Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную».
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
260 х 389 см. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Углы комнаты даёт другим цветом.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. Стайны подружились с художником. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».
Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь.
Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. А. Матисс «Музыка» (1910). Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Но об этом уже сказано в других разделах. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось.
Такой, какой был у Матисса в его доме. В настоящее время существует в двух версиях.
На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин. Художник с любовью относится к изображению предметов. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Холст, масло.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Первым пунктом назначения стал Алжир. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Ни одной лишней детали. Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Жил Матисс в это время трудно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». У создания картины «Танец» своя необычная история. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Оазис Бискра, готовый приютить уставшего путника в тени финиковых пальм, поразил Матисса своей красотой и величием. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Он является продолжением ковра на стене. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям». В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Творить он не переставал до конца. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Другое название этой работы – «Десерт». Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).
Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Исчезают стул и обои.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать.
Очертания стола с трудом угадываются. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Тема панно — танец. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Он прожил еще 13 лет. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Анри Матисс. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице.
Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма». Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. После долгих странствий — кроме России и Африки Матисс успел объехать Европу, побывать в Океании и Америке — художник решил осесть в пригороде Ниццы.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Художник сделал несколько эскизов. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
1901 год можно назвать годом становления художника. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Заручившись поддержкой целого ряда спонсоров, включая всё семейство Стайнов, Матисс основал в Париже собственную Академию.
Существуют лишь предположения искусствоведов. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». У Анри и Амели один за другим родились два сына. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Вскоре Матисс отошёл и от пуантилизма, отказавшись от точечных штрихов в пользу широких свободных мазков. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни.
Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Ж. Помпиду).
В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
Холст, масло. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал.
Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Матисс был старше на двенадцать лет и к тому времени успел стать известной персоной в мире живописи. Все люди на картине находятся в неподвижности.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Эта дружба в его судьбе значила многое. Фона в привычном понимании в этой работе нет. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Ковёр на этой картине – реальный. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Помогает определиться в пространстве также окно. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique).
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Разумеется, это иллюзия. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Зачем. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Так и случилось. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Мадам Матисс поначалу благоволила Делекторской и часто сетовала на разлад в отношениях с мужем — после долгих лет счастливого брака Амели окончательно осознала, что главное место в сердце супруга всегда будет занимать живопись.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Речь идет о фовизме. Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка».
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм".
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Доминика и Девы Марии.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Ж. Помпиду, Париж).
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В 1941 году у Матисса был диагностирован рак брюшной полости и перенес операцию, которая приковала его к постели.
Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Больше ничего нет.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. fauves).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Он знакомился с художниками разных стран. И он отправился путешествовать.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Работая над мужскими фигурами при написании картины, Матисс стремился свести их к элементарным формам.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам.