Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) – (1404 – 1472 г. г. ) – итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения. Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый. Как архитектор Альберти тяготел к смелым решениям, много сделал в разработке теории пропорции.
В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу «возрождения» римской античной архитектуры. 27).
Альберти первым связно изложил математические основы учения оперспективе. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
Л. Б. А. проявился его идеал гармонизации индивида и общества, однако авторская интонация колеблется между оптимизмом и мизантропией. В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Гуманизм был для Альберти не только теорией, обосновывавшей изучение природы и вещного мира, не только основой эстетики, но и учением о том, каким надо быть в общении с другими. Таким образом, Альберти около 1450 оказался вроли ведущего зодчего эпохи.
Леон Баптиста (1404-1472) Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. 46–30 до н. э). Трактат Альберти был издан уже после смерти автора в 1485 г. и оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в. Справедливость теоретических положений Альберти была доказана ими на практике. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Викентьева). Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения.
Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне. В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана».
Одно из главных культовых сооружений Альберти — церковь Сан Франческо в Римини (начата в 1446 г. перестройка ранее существовавшей готической монастырской церкви) — было задумано в виде величественного купольного сооружения — мавзолея для тирана Римини Сиджис-мондо Малатесты, его родственников и сподвижников. Альберти – в трактате и в интереснейших письмах к одному из заказчиков (Ручеллаи) – призывал к патриотизму и чувству гражданственности молодую буржуазную элиту, которая должна была, по его мнению, употребить свое могущество не на самопрославление путем строительства своих дворцов, нередко нарушавших целостность застройки, а на украшение родного города выдающимися общественными сооружениями. Ксамостоятельному архитектурному творчеству Альберти пришел врезультате изучения античных памятников илитературно-исследовательского труда.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Возражения, которые нередко делают (намек на Альбретри) против таких прямых улиц, а именно будто бы их легко защищать от вторжения в город неприятеля, отпадают, так как в таких случаях по его мнению, можно протянуть поперек улиц цепи или строить баррикады. Особенно явно его воздействие проявилось вработах урбинских мастеров. в 1520)– едкая сатира на правителя в стиле Лукиана.
В проекте ц. Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, А. одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу др. -рим. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения.
Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. Это затруднило его задачу ибо, не разрушая сделанного, он вынужден был включить в свой проект элементы старой декорации – узкие боковые двери со стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, разбивку нижней части фасада тонкими лизенами с аркатурой в проторенессансном стиле, большое круглое окно в верхней части. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи.
И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы». Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения.
Человек познает законы природы благодаря разуму. После римского восстания. Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Исключительно важные градостроительные идеи Альберти, связанные с его новым пониманием архитектуры как важнейшей общественной деятельности и отразившиеся (помимо трактата) лишь в неосуществленном проекте перестройки римского района Борго 16, остались – ив тех исторических условиях не могли не остаться – утопией. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460, строил Л. Фанчелли), возведённая по заказу герцога Лодовико Гонзага, представляла собой центрическую, крестообразную в плане постройку, перекрытую большим куполом. в 1890), «Теодженио» (ок. 1440, опубл. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье. гуманизма.
Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). В1450 ему была заказана перестройка церкви Св.
Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии.
И. Л. С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». Тempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие рим. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. источникам (Дж.
Первой увидела свет четвертая книга серии, озаглавленная «Общие правила архитектуры». Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. «Десять книг о зодчестве» Леон-Баттисты Альберти — первый известный архитектурный трактат со времени Витрувия. Леон-Баттиста Альберти изучив латинский язык и в то же время посвятив себя зодчеству, перспективе и живописи, оставил после себя книги, написанные им так, что ввиду неспособности кого-либо из современных художников к письменному изложению этих искусств, хотя многие из них в области практики и стояли выше него, он, по общему признанию, превзошел в этом отношении всех тех, кто превзошел его в творчестве такова сила его писаний, владеющая и поныне пером и устами ученых.
Палладио опубликовал путеводитель по древностям Рима иллюстрировал первое печатное издание Витрувия (1556), а в 1570 — Четыре книги об архитектуре, оказавшие огромное влияние на архитектуру XVII-XVIII вв. На службе у пап ЕвгенияIV и НиколаяV А. принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443–49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Достоинство (dignitas) как выражение величия было девизом Альберти и самой характерной чертой его архитектурных произведений. комедия «Филодокс» (1424, опубл. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф. В числе их есть рисунок моста св. Альберти, Леон (1404, Генуя, – 1472, Рим) итальянский архитектор, выдающийся теоретик искусства эпохи Возрождения.
худож.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе.
Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). проектов для др. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры.
Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Примечания:«Десять книг о зодчестве» Леон-Баттисты Альберти были переведены и изданы в СССР Академией архитектуры в 1935-1937 годах.
Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти.
Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». «демонстрации» с изображением ландшафтов. Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса.
Оставшись в Мантуе после отъезда папы, Альберти в 1460 году закончил модель новой церкви, строительство которой было поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. В 50-60-е гг.
По его проектам был построенпалаццо Ручеллаиво Флоренции (1446—1451), перестроены церковьСантиссима-Аннунциата, фасад церквиСанта-Мария-Новелла (1456—1470), церквейСан-ФранческовРимини, Сан-Себастьяно иСант-АндреавМантуе— здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти глубоко переработал эту тему иридав ей иной художественный смысл и новую пластическую выразительность.
В 1514 году переехал в Рим. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. Перестройка готической церкви Сан-Франческо в Римини (1447–68), согласно воле тирана Сиджисмондо Малатеста, должна была превратить это здание в фамильный мавзолей.
и этич. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. Он занимался изучением проблем математики и картографии.
Выступил как архитектор-практик. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. Способности человека.
Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. Фасад воссоздавал портик храма-периптера. яз.
Альберти был одаренным во многих направлениях. перспектива и ордерная система. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений.
В конце жизни создал проект Театро Олимпико, завершенного его учеником Скамоцци. Капеллу дель Инкороната (1478–80) отличают архитектоническая ясность пространственной структуры, прекрасные пропорции арок, легко несущих купол и своды. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. даБертино). Вслед заФилиппо Брунеллескиразвивал античные мотивы в архитектуре. Так же он оказал большое воздействие на формирование стиляВысокого Возрождения. Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется.
После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Сталинский «имперский» стиль», черпающий вдохновение в античности и ренессансе и строительство бараков ГУЛАГа – набирали силу. Знаменитый отрывок «.
«. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». В 1619 в Венеции было издано обширное собрание гравюр Серлио под названием Все произведения архитектуры и перспективы. Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Колизей) переработан в соответствии с новой урбанистической ситуацией. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии.
Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит. У этого есть три истории, ясно сформулированные пилястрами и entablature курсами, с двух-освещенным взаимным набором окна в каждом заливе.
В проектах Альберти в Северной Италии ярко воплотилась программа «возрождения» древнеримской архитектуры. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. в 1890, 1960, 1964). Жил и работал в Риме и Флоренции.
Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ). С 1428 года Альберти – во Флоренции, где вошел в дружеский кружок Филиппа Брунеллески, Донателло, Гиберти, Луки делла Роббиа и Мазаччо.
Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26. базилики Максенция. Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. (узкие боковые двери, стрельчатые арки, круглое окно-розу), создал декор, отвечающий духу нового времени: применил инкрустацию цветными мраморами, впервые использовал волюты, объединившие центральный высокий неф с пониженными боковыми. Не случайно Филарете, упоминая в своем трактате постройку Альберти, отметил, что в ней «весь фасад сделан в античной манере».
Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседыи особенноМом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. в кон. пер. – «Десять книг о зодчестве», 1935–1937) стали первыми со времён античности трудами по теории иск-ва. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. периптеров. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Альберти оказался первым в ряду основоположников новой художественной культуры. Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике. Это была сложная задача, поскольку у более низкого уровня уже было три дверных проема и шесть готических ниш, содержащих могилы и использующих многоцветный мрамор, типичный для флорентийских церквей, такие как Сан Миниато аль Монте и Баптистерий Флоренции. Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе». «В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари.
В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем. Реконструируя по заказу Сиджизмондо Малатесты готич. ц.
Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель -- укрепление семьи, её внутреннюю гармонию. Способности человека. В них А., опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы худож. Работа не была издана до 1485. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии., Леон Баптиста (1404-1472). по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени.
Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии.
Создал неск. 1–3, 1433–37, кн.
Здесь наметилась более сложная, чем у Брунеллески, ступенчатая дифференциация внутреннего пространства и объема Здания, получившая дальнейшую разработку в конце 15 и в 16 в. в постройках Браманте и в рисунках Леонардо да Винчи. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. сочинений А. – имеющий практич. Дворец Ручеллаи во Флоренции, построенный Альберти в 1446–1451 гг., намечает другой путь освоения римского наследия.
Выступил как архитектор-практик. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини.
В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. После амнистии 1428 г. поселился во Флоренции, но долгое время жил в Риме при папском дворе. Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции).
Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту А. (ок. 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде ц. Санта-Мария Новелла (1456–70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в ц. Сан-Панкрацио, 1467). А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
практики Возрождения, как центр. Человек познает законы природы благодаря разуму. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Сан-Франческо в Римини (т. н.
городов, осуществлённых под наблюдением помощников. Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. Альберти внес чисто античное членение этажей наархитрав, фриз икарниз. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки.
По заказу Ручеллаи завершил фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456–70 строил Дж. гуманистам А. провозгласил необходимость развития прозы на нар. Среди архитектурных экспериментов Альберти по созданию нового типа церковного здания заметное место занимает сооруженная по его проекту церковь Сан Себастьяно в Мантуе (начата в 1459 г., впоследствии сильно перестроена). Античный прием (ср.
Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). Такая схема изображенная посредством квадров песчаника, которыми облицован фасад, отнюдь не дает натуралистического воспроизведения действительной конструкции она вольно передает ее тектонический смысл в формах античного ордерного языка. Хотя он часто характеризуется как «архитектор» исключительно, как Джеймс Бек заметил, «выбрать одну из 39областей39 Леона Баттисты по другим как так или иначе функционально независимый и самостоятельный не имеет помощи вообще никакому усилию характеризовать обширные исследования Альберти в искусствах».
Наибольшую известность архитектору принесли три разработанных им типа театральных декораций, описанные в его знаменитом Трактате об архитектуре (отдельные книги публиковались в 1537–1575). В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. «Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению».
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя.
Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Им он посвятил свой теоретический труд О живописи (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
При определении ширины улиц необходимо, по его мнению, учитывать климатические условия. Фасаду, окончательно потерявшему сходство с укрепленными средневековыми замками, придан более плоскостным характер, соответствующий расположению в узкой улице старого города (пилястры вместо римских полуколонн, плоский руст, порталы вместо укрепленных ворот). Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". 252). Во Флоренции он проектировал верхние части фасада для доминиканской церкви Новеллы Санта-Марии, классно соединив неф и более низкие проходы с двумя декоративно инкрустированными свитками, решив визуальную проблему и установив прецедент сопровождаться архитекторами церквей в течение четырехсот лет. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения». В книге Искусство архитектуры (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам.
Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного его планировка интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города.
После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. Леон Баттиста Альберти (14 февраля 1404 – 25 апреля 1472) был итальянским гуманным автором, художником, архитектором, поэтом, священником, лингвистом, философом и шифровальщиком он воплотил Человека эпохи Возрождения. Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Отличительной чертой вилл Палладио стали портики, нередко изогнутые, соединяющие основное здание с хозяйственными постройками и, по словам автора, словно распахнутые руки, принимают в объятия всякого, кто приближается к дому. В соч. Джоржо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Если бы, небо, звёзды, море, горы, все животные и все тела оказались бы по воле божьей наполовину меньше, ничего не показалось бы уменьшенным ни в одной своей части. Его полотен и скульптур сохранилось мало. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Его картины и скульптуры почти не сохранились. 15в. ). Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c.
Новинками вего оформлении были волюты побокам. Проект Альберти был осуществлен только частично, ему принадлежат западный и южный фасады.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «. Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе. Ясная (и многообразная) характеристика соотношения стены и ордера распространилась позднее – достаточно сравнить работы помощника Альберти, Росселино и, в особенности, Браманте и позднейших архитекторов 8. А. был воплощением ренессансного идеала uomo universale– всесторонне развитого человека.
из лит. архит. Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы». Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Фамильная капелла Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио (1467), украшенная пилястрами и мраморной инкрустацией с разнообразными по рисунку розетками, стилистически близка к предыдущей постройке.
Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Альберти – теоретик искусства отказался от средневекового видения мира искренне восхищался античной классикой. Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, «пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад церкви Церковь Санта-Мария Новелла», поручив проект его Альберти. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. Мотив этот значительно позднее широко использовался в зодчестве барокко.
Место Альберти как архитектора-практика определялось целым рядом факторов. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.
Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Альберти вернулся к этой проблеме при реконструкции фасада средневековой церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. 1–3, 1435–36), «О статуе» («Della statua», ок.
Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. ПАЛЛАДИО, Андреа (1508 – 1580). в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубл. Задумывается над созданием геодезического инструмента для измерения высоты зданий и глубины рек и для облегчения нивелировки городов. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач.
Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить объем здания тяжелой полусферой. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. (Народный итальянский язык – Прим.
«И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. в 1485 на лат. Первой работой Альберти стал проект палаццо для флорентийского купца Ручеллаи— друга изаказчика зодчего (1446–51).
Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Альбертиевский фасад церкви Санта Мария Новелла (1456 — 1470) является перелицовкой ранее существовавшего фасада средневековой базилики. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель.
Флорентийское иск-во кватроченто вместе с наследием античности стало источником собств. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете.
Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи».
Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. В книге Искусство архитектуры (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций. рус. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
Десять книг о зодчестве. Плоский рустованный (облицованный прямоугольными каменными плитами) фасад расчленён тремя ярусами пилястр, обрамляющих арочные окна и лентами антаблементов завершается сильно вынесенным карнизом. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти. Альберти написал «Застольные беседы».
В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения. Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. Из всех теоретиков архитектуры эпохи Возрождения Альберти ближе всего подошел к реальному воплощению своих положений. 1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо). Однако, как и во многих древнеримских прототипах, для зрителя неясно, что именно выполняет несущую роль в структуре – ордер или стена. направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. В самом деле, если бы Леон-Баттиста избежал этого приема, было бы лучше и, хотя его очень нелегко осуществить, он все же некрасив ни в малых, ни в больших вещах, да и не может хорошо удастся. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим.
Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Себастьяно Серлио родился в Болонье 6 сентября 1475 года. Круг его интересов был поистине безграничен: наука и искусство, проблемы семьи и общества, психология и этика, математика, оптика, механика, породы лошадей, тайны женского туалета, шифровальные коды он изобрёл гигрометр (прибор для измерения влажности воздуха), проектировал механизмы для подъёма затонувших римских галер, заново переосмыслил теорию пропорций.
Он развивал в зодчестве античные мотивы. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Наиболее полно эта задача была решена вцеркви Санта-Мария Новелла. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу «возрождения» римской античной архитектуры.
Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета.
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики. М., 1935, I, стр. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Примечательный внутренний суд палаццо.
Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага).
По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Затем учился вПадуе вшколе известного педагога игуманиста Барицци, после чего окончил курс юридических наук вБолонском университете.
Альберти верил в идеальную красоту, но Леонардо заполнил свои ноутбуки наблюдениями относительно человеческих пропорций, страница после того, как страница, заканчивающаяся его известным рисунком человека Vitruvian, человек имел отношение к квадрату и кругу. В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти.
Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. Для Северной Италии Альберти стал первым архитектором Ренессанса. В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды.
Среди первых лит. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена.
В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Он впервые сформулировал в своем трактате эстетические идеалы Возрождения. языке. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». 4, 1441 опубл. На традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы «накладывает» сетку классических ордеров. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистич. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Последний проект был осуществлён в Мантуе уже после смерти мастера. Альберти.
Роман-трактат «Мом» (до 1450, опубл. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum).
Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе.
практики А. Согласно письм. Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546. Бернардо, приступивший по желанию папы к перестройке папского дворца и к некоторым работам в церкви Санта Мариа Маджоре, с тех пор всегда советовался с Леон-Баттистой. Таким образом, паруса не должны были опираться на подпружные арки цилиндрических перекрытий ветвей креста, роль же контрфорсов, принимающих распор купола, приобрели входящие углы, образованные стенами креста в местах их примыкания к основному объему церкви. Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. В общей композиции трехэтажного дворца с внутренним двором и в расположении его помещений Альберти строго следовал сложившимся традициям. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ). Характер — категория не только психологическая, но и социальная. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме.
Перые знания получил дома. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь.
Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». опытов А. – лат. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте.
Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Ключевым вопросом этической концепцииAlberti Leon Battista является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Именно упорядоченный, монументальный, даже тяжеловесный, чисто римский характер построек Альберти отличает их от непринужденной и вместе с тем строгой в своей возвышенной гармонии ясности произведений Брунеллески, теснее связанных с традициями средневековья и «проторенессанса» 7. Это относится не только к чисто строительным, но и к более широким принципам: к соответствию здания его функции и общественному значению, его расположению в городе, к пропорциям помещений, к применению ордерной системы, единству объема и интерьера.
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). В фасаде палаццо применена композиция, ставшая позднее очень распространенной: ритмическое расчленение рустованной стены трехэтажного дворца тремя ордерами пилястр. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Работа не была напечатана до 1843.
Человек познает законы природы благодаря разуму. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Альберти спроектировал монументальный фасад в виде двухъярусной триумфальной арки, напоминавший о величии Древнего Рима (замысел был осуществлён лишь частично). На традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы "накладывает" сетку классических ордеров. Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность. иск-во и музыка.
Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). «Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. Им он посвятил свой теоретический труд О живописи (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. В архитектуре городского дома исчезают следы былой замкнутости и тот «крепостной» характер, что был присущ всем другим дворцам Флоренции того времени.
По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. Ко входам вела высокая лестница, стены были украшены пилястрами большого ордера (пилястры охватывали весь фасад здания на высоту нескольких этажей). Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки.
Альберти был сведущим в науках о его возрасте. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Интерес к гражд. Интерьер церкви с куполом на парусах и цилиндрическими сводами над концами креста задуман как эффектная центрическая композиция с постепенным усложнением пространственных членений от центра к периферии. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии.
Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления. тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубл. Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески.
Не разрушая элементы готической базилики 14в. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Примерно в 50-60-е гг. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого А. (1430-егг. ). Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
В высоком цокольном этаже находилась крипта с отдельным входом. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
В палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–51, строил Б. Росселлино) на фасад трёхэтажного здания наложена сетка классических ордеров. Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путём нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. Но это уже выходит за пределы темы настоящей статьи.
В 1527 году Себастьяно Серлио переехал в Венецию. В организацию пространства ц. Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие рим. Кэтомуже периоду относится его посещение Феррары, Венеции иСиены.
Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает». В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок.
Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей. Наиболее значит. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
Его личное человеческое величие было поистине титаническим. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах.
По этому случаю, можно вспомнить моцартовское: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах.
Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Теперь онмог реализовать свои теории напрактике. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этот трактат по теории архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу "флорентийского Витрувия" и, как и сами постройки автора, оказал огромное влияние на развитие архитектуры Ренессанса. Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло, с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у них тайны их искусства. Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики.
Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. Но, несмотря на то, что большую часть своей жизни Баттиста провел в Риме, наибольшее влияние на него оказала Флоренция. Альберти создал новый тип городского дворца, в котором замкнутость и «крепостной» характер средневековых построек сменяются ясностью форм и идеальными пропорциями античной архитектуры.
Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией». в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологич. 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. 1–10, 1452, опубл. Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
Точно так же во Флоренции, в доме Паллы Ручеллаи, находится его автопортрет, который он сделал, глядя в зеркало и картина на дереве с очень большими фигурами, написанными светотенью.