Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915).
В 1927—1932 годах Бенуа жил в Риме (Виа Виченца, 31, затем— Вияле Реджина Маргерита, 287), где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (оформил 26 спектаклей). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. В 1919—1924 годах учился в ПГСХУМ (Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, бывшая Императорская Академия художеств), в 1922 году преобразованные в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). А. Н. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, ослепительный агент художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, сверкающий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Александр Николаевич Бенуа (фр. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик.
Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). Открыт в 1778 (архитектор Дж. «В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
В искусстве нет места произволу и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
Гофмана (1899, Гос. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). 1912). картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Учился самостоятельно.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых».
С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Имел большое влияние на целое поколение художественных деятелей конца XIX века.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. 1914. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. 1913).
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Александр Николаевич, выдающийся художник и художественный критик.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Из литературных работ Бенуа наиболее известны "История русской живописи" (1901) и богато иллюстрированное издание "Русская школа живописи". Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает.
Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга). Нурок. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Один из центров мировой оперной культуры. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). Они организовали кружок любителей искусства. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Родился А. Н. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Серебряковой. Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста.
В конце 1896 года сообща с друзьями Александр Бенуа впервой приехал в Париж и полюбил тот самый город в этом месте им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Русский музей стр.
В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). 1913).
Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. Ей недостает именно историзма. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок».
Николай-Александр-Михаил родился в Ораниенбауме в семье известного художника Александра Николаевича Бенуа. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. И в науке и в художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Его отец был архитектором. В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Машков иКончаловский. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Но даже с большевиками А. Н. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др.
был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. 1916).
Однако прямых указаний на сотрудничество художника с чекистами в известных документах нет и этот вопрос остаётся невыясненным. «Я не чувствую природы искусства. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Реставрационный отдел. ). Возникли в 15-16 веках. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. «От этих.
С. 150). В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. 1909).
Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). Не исключено, что А. Н. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм.
Детство и многие годы жизни А. Н. В 1903 создал серию иллюстраций к Медному всаднику – один из шедевров русской книжной графики. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А.
Еще в 1910-х годах как единственный из наиболее активных деятелей и организаторов (сообща с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа больше всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали важный славе русского искусства. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
1909). Шаляпина и З. Е. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже.
Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Жил в основном в Петербурге. Т. 1. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург XVIII – начала XIX в. и Франция Людовика XIV. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
Сомовым и В. Ф. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством. В 1898 году вместе с С. П.
Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Почувствовав это, А. Н. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Однако в СССР нельзя было жить вне политики.
К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Родился в 1870 г. окончил курс в Петербургском университете, по юридическому факультету изучал живопись в Париже (1897 – 1899). Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа.
Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке.
Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Сын Н. Л. Бенуа. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Но врецензии (Выставка «Союза» (I).
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. Выставлял на выставках: "Мира Искусства" и "Союза русских художников".
Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков».
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. С 1926 года жил во Франции.
С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Дягилевым. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ.
Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. Пример этого – картина Парад при Павле I, где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вкупе с тем чувствуется нюанс юмора, чуть-чуть ли не сатиры. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа мог видать глазами человека XX века. Пьермарини, G. Piermarini).
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Он не мог иначе. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Александр Бенуа был женат.
Автор множества картин, живописующих быт XVIII века во Франции и России. Но и здесь перед А. Н.
В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения.
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». С 1926 жил в Париже. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. с консервативно-охранительских позиций. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Бенуа уже в апреле 1923 года.
Оба художники. Из письма художника к Ф. Ф. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге).
В 1898 году вместе с С. П. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Знак зодиака — Телец.
Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Дягилева, забывая, что именно А. Н. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Окончил престижную 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие).
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года. Именно там им были написаны «Версальские серии». В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904).
Из научных трудов Бенуа наиболее замечательны капитальное исследование: "Царское Село" (СПб., 1910) и "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа" (СПб., 1911). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917). Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Точнее было бы сказать, что А. Н. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей.
Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. 1913).
1912 Две выставки. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Он не перегружает книгу орнаментально-декоративными украшениями, жертвует ими ради рассказа. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы.
В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. Достоевского, к русским темам. Русский музей).
Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне.
В 1937 году получил итальянское гражданство в 1937—1970 годах был директором художественно-постановочной части театра Ла Скала (126 постановок часть оформил со своим отцом). Одновременно с обучением в гимназии К. И. Мая (1912—1919), он занимался у своего отца и театрального художника О. К. Аллегри, а в 1916—1918 годах— в Новой художественной мастерской у В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. С конца 1932 года снова жил в Милане (Виа Данте, 16, затем— Пьяцца Мария Аделаиде, 2 здесь после его смерти была установлена мемориальная доска Фондом культуры СССР и миланским муниципалитетом).
Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. На всем протяжении своей жизни Александр Бенуа, биография и творчество которого были неразрывно связаны с Россией, оставался ее горячим патриотом и старался сделать ее культуру популярной во всем мире. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. 1916).
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. 1912). Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей.
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества. Впервые представил акварельные работы на выставке 1893 и сумел обратить на себя внимание. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство.
1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М.
Именно там им были написаны «Версальские серии». Бенуа: Леонтий Николаевич, профессор архитектуры. Главные постройки: церковь в Гузах (Владимирской губернии), православные церкви в Дармштадте и Гамбурге, дворец великого князя Николая Михайловича в Боржоми, собор в Варшаве, гинекологический институт в С. -Петербурге, мавзолей в Петропавловской крепости в Петербурге. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Кроме того, супруга Александра Николаевича – Анна Карловна Кинд, верная спутница всей его жизни, категорически возражала против эмиграции, считая нецелесообразным на старости лет покидать родное гнездо. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В собственной живописи и графике, обращаясь к вечным духовным и эстетическим идеалам как к антитезе противоречиям современности (см.
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Он начал работать с К. С. 1912 Еще оновых путях живописи. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. 1916). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
Был в 1901 – 02 годах редактором журнала "Художественные сокровища России". Философовым, К. А.