Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство. Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Она прочнейший ковер.
Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году. Экстер к тому времени уже вернулась в Париж и участвовала в этом событии в качестве одного из представителей масштабной российской секции. Ее учениками были И. М.
Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Скончалась в 1949 году. В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ».
Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом. Однажды в 2008 году специально для того, чтобы самому посмотреть произведения авангарда, хранящиеся в музеях, на Урал приехал крупнейший французский исследователь искусствовед Жан-Клод Маркаде. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме.
С группой ведущих модельеров страны работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922–1923), принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923). В 1924 художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым.
Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым. Иногда помимо конструктивной роли, выделенный центр в ее театральных работах обретал еще и смысловую нагрузку. здесь разгулялось». её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России.
Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра». В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке. В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей». И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы.
В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ». Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него – с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.
Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника.
В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Творчество этой художницы, перемалывавшее влияния кубизма, футуризма, супрематизма и конструктивизма, было многополярно: Экстер жила и работала в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Париже. Так далеко театр еще никогда не забирался. Её отец был коллежским асессором (гражданский чин). Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10».
В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. Как можно заметить в самых разных ее работах, в основе этих построений лежал принцип «центрирования». Впервые приехав в Париж в 1907 году, она перезнакомилась со всеми знаменитостями – с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи – и узнавала кубизм и футуризм из «первых рук». Впечатление от нового французского искусства было подобно озарению, внезапно пришедшей ясности. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо.
Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Рабинович, И. И. Ею созданы сценические костюмы для балетных спектаклей с участием Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер.
От других авангардистов Экстер отличало еще и чувство укорененности в культуре. Это свидетельствует о том, что издатель рассматривал перспективы художницы в европейском, если не мировом масштабе. Представленные на ней театральные работы Экстер получили золотую медаль. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm».
Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Примечательно, что этот же принцип перешел у нее затем и в сценографию.
Её привлекал фовизм. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Одну анфиладу почти полностью занимают станковые произведения от наиболее ранних до наиболее поздних и перед зрителем последовательно проходят натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции, поздние работы, синтезирующие в себе различные мотивы, а также вклиниваются как напрашивающаяся параллель рукописные книги, оформленные Экстер и ее театральные фантазии (эскизы к неосуществленным спектаклям, схемы декораций для различных зрелищных заведений, – театра, цирка, оперетты и пр. ).
В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса. Это был период нового взлёта её живописи. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество».
Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ». В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии.
Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям. Именно она познакомила русский авангард с новациями французских и итальянских современников.
Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме. Я долго разыскивал работы Экстер. Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер.
Училась в киевском художественном училище (1901–1903, 1906–1908), вольнослушательница). В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа.
Эскиз к постановке испанских танцев» (1918-1919). Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. Она задумывает свои костюмы почти всегда динамически. Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма).
она преподавала в московском Вхутемасе. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России.
Она активно участвует в художественном процессе в Париже, продолжает театральную деятельность, ее декорации даже пересекают океан и выставляются в Нью-Йорке. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы.
Центр у Экстер почти всегда выделен, он задает тон, определяет всю композицию, неважно, центростремительной или центробежной она воспринимается (ср., например, «Беспредметная композиция» (1917-1918) и «Движение плоскостей» (1917-1918). На нынешней выставке это особенно наглядно демонстрируют ее рукописные книги. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась.
Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б. Г. Романова, В. Ф. Нижинской и Э. Э. Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр). Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер. Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».
Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М. Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена). его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ). Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см.
В 1915 примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести.
В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи.
Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии.
Этот фильм поправу считается одним изсамых смелых иноваторских схудожественной точки зрения. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер».
В 1921–1922 – в Высших художественно-технических мастерских в Москве. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. (Ср., например, Кандинский: «. Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Таиров и Экстер были пионерами».
После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых.
Интересно, что при таком предельном обобщении передается не только суть роли – характер и повадки персонажа, выраженные в позе и в заданной схеме движения, – но и социальное положение и историческая эпоха. Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Приехал он и в Нижний Тагил. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм.
Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»).
Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. Течение действия выражалось в текучести декорационных элементов.
Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра. « Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Так, в «Quatrains» О. Хайяма (1936) за основу взята персидская миниатюра, «Мистерия крови» А. Франса (1941) исполнена по мотивам западноевропейских рукописей позднего средневековья, в «Оде к Вакху» Горация (1937) переработаны приемы и стилистика античной живописи.
На бумаге костюмы Экстер выглядят неуклюжими и абсурдными, но в фильме они были безукоризненны. Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино.
Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ». К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль.
Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета. В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918г. На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями. В июне 1924 года ей наконец удалось выехать из Советского Союза под предлогом показа своих произведений на Венецианском биеннале. Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». «В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе.
Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). Работы к трем главным для Экстер постановкам, демонстрируемые здесь достаточно подробно, наглядно показывают, как художница, увлеченная в середине 1910-х – начале 1920-х годов абстракцией, в числе первых создает трехмерную беспредметную сценографию, – декорации, сконструированные из объемных геометрических элементов. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других.
В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Благодаря активному участию в различных выставках она приобрела известность и стала своей не только в русских, но и в европейских художественных кругах. В натюрмортах Экстер среда и предмет существуют абсолютно отдельно друг от друга. TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством.
Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов. Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Участвовала в российских и европейских выставках авангардного искусства (Салон Независимых, Бубновый валет, Трамвай В, Союз молодежи и другие). Отныне художница работала восновном втеатре.
Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. В это же время проявила интерес к прикладным искусствам использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. В 1915 познакомилась с А. Я. Таировым и начала работать в Московском Камерном театре. И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. Нивинский, А. Г.
Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики. Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина. Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения». Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках.
Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Тышлер. В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер.
Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др. ), Франции (Салон Независимых – март 1912-го и др. ), в Италии. В бурные 20-е и 30-е годы минувшего века русские парижане привнесли в мир кубизма восточную красочность, мелодичную и радостную, почерпнутую из керамики и лубка, ковров и вышиванок, писанок и икон. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма.
Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. За границей Александра Экстер продолжает работать. Считается одной из основоположниц стиля ар-деко в дизайне. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение.
За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой.
Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес. Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ». Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения». С 1924 года жила в Европе. По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Еще до отъезда во Францию у нее появились контакты с авангардистами в Киеве и Санкт-Петербурге.
Тем самым Экстер осуществляла по-своему мечту многих художников этого времени, занятых вопросами границ искусства и театрализации жизни, – мечту ощутить себя внутри картинного мира или почувствовать себя окруженным картинным пространством. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. «Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей».
–1949, Фонтен-о-Роз под Парижем)Художник, график, художник театра. Родилась в Белостоке (Гродненская губерния). Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Тогда их вообще никто не покупал. Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ». В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным.
Проблемы пришли позже. Экстер Александра Александровна (1882-1949) – известная художница, представлявшая авангардные направления супрематизм и кубофутуризм. Член и экспонент объединений «Звено» (1908), «Бубновый валет» (с 1910), «Союз молодежи» (с 1913), «5 х 5 25». Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье., но в. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ». Так, А. Эфрос писал о ее декорациях к «Фамире Кифареду» : «Аполлоническая статика» держала центр торжественной лестницей.
Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. Живя в Париже в 1907 году, где училась в Академии Гранд-Шомьер, подружилась с П. Пикассо и Г. Аполлинером, а в Италии с футуристом А. Соффичи.
Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Создала оригинальный стиль «конструктивистского» театрального костюма и декораций, была художником знаменитого кинофильма Я. Протазанова «Аэлита» (1923). В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы).
Москва) вРоссии. Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.
На родину художница больше не вернется. Последний потряс ее до глубины души. Проходила обучение в Киевском художественном училище.
Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Экстер реализовала вМоскве идею, родившуюся вПариже, где весной 1914 предполагалось организовать аналогичное мероприятие, позволяющее показать практические возможности новой кубофутуристской пластики. Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей. Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга.
Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». 1931). При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России.
В 1903, выйдя замуж за адвоката Н. Е. Экстера, устроила в своем доме салон-мастерскую, ставшую впоследствии центром киевского авангардного искусства. В послереволюционные годы занималась преподаванием: в 1918 в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Преподавала в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства (1925–1930) и ателье М. Франкетти.
В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Вторая же анфилада полностью посвящена театральной части творчества Экстер, разворачивающейся почти параллельно (в хронологическом смысле) станковой, причем трем главным постановкам в наследии художницы – названным выше спектаклям Камерного театра – отдано три специальных зала. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923).
« Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ». Таким образом, ее имя окончательно вписалось в историю современного искусства наряду с Малевичем, Лисицким, Родченко или Мондрианом. Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Система ее творческих взглядов складывалась в среде молодых художников-авангардистов, в числе которых были Александр Богомазов, Давид Бурлюк и их старший товарищ Николай Кульбин. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга.
Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. Иногда Экстер создавала непосредственно стилизации, тонко обыгрывавшие первоисточник. Экстер (урожденная Григорович) Александра Александровна (1882, Белосток Гродненской губ. В 1921- 22 гг. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ». Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест».
Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. Отношения этих двух элементов активны и энергичны. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене).
Костюмы к «Аэлите» прекрасны. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Переработка народных мотивов придала особую окраску декоративности произведений Экстер, когда под декоративностью понималось не только решение формальных задач (другими словами, принцип «искусство для искусства»), но и вплетенность искусства в жизненную среду. «Композиция» (начало 1920-х) и «Эскиз мужского костюма к «Ромео и Джульетте» (1921) или «Балерина. Экстер могла увлечься роскошью форм, не всегда достижимой в послереволюционном театре, но никогда не забывала, в каком виде искусства она работает.
Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Так, он писал: «Поэтическая речь есть ковровая ткань имеющая множество текстильных основ. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления.
Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Она была широко образована и знания становились одной из тем игры в ее работах. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство.
Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Животный, растительный, степной, скифский, египетский, – какой угодно, национальный или варварский, – он всегда говорящ, видящ, деятелен».
Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.
Война резко оборвала многообещающую западную карьеру Экстер и в последующие десять лет она оказалась заблокированной в России. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность.
Она представила девяносто две работы, включавшие преимущественно проекты театральных костюмов, а также несколько абстрактных и кубофутуристских полотен, получивших высочайшую оценку, что позволило некоторым критикам с уверенностью назвать ее участие первой персональной выставкой художницы. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась).
Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Так, например, об оформленной Экстер «Саломее» А. Эфрос писал: «Саломея решалась как капитальная сюита протекающих красочных плоскостей. Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга.
Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915. Таким образом, в эскизах костюмов Экстер происходит «опредмечивание» абстрактных форм благодаря характеру и сущности персонажа. Эта постановка стала настоящим триумфом. В 1908–1914 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии. В 1945 умер Г. Некрасов.
В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ).
Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем.
Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Получив блестящее академическое образование и впитав в себя все актуальные течения началаXXвека от фовизма и кубизма до итальянского футуризма и советского конструктивизма, Александра Экстер добилась глубины, филигранности и точности в своих работах и выработала уникальный персональный стиль, который оказал основополагающее влияние на становление арт-деко. Это был русский еврей, сын киевского банкира. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. В этом произведении благодаря работе с цветом фигуративные реминисценции поглощаются самостоятельными, чисто беспредметными планами. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг.
С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Отныне он не достоин изображения. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери.
В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости.
Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ). Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание. Здесь ненавязчиво совмещены два принципа – тематический и хронологический.
При этом работы художницы экспонируются и за границей.
Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года. В России долгое время считалось, что произведения, созданные Экстер, как и многими другими авангардистами, на «загнивающем западе», не представляют интереса.
Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. Участник выставок с 1908. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических.
Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Опыт был огромной смелости. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи.
Движутся вообще, движется сами им внутри себя. Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. Родилась в Белостоке в 1882 году.
И в этом случае на картине она изобразила самою себя». В 1914 в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо». В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ». В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус. В противоположность принципу совершенной автономии беспредметных планов – максималистской эстетике, настойчиво провозглашаемой Малевичем – цветовые планы вступают у нее в плодотворные взаимоотношения.
Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями.
Приезды художницы изПарижа наканикулы вКиев превращались для её друзей внастоящий праздник: она привозила все парижские новинки– публикации, фотографии идаже оригиналы работ. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма.
Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ». Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. Среди гостей иучеников упомянем Л. М. Лисицкого, И. М. Рабиновича, И. Г. Эренбурга, его жену Л. М. Козинцеву иеё брата, будущего кинорежиссёра Г. М. Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского. Даже если на творчество Экстер повлияли формальные ограничения французского кубизма и линейная динамичность футуризма, ее картины свидетельствовали об исключительном чувстве цвета и вели к новой концепции живописи как независимого исследования цветовых сочетаний, диссонанса, стихийных пространственных ритмов. Подолгу живя во Франции и Италии, Экстер никогда не порывала с «левыми» художниками Москвы, Петербурга и Киева.
Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. В 1925-30 гг. Экстер известная как отважная модница, вместе со своей подругой Соней Делоне стала одним из основоположников стиля ар-деко, соединившего авангард и шик. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. «дионисийская динамика» определяла фланги скатами и кубами, взгромоздившимися на ребра".
В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Оттуда они более не вернутся.
Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников. В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914).
Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии.
Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». При этом работы художницы экспонируются и за границей. Однако, начиная с 1930-х годов она болезненно ощущала сокращение возможностей развития модернистских направлений в искусстве. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки». После этой выставки уЭкстер сложились особые отношения сМалевичем, который летом приглашал её всвою московскую мастерскую, где вдали отпосторонних глаз рождались первые супрематические полотна. Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года.
Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки. В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита). Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева.
Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям.
Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter. Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище.
К оформленным ею постановкам, вошедшим в историю как русской, так и мировой сцены, относятся прежде всего: «Фамира Кифаред» (по И. Анненскому, 1916), «Саломея» (по О. Уайльду, 1917) и «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, 1921), осуществленные в Камерном театре под руководством А. Таирова. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Став выпускницей, Александра Александровна продолжила обучение вольнослушателем в КХУ. Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. Человек очень интеллигентный, элегантный, умный.
В 1908 при содействии Давида Бурлюка устроила выставку «Звено». Умерла в 1949 году в пригороде Парижа Фонтен-о-Розе. Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха. И очень многое в нем определялось колористическим «менталитетом» художницы, сформировавшейся под сильным воздействием цветовой стихии украинской народной живописи.
Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др. Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Она продолжила эти новаторства. Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России.
Так в «Натюрморте с яйцами» (1914) на вещи, украшающие праздничный пасхальный стол, надвигается, окружает, пытается их себе подчинить, мир окрашенных плоскостей, по-разному ориентированных. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Образование будущая художница получала в Киевской гимназии святой Ольги.
В 1907 году Александра уехала в Париж. Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. Не эмигрировали, нет, просто остались.
Маринетти. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить»). Жил он под Нью-Йорком. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже.
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ». Родилась всемье акцизного чиновника. Лисимом. О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо. После учебы в местном художественном училище молодая девушка, очарование и талант которой способствовали продвижению по социальной лестнице, мечтала об одном: продолжить образование в Париже.
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). С 1928 жила в пригороде Парижа Фонтенэ-о-Роз. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали.
Укорененность Экстер в культуре проявилась также в использовании любимых ею с детства мотивов украинского народного искусства (родом художница была из Украины). Костюмы Экстер – это и есть застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Зачем писать то, что видимо. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). В Париже она брала уроки у портретиста Карло Дельваля и обучалась в знаменитой академии Гранд-Шомьер на Монпарнассе. «Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
« Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». Ее кубизм всегда был цветным. Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924).
В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ).