В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. Я совершенный дурак перед этой картиной. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Яйла», «Горный склон.
«Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Отец Куинджи был сапожником. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном.
До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста.
Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
И характер художника ничуть не изменился. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Центральное место среди них заняла "Осенняя распутица" (1872). Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Определяется и творческий метод художника. Это имело большое значение в дальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податного сословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивает дополнительные цвета: задний план написан в холодных сине-зеленых тонах, передний – в теплых коричнево-красноватых. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Рериха. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты идеала и натуры. Картина или действительность. Моросит дождь. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты.
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Это я слилось, спаялось с искусством. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Мир, полный неги, красоты и покоя. В картине нет ярких световых эффектов. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Неужели это художественное впечатление. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.
Сам он никогда о себе ничего не писал, считается, что он не умел писать и был мало грамотен так как его происхождение из самых низов. В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности идеализации образа натуры. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Его просто-напросто не принимали в Академию.
Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств.
У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Нет больше выставок Куинджи. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Таков был этот оригинальный человек. Вся культурная Россия знала Куинджи.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Неожиданно для себя Крамской обнаруживает в Архипе Ивановиче самобытного философа и недюжинного политика. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам.
Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Рисовал с детства, где только мог.
Своему детищу – Обществу им. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Ведь Кавказ Куинджи символичен. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Искрится легкая рябь на воде. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
«Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи.
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. и А. М. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
«На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. Не был принят художниками и «Вечер». «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Перед нами было одно из чудес природы мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям.
Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность через 5 минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть.
Крамским – идеологом передовых русских художников. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Своеобычный способ выражений, выразительная краткость и мощь голоса навсегда врезались в память слушателей его речи. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы.
Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г.
В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе, Степь в цвету и Степь вечером. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. В северной природе царят гармония и покой. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Рылов, К. Б.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. А передвижничество не предполагает романтизма.
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Однако, в выбранных тонах он представляет удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Страдания художника были невыносимы.
Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. И оно пришло, но в следующем столетии.
Этот поступок он объяснил желанием покинуть зрителя в зените славы, пока его мастерство не начало слабеть. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
Картины исполненные им в 1870-х годах показывают участие художника в идеях передвижничества. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Крым», «Крым.
Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.
В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. О нем говорили, как о маге и чародее.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Крым» и многое другое. Противоположный берег тонет во мраке ночи.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Знают как строгого критика и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному.
Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. И все это было результатом его напряженных поисков.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Ученики любили и уважали Куинджи. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году).
В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В том числе две с одним названием. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Деньги шли на поощрение молодых талантов.
В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Этой работой начался т. н. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Первое прикосновение к краскам и кистям.
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. получает звание классного художника.
Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Даже нападки делали это имя еще более значительным. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. – восклицал Репин.
Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. После этого, закрывшись в мастерской для творческой работы, Архип Иванович продолжал вести активную общественную жизнь. Природа представляется Куинджи столь грандиозной, что человек кажется в ней мелким, жалким. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
Успех картины превзошел все ожидания. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Рерих, А. А. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить.
«Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Кавказ».
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Что это такое. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Их вереница извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем.
Это был взрыв.
В 1874г. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.
Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Мальчику не удалось получить образования. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако первые две попытки оказались неудачными.
Друзья не понимали причин, волновались. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Это совершенно другой, обновленный и технически и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом.
Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Куинджи не стал затворником. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Отец Куинджи был сапожником. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Куинджи же сам объяснял так:. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Крым», «Морской берег. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и абсолютно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и др. ).
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Часто изображается художниками и всегда по разному. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. В благородной тревоге И. Н. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.
Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Как мы знаем, этого не произошло. А. И. Куинджи для ежегодных премий.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Картина Север завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году и была последней из этой серии. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Куинджи советовал писать этюды так, чтобы природа запечатлевалась в памяти и настаивал на том, чтобы сама картина создавалась не с этюдов, а от себя. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Отношение творца к изображаемому – основное в картине.
В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Его мастерская была лабораторией исследователя.
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
А потом упорно из года в год все делал новые попытки. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым.
Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии.
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных.
В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Берёзовая роща – символ России. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой.
«Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Краски горят на белых стенах хаты. Архип Иванович учил живописи Н. К. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Вид на гору Демерджи. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). В возрасте шести лет мальчик остался сиротой.
Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Еще несколько работ, примыкавших к "Осенней распутице", в том числе "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875), принесли ему новый успех.
В том же 1873г. В. М. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня».
Выставка 1882 года была последней для художника. В 1873г. Рассказывают, что однажды Д. И. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.
Богаевский, А. Борисов. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Среди его учеников были Н. К. Пейзаж стал необратимо темнеть. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Для современников художника его картины были радостным откровением.
В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Наступили долгие годы молчания. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени.
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Ах, как живо помню я его за этим процессом. Она не понята была даже Крамским. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». «Березовая роща» – идеал природы. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Совершенно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя. Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи.
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Тем более это относится к серии «гор». Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Тишина царит над миром.
Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Петрушевским изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. Мальчик с детства любил рисовать. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Они по-детски просты и естественны. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Петербург жил открытием выставки. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. В 1868 году художник принял участие в академической выставке.
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Он мечтал о товарищеском и духовном единении. В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Вот до чего доползла змея клеветы.
Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.