Во втором параграфе – «Задачи этнки с точки зрения ар -Рази» – констатируется, что среди этических произведений Абубакра ар – Рази, особое место занимает трактат «Духовная медицина» – одно из величайших этических произведений мусульманского средневековья. Степень изучение творческого наследия Абубакра ар – Рази началось ещё в X в. В целом изучение его мировоззрения ведётся по пяти основным направлениям – медицинскому, химическому, философскому, математическому и физическому. Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. Изучение творческого наследия Абубакра ар – Рази, началось еще в X в. Оно велось по пяти основным направлениям – медицинскому, химическому, философскому, математическому и физическому. Этическое наследие Абубакра ар – Рази можно активно использовать при воспитании подрастающего поколения и общества в целом.
На развитие мировоззрения Абубакра ар – Рази оказали и такие письменные источники, как «Хвадайнамак», «Бундахишн», «Минуи хирад», «дгории зарирон», «Дарахти асурик» и многие другие письменные источники. Абу Бакр Ар-Рази в Духовной медицине уделяет особое внимание вопросам нравственно-этического воспитания, лечению психических болезней и недугов, обеспечения всеобщего блага, человеческого счастья и справедливости. Таким образом исследование произведений Абубакра ар – Рази свидетельствует о том что он за свою короткую, но весьма плодотворную жизнь создал множество работ, посвященных самым в различным отраслям и был признан великим ученым имеющим энциклопедическое мышление.
Душанбе, 1988 Диноршоев М Мирбобоев М. К. Абубакр ар-Рази и его «Духовная медицина» //Абу Бакр ар-39 Рази. Однако некоторые характерные черты философии и этики Абубакра ар – Рази, до сих пор недоступны для ученых, сохранились только отдельные оттиски его философских и этических произведений. Проанализировав многие публикации о творчестве Абубакра ар – Рази, все же приходится констатировать, что ни в отечественной, ни в восточной, ни в западной историко-философской литературе нет. Самолов А. А. Абу Бакр ар-Рази.
Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази -- иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Проблемы познания в философии Абубакра ар – Рази //Вестник Таджикского национального университета. В четвертом параграфе – «Значение этики Абубакра ар -Рази для современности» – утверждается, что все категории этики, которые рассматриваются в работах ар – Рази, актуальны и сегодня. Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования, посвященного этике Абубакра ар – Рази как неотъемлемой части его мировоззренческой системы. Об отношении Носири Хисрава к Абубакруар-Рази.
В этике Абубакра ар – Рази были продолжены философские традиции античности. С Абубакром ар – Рази по вопросам происхождения мира, пространства, времени, движения, мирских наслаждений дискутировали Насир Хусрав, Фахриддин Рази, Абубакр Хусайн Тамор, ал – Мисри и многие др. - изучение философско-этических воззрений Абубакра ар – Рази поможет запомнить некоторые лакуны в истории философии таджикского народа.
Абубакра ар – Рази можно считать истинным философом -гуманистом. Абубакр ар – Рази был одним из первых философов, который включил проблему человеческой личности в рамки философских исследований на Востоке. Этическое наследие Абубакра ар – Рази можно смело использовать при воспитании подрастающего поколения и общества в целом.
Таких работ, в которых бы глубоко и основательно были рассмотрены все аспекты этики Абубакра ар – Рази. Проявление человеческой подлости Абубакр ар – Рази видел п стремлении страстной души, а достоинство и превосходство относил к разуму и считал, что если душа контролируется разумом, то возникает достойное поведение, которое одерживает победу. В философской системе Абубакра ар – Рази, Бог считается наравне с материей, пространством, временем и душой одним из пяти древних и вечных субстанций. Великий ученый Востока Абубакр Мухаммад ибн Закария Рази приобрел всемирную славу как врач.
В 1454 году немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг (1394-1468) напечатал первые 300 экземпляров Библии. Через несколько лет ему, к тому времени прозванному арабским Галеном, было доверено руководство клиникой в Багдаде, а затем и в родном его городе – Рее. Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Вот в каких условиях проходили жизнь и деятельность Абубакр ар – Рази. Умер в Рее. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла).
В его учении говорится о двух формах познания: чувственном и разумном. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Человек при помощи своих пята чувственных органов – слуха, обоняния, вкуса, осязания и зрения, познает мир (первая форма познания). Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Критика пророчества у Абу Бакра ар-Рази ведется по трем направлениям.
Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип— «Соль». По словам аль-Бируни, ас-Сарахси «больше всех людей своего времени славился как еретик». Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази, дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию применял оспопрививание (вариоляцию). Поскольку разумом наделены все люди, нет необходимости в том, чтобы бог наделял среди них кого-то пророческим даром, уполномочивающим его вести людей по праведному пути на основе каких-то принципов, черпаемых из иного источника, нежели человеческий разум.
Иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип – «соль». В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, аламбики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. резкий антиклерикальный трактат «Машарик аль-анбийа», популярный впоследствии у карматов. Разес создал несколько трактатов на эту тему, в т. ч.
В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Он думал над загадками диагностики и написал работу «Почему отрезанные части тела вновь не вырастают». Основные работы Ар-Рази по медицине— книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру»— своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».
е. света и тьмы. prepare par M. Nadjambadi, Thran, 1960.
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому— изучение философии. В своей работе «Книга об оспе и кори» даны и конкретные инструкции по его применению. – спросил он у больного. – Болотную, – услышал он неожиданный ответ. – Болотную, вот как А не мог ли он вместе с водой нечаянно проглотить и пиявку. Он считал их наравне с другими отрицательными качествами, пороками человеческой души и в своем трактате «Признаки счастья и богатства» он констатировал, что если человек, (особенно чиновник) хочет достигнуть в обществе почтения и уважения, то он должен избавляться от ненависти и злонамеренности. Полемика Разеса с религией – самая острая за всю историю средних веков. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.
Однако «материя» уклоняется от воссоединения. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Авиценна встретился с ним в конце жизни Абу Бакра и считал его своим учителем и другом.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он впервые указал различие между корью и оспой. Он дал подробное описание симптомов оспы. Он разделяет их на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные 3) животные.
Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Ему говорили, что он по воле Аллаха приговорен к смерти. Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение). Ар-Рази до «Канон врачебной науки» Авиценны создал многотомный труд, названный им «Вместилище знаний по медицине – «Ал-Хави».
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, «должен походить на творца», быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам.
Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня выше их расположены небесные сферы. Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому – изучение философии. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию применял оспопрививание для предотвращения заболевания.
Его исследования были изложены в книге «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста». Соответственно если вольнодумные идеи мутакаллимов были результатом диалектических рассуждений, основанных на символико-аллегорическом толковании догм религии, то антифидеистические и антитеистические тезисы «фалясифа» выводились из их «достоверных», научных положений с помощью «доказательных», аподиктических силлогизмов, тогда как символико-аллегорическое толкование религиозных представлений служило им средством для последующего приведения этих вольнодумных тезисов в формальное соответствие с теми из указанных представлений, отрицание которых было бы равнозначно отрицанию своей принадлежности к мусульманской общине. В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Он жил в то.
Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61) многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII вв. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. Это ближе человеческой душе и разуму, чем некоторых сделать предводителями над другими. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. Кроме того, Ap-Рази отводил особое место специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни».
В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций. Что «истины», передаваемые пророками в образной форме и относящиеся к области практического разума, где речь может идти не об истинном (в строгой смысле слова) и ложном, а о должном и недолжном, — что эти богооткровенные «истины» не имеют никакого отношения к научным истинам, было ясно читателю трактатов аль-Кинди. Примерно в 865 году н. э. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней. Следует отметить, что работы Абубакра ар – Рази «Духовная медицина» («Тибби рухони»), «Философский образ жизни» («Сирати фалсафи»), «Признаки счастья и богатства» («Аломати икбол ва давлат»), «Некоторые отрывки» («Порчае чанд»), «Легенды и рассказы больных» («Киссахо ва хикоёти беморон») были переведены на таджикский язык и изданы в 1989 г. в Душанбе под названием «Избранные произведения» («Мунтахаби осор»).
Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались западноевропейскими алхимиками. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Основные работы Ар-Рази по медицине – 23 томная книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. — А. С. ) и их мира.
Но он в тридцать летнем возрасте изучил медицину и позднее написал огромную фармакогнозию для всех времен «Сайдана». Вскоре он прославился как весьма искусный врач руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Она, очевидно имеет источник в некоторых манихейских ересях. Основу онтологических взглядов Разеса составляет вера в пять вечных начал: «творец», «душа», «материя», «время» и «пространство».
Так «душа» становится пленницей «материи». Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Великие исламские ученые перевели к этому времени тысячи научных произведений с греческого, сирийского языков, с пехлеви и санскрита на арабский язык и предложили их многочисленным приверженцам философии и богословия. Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию.
Если они скажут: Следует, то они должны искать ее. Вот таким образом Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Узнав об этом, «душа» начинает тосковать и стремится освободиться от пут «материи». Другие его произведения, вызвавшие еще при его жизни гнев и ярость противников его взглядов, были сожжены, мыслителя же обвинили в политеизме.
В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». Именно Абубакр – ар – Рази впервые в мировой медицине, поставил вопрос об иммунизации. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке.
Основные работы Ар-Рази по медицине – книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей.
Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Ар-Рази интересовался широким кругом проблем, связанных с медициной. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух— вверх. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней. или электронных вычислительных машин в середине XX веке.
В XI веке Бируни составил библиографию трудов Разеса (см. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Когда все «души» освободятся, мир растворится и «материя», лишившись форм, вернется к первоначальному состоянию. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Несмотря на то, что в ряде случаев эта процедура приводила к неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода, в условиях эпидемий она все же помогала снизить общую смертность от оспы. е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и «харасин» (вероятно, цинк) 3) «камни», всего их тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло 4) купоросы их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа) 5) «бораки», которых также шесть видов 6) «соли».
Все «священные писания» – абсолютно бесполезные книги гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип — «Соль».
Родился в городе Рее (близ современного Тегерана). Но для ас-Сарахси Коран не был книгой, заслуживающей доверия. Произведения Разеса были переведены на латинский язык уже в X – XIII вв. Он писал, что «завистливость – это недостаток, который зарождается в душе человека от накопления скупости, зависти и алчности». Основной причиной того, что, будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), Ap-Рази приступает к изучению медицины, ряд биографов называет намерение ученого вылечить поврежденные в результате многочисленных химических опытов глаза.
В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому — изучение философии. Одним из первых высказав предположение об инфекционной природе ряда болезней, он подробно описывает оспу и корь и отмечает невосприимчивость к повторному заражению этими заболеваниями пациентов, переболевших ими однажды. Кроме того, Ap-Рази особое место отводил специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни». Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх. Это место ученый и считал наилучшим.
Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях и образуют семь металлов. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единственный прецедент в средние века) атомизму Демокрита. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т. к. Он написал несколько сочинений, в которых разоблачались пророки. Известный иранский ученый Махди Мухакик пишет, что ар – Рази в своей книге «Алхави фит тибб» упоминает имена десятков ученых, в том числе Галена, Гиппократа, Ибн Сарабиюна, Табари, Руфаса, Ибн Масавию, Шамъуна, Арибоиса, Археджонса, Джорджса, Булиса, Фелгургуса, Александра, Исхака, Ибн Аллджалоджа, Кинди, Хунайна, Темовса, Бадегуриса, Салмавия, Ибн Батрика и многие др. По Абубакру ар – Рази, одним из основных признаков успеха и достижений человека является справедливость: «Другой признак успеха и богатства зависит от того, настолько человек стремится к справедливости и настолько призирает угнетение и насилие». 2 По утверждению ар – Рази, разумный человек не станет заложником ярости, гнева, наоборот, его действия всегда сдержанны, справедливы и руководит ими разум. При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази. Мани и Заратустра расходились во мнении с Моисеем, Иисусом и Мухаммедом в отношении извечного начала, возникновения мира и причины добра и зла, причем Мани и Заратустра придерживались разных точек зрения в отношении двух бытий (т.
Об этом с горечью пишет сам мыслитель, обрушивая на традиционалистов-догматиков, незаслуженно возложивших на себя венцы истины, обвинения в том, Что они преследуют свободную мысль как проявление неверия только для того, чтобы сохранить свои позиции в обществе и монополию на «торговлю верой».
В результате этой процедуры пиявка вышла наружу и пациент выздоровел. Особо следует выделить здесь работы М. Диноршоева, в которых впервые были проанализированы натурфилософские, онтологические, гносеологические и этические идеи мыслителя в книге «Из истории таджикской философии». Однако «философ арабов» считает своим долгом отметить, что человеческое знание стоит ниже божественного и потому уступает пророческому, поскольку в отличие от последнего вырабатывается долгим трудом, а не возникает по внушению свыше. Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства.
Его учение основано на пяти вечных началах: творце, душе, материи, времени и пространстве. При этом вольнодумец обращает свою критику не только против ислама, христианства и иудаизма, но также против зороастризма и манихейства, в приверженности которым догматики искали мотивы, побуждавшие других мыслителей вскрывать несостоятельность идей трех «авраамических» религий. Конечно, Авиценна широко воспользовался «Ал-Хави» при написании своего медицинского канона. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла.
Единственный путь к такому освобождению, по мнению Разеса, – изучение философии. Особенно известны переводы медицинских сочинений: «Liber continens», «Liber (иногда Nonus) Almansoris» и «Liber regius» (см. Ар-Рази не отказался от пациента, несмотря на такой приговор. Следуя учению Платона о душе, ар-Рази в своей «духовной медицине» призывает подчинять растительную душу (источник вожделений) и животную душу (источник гнева) душе разумной и во всем соблюдать меру. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности.
Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним ещё третий принцип— «Соль». Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу средневекового антиклерикального трактата «De tribus impostoribus» («О пророках»). Во втором параграфе – «Идейные истоки мировоззрения Абубакра ар – Рази» – отмечается, что его мировоззрение развивалось на базе предшествующей ему духовной культуры.
Другую его медицинскую работу «Мансурова медицина» («Китаб ал тиб ал – Мансури») перевёл европейский исследователь Герад де Гримоне «Книга об оспе и кори» («Китоб ал джадри ва – л – хасба») неоднократно издавался на латинском, французском, английском, русском, персидском языках. С помощью аргумента, восходящего к трактату Аристотеля «Пропрептик» («Увещание к философии») и использовавшегося ранее Клементом Александрийским и Давидом Непобедимым, «философ арабов» так доказывал необходимость философии, определявшейся им как приобретение знания об истинной природе вещей в меру человеческих сил: «противники истины (т. «И прицепились к этому те, кто надеется на переход власти от арабов и перемену религии ислама, — пишет аль-Бируни, — и возникли в сердцах слабых мусульман напрасные тревоги»75. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки», «протонауки».
«Душа» (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с «материей», «пропитать мир», дабы испытывать в нем наслаждение. «Чудеса», сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. требуют обращения к человеку, его внутреннему бытию, к вечным вопросам этого бытия. е. традиционалисты, обрушивавшиеся на философию как на чуждую исламу науку.
Наряду с вышеназванными категориями он выделял также любезность, милосердие и благодеяние, они тоже являются признаками справедливости и людей, которые овладевали этими качествами, он называл борцами за справдливость. В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве» посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению путь к этому— изучение философии. Разес был знаком с античной наукой, считал себя последователем Платона. Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена.
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Он утверждает, что человек только при помощи своего разума и разумного познания достигает высокого положения и признания в обществе.
Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух— вверх. е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и «харасин» (вероятно, цинк) 3) «камни», всего их тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло 4) купоросы их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа) 5) «бавраки» – соды, которых также шесть видов 6) «соли».
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Ар-Рази говорил: «Образовывает не только чтение, но и способность прочитанное и осознание истины применить к отдельным случаям». О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Ар-Рази дал своему пациенту травку под названием «лягушачья шерсть», чтобы вызвать у него обильную рвоту.
Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита Ар-Рази верил в совершенное пространство, совершенное время и признавал множественность миров. Он разделяет их на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3) животные. Основные работы Ар-Рази по медицине -- книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» -- своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке.
Разес критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику. «Мы знаем, — пишет ар-Рази, — то, что говорили, как вы уверяете, ваши имамы, — это никчемные благоглупости, подхваченные и людьми из простонародья и знатными людьми»79. В результате истина оказывается как нельзя более глубоко схороненной и скрытой»78.
Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Сотворение мира имеет у Разеса форму гностического мифа. Однажды к нему привели умирающего больного с кровохарканьем. Антиклерикальные высказывания Разеса вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (XI в. ) и Абу Хатима ар-Рази (X в. ).
Судя по этим именам, ар – Рази в своем творчестве, рбращался к самым известным произведениям мусульман, христиан, евреев, зороастрийцев и индийцев. Алутара и др. Точно так же читатель мог понять, что аль-Кинди убежден в несотворенности мира во времени, но эту точку зрения он прикрывает фразами о способности бога творить сущее из не-сущего, создавать предмет из его противоположности.
Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. При должной проницательности каждый читатель, конечно, мог бы понять, что эти оговорки, будучи контекстуально истолкованы, вовсе не противоречат «крамольным» идеям аль-Кинди, но факт остается фактом: «философ арабов» вынужден был скрывать свои взгляды за завесой формальных заверений в преданности «общепринятым» догмам. Демиург посылает к «душе» разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Многие книги Ар-Рази была переведена на латинский язык и выдержала много изданий в разных странах Европы.
«Фалясифа», т. е. представители философии, ориентировавшейся непосредственно на эллинско-эллинистическую науку, отличались от мутакаллимов тем, что в качестве посылок для рассуждений о предельных основаниях бытия они брали не «общераспространенные» положения ислама, а «достоверные» положения античной философии. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Он сделал их посмешищем и говорил о них такие вещи, для которых они слишком возвышенны»76. Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы «душа» наслаждалась в нем и сотворила человека.
В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию применял оспопрививание (вариоляцию). Приведенное положение, противопоставлявшееся точке зрения догматиков, согласно которой все истины изложены в Коране и сунне, в разных вариациях повторялось последующими поколениями «фалясифа» и через Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие аналогичных концепций в западноевропейской философии. Начиная с эпохи правления Абуджафара ал – Мансура (754 – 775) и его наследников – халифа Махди (775-785), Харун ар Рашида (786 – 809), различные провинции Мавераннахра в основном управлялись знатными местными личностями, в числе которых можно назвать визиров – потомков Бармакидов, Тахиридов (821- 873), Сафаридов (873 – 903), Саманидов (875 – 999). Ар-Рази дожил только до шестидесяти лет. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.
Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости: Тепло сухость Огонь Тепло влажность Воздух Холод влажность Вода Холод сухость Земля4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre) В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира или начала движения. В 1482 году в Венеции была впервые напечатано сочинение Евклида «Начала». Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». Между тем предсказания Ахмада ибн ат-Тайиба находились в противоречии с Кораном, утверждавшим, что Мухаммед — последний из пророков, что «царство арабов», т. е. владычество ислама, продлится до судного дня и что день этот наступит внезапно ибо ведом он одному только Аллаху.
Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. лит. ), содержащую 184 названия (некоторые авторы называют цифры 167 и 238).
Касаясь, в частности, Корана, Абу Бакр ар-Рази указывает на диаметрально противоположные решения в нем вопросов, связанных с представлениями о боге (абстрактная это сущность или наделенная телесными и антропоморфными качествами) и о человеке (предопределены его действия всевышним или основаны на свободном выборе). А раскрытие причины и доказательство суть не что иное, как приобретение знания об истинной природе вещей»71.