Альбрехт Альтдорфер (около 1480, Регенсбург— 14. 02. 1538, Регенсбург)— известный немецкий художник эпохи Возрождения, создатель масштабных работ на исторические и религиозные темы. Большую часть своей биографии Альбрехт Альтдорфер провел в Регенсбурге, где он и был рожден. Альбрехт Альтдорфер — один из основателей жанра новоевропейского пейзажа, родился в Регенсбурге (Бавария). Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург – 12. 2. 1538, там же), немецкий живописец и график. Альтдорфер Альбрехт (Altdorfer, Albrecht) (ок.
В своей биографии Альтдорфер Альбрехт достиг высшего мастерства как в ксилографии, так и в других видах гравюр.
Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы. В 1505 г. Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе. В «Битве Александра Македонского с Дарием» (1528-1529 годы, Старая пинакотека, Мюнхен) эта манера обретает эпическое величие: событие древней истории уподоблено тут космической катастрофе, порождающей Землю из огненной лавы. Во многом именно благодаря этому ландшафтному чутью (проявившемуся и в рисунках) Альтдорфера принято считать наиболее ярким представителем дунайской школы. Первой картиной, попавшей в его собрание, стала «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 г. Наследники Вильгельма IV продолжили традицию коллекционирования живописных произведений.
При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг. ) пинакотека приобрела славу одной из лучших в Европе. Известно несколько скульптур Альтдорфера. Флориана в Австрии (ок. 1480–1538), немецкий художник, родился ок. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507годом.
Около 1510 созданы «Св. Флориане» (3 – Нюрнберг, Германский нац. В 1528 Альтдорфер отказывается от должности бургомистра Регенсбурга и целиком посвящает себя созданию ошеломляющего шедевра, датированного 1529 и исполненного по заказу герцога Виль- гельма IV Баварского – «Битва Александра Македонского с Дарием» (Мюнхен, Старая пинакотека). Как фантасмагория сказочной ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи. музей 2 – Флоренция, Уффици 1 – Прага, Нац. Ему представился случай в натуре увидеть алтарь работы Пахера в ц. в Санкт-Вольфганге это подтверждает и рисунок «Дунай в Сармингштейне» (1511, Будапешт, Музей изобразительных искусств) – параллельные борозды скал отражают еще динамический стиль ранних работ.
художественные собрания) и «Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель» (Мюнхен, Стара пинакотека). От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510–1511 гг., Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Сцены «Страстей» дали Альтдорферу возможность изобразить чувствительные световые вариации в зависимости от времени суток и с помощью виртуозного освещени Внушительные размеры алтаря позволяют предположить, что художник работал над ним очень долго эта подтверждается и стилистическими различиями между некоторыми створками. Среди ранних работ Альтдорфера важное место занимают перовые рисунки, обладающие не только эскизно-подготовительным, но и самоценным художественным значением («Самсон и Далила», 1506 год «Моление о чаше», 1509 год и др. ). От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось.
Написанные вольным штрихом, они наглядно выражают «романтический» темперамент мастера. Алтарь состоит из восьми створок изображающих сцены «Страстей Христовых» и четырех – посвященных «Истории св. он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). Флориана в Австрии (ок.
1518). Франциск» и «Св.
Работая над «Алтарем св. Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера – картина Битва Александра (1529, Мюнхен, Старая Пинакотека). Победитель изображен в центре огромного войска. Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам. А. писал и чистые пейзажи, являясь одним из самых ранних представителей пейзажной живописи в Европе.
Альтдорфера, также как и Патинира и Блеса, можно прямо считать пейзажистом. Франциска», «Св. Франциска», «Св. Иеро-ним» (Берлин-Далем, музей), «Семья сатиров» (там же) – датируются 1507. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 г. АЛЬТДОРФЕР, АЛЬБРЕХТ (Altdorfer, Albrecht) (ок.
Алтарь дошел до нас в разобранном виде. Себастьяна и Страстями Христовыми. Варвары и св. Георгия» (Мюнхен, Старая пинакотека), а около 1510-1511 – «Распятие» (Кассель, Гос.
Битва Александра Македонского с Дарием, 1529. В облике музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения.
Работал в Южной Германии и Австрии. Себастьяна» (все они и сегодн находятся в монастыре). Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг. ) собирал немецкую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности, картина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г. ), ставшая самым известным экспонатом пинакотеки. гал. ) и «Дунайский пейзаж» (Мюнхен, Стара пинакотека) – это были первые самостоятельные пейзажи в истории западной живописи начиная с античности. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения».
В 1510–1511 гг. В 1530-е Альтдорфер создал значительно меньше произведений.
гал. 1480 в Регенсбурге в Баварии и работал там с 1505 до конца жизни. Нюансированный колорит дополнен изящными световыми тональностями. Замечательны и его лучшие алтарные образы: «Отдых на пути в Египет» (около 1510 года, Государственный музей, Берлин), 16-частный алтарь со Страстями Христовыми (для аббатства Санкт-Флориан, 1509-1518 годы), «Рождество Богоматери» (1520-1522 годы, Старая пинакотека, Мюнхен).
Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Несмотря на точность передачи всех деталей, его картины отличает обилие фантазии.
В 1526 художник создает картины «Распятие» (Нюрнберг, Германский нац. От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна – один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве.
Флориана», Альтдорфер исполнил также заказы императора Максимилиана – гравюры на дереве для «Триумфальной арки» и «Триумфального въезда», маргинальные рисунки на одной из частей «Часослова» императора (Безансон, библиотека). Известно несколько скульптур Альтдорфера. Рождество христово, около 1520 – 25, Художественно-исторический музей, Вена Битва Александра, 1529, Старая пинакотека, Мюнхен). Продолжая и развивая их традиции, он стал главой дунайской школы живописи.
Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Однако в них уже определились черты зрелого стиля мастера. Но главные действующиелица здесь небо, земля и море, в котором купаются солнце и луна.
музей) и «История Сусанны» с огромным, фантастическим по своей архитектуре дворцом (Мюнхен, Старая пинакотека). Альбрехт Альтдорфер был удостоен помещения своего бюста в Мюнхенском зале Славы. Флориана». В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены – Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря).
Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Работал в Регенсбурге. Начало почти пятивековой истории пинакотеки греч.
На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, ранние (венского периода) картины Лукаса Кранаха Старшего, так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной. Хронологически к «Алтарю св. Георгием» (пергамент на доске, 1510) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. Работал в Южной Германии и Австрии.
Лит. : Benesch O., Der Maler A. Altdorfer,, W., . Георгием» (пергамен на доске, 1510 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. Иероним») обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера.
Георгия»). Значительно обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг. ), который приобрёл произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. В историю живописи он вошел как родоначальник жанра пейзажа, ему приписывается создание первой в Европе собственно пейзажной картины (в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения).
Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516 «Пейзаж с видом города», 1526), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. «хранилище картин») относится к 1528 г. Именно тогда герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508—1550 гг. ) заказал лучшим немецким художникам картины на исторические и библейские темы для того, чтобы украсить летний павильон своей резиденции. По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510 года он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). Крошечные силуэты часто поглощены густым лесом («Лесной пейзаж с битвой св. Пейзажи в картинах «Мадонна» (1531, Вена, Музей истории искусств) и «У зазнайства на подоле сидит нищета» (1531, Берлин-Далем, музей) предвосхищают живопись XVII в. Творчество Альт-дорфера завершают росписи «императорской купальни» в Регенсбурге (из которых сохранилось только несколько фрагментов – Регенсбург, музей и Будапешт, Музей изобразительных искусств и один рисунок Флоренция, Уффици) и больша картина «Лот с дочерьми» (1537, Вена, Музей истории искусств).
Человеческая жизнь и драмы человеческой истории – лишь эпизод в общей картине мира. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду» «Дикие люди», 1510) и гравюр на меди и дереве (лучшие из них – 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). Однако позднее отошел от этого принципа и стал основоположником жанра «чистого» пейзажа в немецкой живописи. АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ (около 1480–1538 гг. ) – немецкий художник, гравер, скульптор и архитектор, глава так называемой дунайской школы. 1518). Он создает девять офортов, три акварели (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена Эрланген, библиотека Берлин-Далем, Кабинет эстампов) и две картины: «Пейзаж с мостиком» (Лондон, Нац.
Его первые датированные рисунки и эстампы созданы в 1506 кроме того, серия гравюр на дереве, обозначенная именем «Mondseer Seigel» (Вена, Альбертина), была, вероятно исполнена незадолго до 1506 или около 1511, но не около 1500, как часто считаетс Самые ранние картины Альтдорфера – «Рождество» (Бремен, Кунстхалле), «Св. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами. Младший брат Альтдорфера, Эрхард, также был художником, путешествовал в Австрию вместе с Альбрехтом и испытал сильное влияние его живописной манеры. Немецкий художник, скульптор и архитектор, представитель дунайской школы в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения. Себастьяне.
Чарующий художник Альбрехт Альтдорфер несравненно цельнее Грина. Во многих произведениях Альтдорфера главную роль исполняет первозданная природа: так, в картине «Битва Святого Георгия с драконом» (1510 год, Старая пинакотека, Мюнхен) густая чаща, вздымаясь словно зелёное море, почти поглощает фигурку воина.
Так, более ранние ночные сцены («Моление о чаше», «Взятие под стражу») стилистически еще близки ранней манере художника, а четыре сцены «Мученичества св. Уже в ранней картине Альтдорфера – «Лесном пейзаже со св. О его работах, заказчиках и путешествиях документы не сообщают. Он в то же время и тщательнее большинства своих товарищей. Основное место в его творчестве занимают пейзажи. В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 – монастырь Санкт-Флориан, 2 – Вена, Музей истории искусства).
Таинственной стихийностью проникнуты также «Пейзаж с мостиком» (около 1518 года, Национальная галерея, Лондон) и «Дунайский пейзаж» (1520-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен), которые считаются первыми самостоятельными пейзажами в европейском искусстве (оба, подобно миниатюрам, написаны на пергаменте). Альбрехт Альтдорфер работал, главным образом, в Австрии и Южной Германии. Кроме того, две створки «Положение во гроб» и «Воскрешение» (Вена, Музей истории искусств) принадлежали пределле, которая была, вероятно, закончена в 1518, если верить дате, написанной на «Воскрешении» несколько не вписываясь в общий ансамбль, фигуры здесь обведены точными контурами и написаны в ином колорите. 12 февраля 1538 г. Альбрехт Альтдорфер написал предсмертное завещание. Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург, – 12. 2. 1538, там же) – немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Космический пейзаж, показанный как бы с птичьего полета (восточная часть Средиземного моря), своей панорам-ностью напоминающий произведения Патинира, а формой гор – картины Леонардо да Винчи, оказываетс театром военных действий. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св.
Эта картина позволила Альтдорферу еще раз продемонстрировать свой талант колориста. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа – «Битву Александра Македонского с Дарием». Наивная простота неприкрашенных человеческих чувств и отношений, носящих оттенок бюргерской трезвости, сосуществует в его произведениях с налетом своеобразной романтики и поэтичностью народной сказки.
Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу. Заказано баварским герцогом Вильгельмом Четвертым (1493–1556) и его супругой Якобеей. Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург, — 12. 2. 1538, там же), немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера – картина Битва Александра (1529, Мюнхен, Старая Пинакотека). Семейство у колодца» (там же) и «Лесной пейзаж с битвой св.
В ранний период творчества ставил перед собой художественную задачу гармоничного вписания человеческих фигур в природный ландшафт. Строительство, завершённое в 1836 г., осуществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532). 1 – частное собрание). Дерево, масло.