Ордер помог и убедительному выражению масштаба здания при включении его в ансамбль неширокой улицы. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана». В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Альберти был одаренным во многих направлениях. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией». Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож.
Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов.
Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Альберти оставил свой след во многих науках – педагогике, математике, филологии, картографии, криптографии. Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне.
Первые работы Альберти относятся к 20-м годам: это литературные произведения: комедии «Филодокс» (Philodoxeos fabula, 1425 г. ), «Деифира» (Deifira, 1428 г. ) и некоторые другие. Альберти. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Он развивал в зодчестве античные мотивы. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. воспроизведении элементов природы, склоняясь к отождествлению красоты и типичного в природе, А. близок к идее реализма в иск-ве. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен).
С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Это рассмотрели как римский ключ — Юпитер был идентифицирован в некоторых источниках как Папа Римский Юджениус IV и Папа Римский Николас В. Альберти одолжил многие его характеры от Люсьена, одного из его любимых греческих писателей. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву.
Одно из главных положений в его гуманистической концепции – учение о гармонии как изначально присущей человеку неотъемлемой сущности. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. М., 1935, I, стр. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя.
Главными произведениями литературного творчества Альберти в 50–60-е годы стал обширный сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» (Intercoenales) – в него вошли и некоторые более ранние произведения, – а также примыкающая к нему этико-политическая аллегория «Мом или о государе» (Momus о de principe). И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы». Родился в семье знатного флорентийского изгнанника.
4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964). Среди проблем Альберти был социальный эффект архитектуры и с этой целью он очень хорошо знал о городском пейзаже. При.
Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. 1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. творчества. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св.
Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии.
ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472 гг. ) происходил из знатной флорентийской семьи.
Жил и работал в Риме и Флоренции. Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. По меньшей мере еще дважды, в 1463 и 1470 годах, Альберти приезжал в Мантую, чтобы следить за ходом работ, вел переписку по этому поводу с маркизом и Фанчелли. А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок.
Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
При всем несовершенстве исполнения заложенные в его постройках идеи выражали устремления эпохи и оказали сильнейшее влияние на развитие архитектуры Возрождения. В 1434 году влиятельный род Колонна поднимает в Риме восстание, в результате чего Альберти, находящийся при дворе папы Евгением IV, оказывается во Флоренции. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Albert. Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl. Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор.
Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). 1450). Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный».
и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей. Альберти написал «Застольные беседы».
В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". Первоначальное образование Леон Баттиста получил в Падуе в школе выдающегося гуманиста-педагога Гаспарино Барциццы. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем. Альберти был человеком своей эпохи.
Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения. Три ветви креста завершены полуциркульными нишами, четвертая образует притвор, связывающий церковь с выдвинутым вперед вестибюлем-лоджией главного фасада, предназначенной для показа мощей и т. п. Интерьер с куполом на парусах и цилиндрическими сводами над ветвями креста задуман как эффектная, нарастающая центрическая композиция с постепенным укрупнением внутренних пространств к центру.
Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». Работа не была издана до 1485.
Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. После римского восстания. Важнейшей чертой творчества Альберти несомненно было стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль.
По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений.
Как гуманиста, Альберти интересовали самые разные аспекты личности и общества, он исследовал семейные устои и принципы хозяйствования, мораль и этику, вопросы психологии, права и политики. Он выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет».
Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов.
Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Словом, был универсалом. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Работа не была напечатана до 1843. В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки. У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус.
Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу.
Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе». По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати.
И это еще не все. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ).
В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти.
27). 1-3, 1433-37, кн.
Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. Кто такой Леон Баттиста Альберти. Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452) и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).
Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Биография Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания.
Ответственность за моральное совершенствование имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. Альберти был сведущим в науках о его возрасте. По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии.
1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Оказавшись в Риме во времена Николая V, поставившего своими строительными затеями весь Рим вверх дном, он через посредство своего большого друга Бьондо из Форли стал своим человеком при папе, который до того советовался в архитектурных делах с Бернардо Росселино, флорентийским скульптором и архитектором, как будет о том сказано в жизнеописании его брата Антонио. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Десять книг о зодчестве. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ).
Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти). Существующие наклонные полуфронтоны исказившие замысел Альберти, случайны и не связаны с архитектурой всего сооружения.
Способности человека. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре.
Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.
Примечательный внутренний суд палаццо. Как архитектор-новатор, А. создал тип ренессанс-ного палаццо, впервые применил формы классического римского зодчества в декоре церковных сооружений. В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения.
Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти.
Его полотен и скульптур сохранилось мало. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Это сопровождалось в 1450 комиссией от Сиджизмондо Малатесты, чтобы преобразовать готическую церковь Сан Франческо в Римини в мемориальную часовню, Tempio Malatestiano. «И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом.
Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте.
252). Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре.
В это время традиционного религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопостовлялось светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Способности человека. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал гармонической личности.
Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. В 1432 году Альберти получил место в папской канцелярии, где служил в течении последующих тридцати лет. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы).
В период 30-х – начала 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском – «О преимуществе и недостатках ученых» (De commodis et incommodis litterarum, 1430 г. ), «О праве» (De iure, 1437 г. ), «Понтифекс» (Pontifex, 1437 г. ), а также диалоги на моральные темы на вольгаре – «Теодженио» (Teogenio, 1434 г. ), «О семье» (Deila famiglia, 1434–1441 гг. ), «О спокойствии души» (Deila tranquillita dellanimo, 1443 г. другое название – «Бегство от несчастий»), В зрелый период творчества – в 40–60-е годы – Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре («De pictura», «De statua», «De re aedificatoria»), оказавшие влияние на художественную практику Возрождения.
Выступил как архитектор-практик. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса. В 50-60-е гг.
1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Человек познает законы природы благодаря разуму. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим.
Хотя он часто характеризуется как «архитектор» исключительно, как Джеймс Бек заметил, «выбрать одну из 39областей39 Леона Баттисты по другим как так или иначе функционально независимый и самостоятельный не имеет помощи вообще никакому усилию характеризовать обширные исследования Альберти в искусствах». Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы XV в. Среди последних произведений Альберти – утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» (De componendis cifris) и диалог на вольгаре «Домострой» (De iciarchia, 1470 г. ). В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти. Высокий цоколь, как в античных римских храмах, приподнимая здание над землей, делает его объем особенно внушительным и величественным.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Леон Баттиста Альберти (14 февраля 1404 – 25 апреля 1472) был итальянским гуманным автором, художником, архитектором, поэтом, священником, лингвистом, философом и шифровальщиком он воплотил Человека эпохи Возрождения. Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446— 1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456— 1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Он создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов (Платон, Аристотель, Ксенофонт, Теофраст, Цицерон, Катон, Сенека), гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии.
На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). 46–30 до н. э).
Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). художниками.
Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель— укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам.
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Сложенные из крупных квадров гладко отесанного камня главный и боковые фасады скомпонованы на основе переработки архитектурных форм античного Рима. Ре Де aedificatoria, большая и дорогая книга, не было полностью издано до 1485, после которого это стало главной ссылкой для архитекторов.
Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470).
С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. В своих действиях он руководствуется принципами меры.
Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь. Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления.
тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. Идея физического и нравственного самосовершенствования чуть ли не впервые была противопоставлена официальной церковной ортодоксальной доктрине. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система.
Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы».
Родился в Генуе и учился в Падуе (у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца), затем в Болонье. 1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо). Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике. Альберти намного превосходил своих современников и талантом и любознательностью и многосторонностью и особой живостью ума.
Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В числе их есть рисунок моста св. Согласно письменных источников (Дж.
Примерно в 50-60-е гг. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. «Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению». Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах.
Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц.
Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». В своей творческой деятельности человек должен опираться на принцип гармонии, который является принципом природного развития и природы вообще. В 1421–1428 гг. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. и римских источников, опыта совр.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. Во многих образах итальянской скульптуры, графики и живописи того времени видно воплощение такого типа человека.
После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти. В основе композиции главного фасада лежит своеобразно трактованная тема трехпролетной римской триумфальной арки, с большим центральным и боковыми арочными пролетами и монументальной стеной, расчлененной во всю ее высоту полуколоннами, поставленными на пьедесталы. Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c.
Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Одаренный от природы и получивший блестящее образование, Альберти был сведущ во многих видах искусства – теоретик и практик зодчества был также и успешным литератором, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке и умел играть на органе.
Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики. Исходная посылка гуманистической концепции Альберти -- неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Трактат «О зодчестве» (закончен в начале 50-х годов) был напечатан в 1485 г. и многократно переиздавался в XVI в. в латинском варианте и переводах на новые языки. 1472 г. купол.
Некоторые исследования предлагают, чтобы вилла Medici во Фьезоле могла бы быть должной свой дизайн Альберти, не Микелоццо и что это тогда стало прототипом ренессансной виллы. Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа.
Он занимался изучением проблем математики и картографии. В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности. 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд.
Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. 1404—72)—деятель раннего итал. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно.
Окончив университет, стал доктором канонического и гражданского права. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
«В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др.
1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
Альберти получил в свое распоряжение весьма ординарную провинциальную церковь – приземистую, со стрельчатыми окнами и широкими стрельчатыми арками капелл, с простой стропильной кровлей над главным нефом. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. По ее типу были построены венецианские церкви Палладио, "Иль Джезу" Виньолы и множество других церквей римского барокко. Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется.
1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии.