От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Хотя художник считал свои работы в стиле ар-нуво не более чем возможностью для получения денег, которые он мог бы потратить на реализацию более серьезных вещей, но критики думали иначе. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Тело мухи состоит из трех частей: голова, брюшко и грудь, оканчивающаяся тремя парами ног.
Акварели эти художник называл «Блаженствами». В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Дистиллированная красота, которая не может не притягивать.
Техника создания – масло и яичная темпера. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений известных сегодня всему миру. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Еще задолго до того, как банки супа Кэмпбелл оказались на стенах Нью-Йоркского музея современного искусства, а Энди Уорхолл стал крестным отцом массовой культуры, Альфонс Муха показал, что реклама тоже может считаться искусством. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. И все же это просто унитаз.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице, в Моравии, которая была в то время частью Австро-Венгрии. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Холст, масло. франков.
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Муха остался без средств к существованию. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В представлении принимала участие Сара Бернар. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. От того, что здесь его называют Мюша. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (чешск. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Он согласился. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Весна, 1894 год. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
В 1906 году мастер женится на Марии. Афиша стала революционной. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Частная коллекция. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Просто они красивы неземной красотой. Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Это было довольно прибыльным делом. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Позже у них рождаются две дочери и сын.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»). Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Аметист, 1900 год. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
После образования в 1918 независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Приведем краткое описание картины. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Альфонс был первым сыном во втором браке. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Интересна история внучки Мухи. От заказов не было отбоя.
Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк».
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). По окончании гимназии он пытался поступить впражскуюАкадемию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Является единственным официальным музеем художника. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. От заказов не было отбоя. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Это было время творческих скитаний и поисков себя. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
От заказов не было отбоя. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе.
В ту пору он заинтересовался историей славян. Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Ничего подобного до Мухи никто не делал. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения.
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой.
Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи.
Альфонс Муха (чеш. Холст, масло. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Тем летом он решил отдохнуть от Парижа и своей ежедневной работы –создания плакатов и иллюстраций, он уезжает в Ипанию, а затем – на Балканы.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Художник моментально становится знаменитым. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Семья была большая.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Холст, масло. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»).
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Длина тела мухи может быть от нескольких миллиметров до 2 см.
Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Но это не так.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Например, аметист – это ирисы. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Хитилова была соотечественницей Мухи. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Название пришло из Франции. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим.
Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Mucha Museum, Прага. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В настоящее время она живет в Чехии.
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Рубин, 1900 год. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Серийная живопись — еще одна черта его творчество. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея». У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. В настоящее время она живет в Чехии. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Оформительскую задачу художник решал комплексно. Я предложил мою работу о драпировках.
Великая актриса была очарована работой. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия.
Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Муха, приверженец славянского сепаратизма, с энтузиазмом взялся за работу с новым правительством. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Муха остался без средств к существованию. Холст, масло. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет.
Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Начиная с1897годаон организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журналLa Plumeпосвящает ему специальный номер. Хитилова была соотечественницей Мухи. Она захотела познакомиться лично с автором афиши.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
От заказов не было отбоя. С 1904 по 1913 гг.
Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. В1879годуМуха был замечен и приглашён вВенув художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Близится Рождество. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Славянский Эпос, 1928 год.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Он с удовольствием писал то, что любил сам. На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. А то легендарное кафе, в котором был сделан первый набросок, предприимчивый де Бруноф купил, чтобы показывать за отдельную плату стол-черновик. В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Одна часть является ступней, с двумя острыми когтями и липкими подушечками. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Но на этом сказка закончилась. Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью. Топаз, 1900 год.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». Мадонна лилий, 1905 год.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Мальчик с детства хорошо рисовал. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
На фото слева: Цветок, 1897 год. Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций.
Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. У неё две дочери.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Да и самого художника в Европе порой считают французом. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Слева автопортрет художника. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Музей Альфонса Мухи, Прага. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин.
При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Художника пригласил Институт искусств в Чикаго, лекции в котором он читал на протяжении трех лет. Кроме того, Муха с детства был окружен мистической атмосферой архитектуры Моравии, ее религиозной специфики. Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Причина, разумеется, не в размере. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Это новое направление, с энтузиазмом подхваченное французскими художниками, основой которого послужило именно ломка старых традиций, характеризовалось еще и повышенным интересом к восточным мотивам. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Предки его занимались выращиванием винограда. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. Все свое свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.
Занимался он и практической работой. Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет.
Дама с камелиями, 1896 год. Каждая нога мухи разделена на пять частей-члеников.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. У неё две дочери.
В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Интересна история внучки Мухи. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Изумруд, 1900 год.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Он рисовал афиши для различных театральных постановок. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие.
1893 год. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Альфонс Муха в своих работах стремился приобщать простых людей к искусству модерна с помощью понятных всем элементов декора: красивых женщин и цветов. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Ivanice) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Муха остался без средств к существованию.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Но судьба благосклонна к гению. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».