Дома тревожно притихли. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Фон дан скупой линией отдаленного города. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Строг и суров ритм картины.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Мерно и стройно шагает отряд.
Но враг не пройдет. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Набережная Сены, Париж. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Ноябрь 1941». За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. В картине практически нет никаких примет быта.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. 2009–2011».
Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Полетико. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Он не показывает непосредственно боя с противником.
В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Картина «Окраина Москвы. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. С задачей он, впрочем, все равно справился. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. И все. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В 1928-29 гг. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. носивший название Безбожник у станка (т. к.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Исследования, книги, выставки. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Это были молодые художники, объединенные любовью к станковой живописи, несмотря на то что конструктивисты и прочие крайне левые предвещали картине как произведению искусства скорую кончину. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
И художник вновь справляется с вызовом. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Таким видит город Дейнека Александр. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ)., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Где остальные мозаики — неизвестно. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. В кафе, Париж. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Художественный образ предельно величав и обобщен. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Их получилось около 300. Они занесены снегом. Предельная обобщенность образов превращает их в символы.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.