Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной.
В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Отдельно на выставке можно будет проследить отношения Марке с Россией. Однако куратор ГМИИ Ирина Никифорова изменила хронологический строй парижской экспозиции, выделив несколько концептуальных тем: Марке и фовисты пейзажи, написанные из окна путешествия последователи художника в СССР. Тогда художники и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями.
Выходило в основном меланхолично – чувствуется, Марке слушали внимательно. Это увлечение фовизмом долго будет сказываться на манере исполнения картин Марке. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа – высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт».
Здесь явно не они являются главными героями. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve – «дикий») смело сравнил с Донателло. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха. Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. Значительную часть этих полотен художник создал на высоте шестого этажа, что позволяло сделать композиционное построение особенно выразительным.
Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. В картине «Собор Парижской богоматери» (1910, Санкт-Петербург, Эрмитаж) тонко переданы влажный воздух, смягчающий очертания масс собора Парижской богоматери, мягкий зеленоватый тон вод Сены. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Так в России, а затем в СССР у Марке появились последователи. Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно. Его пейзажи (главным образом изображения реки в черте города, моря, портовых городов) отличаются уравновешенным настроением, сдержанной эмоциональностью ("Гамбургский порт", 1909, Эрмитаж, Ленинград "Мост Сен-Мишель в Париже", 1912, Музей изобразительных искусств им.
В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Нотр-Дам. В работах членов группы «13» Татьяны Мавриной, Бориса Рыбченкова, Антонины Сафроновой, ленинградского объединения «Круг художников» Александра Ведерникова и Николая Лапшина можно увидеть безусловное влияние Марке.
Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Известность к фовистам пришла после Осеннего салона 1905 года в Гран-пале. В 1908 году группа распалась и дальше художник поддерживал отношения лишь с Матиссом. И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью.
Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». А. С. Пушкина, Москва). Для пейзажей Марке исполненных после 1907 (главным образом изображение реки в черте города, моря, портовых городов), характерны лаконизм рисунка, спокойная ясность композиции, мягкая серебристая обобщенная гамма, построенная на сдержанных контрастах светлых и тёмных тонов, тонко передающих определённое состояние природы и пространственной и световоздушной среды (Везувий, 1909, Мост Сен-Мишель в Париже, 1912, – оба в ГМИИ). Эти зарисовки он потом использовал в своих картинах.
Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, – солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), – Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. В своих лирических городских пейзажах Марке создал собственный неповторимый, глубоко эмоциональный по восприятию образ столицы Франции – Парижа.
Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Он не боялся чистого цвета, но никогда не стремился к цветовым эксцессам.
Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). Вместо ярких и чистых красок – монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы.
Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. В 1905 принимал участие в скандальном выступлении фовистов на Осеннем салоне. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. И если Альбер о русском искусстве выразился весьма сдержанно, то поклонники, появившиеся после нескольких встреч с ним, были полны энтузиазма. Впервые его работы увидели в Москве в 1907 году на выставке «Голубой розы», затем в 1912-м – современных художников в Петербурге, благодаря коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову.
Море Марке не пустынно в нем всегда чувствуется присутствие человека. Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня).
Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г. Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа».
Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе.
Проявляя необыкновенную наблюдательность, он искал в лицах людей, в их движениях не просто сиюминутное состояние (хотя это было интересно), а характеры, жизненный опыт, мироощущение. Сын железнодорожного служащего из Бордо, Альбер уделял больше внимания своим карандашным рисункам на полях школьных тетрадей, нежели наукам. Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895-1898) у Г. Моро. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе.
Прошло несколько лет и уже Марке Альбер – художник, манера выполнения работ которого больше соответствовала фовизму. Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом. Ему удавалось подобрать оттенок к атмосфере любого города: уловить лилово-сизый колорит Парижа, небесно-голубые оттенки Неаполя, молочный алжирский воздух, жар Марракеша. Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке.
Он любил изображать воду спокойную или покрытую легкой рябью. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его. Выставка имела большой резонанс, а французский критик Луи Восель сравнил художников с дикими зверями (fauves). Стремился к воплощению мира в его тонкой чувственной ощутимости, к передаче длительных и спокойных состояний природы, световоздушной среды, впечатления широты пространства (достигавшегося обычно благодаря высокой точке зрения). Там он поступил в Школу изящных искусств.
Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире. Наталкиваясь на него, взгляд некоторое время блуждает в поисках выхода, удлиняя паузу и лишь затем начинается медленное обратное движение возвращение к поверхности холста. Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию.
В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). До 1920-х в основном работает в Париже, совершая поездки в Гавр, Неаполь, Онфлер, Танжер в 1920-1930-е вновь много и неутомимо путешествует, перенося фокус внимания на Северную Африку, Алжир, где подолгу живет. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету.
Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс – диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. Затем сам убирает краски, чистит палитру, моет кисти, хорошо, если бы завтра снова шел снег, надо успеть закончить.
Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В поиске света и движения он объехал полмира. Подружился с Анри Матиссом и оба, выдержав конкурс, поступили в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара.
Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. В его пейзажах изображены порты Франции, а также Египта, Туниса, Алжира. Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Художник, график иллюстратор. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода.
Однако из всех фовистов Марке был наименее «диким». Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В ином направлении, чем постимпрессионизм, развивалось творчество Альбера Марке (Albert Markout) (1875—1947), вначале примыкавшего к «диким», в дальнейшем ставшего наиболее последовательным представителем реализма в европейском пейзаже первой половины 20 века.
Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину. «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину.
Природа в ее повседневности встает в его полотнах преображенной руками человека. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Остается где-то внизу шум города.
Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года. В 1905-07 примыкал к фовизму, писал жизнеутверждающие, яркие по цвету пейзажи (14 июля в Гавре, 1906, частное собрание, Париж). Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо). Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов. Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь).
ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире.
Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. И если в такой работе, как Гавань в Мантоне, яркость и энергичные световые сопоставления придают композиции необыкновенное ликующее звучание, в Балконе, Заходе солнца над Новым мостом и других работах Марке развивает не коллористический, а другой, динамический аспект фовизма. Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо. (Для справки: Хокусай – это японский художник 18 века, чьи произведения отличаются реалистической конкретностью, динамичным рисунком и насыщенным чистым цветом). Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы.
В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». Его Алжир был белым. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего.
Портретная точность в изображении местности сочетается с большим лаконизмом целого. В природе только два цвета голубой и белый. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей.
Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Для каждого пейзажа Марке находил новое композиционное решение, остро подчеркивая пространственные отношения, обилие воздуха, состояние атмосферы и освещения.
Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами. В 1905-1907 гг. творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934).
Большую часть из них составляли парижские пейзажи. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию. примыкал к фовизму, писал жизнерадостно-яркие, однако более спокойные, чем у других фовистов, пейзажи ("14 июля в Гавре", 1906, частное собрание, Париж) и портреты. Что показательно: вдохновившись творчеством заезжего француза, ВХУТЕМАСовцы бросились писать речные пейзажи во всех вариациях. Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж.
Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. Во второй половине 1900-х гг. И все же немало художественных приемов было им найдено благодаря фовизму. Марке очень часто обращался к образу Парижа.
Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж). Искусство Марке искренне, глубоко человечно. Для него была ближе собственная выразительная система. Марке Альбер (Marquet) (1875-1947), французский художник. Это была крепкая и чистая любовь.
Он начинал, как и многие его современники-художники. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным. Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними. Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба.
Марке выбрал стратегию ускользания не только в жизни, но и в искусстве. В сложном взаимодействии неповторимого и универсального завязывается сюжетно-образное решение парижских пейзажей. Начал обучение живописи в родном городе Бордо. Он любил воссоздавать то состояние, когда из-за того, что солнце находится высоко над головой, тени укорачиваются настолько, что с небольшого расстояния просто не воспринимаются. Обучался также в Национальной школе изящных искусств в ателье Г. Моро и Академии Рансона.
В основе экспозиции, где будет около 40 произведений Марке из собраний европейских и российских музеев, а также частных коллекций, – работы с масштабной выставки художника, недавно прошедшей в Музее современного искусства Парижа. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны. В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба.
Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895-98) у Г. Моро. И заставляет зрителя воспринимать свет в соотношениях: самое светлое, самое темное, светлее – темнее и так далее. французский художник-пейзажист.
Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. Снег, Новый мост, освещенный солнцем и многих других холстах 19061907 годов оформляется своеобразная композиционная схема. Выставляется с 1901 – в Салоне Независимых, с 1909 – в Осеннем салоне. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. Храмы естественны, как растущие деревья и без труда растворяются в окружающей среде.
В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Шел 1934 год. Хотя Марке остался реалистом, не пытаясь экспериментировать с многочисленными «измами» ХХ века, его пейзажи по силе обобщения приближались к абстракции.
Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. В некотором смысле он так и остался чужим среди своих. Вот таким образом работы мастера так воздушны. В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность.
Больше всего публику возмущало не только то, что художники выставляли пугающе яркие, дикие по цвету, с искаженными формами предметов работы, но и то, что они посмели в своих экстравагантных нарядах ходить и по улице и по залам добропорядочного Гран Пале. Пейзажист. Марке привык к тому, что приходилось выслушивать длинные нравоучения, терпеть порой незаслуженную критику. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906). Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности.
Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым.
В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками». Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель.
После смерти Моро Марке наряду с Матиссом посещал академию Эжена Каррьера, где сблизился с Андре Дереном и Жаном Пюи. Марке же делает его своим тональным камертоном. Бывшие ученики Моро по-прежнему собирались у Прокопа, обсуждали выставки, каждый пробовал сам найти свой путь в живописи.
Марке много путешествовал. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.