Дальнейшем Адольф Менцель изучал живопись самообучением. Адольф фон Менцель (нем. Adolph Friedrich Erdmann von Menzel 8 декабря 1815, Бреслау— 9 февраля 1905, Берлин)— немецкий художник, один из лидеров романтического историзма. Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (1815–1905)- немецкий художник, один из лидеров романтического историзма. Родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) 8 декабря 1815. Адольф фон Менцель (нем. Adolph Friedrich Erdmann von Menzel, 8 декабря 1815, Бреслау — 9 февраля 1905, Берлин) — немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.
Богато иллюстрированный альбом познакомит вас с жизнью и творчеством известного немецкого художника XIХ века, Адольфа фон Менцеля. Адольф фон Менцель (нем. Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель родился в декабре 1815 года в немецком городе Бреслау (ныне польский Вроцлав).
Художественный талант Адольфа Менцеля оказался довольно рано. 9 февраля 1905 Адольфь фон Менцель скончался в Берлине. Менцель Адольф фон (Menzel), немецкий живописец и график.
С 1840 года Адольф Менцель пишет с натуры.
Не раз привлекавшая художника тема театра (после путешествия в Тироль им была написана картина Театр в Гастейне, 1859, Гамбург, Кунстхалле) позволяла передать характерное в облике персонажей, переживания актеров и живой эмоциональный отклик зрителей на происходящее на сцене. Сверх упомянутых произведений, Менцель исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. Параллельно Менцель создал целый ряд картин, воспроизводящих придворную атмосферу со столь же живой непринужденностью (Концерт в Сан-Суси, 1852, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин и др. ). В 1830 году переехал с семьей в Берлин.
В истории искусства Германии он сыграл ту же роль, какую играл Курбе во Франции, Репин в России, но Менцель не поднялся до тех революционных выводов, к которым пришли Репин и Курбе на основе изучения современной им действительности. В кругу подобных многофигурных («хоровых») картин в европейской реалистической живописи второй половины XIX века эта работа занимает одно из ведущих мест в ней ярко раскрылись многие черты выдающегося таланта Адольфа Менцеля. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. Не только история, но и факты новой действительности имели огромную ценность для Менцеля. Работа в мастерской отца стала для Менцеля первой художественной школой. В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, после чего снова проявил свой талант с полным блеском в великолепной Коронации Фридриха Вильгельма I в Кенигсберге (1861-65 в берлинском королевском дворце), в От въезд короля на войну, 30 июля 1870 (1871 в берлинской Национальной галерее), в Бальном вечери (1878), в Разговоре короля с дамой на придворном балу (1880), в религиозной процессии в Гаштейн (1880), в Майдане дьЕрбе, в Вероне и в Железопрокатный цех (1875) – замечательной из всех картин художника изображающая середину железопрокатного завода во время работы на нем. Фридрих Великий был для Менцеля не только героем его произведений, но и идеалом правителя государства.
До 1842 г. он выполнил около 400 рисунков. В 1833 году некоторое время посещал классы Академии художеств в Берлине. С 1856 года он работал профессором и членом Берлинской академии искусств. Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) родился 8 декабря 1815 в прусском городе Бреслау.
К тому же вы не увидите короля-участника пафосной церемонии. Его увлек драматизм ночной битвы, трагическое величие Фридриха. Для Менцеля цвет – это не постоянное свойство предмета. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.
Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834 – 39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы. 1848, Гамбург, Кунстхалле).
История правления просвещенного прусского монарха увлекла молодого художника, позволила погрузиться в мир искусства эпохи рококо. В 1830 г. вся семья фон Менцель переехала в Берлин, который в то время быстро рос и развивался. С живым интересом к ним исполнено полотно «Каменщики на новостройке» (1875, Эссен, Собрание картин фирмы Круппа), передающее чувство живого ритма строительной деятельности в одном из кварталов Берлина.
В 1840 году художник предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. В 1830 году переехал с семьей в Берлин. Эскизы к этой и подобным картинам он выполнял в Силезии. Ему было только восемнадцать лет.
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65 в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г» (1871 в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне» (1880), в «Площади дЭрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) — самой замечательной из всех картин художника изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём. Художник широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии.
Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65 в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870г» (1871 в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне» (1880), в «Площади дЭрбе, в Вероне» и в «» (1875)— самой замечательной из всех картин художника изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём. Он добросовестно продолжил дело своего отца, проявляя трудолюбие и дисциплину. После первой поездки в Париж в 1855 году было написано полотно Театр «Жимназ» в Париже (1856, Берлин, Национальная галерея).
Он бросает все и спешит в Берлин, где застает похороны мартовских жертв. К этому времени относится, пожалуй, самое значительное произведение Менцеля Железопрокатный завод (1875). С годами рисунки Менцеля приобретали все более самостоятельный живописный характер.
В концу 40-х годов Менцель зарекомендовал себя как жанрист и мастер исторической картины. Это была одна из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса индустриального труда. Менцель вернулся к работе над темой Фридриха Великого. 1870-е годы в Германии — объединение страны под властью прусского короля Вильгельма, провозглашенного германским императором, — получили название эпохи грюндерства. Он писал этот цикл до 1871 г., закончив его картиной «Отправление короля Вильгельма I в армию 31 июля 1870 года». Событие наполнило душу мою ужасом, а сердце – надеждой, - вспоминал впоследствии художник. Картина открыла новый мир, ошеломивший современников.
Художник широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Эти рисунки не только повлияли на национальное самосознание, представив любимейшего прусского короля, «старого Фрица», с тонким жанровым правдоподобием, но и оказали большое эстетическое воздействие, в том числе и на сложение исторической стилистики русского «Мира искусства». Одна из основополагающих картин такого рода «Прокатный стан», которая рассказывает о процессе производства железнодорожных рельс. С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств. Менцель низвел героя с исторических котурн, снял величавые плащи с исторических легенд. Художник дал картине название Современные циклопы (вместо описательного Железопрокатный завод), сознательно ставя на первое место человека, а не машины.
Он представлял короля как слугу государства избегая героизации его личности. Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». Другое дело – изображение рабочих.
Здесь же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они свой завтрак. История — особая тема в творчестве Менцеля. И все же Менцель, – и художник и историк, – не избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде справедливого просвещенного монарха. Художник одевал натурщиков в специально купленные старинные костюмы и рисовал их.
Менцель не бесстрастно растушевывал краску, а использовал подвижный гибкий мазок. За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834—39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы. Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, дабы заняться сочинением иллюстраций к «Истории Фридриха Великого» Куглера (1839 – 42) и вслед за тем иллюстрированием роскошного издания сочинений Куглера (1843 – 49).
Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца. Графический язык этих листов предельно точен, лаконичен их отличает безупречная техника.
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861 – 65 в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г» (1871 в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне (1880), в «Площади дЭрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) – самой замечательной из всех картин художника изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нем. Адольф Менцель начинал как литограф в мастерской отца. Адольф фон Менцель родился в Восточной Германии в городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша).
Сюжетная основа этих произведений не имеет самостоятельного значения. Но сам Адольф фон Менцель относился к этим почестям довольно скептически. Присущие этому художнику жажда неутомимого наблюдения, его живописный талант, фантазия помогли ему — художнику-самоучке — стать крупным мастером, обрести высокие официальные почести и занять место прусского придворного живописца.
С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств. Два года спустя, когда Адольфу было 16 лет, его отец умер и все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи молодого человека (у него были младший брат и сестра). Создал огромную графическую летопись правления Фридриха II, опубликованную (литографски или ксилографически) в виде иллюстраций к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера (1840), собранию сочинений самого Фридриха (1846–1857), а также в серии Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857). Адольф фон Менцель в 1830 году переехал с семьей в Берлин. Он всегда много рисовал, с юности выработав особую дисциплину рисунка и приобретя высокую профессиональную культуру рисовальщика, что помогло ему в самостоятельных занятиях живописью. История выступила у него в рабочей одежде будней.
Большую роль в развитии его творческих интересов сыграли исполненные в 1839—1842 годах иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера, а впоследствии и к Сочинениям Фридриха II (1843—1849). В период 1860—1890 годов были созданы картины «После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки» (1867, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Парижские будни» (1869, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия), «Пьяцца дЭрба в Вероне» (1884, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Кондитерский рынок в Киссингене» (1893, Берлин, частное собрание). Будучи художником, отвергавшим ложный героический пафос академической исторической живописи, он создал новый ее тип.
К 1840-м годам относятся первые живописные работы Менцеля. Выдвинулся как мастер повествовательных графических циклов (серии гуашей, запечатлевших германо-русский придворный Праздник Белой Розы – 1834, Эрмитаж, Петербург и литографий Достопримечательности бранденбургско-прусской истории, 1834–1836). Писал портреты близких ему людей – брата, сестры, друзей. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой.
Одним из последних крупных произведений художника явилась картина Процессия в Гастейне (1880, частное собрание). В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова выказал свой талант с полным блеском в великолепной «Коронации Фридриха-Вильгельма I в Кёнигсберге» (1861—65 в берлинском королевском дворце), в «Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г» (1871 в берлинской Национальной галерее), в «Бальном ужине» (1878), в «Разговоре короля с дамой на придворном балу» (1880), в «Религиозной процессии в Гаштейне» (1880), в «Площади дЭрбе, в Вероне» и в «Железопрокатный завод» (1875) — самой замечательной из всех картин художника изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нем.
Он много лет работал над Битвой при Хохкирхе, в которой Фридрих был разбит австрийцами. Работа над циклом потребовала от Менцеля поистине титанического труда. Целый день я был на ногах, почти как газетный репортер, чтобы зарисовывать. Изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии, в Кенигсхютте, стало сюжетом полотна «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея). Менцель родился в Бреславле, в семье учителя. В живописи Менцель стремился к тому же богатству валеров цвета, которого искал Делакруа или которое поражало современников в живописи англичанина Констебля, одного из величайших живописцев XVIII века, стоявшего у истоков реалистической живописи последующего столетия.
Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». Быстрый рост немецкой буржуазии, промышленности привел к развитию пролетариата. Обе эти работы заставили Менцеля углубиться в изучение эпохи Фридриха Великого. В это же время в еженедельнике социал-демократической партии Новое время Меринг – один из крупнейших теоретиков искусства и литературных критиков – в статье На смерть Менделя защищал искусство реалиста, показывая, как далек был художник в своем творчестве от верноподданнического восхваления прусского милитаризма и каким для своего времени передовым, оппозиционным духом были полны произведения Менделя.
За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834—39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы.
С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом. В его живописи свет, воздушная среда разрушают локальный цвет.
Фридриховская серия, начатая художником в 1849 году, состояла из одиннадцати картин. В 1872 году он сделал несколько сот подготовительных рисунков с натуры на металлургическом заводе в Силезии. Так же как и в станковой живописи, в книжной иллюстрации Менцель проложил пути к глубокому реалистическому освоению действительности, поставил высокое мастерство рисунка ha службу правдивому познанию жизни. Материалом для зарисовок служили впечатления от многочисленных поездок по Рейну, Дунаю, побережью Балтийского моря, от путешествий в Голландию, Австрию, в Париж (1855, 1867, 1868, 1870—1891) и в Италию (он побывал лишь в Вероне в 1880, 1881, 1882 годах).
Адольф фон Менцель родился в Восточной Германии в городке Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Впервые сделался известен в 1833 году тетрадью рисунков исполненных пером и изображавших «Жизнь художника». Началась эпоха грюндерства – быстрого роста немецкого промышленного капитала. Он пришел в искусство практически самоучкой. Главным для него было сохранить неуловимое богатство конкретного явления. Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка.
Отзвуки раннего немецкого реализма — бидермейера — присущи и первому живописному полотну «Комната с балконом» (1845, Берлин, Национальная галерея), поэтически воспроизводящему обычный жанровый мотив. и др. Результатом явилось полотно Железопрокатный завод, в котором и восхищение художника красотой и силой людей труда и ужас перед заводом — Молохом.
Он просто писал этюды неба и тополей парка принца Альберта (Вид на парк принца Альберта), свою комнату, комнату брата (Комната с балконом, Спальня художника). Иллюстрации к Сочинениям создавались в период страстного увлечения Менцеля живописью с натуры, когда он был захвачен открывшимся ему очарованием неисчерпаемого богатства природы и неповторимой красотой мира, полного непрерывного изменения, движения. Менцель не писал победных баталий и парадов. В 1898 был удостоен дворянского звания.
18 столетие, эпоха рококо, время Моцарта, с этих пор привлекает художника. Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815 – 1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Его слава принесла ему множество наград: в 1853 г. он был избран членом Королевской академии художеств, в 1856 получил звание профессора (но никогда не преподавал), также был награжден несколькими медалями. В 40-е годы Менцель начал писать с натуры.
Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В 1851 году Менцель писал:. За этим юношеским трудом Менцеля следовали ряд им самим литографированных «Достопримечательностей Бранденбургской истории» (1834 – 39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы, например, «Игра в шахматы» (1836), «Юридическая консультация» (1837), «Судебное заседание» (1837) и прочие работы.
я теперь снова похоронил себя в своей мастерской, здесь не может преследовать меня досада на мирские события. Художник не создавал идиллической картины народного короля, друга народа, хотя, впрочем и не возвысился до критического изображения этой идиллии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин – Потсдам» (1847, обе – Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств. В 1878 году был принят закон Бисмарка, запрещавший все формы рабочего движения. Став в 1833 году кормильцем семьи после смерти отца, он брался за любую работу: делал обеденные меню, пригласительные билеты и т. д. Адольф недолго (всего 6 месяцев) посещал классы академии художеств в Берлине и был почти самоучкой. В 1830 году переехал с семьей в Берлин.
9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Менцель умер. Стиль его рисунка претерпевает большие изменения. Вскормленная победой в войне немецкая буржуазия активно использовала открывшиеся возможности для наживы.
От точных светлых рисунков, сделанных четкими легкими штрихами твердого карандаша в 30- 40-е годы, когда он любил панорамные изображения, Менцель переходит к насыщенным светотенью, напряженным рисункам 50-х годов, где широкие, сочные, как мазки кисти, штрихи угля или плотничьего карандаша на цветной бумаге (голубоватой, серой) создают энергичные образы. В 1873 г. Национальная Галерея приобрела его картину «За круглым столом короля Фридриха II Великого», а позже несколько других картин. Адольф Менцель — знаменитый немецкий график и художник XIX столетия. 70-е годы были годами большого творческого испытания и взлета Менцеля. Первой художественной школой стала для Адольфа литографическая мастерская отца.
Но всецело поглощенный творчеством, художник всегда держался в отдалении от двора. Хотя эти работы составляют малую часть наследия фон Менцеля, они поистине бесценны.