Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Однако изобилующая дворцами главная улица на юге должна восхищать чужестранца своей просторностью. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Он занимался изучением проблем математики и картографии.
Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. «. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция.
Идеальный человек, по Альберти, творчески активен и душевно уравновешен, мудр и величествен в сознании своего достоинства. Итак, немалым счастьем было для Леон-Баттисты иметь друзей, служивших ему с пониманием, умением и охотой ибо, поскольку архитекторы не могут все время присутствовать на работах, преданный и любящий исполнитель – великая для них помощь и кто-кто, а я-то прекрасно это знаю по долголетнему опыту. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum).
Творчество Альберти Многогранность интересов Альберти – классический пример универсальности и широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. От его внимания не ускользают и такие второстепенные вещи, как культивирование ценных пород лошадей, тайны женского туалета, код шифрованных бумаг, форма написания букв. 1-3, 1433-37, кн. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Палладио опубликовал путеводитель по древностям Рима иллюстрировал первое печатное издание Витрувия (1556), а в 1570 — Четыре книги об архитектуре, оказавшие огромное влияние на архитектуру XVII-XVIII вв.
Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы). Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Согласно письменных источников (Дж. Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. Он развивал в зодчестве античные мотивы.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «.
Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие. Когда в 1459 году Альберти появился в Мантуе в свите папы Пия II, он встретил у Гонзага очень теплый прием и сохранил дружеские отношения с ним до конца своей жизни. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Он создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов (Платон, Аристотель, Ксенофонт, Теофраст, Цицерон, Катон, Сенека), гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В палаццо Ручеллаи благодаря применению ордерной системы значительно смягчен резкий контраст между суровым фасадом и более нарядной архитектурой внутреннего двора, присущий более ранним дворцам.
Во всяком случае он доказал своими теоретическими сочинениями на итальянском языке, что родная речь может служить средством для выражения самых сложных понятий научной теории. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Жил и работал в Риме и Флоренции. Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Наибольшую известность архитектору принесли три разработанных им типа театральных декораций, описанные в его знаменитом Трактате об архитектуре (отдельные книги публиковались в 1537–1575). С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам.
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т. е.
Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Работы А. и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447—68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472—94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Благоприятные общественно-политические условия создают почву для расцвета характеров, а характеры могучих и одаренных людей дают своему времени великие творения во всех или некоторых областях знания и искусства. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе.
Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Примерно в 50-60-е гг. Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики.
В то же время позиция Альберти по отношению к гуманизму носила двойственный характер так, в противовес многим гуманистам Альберти провозгласил необходимость развития прозы на народном языке. Альберти оказался первым в ряду основоположников новой художественной культуры. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
«Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Он наглядно излагает их на примере пирамиды. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему иридав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность.
Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города.
Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. Здесь Альберти, первым из мастеров Возрождения, положил в основу композиции церковного здания форму равностороннего греческого креста. Человек познает законы природы благодаря разуму.
После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. В 1514 году переехал в Рим. Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения. Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает». В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». В самом деле, если бы Леон-Баттиста избежал этого приема, было бы лучше и, хотя его очень нелегко осуществить, он все же некрасив ни в малых, ни в больших вещах, да и не может хорошо удастся.
Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими. Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного его планировка интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья.
Главными произведениями литературного творчества Альберти в 50–60-е годы стал обширный сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» (Intercoenales) – в него вошли и некоторые более ранние произведения, – а также примыкающая к нему этико-политическая аллегория «Мом или о государе» (Momus о de principe). Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой. М., 1935, I, стр. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель— укрепление семьи, её внутреннюю гармонию. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель.
Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Человек познает законы природы благодаря разуму.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. Такое величие характеров в особенности присуще эпохам общественного, духовного, научного, художественного подъема.
Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы XV в. Среди последних произведений Альберти – утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» (De componendis cifris) и диалог на вольгаре «Домострой» (De iciarchia, 1470 г. ). Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов.
Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Его личное человеческое величие было поистине титаническим. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным».
н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души».
На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу «возрождения» римской античной архитектуры. В 50-60-е гг. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность.
Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Ангела и перекрытие этого моста в виде лоджии, которое было сделано по его проекту для защиты от солнца летом и от дождя и ветров зимой. При определении ширины улиц необходимо, по его мнению, учитывать климатические условия. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Леон Баттиста Альберти (1404–1472 гг. ) происходил из знатной флорентийской семьи. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности.
Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения.
«Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. В нем он также затрагивает вопросы градостроительства.
Способности человека. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467).
Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470).
Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Его полотен и скульптур сохранилось мало. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. ПАЛЛАДИО, Андреа (1508 – 1580). Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456 — 1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики.
Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов -- гармонии и совершенства. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре.
После римского восстания. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен).
27). Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. Себастьяно Серлио родился в Болонье 6 сентября 1475 года. Выступил как архитектор-практик. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту).
В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. В конце жизни создал проект Театро Олимпико, завершенного его учеником Скамоцци. Характер — категория не только психологическая, но и социальная. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады.
Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. Надо ли напоминать, что свободными искусствами назывался тогда весь круг знаний: грамматика, логика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, законоведение, медицина и богословие. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Он получил всестороннее образование.
Такое методическое требование было новаторским шагом. В период 30-х – начала 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском – «О преимуществе и недостатках ученых» (De commodis et incommodis litterarum, 1430 г. ), «О праве» (De iure, 1437 г. ), «Понтифекс» (Pontifex, 1437 г. ), а также диалоги на моральные темы на вольгаре – «Теодженио» (Teogenio, 1434 г. ), «О семье» (Deila famiglia, 1434–1441 гг. ), «О спокойствии души» (Deila tranquillita dellanimo, 1443 г. другое название – «Бегство от несчастий»), В зрелый период творчества – в 40–60-е годы – Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре («De pictura», «De statua», «De re aedificatoria»), оказавшие влияние на художественную практику Возрождения. Возражения, которые нередко делают (намек на Альбретри) против таких прямых улиц, а именно будто бы их легко защищать от вторжения в город неприятеля, отпадают, так как в таких случаях по его мнению, можно протянуть поперек улиц цепи или строить баррикады. 4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964). Однако в последних его сочинениях (Застольные беседыи особенноМом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров.
В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны.
Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена). В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Это показывает на опыте, насколько писания, в числе прочего, могущественны и живучи для приобретения славы и имени ибо книги легко распространяются и повсюду снискивают себе доверие, только бы они были правдивы и лишены всякой лжи.
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Трактат «О зодчестве» (закончен в начале 50-х годов) был напечатан в 1485 г. и многократно переиздавался в XVI в. в латинском варианте и переводах на новые языки. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе.
по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн.
После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений.
Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро).
Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки.
Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». Десять книг о зодчестве.
Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой.
Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Альберти рассматривал человека как существо изначально абсолютное и мыслил его предназначение как сугубо земное. Альберти написал «Застольные беседы». 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus).
Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). В числе их есть рисунок моста св. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти".
Большой, почти во всю ширину здания, вестибюль открывается на площадь широкой аркой, что подчеркивает общественный характер сооружения. Первой увидела свет четвертая книга серии, озаглавленная «Общие правила архитектуры».
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ). Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. 252). Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике.
Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446—1451, построен Б. по планам А. ) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания.
Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель -- укрепление семьи, её внутреннюю гармонию. Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания.
1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа.
По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Выступил как архитектор-практик.
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации.
Одно из главных культовых сооружений Альберти — церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) — было задумано в виде величественного купольного сооружения — мавзолея для тирана Римини Сиджис-мондо Малатесты, его родственников и сподвижников. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой).
В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ). Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках.
Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456—70), А. использовал в облицовке традиции и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Его главный труд О семье, четыре книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах, был задуман в 1433 и завершен в 1441. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. В этой лоджии, после того как он положил арки на те колонны, которые тесно расставлены на переднем фасаде, а также с боков, где он хотел сделать такое же количество арок, а не только одну, у него с каждой стороны получился излишек, вследствие чего он был вынужден сделать соответствующие выступы на торцовых углах задней стены. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный».
1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Ключевым вопросом этической концепцииAlberti Leon Battista является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций.
Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко -- от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам.
Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти— яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Структура стены передается рустом и оконными проемами, арки которых вплотную соприкасаются с гладкой поверхностью пилястр, как бы уходящих в толщу стены, что подчеркнуто глубокими бороздами руста по сторонам пилястр. Но когда он затем пожелал перекинуть арку внутреннего свода, он увидел, что не может сделать ее полукруглой, так как она получалась придавленной и безобразной и решился перекинуть маленькие арочки, от одного углового выступа к другому ибо ему не хватило должного рассуждения и замысла и это явственно свидетельствует о том, что помимо науки необходима и практика ведь рассуждение никогда не может быть современным, если в ходе работы наука не применяется на практике. Трактат Альберти был издан уже после смерти автора в 1485 г. и оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в. Справедливость теоретических положений Альберти была доказана ими на практике. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Человек познает законы природы благодаря разуму.
Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. Альберти. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
В 1421–1428 гг. В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности. В 1527 году Себастьяно Серлио переехал в Венецию. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum).
А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений. Такой прием был связан с задуманной Альберти системой перекрытия центрального нефа церкви легким деревянным цилиндрическим сводом, а боковых нефов — скатными кровлями, торцы которых были скрыты за полусегментами фронтонов. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Около 1450 года по его проекту была выполнена деревянная модель и в дальнейшем он очень внимательно следил из Рима за ходом строительства, которое вел местный мастер – миниатюрист и медальер Матгео де"Пасти. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве.
Первые работы Альберти относятся к 20-м годам: это литературные произведения: комедии «Филодокс» (Philodoxeos fabula, 1425 г. ), «Деифира» (Deifira, 1428 г. ) и некоторые другие.