– Сальвадор Дали изучал произведения Босха и называл его своим предшественником. Собственно, чтобы лучше понять Босха, необходимо отправиться в Испанию, в знаменитый музей Прадо. Ад предстает у Босха как огромная кухня или строительная площадка. Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растлённый любострастием. «ад и потоп» («Мир до потопа»)— название, закрепившееся за двумя боковыми створками несохранившегося алтаря нидерландского художника Иеронима Босха. Один из фрагментов бесспорногошедевра Босха, Сада земных наслаждений изображает игру на музыкальных инструментах, где человек запутан в струнах гигантской арфы игра на которой причиняет ему боль и страдания.
Тем более удивительно, однако, то, что при всей славе, окутывающей имя Босха сегодня, его специфические образы ада впали в немилость через несколько десятилетий после его кончины. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Что-то противоположное в триптихе Сад земных наслаждений Иеронима Босха: окончательное человеконенавистничество.
Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». В произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями, но полно и оригинальных для той эпохи харь, рож и морд, которые можно встретить лишь в аду. Босх умер 500 лет назад. Люди часто спрашивают, был ли Босх пессимистом – ведь он так часто изображал ад, – рассказывает де Моой.
На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом. В данном случае нужно найти 99объектов в Саду земных наслаждений – например, двуногую собаку, автопортрет Босха, нож с ушами и группу людей, залезающих в яйцо. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Хотя выставка не может похвастать самой амбициозной из работ Босха, написанным маслом на дубовой доске триптихом Сад земных наслаждений из музея Прадо в Мадриде, она являет зрителю многие друге шедевры, дающие не менее богатую и оригинальную пищу для глаза.
На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария – «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. «сад земных наслаждений» – самая известная, загадочная и неоднозначная картина Иеронима Босха.
На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Однако Босх был глубоко религиозным человеком и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. Знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» издавна привлекал внимание любителей живописи и искусствоведов. Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Есть, однако, нечто такое, что не просматривается в экспозиции блестящей выставки в Музее Северного Брабанта – это то влияние, которое оказал Босх на западное искусство и культуру последующих эпох. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду.
Босх не знал, как выглядит последний, вот таким образом включил свое воображение. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Это было последнее произведение Босха. Все. Полотна Франса Халса, Эль Греко, Мемлинга, братьев Ленен, Рене Магритта. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы.
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Источники: Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Развеваются стяги германского императора и французского короля. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
Центральная часть. Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. В Саду земных наслаждений из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари. Для средневековой морали половой акт, который в XX160в. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Для Джека все было просто. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
Священное писание. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Пусть сердце горит негой. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания.
Все это как будто списано с картин Босха. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Не подлежит сомнению, что Босх был хорошо осведомлен в самых различных отраслях научных знаний эпохи. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Детей у них не было. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. На нем нет ни людей, ни животных. Достоверные факты скупы. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20).
Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Вот, собственно и всё.
Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Это действительно, как метко подметил психиатр и художник Р. Б. Хайкин, напоминает обстановку старого сумасшедшего дома, хотя фактически такие дома и их изображения появились значительно позже. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. 389 220 см Музей Прадо, Мадрид «Сад земных наслаждений» самый известный триптих Иеронима Босха, по Википедия — Босх, Иероним Иероним Босх Портрет Босха.
А начало его творчества исследователи относят середине 70-х годов XV века. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Внутренние створки картины образуют триптих. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Но только на первый взгляд.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Она почти незаметна, но это – смысловой центр триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой все, кто молился перед этим алтарем. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Психиатры называют это состояние онейроидом. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны.
Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Вот вам и объяснение. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. может быть, тут случай, похожий на историю с астронавтом саламанки. Он повелел и все создано». Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. От этого триптиха, названного Страшный суд, сохранился только деформированный фрагмент. Завтра – поздно. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Большая редкость – полотно Климта, прибывшее в ГМИИ имени А. С. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.
В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. А иллюстратор известной идеи.
Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Пушкина из Вены. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch).
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду.
Там же и умер в 1516году. Босх не указывает конкретно на грешника. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Почему. Концентрические круги имеют оттенки от темного голубого до синего. Высказывается предположение, что название этого полиптиха — «Страшный Суд». Он как бы говорит ему: Не бойся. Больные называют это сном наяву. В голландском городе Хертобенгосе появляется целая династия художников под фамилией Босх. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Это особенно видно по изображению преисподней. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера.
Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудьптицы становятся олицетворением похоти и разврата, Рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Он был потомственным художником, его дед, отец и два дяди были живописцами, видимо, у них он и учился. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. А начало его творчества исследователи относят середине 70-х годов XV века. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. В центре находится гротескная фигура монстра. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
«Блаженные и проклятые» — цикл из четырёх картин Иеронима Босха, представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
А под ними начинается ад. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. И мне лично это даже импонирует.
Замысел Воза сена и глубже и шире обыденного замысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Босх оказался идеальным художником эпохи Гигера и Стивена Кинга, голливудских триллеров и хорроров, фриков и монстров, пазлов и квестов. Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха.
Дело в том, что Св. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. в боковом пределе) братства.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. К этой теме он обращается еще в юности. Тем, среди прочего, он и покоряет. ) Джек ответил: Дело в ауре. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Изображение Христа – подлинный центр картины.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений160— мир, растленный любострастием. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. В "Саду земных наслаждений" из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари.
Меня зовут Лубберт Дас». В голландском городе Хертобенгосе появляется целая династия художников под фамилией Босх. Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII – XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Это саранча. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век – воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей безгреховности (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный золотой род людей современному, худшему железному роду, которому присущи все возможные пороки. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Босх – был личностью весьма интересной. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок.
В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
Возьмем один случай. Лица людей свирепые. Победителем-учеником. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Грешников подвергают в аду мучениям на реальных кроватях с балдахинами их варят в реальных котлах, расплющивают на наковальнях.
Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Перенесемся, однако, снова в Нидерланды.
Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. И борьба эта завершается отнюдь не в пользу рода человеческого, о чем свидетельствует изображение на центральной части алтаря, где только небольшой фрагмент вверху отведен царству божьему и лишь двенадцать блаженных окружают небесный престол, в то время как остальное пространство занято сотнями проклятых грешников, подвергающихся адским мучениям.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Вспомним, что эти сюжеты были использованы позднее в гениальных картинах Брейгеля Старшего. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Зловещая патетика апокалипсических образов начинает звучать здесь в полную силу.
Но от этого он художником не становится. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Иероним Босх не относился к библейскому тексту как к метафоре. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Вот, собственно и все, что доподлинно известно о жизни этого великого мастера.
Иоанна и члене существовавшего при нем религиозного "Братства Богородицы". Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими.
Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Это вполне традиционно и понятно.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше».
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. На переднем плане взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму.
При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Творчество Босха загадочно.
Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом».
Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». В центре мы видим некое причудливое сооружение. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Иоанна и члене существовавшего при нем религиозного Братства Богородицы. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Точная дата рождения И. Босха неизвестна, но предполагают, что он родился около 1450 года. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте. Справа в шатре сидят любовники.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия имеющий уши да услышит.
Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Дошедшие до нас от этого времени документы упоминают о Босхе как об исполнителе живописных работ для городского собора св. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком.
Очевидно их было крайне мало. Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. А оно есть.
К этой теме он обращается еще в юности. Спорна центральная часть. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Такими они считаются и сегодня.
Здесь количество «нечисти» еще ограничено. судя по всему, обжора160— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Буйная народная фантазия, нескованная церковными канонами, воплощаясь в причудливые образы монстров, адских страшилищ и заморских чудищ, через отдушину карнавальной жизни средневековья поникла и в область официальной культуры. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Апокрифы. А кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец.
При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях.
Интересны скульптуры Джакометти и Колдера. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. 1475—1525) — Иероним Босх Сад земных наслаждений, 1500 1510 Дерево, масло. Более или менее достоверно следующее.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Сколько людей – столько и мнений.
Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В настоящее время творчество Босха многими рассматривается как попытка философского осмысления места человека в мире, вечно сопровождающих его проблем добра и зла в рамках господствовавшего в то время мистицизма. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Но об этой картине мастера точно нужно рассказать подробнее. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения.
Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Тщеславным черт подносит зеркало и в это же время страшная жаба забирается на колени одного из них. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Средняя створка изображает Страшный Суд.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Иероним, создавая латинский перевод Библии, заменил слово «источник» на «фонтан». Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
Такая точка зрения была более распространена в 15 веке, про туннель тогда речь не шла. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Полотно словно взывает: люди до чего вы докатились. Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.
В конце туннеля в ожидании героя, возможно, находится некий ангел или святой Петр. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Чернокнижником и алхимиком. Пушкина в мировом контексте, по-новому взглянуть на историю изобразительного искусства, представленную в Музее. И правда, кем был Босх.
Средневековую мистику и демонологию. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Подлинная радость в этом произведении кроется не в том, что изображено, а в пути, который оно указывает.
Мы все-таки склонны считать это проявлением болезненной абстрактности и парадоксальности мышления художника. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Она смотрит прямо на зрителя.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см.
– спрашивает он. Это – третий день творения. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Из средневековых литературных источников Босх заимствует идеи о его устройстве.
Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство. В двух частях триптиха «Сад земных наслаждений» в середине мы видим фонтан. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца.
Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов.
и т. п. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. И она, по-моему, натуралистична.
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Как он считает, спросил я, почему кажется, что в этих апельсинах, таких сверхъестественно реальных, есть нечто такое, чего нет в апельсинах на картинах других художников, например Сезанна (который больше известен своими яблоками) или даже Ван Гога.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. (А как же иначе. Впервые зрители увидят в Москве картины Босха и Морони. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и вот таким образом достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
О нем вообще мало что известно. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Одна из работ зрелого периода творчества художника – алтарь Страшного суда, находящийся сейчас в Венской Академии художеств.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Но эта победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелить его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена. Родился в середине XVвека в брабантском городке Хертогенбосе, в захолустье, далеком от основных художественных центров и ничем в истории искусства, кроме Босха, не прославившемся. Из средневековых литературных источников Босх заимствует идеи о его устройстве.
Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Вот, собственно и все, что доподлинно известно о жизни этого великого мастера.
Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Большинство современников Босха были уверены в том, что нечистая сила активно и губительно вмешивается в жизнь людей— и непосредственно и через своих присных, ведьм и колдунов.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. в Египте. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. корыстолюбия и зависти. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.
Можно по-разному трактовать символику Босха, но есть детали, расшифровка которых не под силу самому искушенному знатоку. Это Фонтан Жизни изливающий чистые голубые воды из которых появляются на свет различные животные. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Много, много раз художники самых разных стран копировали полотно Босха и почти всегда их страшные предчувствия оправдывались. Точная дата рождения И. Босха неизвестна, но предполагают, что он родился около 1450 года. (Для него, кстати, все всегда очень просто.
– В общей бледости тел при общей пестроте всего остального. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай.
Однако даже поверхностное знакомство с картинами И. Босха позволяет нам судить о психическом нездоровье автора. А еще они являются символами еретической природы греха и тех опасностей, которые он несет в мир Есть также мнение, что Босх рисует здесь картину ложного рая, буквально заполоненного символами похоти, почерпнутыми в основном из традиционной символики, но отчасти и из алхимии – лжедоктрины, которая, равно как и плотский грех, преграждает человеку путь к спасению. И даже Игорь Фёдорович, да. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей. Кто хочет быть весёлым – веселись сегодня. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
В 1494году в Нюрнберге Генрих Крамер (Инсисторис) и Якоб Шпренгер выпустили в свет исчерпывающее руководство по этому вопросу под названием «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»), где с научной точностью терминологии изложили природу ведовства, взаимоотношения ведьм с сатаной, а также способы распознавать их и предавать каре. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
День, месяц и год рождения Босха неизвестны. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. При жизни Босх был достаточно оценен, получал заказы от богатых горожан: об этом свидетельствуют триптихи, картины на трех створках, на которых изображены донаторы – люди, заказывающие картину и оплачивающие работу над ней.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Вот и Босх населял свои картины такими животными. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Грех любострастия символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Во времена Босха вера в дьявола вспыхнула с новой силой. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом.
А кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Казалось бы, полная идиллия. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Антония». Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. – У Босха не так. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен.
Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Для него это была истина в последней инстанции. Вся ее плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак – грубые, уродливые.
Игра, название которой отсылает к Семи смертным грехам, начинается в Национальном музее Лиссабона: главный герой по прозвищу Худи видит во время школьной экскурсии триптих Искушение святого Антония, знакомится со странным человеком, подозрительно много знающим о творчестве Босха и исчезает – дальнейший сюжет зависит от действий игрока. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Они пьют вино.
Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
рядом). Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.