За ними — другая половина храма, залитая рассеянным светом. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, ранние (венского периода) картины Лукаса Кранаха Старшего, так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной.
Себастьяне. Основные персонажи размещаются в затененной части обширного храма. В 1526 художник создает картины «Распятие» (Нюрнберг, Германский нац.
Как фантасмагория сказочной ирреальной стихии света предстает Воскресение Христа (1518, Вена, Музей истории искусства), где сияние, разгорающееся вокруг головы Христа, как бы плавит, превращает в потоки огненной, золотисто-красной лавы покрывающие высокое небо тучи. И несколько слов о Альтдорфере (известно, правда, о нем не очень много): в 1505 году (в возрасте около 25 лет) он становится гражданином процветающего имперского города Регенсбурга. Георгием» (пергамен на доске, 1510 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510–1511 гг., Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Тонкая работа, правда. Варвары и св.
Победитель изображен в центре огромного войска. Около 1510 созданы «Св. Умер он богатым и известным человеком — в 1538 году.
Ему представился случай в натуре увидеть алтарь работы Пахера в ц. в Санкт-Вольфганге это подтверждает и рисунок «Дунай в Сармингштейне» (1511, Будапешт, Музей изобразительных искусств) – параллельные борозды скал отражают еще динамический стиль ранних работ. гал. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 годом. Дерево, масло. В 1519 году он становится членом городского Совета впервые (его избирали туда ещё в 1526 и 1533 годах), в 1526 — городским архитектором, а в 1528 ему предложили должность мэра, от которой он, впрочем, отказался. Под сводами — хоровод ангелов их веселое кружение охватывает весь простор храма, скрепляя композицию своеобразным венком.
музей) и «История Сусанны» с огромным, фантастическим по своей архитектуре дворцом (Мюнхен, Старая пинакотека). Битва Александра Македонского с Дарием, 1529. Известно несколько скульптур Альтдорфера. Особенно пристальное внимание к природе характерно для живописцев так называемой Дунайской школы (термин появился в начале XX столетия). По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510 года он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). Несмотря на точность передачи всех деталей, его картины отличает обилие фантазии. Широко известным Альтдорфер становится в 1510-е годы.
В 1510–1511 гг. Таков «Пейзаж с мостиком» (ок. он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др. ). От этой поездки сохранился рисунок пером изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна – один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Первые достоверные произведения живописца относятся к 1500 году.
А это самый настоящий, полноценный пейзаж, написанный масляными красками на доске. Неизвестно, у кого он учился, возможно, в мастерской своего отца. Флориане» (3 – Нюрнберг, Германский нац. 1 – частное собрание). В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел.
художественные собрания) и «Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель» (Мюнхен, Стара пинакотека). Франциск» и «Св. До Альтдорфера, конечно, природа тоже присутствовала на картинах. К этой школе принадлежал и Альбрехт Альтдорфер, наиболее талантливый среди них. Флориана».
Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы. Этим ранним композициям Альтдорфера присущ очень экспрессивный динамизм, которому подчинены не только персонажи, но и скалы и постройки, чья ру-инированность подчеркивает их принадлежность царству природы. Он создает девять офортов, три акварели (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена Эрланген, библиотека Берлин-Далем, Кабинет эстампов) и две картины: «Пейзаж с мостиком» (Лондон, Нац. С годами все большее место в творчестве художника занимает пейзаж либо в качестве фона для действа, происходящего на холстах, либо в качестве самостоятельного изображения могущественной природы.
Лесные божества расположились на опушке леса их обнаженные тела так же сильны и выразительны, как деревья и травы вокруг них. Художника могли оштрафовать даже за недостаточно тщательно отделанную заднюю сторону доски, на которой нарисована картина. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. Человеческая жизнь и драмы человеческой истории – лишь эпизод в общей картине мира. Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду» «Дикие люди», 1510) и гравюр на меди и дереве (лучшие из них – 40 листов «Грехопадение и искупление человека»).
Художник отказывается здесь от какой-либо внешней сюжетной мотивировки. О его работах, заказчиках и путешествиях документы не сообщают. Себастьяна и Страстями Христовыми. В картине Рождество Христа событие происходит среди руин старого замка. Он в то же время и тщательнее большинства своих товарищей. Череда высоких колонн четко обозначает глубину помещения. Стражники, палачи выступают здесь как олицетворение зла вообще, царящего в мире.
В 1530-е Альтдорфер создал значительно меньше произведений. Франциска», «Св. Исследователи сообщают, что Альбрехт Альтдорфер был почтенным бюргером, домовладельцем, членом городского совета, что он отказался от почетной должности бургомистра.
Написал мастер и скорее всего первое в истории Северного Возрождения историческое полотно – «Битву Александра Македонского». Работал в Южной Германии и Австрии. В раскрытом виде алтарь включал в себя 8 композиций на темы Страстей Христа и 2 сцены – Положение во гроб и Воскресение, помещенные на пределле (цоколе алтаря). Но главные действующиелица здесь небо, земля и море, в котором купаются солнце и луна.
Алтарь дошел до нас в разобранном виде. Постепенно появляются полотна основной целью которых становится передача природы. На картинах Альтдорфер она предстает как грандиозная, величественная сила, с дикими чащами, мощными горами исполинским деревьями. Огромное место в его творчестве заняло воплощение образа природы.
В первых картинах подобного рода пейзажные мотивы еще сопровождает определенный сюжет (Битва Святого Георгия с драконом, 1510, Мюнхен, Старая пинакотека). 12 февраля 1538 г. Альбрехт Альтдорфер написал предсмертное завещание. Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам.
Флориана, расположенном недалеко от города Линц. Его родина – город Регепсбург, расположенный в живописной Баварии. Рождество христово, около 1520 – 25, Художественно-исторический музей, Вена Битва Александра, 1529, Старая пинакотека, Мюнхен).
Алтарь состоит из восьми створок изображающих сцены «Страстей Христовых» и четырех – посвященных «Истории св. Цвета перетекают один в другой, стихии огня и воды сражаются в небесах, подобно людям на земле, огненно-красные и оранжевые лучи солнца золотят вершины голубых горных цепей, окрашивают края воронки облаков, в которой оно исчезает, наступающая ночь загорается лунным светом. В «Рождении Марии» (ок. Почти все произведения Альтдорфера отличаются очень тонким колоритом. Перед зрителем уголок леса с замшелой каменной башней.
Его первые датированные рисунки и эстампы созданы в 1506 кроме того, серия гравюр на дереве, обозначенная именем «Mondseer Seigel» (Вена, Альбертина), была, вероятно исполнена незадолго до 1506 или около 1511, но не около 1500, как часто считаетс Самые ранние картины Альтдорфера – «Рождество» (Бремен, Кунстхалле), «Св. Альтдорфер одним из первых стал придавать самостоятельное значение этому виду графики. Альбрехт Альтдорфер работал, главным образом, в Австрии и Южной Германии. Во всех трех композициях действие происходит ночью.
Кроме того, две створки «Положение во гроб» и «Воскрешение» (Вена, Музей истории искусств) принадлежали пределле, которая была, вероятно, закончена в 1518, если верить дате, написанной на «Воскрешении» несколько не вписываясь в общий ансамбль, фигуры здесь обведены точными контурами и написаны в ином колорите. Он выглядит словно послание иного мира иного времени. Так стали называть мастеров, работавших на юге Германии, в городах, расположенных по берегам Дуная: в Пассау, Регенсбурге, Линце. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. Уже в ранней картине Альтдорфера – «Лесном пейзаже со св.
В 1519 г. стал членом Внешнего совета города, принимал участие в изгнании из Регенсбурга евреев и разрушении синагоги. Его родина – город Регенсбург, расположенный в живописной Баварии. Чарующий художник Альбрехт Альтдорфер несравненно цельнее Грина. Его родина – город Регепсбург, расположенный в живописной Баварии. Другой, более поздний пейзаж «Дунай близ Регенсбурга» (нач.
Нюансированный колорит дополнен изящными световыми тональностями. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа – «Битву Александра Македонского с Дарием». Его родина – город Регенсбург, расположенный в живописной Баварии. Однако в них уже определились черты зрелого стиля мастера. Ни следа человеческого существования, представленное зрелище художественно осмыслено само по себе.
В настоящее время сохранилось лишь 16 входивших в него живописных композиций (14 – монастырь Санкт-Флориан, 2 – Вена, Музей истории искусства). музей 2 – Флоренция, Уффици 1 – Прага, Нац. Эта проблема решалась с других позиций — человек часть вселенной, они едины и неразрывны. С его огненной стихией соседствует серебристый свет еще не померкшей луны. Основное место в его творчестве занимают пейзажи.
На одной из створок художник изобразил «Воскресение» (1518, Вена, Музей истории искусства). Но от Дюрера, с которым этот уроженец Регенсбурга был, вероятно, в сношениях во время своего пребывания в Нюрнберге, он все же отличается тем, что и его творчество носит характер некоторой спешки, меньшей продуманности, меньшей выдержанности. 1530-х, Мюнхен, Старая пинакотека) изображает реальную, до сих пор узнаваемую местность. АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ (около 1480–1538 гг. ) – немецкий художник, гравер, скульптор и архитектор, глава так называемой дунайской школы.
Иероним») обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 г. Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург, – 12. 2. 1538, там же) – немецкий художник и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами. Новый период в творчестве Альтдорфера начался в 1511 и совпал по времени с путешествием в Австрию, которое он предпринял для исполнения заказа для монастыря Санкт- Флориан близ Линца. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Иеро-ним» (Берлин-Далем, музей), «Семья сатиров» (там же) – датируются 1507.
Себастьяна» (все они и сегодн находятся в монастыре). 1518, Лондон, Национальная галерея). В сцену изображающую чудесное событие, художник вовлекает космические силы. Абсолютно особое место в творчестве Альтдорфера и всей немецкой живописи того времени занимает большая картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529, Мюнхен, Старая пинакотека) — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения.
Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507годом. Флориана», Альтдорфер исполнил также заказы императора Максимилиана – гравюры на дереве для «Триумфальной арки» и «Триумфального въезда», маргинальные рисунки на одной из частей «Часослова» императора (Безансон, библиотека). Георгия»). Немецкий художник и гравер Альбрехт Альтдорфер жил и творил в 15 веке.
Любовная пара под деревом (бумага, перо) представляет рыцаря в фантастическом шлеме, украшенном роскошными перьями и его возлюбленную сидящими на склоне холма. Живет только природа: блещут пятна цветов в траве, трепещут листья деревьев. Золотящийся нимб Спасителя сливается с громадным ослепительным диском восходящего солнца. гал. ) и «Дунайский пейзаж» (Мюнхен, Стара пинакотека) – это были первые самостоятельные пейзажи в истории западной живописи начиная с античности.
Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Продолжая и развивая их традиции, он стал главой дунайской школы живописи. Семейство у колодца» (там же) и «Лесной пейзаж с битвой св.
Себастьяна. Правда, очень маленький. Так, более ранние ночные сцены («Моление о чаше», «Взятие под стражу») стилистически еще близки ранней манере художника, а четыре сцены «Мученичества св. В 1528 Альтдорфер отказывается от должности бургомистра Регенсбурга и целиком посвящает себя созданию ошеломляющего шедевра, датированного 1529 и исполненного по заказу герцога Виль- гельма IV Баварского – «Битва Александра Македонского с Дарием» (Мюнхен, Старая пинакотека). Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы.
Крошечные силуэты часто поглощены густым лесом («Лесной пейзаж с битвой св. В историю живописи он вошел как родоначальник жанра пейзажа, ему приписывается создание первой в Европе собственно пейзажной картины (в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения). В 1505 г. Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе.
Такое распределение цвета позволяло создать иллюзию реального пространства и передать состояние мира теплым солнечным днем. Средневековые немецкие цеха очень серьёзно относились к качеству работы. Работая над «Алтарем св. А выделка была вот какой: «Деревянные доски (изкаменного дуба иликедра) после того, как они скреплены другс другомпосредствомшпонок, покрываютсяне слишкомкрепким клеем с чесноком к этому примешиваетсяобыкновенный жженый и просеянный гипс затем наносится 3 или4 слоя этой смеси длятого, чтобы выравнять углубления и в 5 или 6 приемов наносится грунтв собственном смысле слова. Хронологически к «Алтарю св. Космический пейзаж, показанный как бы с птичьего полета (восточная часть Средиземного моря), своей панорам-ностью напоминающий произведения Патинира, а формой гор – картины Леонардо да Винчи, оказываетс театром военных действий.
Известно несколько скульптур Альтдорфера. В 1530 Альтдорфер используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532). Сюжет полотна не совсем ясен, так как неизвестен его литературный источник.
Эта картина позволила Альтдорферу еще раз продемонстрировать свой талант колориста. Затем следует не слишком тонкоготона «imprimacion» (грунтовка) из свинцовых белил и умбрыс достаточным количеством льняного масла. Однако позднее отошел от этого принципа и стал основоположником жанра «чистого» пейзажа в немецкой живописи.
Франциска», «Св. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы. Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516 «Пейзаж с видом города», 1526), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. Сцены «Страстей» дали Альтдорферу возможность изобразить чувствительные световые вариации в зависимости от времени суток и с помощью виртуозного освещени Внушительные размеры алтаря позволяют предположить, что художник работал над ним очень долго эта подтверждается и стилистическими различиями между некоторыми створками. Альбрехт Альтдорфер был удостоен помещения своего бюста в Мюнхенском зале Славы. И бурно жестикулирующие, с распущенными волосами колдуньи на первом плане и мощные деревья, ветви которых напоминают когтистые лапы, динамичная поверхность скал, по которой несутся обнаженные ведьмы, сидящие верхом на длиннорогих козлах, — все переплетается в хаотическом вихре. Георгием» (пергамент на доске, 1510) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем.
Георгия» (Мюнхен, Старая пинакотека), а около 1510-1511 – «Распятие» (Кассель, Гос. Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Заказано баварским герцогом Вильгельмом Четвертым (1493–1556) и его супругой Якобеей. В 1505 году Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе. Альтдорфера, также как и Патинира и Блеса, можно прямо считать пейзажистом.
Он был сыном художника и, судя по документам, родился в 1480 году. В Рождестве Христа красота ночи сообщает некоторую загадочность всему происходящему. Пейзажи в картинах «Мадонна» (1531, Вена, Музей истории искусств) и «У зазнайства на подоле сидит нищета» (1531, Берлин-Далем, музей) предвосхищают живопись XVII в. Творчество Альт-дорфера завершают росписи «императорской купальни» в Регенсбурге (из которых сохранилось только несколько фрагментов – Регенсбург, музей и Будапешт, Музей изобразительных искусств и один рисунок Флоренция, Уффици) и больша картина «Лот с дочерьми» (1537, Вена, Музей истории искусств).