Мы приветливо, но издали с нею раскланивались, но знакомиться не решались. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Участник выставок: Мира искусства (1900–1924), СРХ (1903–1910), 1-й Салон В. А. Издебского (1909–1910), международных выставок в Венеции (1907, 1924), Брюсселе (1910), Риме (1911), Мальме (1914), Лейпциге (1914), Париже (1925) и других. На ее кончике – сердце художника. Тема северной столицы стала основной в творчестве Остроумовой.
Приход женщин в Академию художеств не остался бесследным. Толстого. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические. Особенно охотно обращалась к цветной ксилографии, работала также в технике литографии и акварели.
чтобы издатели решились воспроизвести это старым способом кустарной раскраски от руки. книгой и продолжая создавать гравюры, рисунки и акварели. Кровавое воскресенье. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств).
Евгении, названная в честь покровительницы Попечительного комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки императора Николая I. Община сумела первой в России наладить выпуск художественно оформленных «открытых писем», то есть открыток. С такой просьбой он и обратился к Остроумовой. Мое искусство.
платил автору, 2, 5 коп. Впереди на полочке – коптилка. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. В 1934–1936 — в ИЖСАВАХ. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям.
Верейского (1922 и 1924), М. В. Исчезли, хотя и не везде и прямоугольные рамки, характерные для первых гравюр. (Цит.
Говоря о его личных качествах, следует, прежде всего, отметить свойственные ему чувство юмора, способность самокритично оценивать свои действия и определенную твердость, которая ощущалась всегда и во всем». Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». Мойку она изобразила при входе в «Коломну», струящей свои скромные воды у башень Литовского замка, спаленного в первые же дни революционного пожара, но изображенного художницей во всей своей прежней угрожающей цельности Фонтанку она нарисовала дважды — один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию.
Доказывала им, что всякий человек за свой труд, за свое знание имеет право на плату, что нет ничего неловкого брать за это деньги. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В. В. Просила, умоляла.
Звали его Сергей Васильевич Лебедев (18741511934). Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Здесь я встретила неодобрение моей семьи, моего отца, который сам себе противоречил. Находила, что он мало любит искусство. Уистлера в Париже.
Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. А. А. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. А. Н. valeur) — в живописи и графике оттенок тона, выражающий (в соотношении с другими оттенками) какое-либо количество света и тени. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Я его очень любила. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы».
Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Да и саму себя она не пытается изобразить лучше, чем есть на самом деле. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Эрнст, художник П. И. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его.
Именно Остроумова-Лебедева стояла у истоков возрождения русской классической гравюры. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Муравьева (1927), «Древний Псков» А. И. Книги оформляли лучшие художники того времени и прежде всего «мирискусники» во главе с А. Н.
Особое место в планах издательства отводилось русской классике («1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями и в оформлении Г. И. Заслуженным успехом пользовалась серия иллюстрированных монографий «Русские художники», где вышли биографии Н. К. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры».
Их было трудно узнать. Пронесся чудовищный ураган, многое он развеял и погубил, самое существование города поставил под знак вопроса (моментами даже кажется, что суждено осуществиться пророческому проклятию его исконных врагов — «быть Петербургу пусту»): за то в эти самые страшные дни испытания — то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда — его «естественная молодость», вернулось Петербургскому пейзажу. тема творчества О. -Л. – виды С. -Петербурга и его пригородов: в 1901 создала серию пейзажных гравюр для ж. «Мир искусства» по заказу С. П. В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр – Летний сад зимой. Основное внимание КПХИ уделял изданию книг и альбомов по изобразительному искусству.
С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: Милый Репин. эксперименты О. -Л.
В 1898-99 гг. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий».
Остроумова умеет учить и знает, чему учить. Утешала себя мыслью, что первые шаги всегда трудны. Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Это простота и прелесть классики. Остроумова никогда себя, своей художественной души не насиловала.
Кроме того, через Бенуа Община установила связи с художниками объединения «Мир искусства». Уистлера) и гравюре. Работа была начата 10 февраля, закончена в середине марта 1906 года, а 20го числа Анна Петровна собственноручно отвезла доски в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая эту работу заказывала. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. С его образом в душе я покинула Италию». Анна Петровна много путешествовала.
уч-ще технич. Поддерживала и поощряла. Митрохин, С. П.
Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Начальное художественное образование девочка получила в училище ш тиглица. Это характерно. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной.
работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Мои гравюры. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Под его маркой вышли знаменитые папки автолитографий и альбомы Б. М. Товарищество И. Д.
Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С. Она вырезает множество гравюр, в том числе и цветных («Петербургская сюита»). Из предыдущего курса я помню Мартынову, Клокачеву, Федорову и Савич (А. П. Остроумова-Лебедева. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань.
Он прославил свое имя созданием синтетического каучука. Почему же я не могу этого делать. соч., с. 190-191). Я то люблю его, то ненавижу. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить.
От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. график и художник, д. чл. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Я как-то сразу скис и вскоре оставил свою работу, не доведя ее до той законченности, какую я себе сначала наметил. Помогли банки и популярная газета.
Кругликовой, 1925, С. В. Через недели две она ее кончила. И. Д. Ее любимый город представал величественным и мужественным.
Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). революции 1917 О. -Л. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.
При этом ни одной сплетни, ни одного брошенного в сердцах слова. Пароходик перевозил на ту сторону.
В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале Мир искусства. Ведь и смерть и агония имеют свою великую прелесть.
Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова, видимо, робеет. А. Н. Сереженьке.
В городских пейзажах, которые в это же время создавали Добужинский и Лансере, главное – это история, воскрешение XVIII века. ф-те Высшего ин-та фотографии и фототехники (1918–21), в ИЖСА (1934–1935 проф. ). Среди сотрудников издательства были B. Я. Штиглица (1889–92) у В. В.
«Петербург» В. Я. Впервые она применила эту технику в 1903 году при работе над архитектурным листом «Вилла папы Юлия III» для журнала «Мир искусства». Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине» (Неве), посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Толстого.
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Матэ (русский художник, гравер), П. П.
Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. Искусство Остроумовой – и красивое и умное и вдохновенное искусство. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Здесь собственного желания мало. Её краски, сведённые к характернейшему минимуму, поистине гениальны. «Русалка» была отпечатана с двух досок: с первой печатали зеленоголубым цветом, со второй 151 желтосерым.
в области гравирования (белый штрих). Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. пространства и ритмов 20в. Репин. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества после долгого существования в качестве репродукционной техники особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. худ. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936). В 1930 году Комитет популяризации художественных изданий прекратил своё существование.
Она бродила по городу и делала бесчисленные зарисовки с натуры. И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами и безобразием. Бенуа А. Вступительная статья к альбому «Остроумова-Лебедева А. П.
Бенуа (1910) — кстати, одна из самых блестящих книг по истории искусства «Художественные сокровища Эрмитажа» (1916) и др. ). Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей.
РСФСР (1946). А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». подняло уровень вкуса и в самых широких кругах публики». Добужинского (1923), поэма А. С. Следующий год памятен выходом в свет первой монографии, посвященной А. П. ОстроумовойЛебедевой. Она юна еще абсолютно и гениальна.
Это издание, наряду с «Шестнадцатью автолитографиями» Б. М. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна (1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград)График, художник. В 1920-егг. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком».
Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Первую свою гравюру пятнадцатилетняя Анна исполнила в 1889 году. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения Мир искусства. 249-150).
Фонтанку она нарисовала дважды – один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию». Первый художественный иллюстрированный журнал. Однако, попав в мастерскую И. Репина она начала обретать собственную манеру. Петербургу особенно посчастливилось на литографии. «У Невы два подвластных речных божества – Мойка и Фонтанка.
Бенуа определял тематику открыток, выбирал художественные произведения и объекты для съёмки (иногда и сам принимал в съёмках участие), редактировал подписи к рисункам, контролировал корректурные оттиски открыток в процессе их производства. Рериха и К. А.
Матэ и И. Е. Она была второй дочерью в семье видного чиновника. Обладая сам огромным творческим даром в научной области (химии), будучи знаком с внутренним волнением, которое сопровождает творческую работу и приносит столько мучительных, но прекрасных переживаний, он лучше многих мог меня понять.
Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Меня мучает мысль о моем будущем – смогу ли я работать. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно. Пушкина, Н. В. Неве.
Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате – там были меньше слышны взрывы. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Но я напрасно опасалась. 15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Петербург представал величественным и мужественным. Сомова, а уже после Октябрьской революции — А. Н.
Вид со стороны Константиновского дворца», 1930, ГРМ). А. П. Мне казалось, что я здесь и будто еще в другом где-то месте и чуть не упала с табуретки. Днем я не могла оставаться в Академии и пошла позавтракать к Елене Ивановне, а по дороге вдруг заметила, что что-то громко говорю и мне показалось, что со мной хотят сделать что-то страшное. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.
Всвоих работах О. -Л. Главное – как сложатся обстоятельства моей замужней жизни. С 1896 по 1930 год издательство выпустило более 150 книг, альбомов, брошюр, проспектов и листовок. Лансере.
Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине», посвятить также три листа красотам и этих «нимф». Яремич, М. В. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д. Произведения мирискусников легко узнать по изощренной стилизации, за основу они взяли: время Петра I и Людовика XIV, русский портрет XVIII века и немецкая гравюра, книжная графика пушкинского времени и т. д. Автобиографические записки.
Вейнер. Каждая гравюра художницы – это лаконичное, острое впечатление от натуры. Степанова, М. И. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. 3 листа посвящены «подвластным Неве» Мойке (у башен Литовского замка) и Фонтанке («рождение» реки в сумраке арки Прачешного моста и её изгиб при подходе к Чернышёву мосту — в том месте, «где по её берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами напоминает Венецию»).
Петербургу особенно посчастливилось на литографии. столицы в них реальность сочетается с идеальным представлением, величественность– с лиричностью «мирискусническая» изысканность линий и ретроспективизм соседствуют с тонким пониманием проблем совр. Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Не в пример А. Н. Бенуа и другим членам объединения «Мир искусства» семья ее к искусству никакого отношения не имела, но родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному мастерству.
Особенно она любила изображать Санкт-Петербург и его окрестности. Дягилева, затем циклы цветных гравюр, посвящённых дворцово-парковым пригородным ансамблям (1902–04) и «Виды Петербурга» (1908–10) 25 ксилографий для кн. букварь Вахтерова. Больше всего она любила сидеть в темноте и мечтать. Васильева и А. К. Художница принадлежала к кругу петербургских «мирискусников», влюблённых в свой город. Мы типографскую работу делали в типографиях, в которые мы входили, которые вырабатывали, благодаря особенным машинам, необходимым техническим условиям на 5060 дешевле, чем в других предприятиях.
Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. Петербург».
В 30-е годы она начала писать свои Записки, основу которых составили дневники. Если бы все остальные его изображения — в картинах, акварелях, гравюрах и фотографиях — погибли и остались бы одни литографические виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, «казенного» и поэтического города. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О.
Цв. Они печатались небольшими тиражами (от 300 до 1000 экземпляров, в числе которых обязательно выпускались именные и нумерованные). По его рисункам были сделаны гравюра «Русалка» и первая, так сказать, «книжная» работа 151 экслибрис.
и Г. К. Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Ну, Ася, не надо, не бери денег. 12) «Гости, обеды, вечера. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. рисования барона А. Л. Там же художница познакомилась с Евгением Евгеньевичем Лансере (18751511946). Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий.
Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Известны такие ее работы, как Портрет артиста И. В. Ершова (этого известного оперного певца называли Шаляпиным среди теноров), Портрет Андрея Белого, Портрет художницы Е. С. Кругликовой, Портрет Н. Н. Писала она, впрочем и акварели. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна, рос.
Бывало, впрочем и с Остроумовой, что она временно заблуждалась. Она признавалась: Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых.
Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Сытина считать излишним». Отец сконфуженно улыбался и говорил. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников».
Зато в других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому одна изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост другая – целую рощу мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического дворца Бирона или – выражаясь точнее и прозаичнее – Пенькового (тогда еще, вероятно, полного товаром) буяна. В 1908-1910 годах художница создаёт знаменитый цикл гравюр на дереве «Большие Петербурга», названный А. А. Одна из улиц Петербурга носит его имя.
Тем не менее она чувствовала робость в обществе блестящих мужчин. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата). Врубеля и в оформлении С. В. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма». Особенно много труда потребовала большая 151 размером 269 х 354 мм 151 цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок. О новых веяниях в Академии Анна записала: Классицизм долой.
У нас очень много бывало студенческой молодежи». И тогда, может быть, я спокойно буду проходить мой жизненный круг в моей семье. Анна Петровна Остроумова (вторую фамилию, писавшуюся через дефис, она взяла после замужества) родилась 6 мая 1871 года в СанктПетербурге. Её последняя гравюра– «Ленинград.
Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Интересно его видеть, когда он работает. И дело не только в природных различиях пейзажей и архитектурных памятников – везде благодаря неповторимой авторской манере передано особое настроение и оригинальное, чуткое видение автора. Чехонина (1915) и др. ). Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку.
Собор Сен-Северин, Сен-Клу. Если мне стыдно это делать, то это ложный стыд и мне надо его преодолеть. Крюков канал.
В других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому в одной она изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост в другой целую «рощу» мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического «дворца Бирона» или — выражаясь точнее и прозаичнее — «Пенькового буяна». Мы сидели молча. И. Д. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Черного фона здесь уже не было и в помине.
В начале 1920 года издательство Общины св. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. С Александром Бенуа (18701511960) и его друзьями она познакомилась осенью 1898 года в Эрмитаже.
оставалось издателю». Её Петербург, «в котором человеческих фигур мало, живёт и дышит своею особой жизнью, в какой, может быть, ничего тайного нет, но где ясно всё и строго, но где всё очень значительно». Нарком предлагал Моссовету возвратить предприятие ее владельцу, который готов был предоставить в его распоряжение машину для печатания газеты, причем, по себестоимости, дать для этого и необходимую бумагу. Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Евреинова (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), Портрет М. А. Булгакова (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им.
возвращена почти целиком её ширь, её раздолье, её пустынность». Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. Как легко могла бы Остроумова в начале своей деятельности под влиянием иногда очень нелепых восхвалений (милейший В. В. Матэ не стеснялся ее сравнивать с Микеланджело) посвятить себя большому в кавычках искусству и не только, например, сделать изумительную гравюру с Персея Рубенса, но и отдать свои силы на соперничество с великими мастерами. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована.
Прежде чем окунуться в этот омут фразеологии и формул, прежде чем предаться воздействию всевозможных внушений, художественная жизнь России в своих эмоциональных основах и в своих экспансивных творческих излияниях, по примеру других счастливых эпох, не ведавших засушивающего эстетизма, разрешила себе быть наивной и целая группа художников из которых каждый по-своему подходил к задаче, сомкнулась в кружок, объединенный одинаковостью своего принципиального отношения к жизни и к творчеству, отношения, которое все было проникнуто непосредственностью. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину. Работы русского ученого легли в основу производства искусственной резины и в других странах. К сотрудникам издательства, переименованного в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ), присоединились искусствовед С. Р. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня.
Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник и ничего, кроме слов, в голове не осталось». У Невы два подвластных речных божества — Мойка и Фонтанка. Репин стал говорить о влиянии женщин-учениц Академии художеств на учащихся. Янсона (1929), мемуарно-эпистолярная серия «Из прошлого русского искусства», сборники «Гравюра на дереве» и др. В 1901 году Дягилев заказал ей для журнала десять черно-белых гравюрных видов Петербурга. Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР.
Нева, набережные, каналы, мосты. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь. Ретроперспективность – их отличительная черта.
Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома. Евгении, как справедливо отмечал И. Э. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. того образа, который получит со временем эта область». Она часто ездила в Италию. В 1900-е и 1910-егг.
Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Курбатова «Кострома» В. К. Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.
Добужинский, С. В. 13) Не без борьбы, но без споров и ссор, а только своей целеустремленностью, до полной утраты сил, Остроумова добилась того, что родители сами стали упрашивать ее ехать в Париж, чтобы она рассеялась, а для нее-то для работы. С 1902 года фактическим руководителем издательства стал Александр Николаевич Бенуа. Если не ошибаюсь, нас было восемь человек. 11) Классы и мастерские.
Вторым альбомом автолитографий Комитета после альбома Бориса Кустодиева «Шестнадцать литографий» стал «Петербург» Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871 — 1955). И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990).
Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Теперь об акварельной кисти. Чистякова и Матэ в 1898–99 в Париже посещала мастерскую Дж. Уистлера и познакомилась с А. Н. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Нам нужно было приучить читателя.
Нева имеет двух подвластных речных божеств в лице Мойки и Фонтанки. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Отдавая предпочтение гравюре на дереве, Остроумова-Лебедева редко обращалась к литографии.
гравюры. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому. Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Как раз время, на которое падает начало деятельности Остроумовой, было довольно сумбурным и трудным для художественного сознания. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К.
Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. В 1898–1899 в мастерской Дж. оставалась в Ленинграде, работая над автобиографич. Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова несколько робеет. Но тоска, как клещами, захватила мою душу.
И, конечно, главное зависело от моего будущего мужа. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством.
Энергии и настойчивости мало. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Курбатова (1913). И правда: тонкие изысканные произведения Анны Петровны могли удовлетворить самый требовательный вкус. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо с еверной столицы. Спускались сумерки. Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать.
Училась в С. -Петербурге– в Центр. Своеобразным завершением цикла стал выпущенный уже в 1916 году величественный и мрачный лист «Дворец Бирона и арки» — «самая замечательная из всех больших ксилографий».
Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Её техника — смелая, упрощённая и безошибочно меткая. В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ.
Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какомуто античному храму. Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов.
Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Многое бесследно в них исчезло или было неясно и смазанно. Бенуа (1923), альбом «Юсуповская галерея. Работа же предстояла нешуточная.
Путь через симплификацию гравирования на дереве привел Остроумову к тому, что она и беглый набросок карандашом из вагона и тщательный этюд мертвой натуры создает (это слово здесь уместно ибо ее толковый процесс работ носит все черты разумного созидания) по всем правилам истинной художественности. Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Бенуа. В послевоенные годы почти не работала из-за надвигающейся слепоты.
Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Искусство Остроумовой можно назвать красивым, умным и вдохновенным потому, что глазу и уму художницы присущ великий дар обобщения, что она с необычайной последовательностью способна свести любую поставленную себе задачу (как в отношении формы и красок, так и в отношении психологического момента) к основным элементам, что у нее достаточно твердый характер, чтобы затем систематически произвести самый процесс художественного выявления. Интересно, что пожелание Бенуа было частично реализовано.
Девочка-подросток со слабым здоровьем училась в гимназии, посещала вечерние начальные классы школы Штиглица, много рисовала и очень много читала – кроме классиков литературы, философов: Платона, Аристотеля и других, принимая все очень близко к сердцу, работая над собой очень серьезно. 2) 1892 г. Это уже в Академии художеств. Савицкого, П. П. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Барышня от нечего делать занялась каким-то дамским рукоделием и раздает свою продукцию.
Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». продолжала работать над пейзажами Петрограда–Ленинграда. Главная героиня всех 12 литографий альбома — Нева: «плавное движение её светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты». Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Валёр (франц. Бенуа и В. А.
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. Это меня в первое время ошеломило. Произошло это знакомство в Париже, куда Анна Петровна (речь идет о ней) явилась вместе со своей подругой усовершенствоваться в избранных ими отраслях искусства. Помог ей это сделать Сергей Павлович Дягилев (18721511929), который решил поместить в «Мире искусства» серию гравюр, отпечатанных с подлинных досок. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И. Е.
9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. Матэ, в АХ (1892–1900) у И. Е. Людей посторонних (близкие не интересовались гравюрами) надо было приучить мне платить за них (С.
В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Между прочим, он стал перечислять своих учениц и между ними назвал и меня. Ильин. Пушкина с иллюстрациями М. А. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление.
В Париже Остроумова сблизилась с кружком Бенуа. » В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. Т. 1-2, с. 320-321). Впрочем, одновременно с нами, в нескольких шагах от нас и в том же отделении большого зала Рембрандта работала над копией с картины великого мастера Девочка с метлой молоденькая, миловидная и очень симпатичная художница. Лукомских) и альбомы-путеводители по музеям («Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа» А. Н. Изредка звучал голос гондольера.
В её работах виден большой вкус и вместе с тем прямой и простой подход. Александр Бенуа. Ее ксилографии необыкновенно поэтичны и цельны. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом».
Он все усилия прилагал к тому, чтобы облегчить мне работу и обеспечить ее успех. Гравюры её пленяют своей высокой художественностью и чрезвычайно мягким колоритом». Чертковым, другом Л. Н. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек.
Ершова, 1923, А. Белого, 1924, Е. С. Она слишком живой и впечатлительный человек, чтоб иметь совершенно неуступчивое самообладание педанта. Много фантазии. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле.
Как быть. Пособие». Отдаваясь им, она лучше понимала всю обманчивость их, лучше начинала видеть правду или, вернее, то, что для каждого художника является его правдой, его мерой вещей и его каноном. Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография.
Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Выходили и серии открыток — с репродукциями коллекций Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Оружейной палаты, Музея Академии художеств, Румянцевского музея. Испытала влияние франц. Толстого (1929 г. ).
соч. Но я сдержалась. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). Когда заказы от журналов и издательств, наконец, пошли, он, отталкиваясь от форм украинского барокко, сочинил новый оригинальный шрифт, впоследствии подхваченный и до сих пор широко тиражируемый украинскими художниками. Член объединения Мир искусства (1900 1910 — член-учредитель), СРХ (1903), 4 искусства (1924).
Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Преподавал эту технику мастер своего дела Василий Васильевич Матэ (18561511917). Яремич известный картограф, знаток полиграфии А. А. Петербург – морская столица России – эту тему художница развивала с большой любовью. Нерадовский и директор музея «Старый Петербург» П. П. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу.
Но. Курбатова. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой. Весь тираж карт тут же распродали. Но я думала: Ведь мое искусство приобретает какой-то любительский характер.
И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски».
Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А. Н. Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Работала очень настойчиво, стремилась овладеть акварельной техникой так, чтобы мне легко и свободно можно было делать вещи живописного значения. Ее успех даже повлиял на неуспех моей копии. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные. Чехонин, Е. Е. Основатель издательства — Иван Михайлович Степанов (1857-1941), чиновник канцелярии Римско-католической духовной коллегии, безвозмездно сотрудничавший с российским Обществом Красного Креста организовав благотворительный выпуск конвертов со знаком Красного Креста, предназначавшихся для рассылки визитных карточек, он положил начало издательским проектам Общины.
«Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. «Почему моя книга была дешевле. Преподавала на худож. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение.
в Академию. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н. объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок СРХ (1903–10). 1874 года рождения. Помимо открыток, Община стала выпускать и книги, в частности путеводители по русским городам («Павловск» и «Петербург» В. Я. постимпрессионизма, символизма, мастеров япон. Говорят, она выстраивала каждую свою композицию как режиссер.
Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Остроумовой-Лебедевой (1922), Г. С. Дочь И. М. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. Т. 1-2.
А затем Остроумова поняла: ее призвание 151 архитектурный пейзаж. воссоздаёт торжественно-строгий образ сев. Эрнста (1924), путеводители «Новгород Великий» М. В.
У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. В 1912 году Остроумова-Лебедева выполнила серию гравюр «Малые Петербурга» — для путеводителя В. Я. Ничто меня не утешит – ни муж, ни дети, ничто. В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом Мир искусства. В серии чёрно-белых ксилографий (1922–23) изданной в виде альбома «Пейзажи Павловска вдеревянных гравюрах», проявились технич. Заниматься масляной живописью ей теперь было нельзя и все свои живописные искания она начала выявлять в цветном эстампе и акварели.
Александр Николаевич впоследствии вспоминал: «Эрмитаж в те годы пустовал. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом.
1905 год. Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Лебедева (с 1905). Издательство Общины св. 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Лебедева, 1932 все– в ГРМ). Жена С. В.
Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. С первых же шагов в искусстве жизнь А. П. Остроумовой, в ту пору еще не имевшей второй фамилии, была связана с объединением «Мир искусства».
Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Двоюродный брат. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. После Окт.
Чистяков (по выражению В. А Серова – истинный учитель незыблемых законов формы), К. А. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину.
Однако, вклад, сделанный Остроумовой своими литографиями в «портретную галерею» Петербурга, остается все же чрезвычайно ценным ибо суть этих изображений все же полна особенностей этого подлинного художника и даже, пожалуй иному они покажутся особенно милыми именно потому, что в них меньше маэстрии, что Остроумова, в расцвете своего таланта и мастерства, сумела в них предстать во всем очаровании наивности, что весь подход здесь художника к задаче отличается той непосредственностью, которая обыкновенно бывает уделом лишь одних начинающих. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. АХ СССР (1949), нар. Курбатов искусствовед-любитель (по профессии химик), художник и искусствовед C. П.
Что вырезано, то и остается четким и ясным. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Бенуа предлагал художнице раскрасить «чёрные листы. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954).
Выразительна и необычна ее ксилография Портрет Л. Н. Иногда детали, слегка набросанные, резко вылезали вперёд, а главное куда-то исчезало». Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству.
Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Серова. Особенно тесным было ее сотрудничество с журналом "Жупел. Петербург был ее любимым городом.
Французская школа» с историко-художественным комментарием С. Р. Вид на крепость ночью» (1946). Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество».
Сидоровым «подлинной поэмой или ораторией об одном из прекраснейших городов на земле». Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Кругом была тишина.
Группа лиц во главе с Александром Николаевичем Бенуа – гениальный коллектив (как его справедливо назвал Перцов в своей книжке Литературные воспоминания) – не оставляла меня. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. С гордо закинутой назад головой. Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда. Архитектура для нее – лишь часть его общего облика.
Репина, К. А. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. Обед». — А. Р. ), «Отдыхающая крестьянка» и многие другие, поражают зрителя своим широким письмом, силой и хорошим рисунком. – Да. - А дальше что.
И тогда же исполнила небольшую по началу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Она делала только то, что ей хотелось делать. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора.
А следующим опытом художницы в этой области стал альбом «Петербург», продолживший знаменитую серию «Большие Петербурга». В гимназии Анна была очень застенчива. Одна из лучших ее гравюр – "Летний сад зимой".
Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Она всегда умела связать себя известной проблемой и заниматься ею не разбрасываясь, не покладая рук с тем скованным (и все же не перестающим трепетать) темпераментом, который затем продолжает жить в подлинных произведениях искусства, будь то огромные фрески исторические картины или крошечные виньетки. В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Она ведь близкий друг художника исполнительница его воли. В них архитектура очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
А затем случилась война. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». много путешествовала исполняя пейзажи Италии, Нидерландов, Испании, Бельгии. Эти отступления послужили ей даже на пользу. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам.
облика города на Неве. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро) также много работала в технике акварели. Он радовал и вдохновлял. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив).
Гл. Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась.
исполнила ряд акварельных портретов (И. В. Туманностей нет». И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру.
«Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. «. М., Изобразительное искусство, 1974). Я любовалась дворцами, мимо которых мы плыли, а Сергей Васильевич, кажется, больше смотрел на меня. Она, живя несколько лет в деревне, в небольшом имении «Нескучное» своего покойного отца Евгения Александровича Лансере, знаменитого скульптора, близко подошла к жизни окружающего ее русского народа, его полюбила, его восприняла полной душой.
Она прошла курс обучения в столичной Академии художеств (1892—1900), где занималась у В. В. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта.
Ее вещи, как большая «Беление холста» (Третьяковская галерея), «Отдыхающие жнецы» (автор имеет в виду, очевидно, картину «Крестьяне. Но при этом она была далека и от произвола случайных фантазий, так часто принимаемых менее проникновенными натурами за вдохновение. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. Если придется бросить искусство, тогда мне погибель. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина.
Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Он вспоминал: «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учебе и книгам – так опротивела за три года зубрежка наизусть. Остроумова-Лебедева пишет: Однажды, на одном из докладов. Автор трехтомных мемуаров Автобиографические записки (Л., 1935–1951). Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим. Применительно к колориту в живописи термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.
Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Гоголя, Л. Н.
духа того времени сочетается сутверждением непреходящей ценности архит. Бакст, Д. И. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Что же делать.
Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Во мне все пело. Кустодиева (1921), А. П. Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу. Чл.
А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». О. -Л. В годы блокады О. -Л.