То была своеобразнейшая биржа труда. Но доктор искусствоведения Светлана Степанова в своём исследовании, посвящённом картине, утверждает, что ни сам Иванов, ни его современники, видевшие процесс создания полотна, ни брат художник Сергей ни прямо, ни косвенно об этом не свидетельствовали. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно. Ему много раз приходилось выпрашивать продолжение пенсиона. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку.
Ничуть не бывало. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. В полном соответствии со своей ранней картиной, когда Иисус обращается к Марии: «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Заехав в Италию прогуляться и посетив чудака-художника (о котором уже судачила вся Россия), Тургенев был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал студеной водой.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». А прибыв, первым делом навещал Испанскую лестницу. Это ложь, я в этом уверен. Многие даже подозревали, что работы, представляемые молодым Ивановым, пишет за него отец. Убегает из мастерской, бродит по улицам, бросая кисть на целые недели. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев.
Он был обрадован и удивлен высокой оценкой своей работы, так как считал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» только началом творческих поисков. Деньги все вознаградятся. В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836).
Да и чего им опасаться Иванова. Но и за три года Иванов не закончил работу. Воля ваша, я вижу во всем этом волю провиденья, уже так определившую, чтобы Иванов вытерпел, выстрадал и вынес все, другому ничему не могу приписать. Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения.
В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Увлеченный идеей, художник создал громадное количество работ – быстрых набросков, подготовительных рисунков, схем размещения росписей. Израненная неудачной любовью душа художника внезапно заражается идеями революции. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет.
Подавляла творческую инициативу юного художника обстановка, царившая в Академии. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».
Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. Поначалу Иванов мало выделялся своими успехами. Бывают минуты, когда мастер сам, как от чумы, шарахается от своего творения.
Ради Христа, разберите, что это все значит. И словно последняя насмешка судьбы.
В процессе работы над картиной художник создал множество этюдов с натуры, многие из которых по своим художественным качествам не уступают самой картине. В двенадцать лет он поступил в младший класс Академии художеств. Он сгорит за три дня. Эта картина тоже является отчётной работой перед Обществом поощрения художников, за продлённую командировку.
Это должно было стать своего рода современным истолкованием Библии. Рим в то время считался самой экзотической столицей Европы. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза. Не бойтесь, эту сумму он не возьмет себе может быть из нее и копейки не возьмет для себя, – эта сумма будет вся употреблена на вспомоществованье истинным труженикам искусства, которых знает художник лучше, нежели какой-нибудь чиновник и распоряженья по этому делу будут произведены лучше чиновнических.
А существовал я дотоле, – не позабудьте, – единственно доходами с моих сочинений. Картина говорит зрителю о прекрасном.
В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна.
Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Пишу к вам об Иванове. Иванова заподозрили в том, что он делает это нарочно, чтобы получить побольше денег. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу».
Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Всякий художник, желающий обрести себя, стремился сюда. После недавней провальной Крымской войны простым людям (на восприятие которых автор возлагал все свои надежды) не до высоких философских идей, даже не до спасения души. Он экономил на каждой мелочи доходило до того, что художник утолял голод хлебом и водой. попутно изучая основы библии.
Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. Император АлександрII дважды приезжал смотреть «Явление Христа народу», лично беседовал с художником и высказал ему похвалу и благодарность.
Уже дело его стало, наконец, всем объясняться. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах.
Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). Гоголя, с которым А. Иванова связывали дружеские отношения).
Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Когда Рим посетил наследник престола, будущий император АлександрII, Иванов, оставшийся к тому времени совсем без средств к существованию, обратился к нему с просьбой о пособии. Он был недоверчивым и замкнутым человеком.
Похоронен Иванов в Петербурге, на кладбище Девичьего монастыря. По его мнению, «кропатели» гениями не бывают. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург.
Он плохо разбирался в людях и фактически жил своими иллюзиями. Поздним соболезнованием откликнутся Крамской и Стасов. Картина была выставлена в Зимнем дворце.
Сын повторял судьбу отца. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». Однако, поездка чуть не сорвалась. В 1833 году художник заканчивает работу над произведением «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».
Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». С выставкой картины в Академии художеств бесконечно тянут. Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Здесь в то время поощрялись доносы и шпионство, проводились обыски среди учеников. И, потрясенный, Александр Андреевич бежит из холодного, бездушного Петербурга в Москву.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Уже в одиннадцать лет Александр Иванов становится вольноприходящим учеником Академии (1817—1828), после окончания которой он уезжает в Италию (1831) и пребывает там практически до конца отпущенной ему жизни. А Академия художеств присвоила Иванову звание академика живописи. В 1835 году Иванов написал картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения» и отправил ее в Петербург.
Вот таким образом у мальчика возникло отвращение к академическим порядкам. Он поражал учителей успехами в рисовании и живописи. Мать Александра Андреевича занималась хозяйственными делами.
За эти-то подвиги нужно, чтобы ему была выдана награда. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Брак А. И. Иванова и рождение сына лишили его когда-то заслуженного им права на заграничное пенсионерство. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой.
Лишь для одного художника, поразившего воображение самого царя, сделали исключение. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». В начале 1850-х годов Иванов на время бросил работу над «Явлением Христа народу». Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров.
Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно. Вся семья жила художественными интересами. Достоинство уже начинает обнаруживаться всем. В 1835 году художник начал писать картину на холсте размером 172 х 147 см. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века.
Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. В этом творческом процессе более всего поражает нынче то, о чем тогда не подозревал никто. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». А роскошная шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. В 1833 году у Александра Андреевича возник замысел новой монументальной картины — «Явление Христа народу».
Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. В 1845 году его мастерскую посетил император НиколайI. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича.
Урок этот нужен, чтобы видели все другие, как нужно любить искусство. Поразил Тургенева и метод художника. Позднее Александр был зачислен в мастерскую профессора Егорова. Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств. Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество.
Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Мои сочинения связались чудным образом с моей душой и моим внутренним воспитаньем. «Куда он пишет такую картину, – недоумевал поэт, – ведь ее и повесить-то будет некуда». В 1817 году Александр поступает в Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Следующая картина «итальянского» периода творчества живописца — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», над которой он работал с с 1834 по 1836 год.
Сострадательнейшие из них говорили: «Сам же виноват пусть бы большая картина шла своим чередом, а в промежутках мог бы он работать малые картины, брать за них деньги и не умереть с голода», – говорили не ведая того, что художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в душевное дело, уже невозможно заняться никаким другим трудом и нет у него промежутков, не устремится в мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй. В 1848 году в Европе грянула революция. Завершает ранний период творчества художника картина Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-34), созданная Ивановым уже в Риме, которая отличается необыкновенно тонкой композиционно-колористической гармонией и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. В большой семье Ивановых (у них родилось десять детей из которых до абсолютнолетия дожили пятеро) Александр Иванов был старшим среди братьев. Его обучала мать и для него нанимали учителей. В течение нескольких лет он исполнил две картины.
Это очень сильно поддержало Иванова. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. В 1831 году Иванов поселился в Риме. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался.
В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. Брюллов называл Иванова «кропателем».
Сам Иванов любил эту картину. Картина вызвала восторг. В 1830 г., написав требующуюся картину, Иванов отправляется в Италию. Она вызвала восторг публики, все поставили ее в один ряд с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. Вдобавок ко всему Александр Андреевич вскоре тяжело заболел. И самое страшное: Иванову кажется, что он теряет веру во Христа. Вся работа производилась во мне и собственно для меня.
Так создавалась самобытнейшая толпа Явления (каждый из персонажей на картине чуть ли не в полтора человеческого роста. ) посреди сожженного солнцем пейзажа Кампаньи, которая, как считал автор, воскрешает Древнюю Палестину. Не скупитесь.
Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Его отец, Андрей Иванович, также был художником – профессором Петербургской Академии художеств. Он идет своей собственной дорогой и никому не помеха. Создаваемые в порыве нескончаемого вдохновения, с удивительной, едва ли не импровизационной легкостью, они отличаются размахом и богатством воображения и той подлинной монументальностью, которой к середине XIX века европейское искусство давно уже не владело.
Мальчик, разумеется, поступил вИмператорскую Академию художеств, которую иокончил сБольшой золотой медалью. Через некоторое время картина была помещена в картинную галерею Эрмитажа. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками.
В картине, как известно, присутствуют только мужчины, но самые выразительные черты мужских лиц списаны были Ивановым си женских. И вот почему я теперь пишу вам. Работая над картиной, художник создает множество этюдов, чудесных пейзажей (например, Ветка), портретов (один из них — Н. В. В мае 1857 года он вернулся на родину.
Русских художников-пенсионеров посылала на стажировку Академия сроком на три года. В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет. В продолжение более шести лет я ничего не мог работать для света. Однако в 1837 году, когда работа уже была близка к завершению, он взял другой холст, в семь раз больший (540 х 750 см).
Ответ Иванова оказался двусмысленным. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. Его учителем был отец — А. И. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Интриги завистников, тупость публики, бюрократическая канитель буквально добили художника.
Художник уже задумал картину «Явление Христа народу», которая стала главным трудом его жизни. Александр Иванов (1806-1858). Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины.
У живописца появился новый замысел, еще более грандиозный, но откровенно несбыточный. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Художник задумал серию росписей на стенах специально сооруженного здания, вроде храма. Как вестник и страстный ее пропагандист, в Рим является Александр Герцен и Иванов ему увлеченно внимает. Но и туда не успевает.
Вскоре художник перестал понимать цену деньгам, которые получал на исполнение картин, своими отсрочками он создавал себе дурную репутацию. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. Картина поглотила художника целиком.
С моей души я уже снял его этим самим письмом: теперь он повиснул на вас. Он работал над ней более двадцати лет и создал действительно непревзойденный шедевр. За годы работы у Иванова от переутомления развилась тяжелая болезнь глаз. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос».
Художник уже всем надоел своими просьбами, его начали избегать. Александр Иванов был старшим ребёнком. Те же, что хотели остаться и далее, пускались в самостоятельное плавание. Художник мучительно переживал свой провал.
Это античность, воспринятая через Возрождение. Онистал первым учителем своего сына. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. По заданию Общества поощрения художников Иванов выполнил в Риме копию фрески «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, поразив своим мастерством и итальянских и русских художников.
Его находки (возьмите этюд Драпировки, лежащие на круглом столе) сделали бы честь многим новаторам живописи конца XIX века. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Устройте же это дело не то – грех будет на вашей собственной душе.
Мальчик отличался неповоротливостью и медлительностью, бросалась в глаза его неспособность быстро соображать, плохая память при заучивании наизусть, отсутствие способностей к словесным наукам. Влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, Иванов решил жениться на ней, но отец отговорил его от этого шага. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Русский художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге.
Он поддержал художника, но годы шли, для продолжения работы нужны были деньги. Что за непостижимая судьба этого человека. Начав свое творчество в Италии с двух ставших известными картин (Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, 1831—1833 Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, 1835), Александр Иванов следующие двадцать лет трудится над главной картиной русской живописи — Явление Христа народу. Я знаю и отчасти испытал сам.
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Иванов принялся за «Явление Христа народу». В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем.