Пускай влияние это было не столько стилистическим (хотя и здесь можно найти известные протягивающиеся от него нити), сколько идеологическим. В качестве первого издания только что основанного объединения решили взять «Медный всадник», а иллюстрации к нему предложили делать А. Н. Бенуа. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Живопись Бенуа отличается чрезвычайной элегантностью мазка и тональности. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Но можно ли говорить только о балетных спектаклях.
Его отец был архитектором. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. На всем протяжении своей жизни Александр Бенуа, биография и творчество которого были неразрывно связаны с Россией, оставался ее горячим патриотом и старался сделать ее культуру популярной во всем мире. Гениальный Дягилев, бывший организатором (героическим) этих заграничных гастролей, решил, чтобы рассеять недоразумение, сделать показательный опыт: он предложил создать декорации и костюмы для своих балетов знаменитым западным живописцам — Андре Дерену, Раулю Дюфи, Марии Лорансен, Пабло Пикассо и другим, тоже никогда до того не работавшим в театре. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
В общем издание получилось эклектичным: искусством книги здесь и не пахло, а плохое качество репродуцирования убило художественную значимость оригиналов. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Опубликовал «Мир искусства» ( 1 за 1904 год) и прекрасные иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, но о них речь впереди. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.
«Таковое требование, 151 вспоминал он впоследствии, 151 взорвало меня и я решительно отказался внести и малейшую правку». В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Годом позже, вПетербурге, открылась первая выставка художников группы «Мира искусства». Большой драматический театр (бывший театр Суворина), «на репертуарное направление которого имел очень большое влияние А. А. Блок» (председатель репертуарной комиссии), представлял собой «несомненно одно из интереснейших художественных явлений Ленинграда как по наличию прекрасных артистических сил, входивших в его состав (во главе сН. Ф. Монаховым), так и по составу его режиссуры (во главе — художник А. Н. Бенуа)» («Советская культура», Москва, 1924). Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. А. Бенуа — 26 из которых — 9 версальских пейзажей, затем — Петергоф иПавловск, а также — Нормандия, Бретань, Испания, Италия, Швейцария Третье место отведено Зинаиде Серебряковой (21), тоже давно живущей вПариже. Не исключено, что А. Н. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Сам А. Н. Бенуа посвятил этой теме серию черно-белых рисунков, опубликованных в альманахе издательства «Шиповник».
Картина ожила во всем своем драматизме. Академии художеств СССР, Москва, 1950). Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
На первом — Валентин Серов (27 вещей). В1898 году при их ближайшем участии и благодаря организационной энергии Дягилева вышел в свет первый номер художественного журнала «Мир искусства», порывавшего с господствовавшей тогда вРоссии идеологией передвижнического реализма. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Лишь с началом ХХ столетия можно, по словам А. Н. Бенуа, говорить о «расцвете графики».
Переделывать иллюстрации художник отказался. Театральная декорация в ту эпоху относилась к так называемому «прикладному искусству». Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Русский музей стр. Они организовали кружок любителей искусства.
Бенуа никогда — ни в балете, ни вопере, ни вдраме — не ограничивал свою театральную деятельность исключительно декоративной частью. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Верди, «Рюи Блаз» В. Гюго, «Идиот» Ф. Достоевского (и вкинематографе — с незабываемым Жераром Филипом в роли князя Мышкина), «Свадьба Фигаро» К. Бомарше, «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Брак поневоле» и«Смехотворные прелестницы» Ж. Б. Мольера, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, «Царевич Алексей» Д. Мережковского, «Пушкинский спектакль», «Грелка» А. Мельяка иЛ. Галеви, «Филемон иБавкида» Ш. Гуно, «Ноктюрн» А. Бородина— Н. Черепнина, «Обольстительница Альцинея» Ж. Орика, «Амфион» Поля Валери и другие. В дальнейшем Александр Бенуа сотрудничал в журналах «Золотое руно», «Старые годы», «Аполлон», в газетах «Слово», «Русь», «Речь».
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Так точно и художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание первым долгом (и прежде всяких мыслей об орнаментировке) 151 на основное требование красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку и т. д. » 1.
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Александр Николаевич Бенуа (фр. Ей недостает именно историзма. Пьермарини, G. Piermarini). Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Стихотворения поэтов, творчество которых было созвучно «Миру искусства», были обрамлены узорной орнаментикой.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей.
В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Продолжая разрабатывать пушкинскую тему, Александр Николаевич в 1906 году выполнил шесть иллюстраций к «Пиковой даме», которые были воспроизведены в 1910 году в многотомном собрании сочинений великого поэта, выпущенном издательством Брокгауза и Ефрона. В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Резюмируя, Бенуа прямо ставит вопрос о необходимости создать «новое цельное искусство книги, новую графику, которая была бы и живая и яркая и простая, но которая вязалась бы со значительностью печатного слова». Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: На берегу пустынных волн, Наводнение в Петербурге в 1824 г. В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое эстетство, мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности, – говорил Бенуа.
На страницах «Мира искусства» было опубликовано немало работ Александра Бенуа. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения.
Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. На устроенной вПетербурге (Ленинград, 1964) Научно-исследовательским музеем Академии художеств СССР выставке рисунков и акварелей русских художников конца XVIII — начала XX века Александр Бенуа среди 208 участников этой выставки занимает по количеству представленных произведений второе место. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV).
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Государственное издательство, Москва, 1928).
Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Замечания его, однако, никогда не носили «технического», профессионального характера: техника сама как бы приходила навстречу его словам. Именно там им были написаны «Версальские серии». Это абсолютно правильная справка.
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
Как писал уже в 20-х годах, в парижской эмиграции, В. А. Верещагин, они по-считали рисунки «футуристическими». «Лучший иллюстратор Пушкина» 151 так называлась статья искусствоведа и библиофила Ильи Самойловича Зильберштейна, опубликованная в «Огоньке» в 1966 году. Почувствовав это, А. Н. Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Я помню, с каким тактом и выразительной силой Бенуа сумел воссоздать на сцене, в пьесе Мережковского «Царевич Алексей», знаменитую картину Николая Ге «Петр Первый и его сын Алексей».
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». В прямом смысле этого термина — никто. Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Хронологический охват 151 от конца XVIII до первой половины XIX вв. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Кроме того (и здесь — самое важное), вся эта зрительная, зрелищная сторона спектакля неотделимо сливалась внутренней логикой, скрытыми ритмами с музыкальным и хореографическим развитием постановки. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. «Все, что у меня получалось из-под карандаша и пера, 151 вспоминал Бенуа, 151 находило его полное одобрение, а то и возбуждало восторг»4. Борис Кустодиев — 19 экспонатов Козьма Петров-Водкин иФилипп Малявин — по 16 Мстислав Добужинский иКонстантин Сомов — по 15 Михаил Врубель — 14 Анна Остроумова-Лебедева иИлья Репин — по 11 Александр Яковлев — 10 Василий Шухаев, Борис Григорьев иГеоргий Верейский — по 8 Николай Рерих — 7 Сергей Чехонин, Сергей Судейкин иНатан Альтман — по 6 Лев Бакст — 5 Евгений Лансере — 4 Скольжение продолжается: я, то есть — Юрий Анненков, — 3 Иван Билибин иГеоргий Нарбут — по 2 Петр Кончаловский — 1 Леонид Пастернак — 1 Михаил Ларионов — 1 Владимир Лебедев — 1 Лев Бруни — 1 Мартирос Сарьян — 1 Ян Ционглинский (у которого я обучался живописи)— 1 и так далее. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи.
Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. В театральные мастерские «переводятся самые слабые студенты, от которых отказываются другие руководители персональных мастерских». Он начал систематическую научную публикацию произведений искусства, хранящихся в русских музеях. Александр Бенуа принадлежит своей эпохе, от которой мы уже оторвались. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
Эпиграф гласил: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Бенуа расцветил один экземпляр, который был размножен полиграфическим путем.
Знак зодиака — Телец. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Таким образом иллюстрации не были связаны ни с текстом, ни тем более с другими элементами книжного убранства. В1927 году А. Бенуа, живя уже за границей иллюстрировал «Урок любви в парке» французского писателя Рене Буалев, «Страдания молодого Вертера» Андре Моруа и«Грешницу» Анри де Ренье — книги, вышедшие на французском языке, вПариже Приведенный список, разумеется, далеко не исчерпывает все графические работы А. Бенуа. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Борьба за новые формы началась. На страницах журнала регулярно публиковались его «Беседы художника», среди которых были «Об импрессионизме», «Парижские выставки», «Юсуповская галерея», очерки о художниках Феликсе Валлотоне, Теофиле Стейнлене, К. П. Брюлове, К. А. Сомове. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. В том же 1904 году увидела свет «Азбука в картинках», тоже напечатанная лучшей в «Экспедиции заготовления государственных бумаг». Может быть, этому способствовали выбираемые им сюжеты — дворцовые парки, дворцы: Петергоф, Версаль Конечно, Бенуа не писал только Петергоф иВерсаль, но эти темы являются для него особенно характерными.
Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. До Бенуа бытовали две точки зрения на искусство иллюстрации. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Для трехтомного, вышедшего в свет в 1899 году к 100-летию со дня рождения, собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина изданного Анатолием Ивановичем Мамонтовым (18391511905), Бенуа сделал иллюстрацию и заставку к «Пиковой даме». "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", – говорил Бенуа.
главу об Анне Ахматовой), что мне удалось присутствовать в1911 году вПариже, в театре «Шатле», на первом представлении «Петрушки» Стравинского. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. А для книги Рихарда Мутера «История живописи в XIX веке» изданной в Мюнхене в 1894 году и переведенной в России в 1900-м, он написал главу о России.
Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Сколько оперных и драматических спектаклей оформил Бенуа. А. Н. Бенуа, личность едва ли не самая яркая и одаренная из всего состава Мира искусства, наложил на это течение неизгладимую печать своего влияния. Но главное было в ином.
Аплодисменты и вызовы носили стихийный характер. Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Серебряковой. Но ни Александр Бенуа, ни все перечисленные выше его современники, как я уже сказал, никогда не были «профессиональными» декораторами: они отдавали свое искусство театру только в тех случаях, когда это представляло для них художественный интерес, но отнюдь не «профессиональное занятие». Он полагал, что все элементы художественного убранства книги тесно взаимосвязаны: «Даже тогда, когда художник призван только украшать книгу, он обязан помнить о ее целостности, о том, что его роль подчиненная и что она может стать прекрасной и образцовой только в случае, если ему удастся создать красоту в этом подчинении, в этой гармонии. Жил в основном в Петербурге. За ней последовали две станковые иллюстрации, предназначенные для 4-го тома книги Н. Кутепова «Императорская охота на Руси».
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Но всвою эпоху он был новатором, утверждавшим новые пути. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». «Наша группа» 151 это страстный пропагандист искусства Сергей Павлович Дягилев (18721511929), художники Константин Андреевич Сомов (18691511939) и Лев Самойлович Бакст (18661511924), литераторы Вальтер Федорович Нувель (1871151. ) и Дмитрий Владимирович Философов (18721511940), дружба с многими из которых он дружтл еще со школьной скамьи. Александр Бенуа был автодидакт. А. Н. Бенуа отвергал и ту и другую точку зрения. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Революция заключалась именно в том, что на их место пришли станковые художники, выставлявшие свои произведения на выставках, но не имевшие никакого отношения к«профессии» театрального декоратора. В станковой технике его симпатии были отданы XVIII веку.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Следует отметить, что художники начала прошлого века часто изображали тему смерти. »3.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. По мнению Алексея Алексеевича Сидорова, тема книги 151 это лишь маскировка, предлог. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Как рассказывал Бенуа, особенно не понравился «рисунок изображавший самого Пушкина с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости». Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
Точнее было бы сказать, что А. Н. Зарождением настоящего графического искусства Россия обязана художественной группе «Мира искусства», в центре которой в конце девяностых годов XIX века находились юные художники и рисовальщики Александр Бенуа, Константин Сомов, Евгений Лансере, Лев Бакст и их друзья, любители искусства, очень много сделавшие для его обновления: Сергей Дягилев, княгиня Мария Тенишева иСавва Мамонтов. Целый ряд юных художников, завоевавших впоследствии крупное имя, были при их первых шагах решительно поддержаны Александром Бенуа и эта опора была для них особенно ценной и чувствительной.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Ленинградская школа графических искусств. Но политика сама постоянно вторгалась в жизнь человека, который не имел ни определённых политических убеждений, ни желания вставать в открытую оппозицию какой бы то ни было власти.
В 1897 году он создал «Последние прогулки Людовика XIV», а затем продолжил свои опыты в области иллюстрирования в 1898-м. Программу журнала в ее первом приближении разработал Александр Бенуа. «Мир искусства» уделял много внимания вопросам графики и оформления книги. Под «художественной промышленностью» Бенуа, подобно этому английскому художнику, о котором мы уже рассказывали читателям, понимал комплекс самых различных отраслей и ремесел, включавший и книжное дело. Поднявшись, занавес открыл зрительному залу музейный шедевр.
Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Блеск знаменитостей затмил пока еще мало кому известные имена А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
«Мир искусства» объединял наиболее передовое течение русского искусства в первом десятилетии этого века. Книжку можно перелистывать неоднократно и каждый раз открывать в ней что-то новое. Эта повесть продолжала волновать художника и он на протяжении нескольких лет работал над большим циклом графики, чтобы выразить не всегда легкие для восприятия идеи «Пиковой дамы». В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Бенуа стал задумываться об эмиграции. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Тот же источник света.
Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Из новейшей гадательной книги».
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Один из номеров журнала представлял собой поэтический альманах. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Рисунки к«Пиковой даме» и к«Медному всаднику», несомненно, войдут в классику иллюстрационного искусства. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея).
Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. И в этом художник шел вразрез с практикой иллюстрирования, обычной для его друзей по «Миру искусства», которые старались избегать «тональности» и решали тему в черно-белом исполнении. Темы: «Прогулка императора Павла со свитой» и «Прогулка Николая Павловича с Александрой Федоровной».
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Оба художники.
В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов.
В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. «Не надо забывать в украшении книги об ее архитектуре», 151 эти слова сказаны человеком исключительно много сделавшим для становления искусства книги в России. Сыновья Альберт (18521511937) и Александр стали художниками, Леонтий (18561511928) 151 архитектором, внуки Евгений Евгеньевич Лансере (18751511946), Зинаида Евгеньевна Серебрякова (18841511967), Николай Александрович Бенуа (19011511988) 151 художниками, пра-внук Питер Устинов (19211512004) 151 писателем и актером. Бедный, длиннолицый царевич робкой походкой подходит к столу, кладет на него руку.
«От этих. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. «Не гнушаться старины (хотя бы «вчерашней»), 151 писал он, 151 и быть беспощадным ко всякой сорной траве (хотя бы модной и уже приобретшей почет и могущей доставить чрезвычайно шумный внешний успех).
Я уже говорил в этой книге (см. Но одной-двух работ для него мало и он решил воплотить свои замыслы в художественных сериях. К этому он добавил: «Мало придумать для нее (для книги 151 Е. Н. ) заглавный лист, виньетки и концовки. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Автором либретто, декораций и костюмов был Александр Бенуа. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Они оставались, увы, столь же безликими и скучными, как и их французские коллеги.
Событием, перевернувшим жизнь Бенуа, стал выпуск журнала «Мир искусства», название которого перешло к группе художников, а фактически и к целому направлению русской художественной жизни. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Среди них 151 и исполненный в 1900 году пейзаж «Парк» (первый опыт Бенуа в технике литографии) и рисунок шмуцтитула для задуманного им альбома репродукций собственных работ и множество заставок, концовок и прочих орнаментальных украшений, которые мы найдем на страницах журнала 7-8 за 1902 год. В «Пиковой даме» акцент был сделан на шести цельностраничных иллюстрациях, помещенных на вклейках и развертывающих перед читателем сюжетную линию повести.
К сожалению, в последнее десятилетие «профессионализм» стал снова отвоевывать свое место на сцене (и вособенности в кинематографе). Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Воспроизводилось все это в старой технике хромолито-графии, а издателем выступало «Товарищество А. Голике и А. Вильборга», созданное в 1903 году в Петербурге Романом Романовичем Голике и Артуром Ивановичем Вильборгом. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Глава семьи Николай Леонтьевич Бенуа (18131511898) был известным в свое время архитектором и вместе с Константином Андреевичем Тоном (17941511882) строил Большой Кремлевский дворец. Шаляпина и З. Е. Переполнившие огромный зал зрители были положительно потрясены и среди них — я тоже. с консервативно-охранительских позиций. Среди «выдающихся художников, которые посвящают силы печатному делу», Александр Николаевич называл К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина, С. П. Яремича, В. Д. Замирайло, М. В. Добужинского, В. Я. Чемберса (о каждом из этих людей мы в свое время расскажем читателям).
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. В качестве наиболее яркого примера может быть назван Марк Шагал.
и В. М. Васнецовы. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Русские «профессиональные» декораторы, однако, к этому успеху не имели никакого отношения.
Это мы, художники (не профессионалы театральной декорации, но подлинные художники), делали не только декорации, но помогали также выработке главных линий танца и всей мизансцены. Это не было копией, не было подражанием: это было воплощением, приведением к жизни. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. По мнению Бенуа, только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Зрители, театральные предприниматели и критики (впрочем, не все и не сразу) ощутили и поняли перед лицом неожиданной реформы, что «специальность» театрального декоратора была лишь «профессиональным» заблуждением, губившим художественные качества спектакля. Как говорится, finita la comedia. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника.
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Сюжетная основа серии 151 кончина некоего вельможи, что перекликается со «Смертью Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Он не мог иначе. И при этом никакого «искусства в книге», а тем более «искусства книги» не существовало.
«Садко» Н. Римского-Корсакова, «Лекарь поневоле» и«Фауст» Ш. Гуно, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Манон Леско» и«Тоска» Ж. Пуччини, «Гибель богов» Р. Вагнера, «Жонглер Парижской Богоматери» Ж. Массне, «Трубадур», «Фальстаф», «Риголетто» и«Травиата» Дж. Ни одно из новых течений не вызвало вБенуа отрицательных реакций. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
А. Н. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».
Александр Бенуа участвовал в его работе не только как художник, но и как литератор. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915).
С 1926 года жил во Франции. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. В художественной промышленности избегать вычурное, дикое, болезненное и нарочитое, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принципы спокойной целесообразности 151 иначе говоря, «вечной красоты». Стареют подражатели, эпигоны. А. Н. Бенуа выступал здесь как бы соавтором Федора Кузьмича Сологуба (18631511927): решенный тонкими линиями пейзаж здесь вполне реалистичен. Мировой театр воскрес и его расцвет длился почти полные сорок лет. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа».
Подобной точки зрения придерживались многие художники-передвижники, вследствие чего исполненные ими иллюстрации были «искусством в книге», но никак не «искусством книги». К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы.
Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Кто был «учителем» Александра Бенуа.
Кроме того, супруга Александра Николаевича – Анна Карловна Кинд, верная спутница всей его жизни, категорически возражала против эмиграции, считая нецелесообразным на старости лет покидать родное гнездо. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В течение почти целого полувека Бенуа был одним из самых глубоких русских художественных критиков. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.
Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. До прихода русских живописцев (А. Бенуа, Л. Бакст, К. Коровин, М. Добужинский, А. Головин, Н. Рерих) на театральную сцену декорации исполнялись профессиональными декораторами, анонимными ремесленниками. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.
Реставрационный отдел. ). Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Он говорил о зависимости иллюстратора «от другого творчества», о том, что художник «не должен забывать о необходимости гармоничного сочетания своей работы с той, в которую он призван войти». Такова была первая книга, целиком оформленная Александром Николаевичем Бенуа (если не считать «Азбуки», в которой текста не было). На «И» 151 «Игрушки», на «Т» 151 «Театр», на «Ч» 151 «Чучело», на «Ю» 151 «Юнга». Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.
Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.
был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Человека, написавшего это, звали Александр Николаевич Бенуа. Верещагину работа понравилась.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. В 1898 году вместе с С. П.
Они внесли на сцену собственные живописные концепции, освободив таким образом театр от мертвящего профессионализма. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Гофмана (1899, Гос.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В книжной форме этот цикл был воплощен в издании, выпущенном «Товариществом А. Голике и А. Вильборга» в 1911 году и переизданном в неспокойном 1917-м. Но даже с большевиками А. Н.
Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Душой его был Василий Андреевич Верещагин (18591511931) 151 крупный и влиятельный сановник, страстно любивший книгу. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Один из центров мировой оперной культуры. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Совершал длительные заграничные поездки. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др.
С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. Из письма художника к Ф. Ф. Игрушки даны не сами по себе 151 они активно действуют в сценках, названных «Усадьба», «Первое знакомство», «Хор кормилиц». Александр Бенуа был женат.
Говорят, что природа, однажды сотворив гения, отдыхает на его потомках, но семья Бенуа опровергает расхожее мнение. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Когда рядом с вещами Босха, Брейгеля или Арчимбольдо я смотрю на «сюрреализм» какого-нибудь Сальвадора Дали, он кажется мне, несмотря на его усы, каким-то обрюзгшим калекой по сравнению с этими родоначальниками сюрреализма, которые до сегодняшнего дня сохранили свою молодость и значение.
Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Бенуа уже в апреле 1923 года. Таким образом имя вдохновителя было названо 151 Уильям Моррис. Русский музей). В оформлении всячески обыгрывалась тема карточной игры.
От Азбуки иИгрушек (серия открыток), а никак не от книг Г. Нарбута или Д. Митрохина поведем мы происхождение превосходной в художественном отношении современной книги Ленинграда Их общая литографическая яркость и сочность рисунка их смелость и стремительность, живописность, прекрасно вяжущаяся, однако, со шрифтом, — все это наследие А. Бенуа» (А. Федоров-Давыдов. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
Как человек искусства Бенуа был неизменно универсален. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Место действия 151 Гатчина. Затем пришли сезаннисты, кубофутуристы, беспредметники.
Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Отец его жены Альберт Катеринович Кавос (18011511863) построил московский Большой театр и петербургский Мариинский театр.
Но и здесь перед А. Н. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Наталия Гончарова, Чюрленис, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Георгий Якулов, Давид Штеренберг и сколько других — на выставке не представлены. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Новаторы никогда не стареют. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. Возникли в 15-16 веках.
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.
В том же самом ключе, что и «Азбука» и в том же самом 1904 году были сделаны «Русские народные игрушки» 151 почтовые открытки, только-только входившие тогда в моду. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Туда «попадают художники, которые не способны к живописи, не способны к рисованию и являются художниками второго сорта» (изд.
Великий русский поэт был близок ему по духу, а его герои 151 понятны и симпатичны. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В начале ХХ столетия в Петербурге возникло первое в России библиофильское объединение 151 «Кружок любителей изящных изданий».