АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, СВ. Придерживаясь аристотелевского различения деятельного и возможностного интеллектов, А. В. Так, он полагал, что анонимная арабская «Книга о причинах» (восходящая к «Первоосновам теологии» Прокла), к которой он написал комментарий, принадлежит Аристотелю (на связь этой книги с Проклом первым указал Фома Аквинский). Судя по всему, перу мэтра Альберта принадлежит сочинение «Об алхимии» или, во всяком случае, оно было написано под его руководством.
Теологи к тому времени уже достаточно преуспели в искусстве экзегетики – толкования священных текстов, дело оставалось за малым – толковать не только священные, но и не священные тексты. Вновь разделение объекта и предмета исследования. утвердил в обиходе схоластикисвод естеств. -науч. Имя "Великий" Альберт получил не зря. Фактически в этом якобы магическом рецепте описывается всего лишь один из этапов магистерии.
Благодаря А. В. Молодому монаху будто бы явилась Дева Мария и спросила, в какой науке он желал бы преуспеть. Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого. Иллюстрацией этого важного положения служит отношение Альберта к проблеме доказательства бытия Божия. 31, р. 11).
Альберт неоднократно полемизирует со сторонниками «монопсихизма» – учения о том, что существует единый для всех людей интеллект, временно соединяющийся с отдельными людьми. Среди главных сочинений — Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии). За энциклопедичность познаний получил титул «Doctor Universalis» (всеохватывающий доктор). Таково непреложное требование герменевтического методологического стандарта.
По окончании учебы он преподавал богословие в Гильдешейме, Фрайбурге (Брейсгау), Ратисбоне, Страсбурге и Кельне. Наиболее важное творение Альберта – «Сумма о творениях» написано в 1228-1233 гг. Разность двух путей познания Бога – философского и теологического – Альберт суммирует в пяти моментах: 1) философским путём мы следуем только при свете разума путь веры – дальше и выше разума 2) философия отталкивается от предпосылок непосредственно очевидных, веру же сопровождает так называемый «люмен инфузум», то есть свет, осеняющий разум и открывающий ему горизонты в ином ракурсе невидимые 3) философия в своем опыте следует от сотворённого, в то время как вера – от Бога, явленного в откровении 4) разум не вникает, что есть Бог, но вера, в известных пределах, знает об этом 5) философия являет собой теоретический процесс. Душа действительно есть форма тела, но форма имеющая собственную идеальную субстанцию.
ее сущности и отличного от сущности «бытия, которым является» вещь. В рамках своей антропологии А. В. Между ними возникнет сильный спор, который, возможно, выльется в кровопролитную войну.
Ему приписывают также два небольших учебника по магии: «Изумительные тайны Великого и Малого Альберта» («Les admirables secrets du Grand et du Petit Albert»). Для веры нет необходимости доказывать бытие Бога. Подобно всем христианам. Но свои предсказания Альберт доверял только бумаге.
Но в философии Альберта они примиряются, душа становится двойной: субстанциальной формой. За энциклопедичность своих познаний удостоен титула «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Согласно привилегии, закрепленной за знаменитыми и уже покойными учителями церкви, – для Альберта делалось исключение – прижизненная привилегия, что – то вроде бюста на родине – его цитировали в качестве авторитетного источника, его произведения читали и публично комментировали в школах, его взгляды считались собственной философией христианства, которая наконец-то была найдена. неоплатонич.
описал 95 их видов), а также астрономии, климатологии, географии: «О небе и мире» («De caelo et mundo»), «О свойствах элементов» («De proprietatibus elementorum»), «О небесных явлениях» («De meteoris»), «О природе местностей» («De natura locorum») и др. В познании же природного мира разум должен опираться на опыт и логич. Все дело в природе изучаемых объектов. Для этого ему нужно иметь идею лошади, которая предшествует лошадям конкретным и существует в божественном разуме в виде универсалии. День памяти в Католической Церкви – 15 ноября.
В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. – Родилась, например, легенда (абсолютно недостоверная, следует заметить) о том, как он якобы сконструировал автомат в виде абсолютного человека, каждая из частей тела которого была подчинена влиянию определенной звезды. Репутация Магнуса была столь велика, что после минутного колебания граф всё же согласился.
Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. Сок ее очень помогает смягчить и исцелить боли в пояснице и ногах. Поскольку тексты Аристотеля порождают много противоречивых толкований, постольку их обсуждению Альберт посвятил особое сочинение «О пятнадцати трудностях». Во многом благодаря Альберту в высокой схоластике стала доминировать аристотелевская физика (наряду с которой существовали и другие представления о природе, например, у Гроссетеста, которые Альберт называл «пифагорейскими»). В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским (см.
Когда лошади сотворены, в каждой из них есть лошадиность – общее качество, независимое от индивидуальных различий. 3, 19)". Доминика – Альберту Великий и Фоме Аквинскому – учителю и ученику. День памяти в Католической Церкви – 15 ноября. Так что где и учить было Аристотеля как не в Падуе. С 1228 по 1254 гг.
В этих отступлениях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле. Ее начало обычно связывается с именем Ирнерия (Irnerius) из Болоньи. У него учился другой выдающийся религиозный философ того времени, Фома Аквинский. И если мы ссылаемся на человеческие авторитеты, как в деле изучения природы, мы понимаем. Это та же универсалия, но существующая уже в реальном предмете.
люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геркулесовых столбов. На Альберта оказали сильное влияние неоплатонические тенденции (особенно в отношении космологии и концепции влияний высших интеллигенции на низшие) зачастую он воспринимал Аристотеля через неоплатоническую арабскую интерпретацию. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет. Таким образом, универсалия или идея вещи существует до вещей – в вещах – после вещей, объединяя ее (вещи) существование в некую универсальную длительность. В 1941 г. был провозглашён покровителем учёных.
Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине. В отличие от созданных в середине XVI века знаменитых «Центурий» Мишеля Нострадамуса, в которых пророчества облечены в весьма туманную форму, предсказания Альберта носят конкретный, не терпящий иного толкования характер.
Конечно, время схоластов давно прошло. плану), ботанике («О растениях»– «De vegetabilibus»), минералогии («О минералах»– «De mineralibus», где А. В. Учение Альберта о душе (часть которого составляет предлагаемый читателю трактат) занимает важное место в его философии. Вообще, когда в школьных курсах говорят о свободе научного и философского духа, то начинают с Возрождения, часто не замечая, как средневековые философы своей упорной работой освобождали область независимости мысли и прав разума (которыми он иногда перестает пользоваться – но это другой вопрос). теолог, философ и естествоиспытатель.
НА основе этого различения существуют не только нравственные нормы, но и законы. Небо эмпирея – аналог неподвижного двигателя имея природу света, оно – причина многих светов, которые составляют сферу звёзд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. все процессы в котором производились неведомой силой. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов. чётко разграничивает сферы философии и теологии. Для воспитания ума и воображения требуется широта взгляда, умение мыслить ассоциативно (а для ассоциаций требуется материал. ), очень, очень много знать и всем на свете интересоваться.
Если Аристотель в учении о душе допускал существование только совершенно простой нематериальной субстанции (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, таким образом, смертными), то Альберт Великий принимал существование многих нематериальных субстанций (ангелы и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеческой души), каждая из которых является и простой, поскольку в ней «то, что есть» совпадает с её сущностью и составной, поскольку её бытие не тождественно её сущности. 489). Альберт фон Больштедт или Альберт из Кельна, родился в Лауингене (Швабия). В 1256 г. он совершил поездку в Рим, чтобы защитить нищенствующие ордена от нападок Вильгельма Сент-Амурского, чья книга была осуждена папой Александром IV 5 октября 1256 г. Во время своего пребывания в Риме Альберт занимал должность магистра Святого дворца (гофмейстера Святого престола) и проповедовал Евангелие от Иоанна и канонические Послания.
Среди его работ есть трактаты, посвящённые зоологии («О животных»– «De animalibus» в 26 книгах, первые 19 из которых опираются на аристотелевские труды, а остальные построены по самостоят. В «Оракулах» Альберт Великий утверждает, что придет время и появится шагающая машина, в которую будут садиться люди.
Философия основывается на разуме, теология на откровении. Были до него и Ансельм Кентерберийский и Иоанн Скотт Эриугена и Пьер Абеляр. Мы не будем рассматривать сегодня эту тему и сосредоточимся на уже традиционном для нас вопросе: как пропитывалась теология христианства иногда спасительным иногда вредоносным, но всегда небезопасным ядом философского разума. Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого.
Инструменты для этого есть. Альберт этот вопрос решает следующим образом.
Он не только воспроизводит греческие тексты, в частности, тексты Аристотеля, но и комментирует их, разъясняет, то есть принимается за реставрацию и реконструкцию этих текстов. Граф принял приглашение и прибыл в дом знаменитого учёного в сопровождении большой свиты. В 1270 году он послал в Париж статью, чтобы помочь св. Еще до начала преподавания в Париже (1245) происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям.
Это был его второй специальный трактат, направленный против этого арабского комментатора (Аверроэса), первый же был написан в 1256 г. Папа Григорий Х пригласил его участвовать в Лионском Соборе (1274), где он принимал активное участие в дискуссиях. Понятие «материя» многозначно: рассматриваемая теологически, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения рассматриваемая философски, она – субъект изменений. Время, являющееся мерой изменений, также различно в различных частях бытия.
Их девизом было: Веровать, чтобы понимать. Андрея. С 1244 года учеником Альберта стал Фома Аквинский, впоследствии также причисленный католической церковью к лику святых. Альберт Великий чётко разграничивает сферы философии и теологии. Эта земля будет заселена северным народом, который заполнит ее и сделает огромным государством».
Но как же тогда быть с вечной жизнью души после смерти тела. Граф был настолько ошеломлён увиденными чудесами, что согласился на сделку. В 1270 году он послал в Париж статью, чтобы помочь св. В познании же природного мира разум должен опираться на опыт и логическое доказательство.
Наивысшее бытие есть Бог: в нём, в отличие от всех сотворённых вещей, сущность и существование совпадают. А. В. Дальнейшие различия: философия основывается на спекулятивном, то есть умозрительном разуме, теология (вера) на разуме, управляемом волей (любовью) и чувствами.
Тот же Фома Аквинский, правда более осторожно, предполагает, что Альберту Великому при помощи философского камня удалось создать гомункулуса – искусственного человека. Фомой Аквинским и Петром Тарентасийским (ставшим впоследствии папой Иннокентием V) он установил правила, определяющие направления обучения и учреждение системы присвоения степеней в Ордене. Но люди проникались к нему все большим благоговением и на могиле его происходили чудеса.
Принять нельзя – так как она противоречила во многом христианству. Поскольку Бог не испытывает лишенности и не может утратить ничего, Он есть благо (р. В ней рассматриваются четыре соположения (coaequeva) того, что равносотворено изначально: материя время небеса или эмпиреи и природа ангелов47.
Некоторое время после 1278 года (в котором он составил свое завещание) он страдал от провалов в памяти его могучий ум постепенно помрачался его плоть изможденная постами, аскетической жизнью и многими трудами, не выдержала тяжести лет. Была середина зимы и стояли такие холода, что Рейн промёрз до самого дна. Как первичный акт она даёт телу бытие, как вторичный – осуществляет его движения. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине. 147-148), неизменность (р. Король Вильгельм во всеуслышание провозгласил Альберта величайшим учёным среди смертных и даровал ему близлежащие земельные угодья вкупе с правом собирать налоги в городе Утрехте».
Затем, во второй главе, следуют тридцать шесть аргументов «против» и в третьей главе Альберт дает свое решение. Одним из его учеников в Кельне был Фома Аквинский. Еще есть различия в целях: теология (вера) указывает путь человеку к вечному спасению и счастью, цель философии – теоретическое познание. В 1245 году, когда он находился в монастыре в Кельне, где занимался переводом «Книги изречений» Петра Ломбарда, он получил повеление отправиться в Париж. В юношеском возрасте, семнадцатилетним, обучаясь в университете итальянского города Падуи (Это на северо-востоке Италии, между Венецией и Вероной) вступил в доминиканский орден, его привлекли туда проповеди блаженного Иордана Саксонского, второго генерального настоятеля ордена. После того, как пиршество закончилось, появившиеся почки замёрзли.
Альберт дает скорее парафраз текста изобилующий авторскими отступлениями. Пророчество Девы Марии исполнилось. С точки зрения Альберта, Аверроэс не проводит различия между движением как процессом и целью движения.
Подобно другим профессорам, он комментирует, кроме трудов Аристотеля, Священное Писание и "учебник всех учебников" – "Сентенции" Петра Ломбардского. Он готовит свои "глоссы" (замечания) к "Corpus Juris" и Дигестам, пишет трактаты "Quaestiones de juris subtilitatibus" ("Вопросы о тонкостях права") и "Summa Codicis", преподает римское право своим ученикам. Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля.
утверждает, что в то время как сущностно душа есть чисто духовная субстанция. Альберт рассматривает также спекулятивный и практический интеллекты. Вотличие от философии, стремящейся к знанию ради знания, теология является практич. 150) и вечность (р.
Альберт даёт скорее парафраз текста изобилующий авторскими отступлениями. Надо немало времени и трудов, чтобы исключить дефекты, возникающие от разности ракурсов. С 1228 по 1254 гг. Не успел он сесть, как небо очистилось, засветило жаркое солнце и сильнейший северный ветер внезапно прекратился. В своей книге «Оракулы», написанной во второй половине XIII века в том самом монастыре, который был построен на купленном у голландского короля земельном участке, Альберт Великий явил удивительные пророчества, охватившие тысячелетний период мировой истории.
Вот и Альберт – не зря же он назывался не только великим, но и универсальным доктором. Небо эмпирея– аналог неподвижного двигателя имея природу света, оно– причина мн.
Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. В итоге Альберту Великому удаётся примирить учение Августина о душе как о простой, нематериальной и бессмертной субстанции с аристотелевским представлением о душе как форме живого тела. четыре со-вечных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа.
Альберт приводит в первой части трактата тридцать аргументов, ссылаясь на «всех арабов», Абубацера, Аль-Фараби, Авицеброна, Авемпаса. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. Точная дата рождения неизвестна, предположительно между 1193 и 1206 гг. Для теолога нет сомнений: мир сотворён, душа индивидуальна и бессмертна.
В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. До нас дошло пять алхимических трактатов, подписанных его именем среди них самый знаменитый — «Об алхимии» («De Alchimia»). (Аристотель). Эту науку и философию нельзя было просто принять, но нельзя было просто отвергнуть. Некоторое время (1245 – 1248) он занимал кафедру богословия в Парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствие громадного стечения слушателей, под открытым небом. В 1637 году Рим официально признал его Блаженным, а в 1931 году он был канонизирован папой Пием XI.
И для этого были ресурсы. И к возможным, если она разумна.
Оно занимает важное место в его философии. В итоге А. В. В частности, ученый пишет о том, что «.
Альберт принимает аристотелевское деление на сущностные части – активный и возможностный интеллект и деление Авиценны, описывающее степени познания: 1) интеллект потенциальный ко всякому познанию (hyleaiis), подобно тому, как первоматерия потенциальна ко всяким формам, 2) – «хабитуальный» интеллект (in habitu), уже владеющий началами познания (habitus principiorum), 3) интеллект, владеющий познаниями и способный произвольно обращаться к ним (in effectu) и 4) интеллект коммуницирующий (accomodatus) с отделенными интеллигенциями. V. 35.
Ее функция – управление телесной жизнью. Время, являющееся мерой изменений, также различно в различных частях бытия. Важнейшее место в онтологической структуре реальности занимает у А. В. Один из биологов 19 века (Мейер) пишет в "Истории ботаники": "Ни один ботаник, живший до Альберта, не может сравниться с ним, даже Теофраст, с которым он не был знаком а после него никто не описывал природу такими живыми красками и не изучал ее так основательно, вплоть до времени Кондрата, Геснера и Чезальпини. Его богословские сочинения, самое известное из которых «Summatheologiae», состоят главным образом из толкования книг Священного Писания и из трудов догматического содержания («Compendium theologicae veritatis», Нюрнберг, 1473), которые, как и многие другие сочинения А., распространены в бесчисленных изданиях XV – XVII вв.
Там одним из его учеников стал Фома Аквинский. Среди главных сочинений – «Summa de creatoris» («Сумма о творениях»), «De anima» («О душе»), «De causis et processu universitatis» («О причинах и о возникновении всего»), «Metaphysica» («Метафизика»), «Summa theologiae» («Сумма теологии»). С 1228 по 1254 гг. Объявление о смерти св. Альберт Великий (AlbertusMagnus) Святой, (Альберт фон Больштедт – von Bollstdt, ок. Мэтр Альберт родился в 1193 году в Лауингене в богатой семье.
Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Учился в Падуе, где, вероятно, в 1223 году вступил в орден доминиканцев и в Болонье. 1250), «О душе» («De anima», 1254–57), «О причинах и о возникновении всеобщего» («De causis et processu universalitatis», 1254–70), «О единстве разума против Аверроэса» («De unitate intellectus contra Averroem», 1256), «Метафизика» («Metaphysica», после 1262), «Сумма теологии» («Summa theologiae», 1270–1280) и др. Эта площадь сохранила его имя: ведь название Мобер (Maubert) означает не что иное, как мэтр Альберт (maitre Albert).
Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля. Непосредственно Аверроэс упоминается трижды: в 14, 27 и 29 аргументах. В 1260 г. Альберт назначается епископом Регенсбурга. Конечно, в отстаивании прав разума Альберт не был ни одиноким, ни первым. В 1260 г. он был назначен епископом Ратисбона.
– В Бога веровать, тварное понимать. Вот таким образом он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма – частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи). Среди главных сочинений – Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии). интересовался и, видимо, сам занимался астрологией и алхимией приписываемая ему «Книжица об алхимии» содержит описание алхимич.
учение освете переплетается с аристотелевской космологией и араб. Источником познания для веры являются первичные истины, заключенные в откровении. Андрея. Со стороны тела – это восприимчивость разума, со стороны души – жизненный дух. В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям.
История утверждает, что Альберт Великий, удостоенный в Париже степени магистра, удалился на покой в местечко недалеко от Кёльна. Альбертовы комментарии к Аристотелю отличаются по форме от сложившейся арабской традиции – последовательного цитирования, перемежающегося обширными комментариями. Невежд хватает всегда, разуму и знанию по преимуществу сопротивляются невежды. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор универсальный).
Ибо такое познание не создаёт, но разрушает. 544). Альберт Великий интересовался и, видимо, сам занимался астрологией и алхимией приписываемая ему «Книжица об алхимии» содержит описание алхимических опытов и лабораторного оборудования для них.
Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Как утверждал сам Альберт Великий. Утверждение о сотворённости материи и времени дало А. В. То же самое следует сказать и о сочинениях, которые традиционно приписываются А. (апокрифические) – «Liber secretorum Alberti Magni de virtutibus herbarum etc» (Рейтлинген, 1871), «De mirabilibus mundi» (много изданий) и «De secretis mulierum» (в книге «Les Admirables Secrets DAlbert Le Grand.
В 1245 году ученик поехал вместе со своим учителем в Париж, а в 1248 г. вместе с ним вернулся в Кельн в новый «Studium Generale», куда Альберт был назначен регентом, в то время, как Фома стал вторым профессором и «Magister Studentum» (учителем студентов). Ему принадлежат также трактаты о минералах. "Грубые животные, которые хулят то, чего не знают", – так говорил Альберт Великий.
Дают ее также тем, кого беспокоит мочевой пузырь. Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Это был его второй специальный трактат, направленный против этого арабского комментатора (Аверроэса), первый же был написан в 1256 г. и назывался "De Unitate Intellectus Contra Averroem". Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля.
Родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Кроме того, ложное благоразумие служит доказательством хитрости во временной деятельности. Здесь мы тоже встречаемся с одной из особенностей науки в том числе современной. Из совпадения сущности и существования проистекают Его единство и простота (р. Точная дата рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами.
Такие знания Альберт называет "ложное благоразумие". церковью к лику блаженных (1622) и святых (1931). Впоследствии эту работу продолжил его ученик Фома Аквинский. Среди главных работ – De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др.
Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечности, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования. бытие. Такое наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают (именно в этом, согласно Альберту, заключена суть Ансельма доказательства бытия Бога) (р.
За энциклопедичность своих познаний удостоен титула «всеобъемлющий доктор» (doctor universalis). Фоме в его борьбе против Сигера Брабантского и аверроистов. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор всеобъемлющий).
Альберт считает сущностным определением души не ее близость телу, а то, что она, подобно ангелам, относится к роду нематериальных субстанций, вот таким образом он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма – частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи).
Душа – форма заимствовано Альбертом у Аристотеля. Создавая общий план всех наук, Альберт следует традиционной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелевских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он планирует обратиться позже, «в свою пору»). 177). Проблемы и методы философии сегодня совсем другие. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор универсальный).
При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кёльнским. Лишь много позже было замечено, что, например, в «Малом Альберте» приводятся цитаты из Парацельса и Василия Валентина, которые родились два столетия спустя после него, вследствие чего более решительные критики пришли к выводу, что эти практические руководства по магии являются апокрифами. Король, жаждущий увидеть какое-нибудь чудо, охотно согласился.
Фоме в его борьбе против Сигера Брабантского и аверроистов. Родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Будучи приглашен королем, отведал он яств е его стола, а прощаясь, настоятельно попросил короля оказать ему честь и отобедать с ним в монастыре его в день Богоявления. Среди его работ есть трактаты, посвящённые зоологии («О животных» – «De animalibus» в 26 книгах, первые 19 из которых опираются на аристотелевские труды, а остальные построены по самостоятельному плану), ботанике («О растениях» – «De vegetabilibus»), минералогии («О минералах» – «De mineralibus», где Альберт Великий описал 95 их видов), а также астрономии, климатологии, географии: «О небе и мире» («De caelo et mundo»), «О свойствах элементов» («De proprietatibus elementorum»), «О небесных явлениях» («De meteoris»), «О природе местностей» («De natura locorum») и др.
Тогда же, по мнению ученого, для человечества наступят самые тяжелые времена. Он также выступает против учения Аверроэса о едином, вечном и общем для всех интеллекте. Эти аргументы потом использует Фома Аквинский в знаменитых пяти доказательствах бытия Бога, после чего тема доказательств будет практически закрыта до конца 18 века, когда Кант исследовав названные доказательства, придет к выводу об их недостаточности и выдвинет шестой аргумент в пользу доказательства бытия Бога.
Фомы в Росса Нуова, заставшее его в то время, когда он участвовал в Соборе, было для Альберта тяжелым ударом и он заявил, что «Свет Церкви» погас. Среди главных работ — De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др. По-разному можно относиться к этим попыткам, но нельзя не признать, что в мировой философии они продолжают существовать и поныне.
Среди осн. Надо сказать, что Падуанский университет был известен как цитадель аристотелизма. Альберт фон Больштедт (Albert von Bollstdt), сын графа Больштедта, родился в Лауингене близ Аугсбурга в Швабии. Поскольку Бог не испытывает лишённости и не может утратить ничего, он есть благо. Поскольку в божественной сущности нет никаких чуждых примесей, она есть то, что есть, т. е.
Сразу же после смерти его стали почитать как святого, хотя некоторые враги обвиняли его в колдовстве и издевательски напоминали о постигшем его перед кончиной слабоумии: «Монсеньор Альберт сначала преобразился из осла в философа, затем из философа в осла». Альберт принимает аристотелевское деление разума на сущностные части – активный и возможностный интеллект и деление Авиценны, описывающее степени познания: 1) интеллект потенциальный ко всякому познанию (hyleaiis), подобно тому, как первоматерия потенциальна ко всяким формам 2) «хабитуальный» интеллект (in habitu), уже владеющий началами познания (habitus principiorum) 3) интеллект, владеющий познаниями и способный произвольно обращаться к ним (in effectu) и 4) интеллект коммуницирующий (accomodates) с отдельными интеллектами. 126-128). После смерти Альберта Великого его репутация магистра разного рода магии еще более упрочилась, достигнув воистину немыслимых масштабов, – пишет французский историк Серж Ютен (Serge Hutin). Был воспитан в среде феодальной аристократии, учился в Падуанском университете, где попал под влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223.
Согласно А. В., первыми в порядке творения были т. н. Альберт вопросы философского и теологического знания решал так. Во время одной из лекций его хватил апоплексический удар. Учение Альберта о душе – эта часть трактата «Сумма теологии».
Наиболее важное творение Альберта – «Сумма о творениях» (Summa de creaturis), написано в 1228-1233 гг. Но, увы, ты предпочел заниматься философией, а не теологией. При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кёльнским. К слову сказать, Альберт прав. Основываясь на аристотелевском тексте, Альберт разделяет три типа определения движения: формальное (актуализация потенциального), материальное (актуализация могущего двигаться) и целостное, охватывающее актуальность двигателя и движимого.
1200 – 1280), граф – немецкий философ, богослов, один из самых ученых людей Средневековья. Другое важное произведение – «Сумма теологии» («Summa Theologiae»). Деятельный и возможностный интеллект Альберт считает частями самой души, а не некими силами, внешними по отношению к реальной человеческой личности (как то полагали многие арабские и греческие перипатетики по отношению либо к деятельному, либо к возможностному интеллектам). В 1254 г. Альберт был избран Провинциалом своего ордена в Германии. (Albertus Magnus) (1193. Известны его комментарии к «Этике». Свою собственную преподавательскую деятельность начал в Кёльне в 1228.
«Физике» и «Политике» Аристотеля. С 1228 по 1254 гг.
Если Аристотель в учении о душе допускал существование толькосовершенно простой нематериальной субстанции (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о., смертными), то А. В. А потом уже будучи вполне зрелым человеком, в возрасте от 54 до 68 лет (мы помним, что точный его возраст неопределим и разночтения довольно велики, 14 лет) Альберт становится епископом Регенсбурга (Ратисбона). его трудов: «Сумма о творениях» («Summa de creaturis», 1240–43), «Об интеллекте и интеллигибельном» («De intellectu et intelligibili», ок. Альберт управлял общиной (диоцезом) до 1862 г., когда после принятия его отставки, он добровольно вернулся к обязаностям профессора в «Studium» в Кельне. В случаях, когда учение Аристотеля вступает в противоречие с христианскими догмами, Альберт стремится не опровергнуть его, а восполнить, осуществить «согласие рассогласованного». Его даже называли магом, намекая на увлечение алхимией.
Его интерпретации, это, в сущности парафразы (пересказы) Аристотеля в духе христианства. Беатифицирован в 1622 г, в 1931 г. папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Жизненный дух проявляется в чувственном восприятии, а посредством его действует тело. Вот лишь один пример, взятый из первой главы второй книги «Великого Альберта»: «Первая трава — от Сатурна и называется офодилий.
Временами он будет (так он сам говорил) заполнять пустоты и пробелы, затемняющие мысль Философа. Учился в Падуе, где, вероятно, в 1223 вступил в орден доминиканцев и в Болонье. В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. А. умер в Кельне, в 1280 г., сделавшись уже за несколько лет перед тем слабоумным. Альберт пишет текст «О единстве интеллекта, против Аверроэса» (1263), вошедший затем в «Сумму теологии» (1270-1280), направленный против различных аргументов о единстве интеллекта. Вкосмологии А. В.
опытов и лабораторного оборудования для них. Альберт пожелал достичь успеха в изучении царицы наук – философии. Последнее сочинение – «De secretis mulierum» – «о тайнах женщин» или «о женских тайнах» – никаких особых тайн или откровений, конечно, не содержит, за исключением некоторых физиологических секретов и особенностей женщин, самой природой предназначенных для продолжения человеческого рода это медицинский трактат, в котором автор, правда, отдает дань распространенным в его время суевериям, физиогномике и вере людей в астрологические предсказания. Этот, на первый взгляд абсолютно бессмысленный текст обретает значимость, как только ты поймешь, что здесь излагается алхимический рецепт, где идет речь о Сатурне, то есть о свинце, а обваривание корня означает извлечение металлического корня металла посредством варки с целью сотворения Белого Деяния, которое символически зашифровано под тряпицей того же цвета. Покончив с Аристотелем, Альберт взялся за изучение трудов мусульманских ученых – в первую очередь, Авиценны (Avicenna) и Аверроэса (Averroes). Их обсуждению Альберт посвятил особое сочинение – De XV problematibus («О пятнадцати трудностях»).
в обиход ср. -век. В особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. Там же в Падуе, он познакомился и очень глубоко с трудами Аристотеля.
Альберт же полагает, что движение существует в движимом (претерпевающем), но принадлежит движущему (действующему) как причине. Также Альберт рассматривает спекулятивный и практический интеллекты.
–1280), выдающийся немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Это так.
являющееся первым сотворенным сущим, а следовательно и основой всех сотворенных вещей, композиция каждой из которых образована из «того, что есть» вещь. Однако при всей сопернической ядовитости Роджер Бэкон не мог не признать энциклопедичность и широту познаний Альберта Великого, утверждая, что он один стоит больше, чем целая толпа ученых. Тем самым Альберт отвергает аверроистскую интерпретацию движения исключительно как претерпевания с точки зрения Альберта, Аверроэс не проводит различия между движением как via (процессом) и целью движения. На тот момент Альберт по праву считался одним из величайших ученых того времени. доказательство. Каким же способом творит Бог сущее.
Теологию он штудировал уже в Кельне, где и стал священником. В одном из них, Сумма теологии, он задаётся вопросом, оправдано ли использование герметического золота и приходит к выводу, что природное золото не может быть признано более предпочтительным ни в каком отношении. А. В. Не все истины откровения могут быть познаны разумом. На генеральном капитуле доминиканцев, проходившем в 1250 г. в Валансьене, он вместе со св.
Допустим, Бог решил сотворить лошадь. Или тексты, переписанные с оригинальных трактатов мэтра Альберта по алхимии. Человек станет летать к другим планетам и к другим мирам.
Если душу понимать, как форму тела, то без тела она существовать не может. Он может выбрать те аспекты процесса сотворения, которые ему под силу. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Остается одно: так принять, чтобы не принимать, так отвергнуть, чтобы не отвергать. Первые его лекции стали подлинным триумфом: аудиторию, где он читал, студенты брали штурмом, так что пришлось искать для него более просторное помещение. Душа, управляющая телом, обладает несколькими свойствами.
В 1257 г. он оставил должность Провинциала, чтобы посвятить себя научным занятиям и преподаванию. После того, как граф отказал ему, Альберт прибегнул к очень необычной уловке. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт Кёльнский, Альберт Тевтонский, Альберт фон Больштедт, нем. Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь eё. Мир разделится на три огромных государства. Понятие «материя» многозначно: рассматриваемая теологически, она есть то, чему была придана форма в течение шести дней творения, рассматриваемая философски, она – субъект изменений вот таким образом должны существовать различные типы материи, в соответствии с различными типами изменений.
Эксперимент должен учитывать не один, но множество способов рассмотрения и возможных обстоятельств, пока не будет найдена прочная основа поиска. Умер в 1280 в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви св.
Заслугой Альберта следует считать более точное отграничение философской и богословской проблематики: у философии отбирались некоторые проблемы, которые раньше входили в ее сферу теология передавала решение которых вопросов в компетенцию философии и не вмешивалась в философские дела (у аверроистов будет не так). принимал существование многих нематериальных субстанций (ангелы и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеческой души), каждая из которых является и простой, поскольку в ней «то, что есть» совпадает с её сущностью и составной, поскольку её бытие не тождественно её сущности. Умер в 1280 в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви св.
Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля. Нельзя познать разумом триединство Святой Троицы, сотворенность мира – то есть те первичные истины, на которых основано откровение. Разумеется, занимался он и алхимией.
237). Альберт Великий много сделал для развития науки, резко ограничив ее от теологии. Среди главных сочинений – Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии). Среди многочисленных учеников Альберта в его кельнский период был сам Фома Аквинский – впоследствии ставший величайшим философом и теологом Римско-католической церкви. (на самом деле ничего в этом популярном учебнике особенного не было – более или менее удачная компиляция разных текстов). В 1254 г. назначен провинциалом доминиканского ордена.
В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским. В этих отступлениях Альберт обращается к опыту, понимаемому в широком смысле. Беатифицирован в 1622 г, в 1931 г. папа Пий XI канонизировал Альберта. Причислен Римско-католич. Альберт преподаёт в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы.
В 1941 г. был провозглашён покровителем учёных. До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кельн, где и жил до смерти. Но ведь получалось.
Тексты Аристотеля породили множество противоречивых толкований. исследования, основанные на наблюдении и опыте. Среди главных сочинений – Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии). Это трактаты «Об алхимии», «Превосходные секреты Альберта Великого» и «Превосходные секреты Альберта Малого».
Писания и теологии. А. В. В 1223году вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Альберт управлял общиной (диоцезом) до 1862 г., когда после принятия его отставки, он добровольно вернулся к обязанностям профессора в "Studium" в Кельне, к тому же занимающегося научной работой.
При этом каждая из частных наук связывается с общим учением о космосе, с теологией и онтологией. Сам дьявол войдет в человека и человек будет молиться не именем Божьим, а именем сатаны. Он вернулся в Кельн в качестве лектора и посвятил себя всецело занятиям наукой. Что и говорить – различия несомненны. Одной из таких проблем было познание.
коммент. Но правитель отказал ученому в сделке. Ему приписывались также оккультные трактаты, что создало ему репутацию мага и чернокнижника.
Преподавал в доминиканских школах Германии (1228-40 годы), в Парижском университете (1245-1248 годы), после 1248 года – в доминиканской школе в Кёльне, где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. учением, указывающим человеку путь к спасению. Создавая общий план всех наук, Альберт следует традиционной аристотелевской схеме: он либо основывается на аристотелевских текстах, либо пытается восполнить утраченные трактаты или те, которые Аристотель не успел написать (поскольку тексты Аристотеля изобилуют постановками задач, к которым он планировал обратиться позже, «в свою пору»). В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. т. е. Конечно, лбщее число его работ гораздо больше.
204). Что-то вроде средневековой формулировки теоремы Геделя. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны.
Еще одно различие происходит из различия источника знаний. Подобный трактат А. создал и о «тайнах» растений, животных и камней, в котором описал их «магические» свойства. Окончив курс обучения в Падуе, поступил (в 1223) в незадолго перед тем основанный орден доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где он преподавал в различных монастырях – в Кельне, Фрайбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Вот таким образом верно и платоновское определение души как нематериальной субстанции, движущей тело и аристотелевское – как формы тела.
Другое важное произведение – «Сумма теологии» (Summa Theologiae).
Он обладал самым всесторонним образованием из всех ученых XIII века, вследствие чего и получил от современников и потомства прозвание Великого и от католической церкви титул «универсального доктора» («Doctor universalis»), а в 1622 г. был причислен к лику святых. Для этого необходимо было три года успешно преподавать в университете. И почти наверняка можно утверждать, что он не имеет никакого отношения к прочим трактатам. Согласно взглядам Альберта Великого познание осуществляется благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, разум сводится к чувствам и неотделим от них, то есть от осуществляемого в них процесса.
«Приближался праздник Богоявления и король Вильгельм прибыл в Кёльн, дабы присутствовать на торжественной мессе в честь волхвов. Сфера интересов Альберта как учёного охватывала практически все области знания того времени: физику, психологию, астрологию, географию, биологию, алхимию. Вера ищет основной опоры в авторитете, философия – в разуме. Ясно, что вера интуитивно эмоциональна, поскольку размещает человеческое бытие в пространстве любви к Богу. Альберт Великий проявлял интерес не только к философии, он был универсальным ученым. До сих пор гипотеза Большого Взрыва принимается в качестве посылки, но вопрос о том, что было до Большого Взрыва остается открытым. Бог, неизменное существо, находится вне времени, в вечности, которая качественно отлична от «вечной жизни», присущей вещам, не имеющим конца существования.
До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кельн, где и жил до смерти. Там он получил докторскую степень в университете, который особенно славился как школа богословия. Душа – субстанция – от Платона и Августина. Абсолютно очевидно, что он делал это в духе христианском.
Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Правда, в результате исследований, проведенных профессорами одного из больших американских университетов, обнаружилась вещь не менее поразительная: было неопровержимо доказано, что по крайней мере часть «Изумительных тайн Великого Альберта» была действительно написана монахом доминиканского ордена. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Писания и теологии.
Бытие, т. о. Преподавал в доминиканских школах Германии (1228–40), в Парижском ун-те (1245–1248), после 1248– в доминиканской школе в Кёльне, где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. Умер 15 ноября 1280 г. в Кельне. Теология, по Альберту, это наука о бытии как предельной цели и способах достичь ее (v. Однако по настоянию церкви ученый был вынужден уничтожить свое удивительное творение. До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кёльн, где и жил до смерти. Альберту Великому приписывают изобретение особых подъемных механизмов для королевских серебряных рудников Баварии.
мышьяк. Его сочинения состоят частью из комментариев к философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического, алхимического и естественно-исторического содержания (критическое издание части этих последних предприняли Эрнст Майер и Карл Эссен: «Alberti Magni de vegetabilibus libri VII, historiae naturalis pars XVIII», Берлин, 1867). Стало быть, металлы надо лечить, вернуть к первоначальному совершенству. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. Основываясь на авторитетных свидетельствах, он представляет собственные аргументы в пользу этого бытия. Действительно, Альберт активно интересовался оккультными науками и алхимией.
Кроме того, философ занимается комментированием Священного Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского.