Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Евклида изображаетБраманте. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. В центре фрески разместились Аристотель и Платон.
Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. ление и принудят погибнуть. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры.
Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Вслух. Цель — благо. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению.
С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру.
Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Он разделил философов на несколько обособленных групп.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу». Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной. Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Так он изобразил св.
И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.
Так складывается великая симфония человеческого познания. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Кастильоне", 1514-15).
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя).
Напротив – уединенный мечтатель. Так он изобразил св. А справа — группируются «физики». Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Начнем с центральных фигур. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора. Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления.
Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. В 1508 году итальянскому художнику Рафаэлю Санти были поручены росписи апартаментов папы римского Юлия II – го в Ватикане. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св. Это Платон и Аристотель. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца».
Эта фреска изображает не реальную группу афинян — здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). 412 – ок. Так складывается великая симфония человеческого познания. В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Петра).
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Многие из них наделены чертами великих философов, художников и знаменитых современников автора. Он разделил философов на несколько обособленных групп. За синьором Буонаротти стоит Парменид. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность.
до н. э. ). Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: Диспут (богословие), Афинская школа (философия), Парнас (поэзия) и Мудрость, Мера, Сила (юриспруденция). Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд).
Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция). Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.
А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению.
От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию.
В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Через несколько лет он показал шедевр.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Философы увлечены спором. Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему).
Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :). Считается, что седовласый и бородатый Платон – это Леонардо, а опершийся на руку мыслитель на переднем плане – Микеланджело.
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения. Сократ 469 – 399 гг. до н. э. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба).
Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Всего на картине изображено более полусотни фигур. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал).
Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели.
Похож же он настолько, что кажется живым. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4).
Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. Платон показывает пальцем на небо: мол идея. Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари).
Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Даже похвалил его. В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем.
Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев».
Папа Юлий II был поражен. Так складывается великая симфония человеческого познания. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. Сложно сказать.
Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности колорита и наложения фресковых красок, благодаря чему достиг наиболее полного воздействия на зрителя. Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи.
Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. В красивом, античном храме с воздушной и светлой архитектурой рождается истина, которая восторжествует над человеком, как и ярко-голубой небосвод, виднеющийся в системе арочных сводов над головами философов. «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ. Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Сюда его пригласил папа Юлий II. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится.
Хоть и со значительными коррективами. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа. Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Его деятельность— поворотный момент античной философии. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом.
Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура – символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, тематически связанные с фресками. Материя — такова возможность сущности. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса.
Напротив – уединенный мечтатель. Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу развеваются складки его плаща и кудри на голове.
Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. А плафон маэстро расписал картинами идейно перекликающимися с основными композициями и несущими библейский, аллегорический и мифологический смысл. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.
Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии. Со всех стороны фигуры Платона и Аристотеля окружены группами философов и учёных разных школ и их учениками. Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж.
Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек.
Но об этом как-то в другой раз. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. За свое бесстыдство он был прозван собакой. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя).
Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников.
Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». Платон открыл мир идей. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». «Афинская школа» – самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения.
Петра авторства Браманте. Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.
Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Проектировал собор св. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям.
Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера. Со временем Рафаэль доказал своё мастерство.
Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера. Напротив – уединенный мечтатель. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Так вот: у Платона — голова Леонардо да Винчи, а у Аристотеля — голова флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло, считавшегося лучшим зодчимИталии (что, по всей вероятности, не очень понравилось Браманте, враждовавшему с Сангалло и перехватившего у него — благодаря интриге — заказ на собор Св. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства.
Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы.
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Петра. На ступеньках лестницы расположился Диоген (3). На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. 2.
Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Вверху слева от Платона – Сократ. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира». 3. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем.
Начало движения 4. Всего на картине изображено более полусотни фигур. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум.
Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. Сюда его пригласил папа Юлий II.
На лестничных ступенях восседает Диоген. Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный.
Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают).