Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Ленинская премия (1964). В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Он посещает Америку, Францию, Италию.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта.
Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Их получилось около 300. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Вс. Член-учредитель ОСТ.
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. И все.
Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». После Февральской революции занятия в училище прекратились.
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж.
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Полетико. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Самое простое— обратиться на форум AI: экспертного заключения, понятно, не получите, но полный набор аргументов за и против почти гарантирован. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Художественный образ предельно величав и обобщен.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. В начале 1950-х гг.
К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Где остальные мозаики — неизвестно. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней современности, какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. 2009–2011». Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. путь зигзагообразный, путь колебаний. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. В 1919-1920 гг. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Картина «Окраина Москвы. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Таким видит город Дейнека Александр. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
В 1924 году художник съездил в Донбасс. На фоне высочайшей требовательности членов ОСТа формировалась творческая индивидуальность Дейнеки. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Италия на них яркая и солнечная по ней ездят на велосипедах рабочие, ходят загадочные монахи, а мраморные римские статуи взирают на всех со своих пьедесталов. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Мерно и стройно шагает отряд. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Картина «Окраина Москвы.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Его картины находятся во многих собраниях и музеях, его стиль часто используется в рекламе, дизайнерских проектах. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Но враг не пройдет.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Исследования, книги, выставки. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Дома тревожно притихли. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Они занесены снегом. появилась из небытия прямо перед торгами или в последние несколько лет— это повод очень сильно насторожиться и, если работа понравилась, тщательно всё проверить. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета.
Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Происходит кристаллизация режима. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Фон дан скупой линией отдаленного города. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Ноябрь 1941». Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах Безбожник у станка, У станка иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса В огне.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Много общего между ними и в решении пространства.
Уходят весь лиризм и поэтичность, перед нами вновь встает в полный рост монументальность, присущая художнику. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Учился в Харьковском художественном училище.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927).
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
Художник и сам говорил: «. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Он не показывает непосредственно боя с противником.
С задачей он, впрочем, все равно справился. В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).
Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье. Строг и суров ритм картины. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства».
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Но картина не была одинокой удачей.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). У финиша", 1927). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Но картина не была одинокой удачей. Ноябрь.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Талантлив он был и в литературном творчестве. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».
В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Писал футбол. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Но была и противная сторона. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Здесь ломать копья бессмысленно. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Не торопясь прошествовал по-мужицки одетый бородатый Фаворский» Кстати именно графический факультет Владимира Фаворского выбрал Дейнека из всего разнообразия, преподававшегося в ту пору во ВХУТЕМАСе.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Дейнека действительно был большим мастером. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43).
Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Монахи в красном», написанной во время путешествия. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. «Весь путь ОСТ –. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника".
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. театре им. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. В картине практически нет никаких примет быта. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).