамлета. Крылатый гений лишен возраста. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. В искусствоведении есть специальная область экспертизы – иконография (в отличие от иконографии, как системы в иконописи), это исследование и анализ сюжетной стороны произведений и истолкование символики, аллегорий и атрибутов, а также иконология 8211 методика прочтения символического смысла картины.
Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени.
Были открыты новые, неведомые ранее земли. Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии. Но Кюллер хотя бы не имеет к Гамлету претензий. Давайте пройдёмся по некоторым из них. Второй ярус – интеллектуальное познание.
chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер.
А собака – воплощение истощения. Что же означает название гравюры Дюрера. Его составил сам Дюрер. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром.
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Дюрер понимает, что наука не может ответить на все вопросы он осознает ее ограниченность и слишком озабочен запросами духовности и искусства, чтобы претендовать на то, что только научным путем можно решить все проблемы.
Фосфоресцирующая тревога, не покидающая трагический взор этой женщины, увенчанной цветами, — это осуждение бесплодных попыток узнать что-то чрезвычайно важное. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Меланхолик для него практически равняется гению. По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Для него больше не существует времени.
Гуманисты восславили и Сатурн. В равновесии остановились чаши весов. Но почему: 1. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете.
Родился в семье нюрнберских ювелиров, выходец из Венгрии. «В Меланхолии он (Дюрер. Загадка в названии гравюрыНа фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером – «Меланхолия I». Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени.
Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Но почему: 1.
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». Albrecht Durer Melencolia-I (1514) 171Меланхолия187 8212 самая загадочная из 171Мастерских гравюр187 и одна из любимых работ самого Дюрера. «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия».
Сидящий на жернове что-то усердно рисующий мальчуган, может быть, олицетворяет практическую деятельность, лишенную знания и мысли». 1.