Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. То, что Россия совершила этот переход так поздно, повлияло на ряд специфических особенностей её художественного развития. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2. Алпатову, А. И. Его произведения отличаются чувственностью, посвящены прославлению красоты жизни, радости бытия.
Родился в Лейдене в семье зажиточного владельца мельницы. Мурильё). Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов. Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии.
Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Необходимо признать несомненно новым у мастеров «строгановской школы» то, что им удавалось передать глубоко лирическое настроение поэтичного, сказочного пейзажа с золотой листвой деревьев и серебристыми, тонко прорисованными реками («Иоанн Предтеча в пустыне» из ГТГ). Творчество Караваджо является наиболее ярким воплощением реалистических тенденций, так как он впервые в итальянской живописи стал необычайно реалистично трактовать библейские и евангельские сюжеты и изображать фигуры и предметы, что шокировало публику (изображение босоногих апостолов, фруктов с гнильцой).
больше 30), объединяя героико-эпическое и драматическое начало. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты.
Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Действительно, своими неправильными живописными приёмами Рембрандт передаёт не форму, а впечатление от неё и своё собственное, подчас субъективное переживание.
Влияние его на русскую живопись могло бы оказаться сильнее, но при Анне Иоанновне он был арестован, заключен в Петропавловскую крепость, был в ссылке и умер на пути оттуда. В 18 веке в постройках Х. Б. Характерно, что четыре шатра – чисто декоративные. Как придворный архитектор и скульптор римских пап Дж. Работал в различных жанрах.
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. острая гротескность сменяется у Браувера мягким юмором, сочетающимся с горечью и тоской. Особенности барочной живописи – сложная форма и композиция (чаще всего диагональная), обилие разнообразных ракурсов, культ движения, богатство колорита и контраст цвета и тени.
Такое определение не является вполне точным. Лучшие из них – Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истома Савины и пр. М., 1978. Фомичевой, М. И.
Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Изображения Ивана IV из Копенгагенского национального музея, царя Федора Иоанновича (ГИМ), князя М. В. Необходимо было восстанавливать утраченное. Его строили О. Старцев и Л. Ковалев.
Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. На глади стен выделяются портики, колоннады статуи, рельефы. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Это также время больших перемен в русской церкви.
Акцент делается на внутреннем содержании образа или события. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию.
Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Строителем его был ростовский митрополит Иона Сысоевич. Это фигуры рыбаков, крестьян, сельские пейзажи. Портрет петровского времени).
Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. В XVII в. нидерландская живопись разделилась на две школы фламандскую и голландскую. Вместе с тем искусство стиля барокко выросло на формах классицизма эпохи Возрождения. Ушаков был новатором. Декоративизм – одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия. Наконец, предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр.
Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренес-сансного искусства. Он изложил свои взгляды в трактате, посвященном его другу Иосифу Владимирову, «Слово к люботщательному иконного писания» (1667).
Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Много писал на библейский сюжет. Здания обильно украшаются скульптурой и лепниной. Его шедеврам принадлежат «Давид» и «Аполлон и Дафна».
Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. Построенный в 1667-1668 гг. В произведениях искусства барокко парой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ).
Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Западный фасад Лувра с Павильоном часов построил Жак Лемерсье.
Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. Фресковая живопись XVII в. с большой оговоркой может быть названа монументальной.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Парсуны стольника В. Люткина, Л. Нарышкина конца XVII в. уже можно назвать портретами. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Среди них первое место занимают Кремлевские терема (1635 – 1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Различие тенденций в светской архитектуре 17 столетия ярко характеризуют каменные постройки: Поганкины палаты в Пскове (середина 17 в. ) и дом В. В. Голицына в Москве (около 1687 г. ).
Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. В противовес им перед художниками 17 века действительность предстала не только в большей степени своего реального многообразия, но и во всей остроте своих неразрешимых конфликтов. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством.
В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей. Основной темой искусства стал именно человек. Рембрандт является одним из крупнейших художников прошлого. В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено. Французская архитектура XVII века – архитектура времени совершенной монархии.
С. 17–18, 38–39). происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. В XVI в. активная военная политика и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших европейских монархий. 3оновой, А. Л.
Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. В этой работе ещё очень сильны вышеназванные особенности, характерные для французской архитектуры начала века. Лазаревой, И. М. Хильдебран, художник Ф. А.
Искусство Испании В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Однако феодализм был еще прочен. Развитие книгопечатания способствует расцвету гравюры, сначала на дереве, а затем на металле.
Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Гудона исторической и мифологической живописи Ж. М.
Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Пиранези) послужили отсчётной точкой для позднего классицизма или ампира. Действия его пьес пронизаны попытками найти решение больших жизненных проблем. Активное строительство начинается сразу после изгнания интервентов, с 20-х годов. Наиболее известные работы: Апостол Матфей и ангел, Гадалка, Призвание апостола Матфея, Положение во гроб. В них показаны резкие контрасты света и тени, а также реалистично, как не было принято в ту пору, переданы фигуры главных действующих лиц (апостол Матфей с ангелом написан босым, лысоватым пожилым мужчиной). Человеческие фигуры начинают изображать согласно верным принципам анатомии абсолютно новая задача— изображение обнажённого тела.
Однако социально – политическая ориентация просветительского классицизма меняется.
При этом для классицизма свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих художественное творчество. Другим направлением в науке стал эксперимент: в семнадцатом столетии была определена скорость света, звука, получен ряд химических соединений (серная кислота, азотная и соляная кислоты, соли) исследованы некоторые свойства атмосферы и электричества. Архитектура «нарышкинского барокко» –лишь «посредница между старыми и новыми художественными идеями», некая «провозвестница романтического начала в новом русском искусстве. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Для Франции XVII век был веком больших достижений в разных сферах художественной культуры.
Пигаля, Э. М. Выходец из бедного сословия, данный художник обращался к темам из жизни крестьянства. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране — Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции.
Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных). Увеличение классов научных объектов повлияло на усиление классификационно-описательного элемента в науке: были предложены несколько типов классификации растений — «однодольные» и «двудольные» растения по Дж.
Вот таким образом древнерусское искусство 10-13 вв. Аналог Крузо в социальной сфере — герой популярного в эту эпоху плутовского романа, не имеющий связей и денег, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др. ). Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия.
На втором этапе во второй половине XVII в. усиливаются мистические тенденции, увлечение декоративностью, которая переходила в нагромождение деталей. Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Его любимые темы – «Спас Нерукотворный» (ГРМ, ГТГ, ГИМ), «Троица» (ГРМ) – показывают, как художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, сложившихся в вековых традициях. В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс.
общеевропейского масштаба. Архитектура русского барокко достигла величественного размаха, большой цельности, динамичности в городских и загородных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского села (г. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Культовая создавалась на библейский сюжет, в основном сцены чудес и мученичества (отдельные статуи, скульптурные группы, рельефные композиции, скульптурные надгробия).
об этом: Виппер Б. Р. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Но наряду с ними в искусстве этих стран можно обнаружить черты взаимной общности, позволяющие говорить о 17 столетии как об определенном целостном этапе в истории западноевропейского искусства. В древнерусской графике этой поры много бытовых сцен и портретов. Во главе нового движения, провозглашающего те задачи живописи, которые вели, по сути, к разрыву с древнерусской иконописной традицией, стоял царский изограф, теоретик искусства Симон Ушаков (1626–1686). Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества.
Из портретов наиболее популярным становится парадный портрет. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Бернини четко выражает определенные религиозные идеи. Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4.
Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. Второе – «строгановская школа», условно названная так потому, что некоторые иконы выполнялись по заказу именитых людей Строгановых. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. Каждый сюжет он превращает на праздничное зрелище. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Рибера, Ф. Сурбаран).
Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. Католические соборы отличаются разнообразием форм и пышностью отделки. Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах русской культуры этого периода, способствовало появлению нового взгляда на мир. Примером может служить церковь Троицы в Никитниках (1631–1634, другая дата 1628–1653), построенная богатейшим московским купцом Никитниковым и напоминающая своей прихотливостью форм и декоративной многоцветностью (красный кирпич, белокаменная резьба, зелень черепичных главок, поливные изразцы) хоромное строительство.
Рубенса, Ван Дейка, Я. Йорданса). Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка.
Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Петра и интерьеры собора Св. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева изданного тиражом 2400 экземпляров. Малицкой, В. И. Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма). Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»).
Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. В середине 30-х гг.
Самый известный представитель драматургии барокко испанский драматург Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681). Пуссен был всесторонне образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода.
Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Oсновные черты барокко – парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Несмотря на высоту стен и внушительность белых башен, он не кажется суровым.
В определенной мере барокко противостоит культуре Возрождения, хотя и перенимает высокую оценку античной культуры и попытки реалистичности в изображении действительности (но в новой стилистической интерпретации). Он варьировал ее приемы в императорских портретах. Тьепопо. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи.
В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов. Созданная скорее для коллекционеров, знатоков, любителей икона «строгановской школы» осталась в русском иконописании как образец высокого профессионализма, артистичности изощренности языка, но она свидетельствовала вместе с тем о постепенном умирании монументального моленного образа. В искусстве Испании 17 столетия барокко развивалось в своеобразных формах в архитектуре, скульптуре и живописи, причем крайности этого стиля в идейных коллизиях испанских мастеров выражены острее, нежели у итальянских. Фальконе, Ж. А.
Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры. В его картинах среди курильщиков появляется образ мечтателя.
Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета. В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Кроме здания Большого дворца Жюль-Ардуэн Мансар создал удивительный по строгости и красоте пропорций Большой Трианон, в композиции фасада которого обращают на себя внимание сдвоенные колонны ионического ордера и мотив французского окна-двери с мелкой расстекловкой переплёта рамы, принято называть порфенэтр. Вишняков занимает особое место в этой среде. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства.
Я беру его таким, каков он передо мною в то мгновение, когда занимает меня. Габриель, Ж. Ж. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. нет патетики и т. д. О. Шпенглер даже назвал барокко самым выдающимся стилем Европы.
Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и Вселенной. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. Живопись Фресковая живопись XVII в. с большой оговоркой может быть названа монументальной. Мастер из Оружейной палаты, уже упоминавшийся Гурий Никитин, в 1679 г. выдвинутый Симоном Ушаковым на звание «жалованного» мастера, с большой артелью расписал в 1681 г. ярославскую церковь Ильи Пророка, Дмитрий Григорьев-Плеханов со своей артелью – церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Показательно при этом, что в бытовом жанре 17 столетия, который был свободен от этой мифологической оболочки, преобладали решения сравнительно неглубокие по характеру образов произведения, по сложности и богатству драматического и психологического содержания равнозначные лучшим композициям великих мастеров на библейские и мифологические сюжеты, встречаются в жанровой живописи скорее как исключение. (Б. В середине XVII в. некоторые парсуны были исполнены иностранными художниками. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»).
Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. В церкви Знамения в вотчине Б. Голицына Дубровицы (1690–1704), по плану близкой как будто церкви Покрова в Филях, намечается отход от принципов Древнерусского зодчества и сближение с барочными европейскими постройками. Микроскоп открыл новый класс объектов изучения для биологии, повлиял на теоретическую биологию (теория преформизма), анатомию, кристаллографию и, возможно, на прогресс в исчислении бесконечно малых величин в математике. Бернини был не менее знаменитым скульптором итальянского барокко.
Он создал много алтарей для римских церквей, а также фонтаны для главных площадей Рима (площадь Барберини, фонтан «Тритона»). Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ.
Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Обрёл новую форму светский жанр – портрет. Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью. Булле, Ж. Ж.
Фрески XVII века необычайно декоративны, узорчаты, они потеряли тектонику и соотнесение с архитектурными поверхностями. Дж.
Синтезу искусств барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально – декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Характерно, что центральный городской собор-Успенский (возведенный еще в 16 в. ) находится вне стен Кремля и это еще больше придает последнему облик не городской цитадели, а частной резиденции. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника.
Он придерживался этого в своих работах и обучал этому своих учеников. Яркий пример – храм Рождества в Путниках в Москве (1649-1652). Светская скульптура представлена парадными портретами монархов и знати, скульптурами для городских фонтанов и садово – парковой скульптурой. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки».
Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России. Сретенские ворота Земляного города используемые как помещение для гарнизона, а при Петре ставшие «навигацкой» и математической школой и более известные как Сухарева башня (1692–1701, арх. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. е. рисовальщики) создавали рисунки для икон, хоругвей, церковного шитья, ювелирных изделий. Он живописно соединял разные материалы используя росписи, позолоту, мрамор. Человек эпохи Возрождения чувствует себя в гармонии с природой.
Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564). Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм». На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека.
«Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Не менее прекрасны церкви в Троице-Лыкове (1698–1704) и в Уборах (1693–1697) –обе творения зодчего Якова Бухвостова. Это строительство Лувра – столичной резиденции французских королей и Версаля – загородной резиденции.
Но в отличие от голландской живописи этой поры, фламандская (страна Фландрия, а искусство Фландрии принято называть фламандским. ) живопись в бльшей степени отвечала интересам высшей аристократии, которая в этой части Нидерландов после поражения в ней буржуазной революции имела очень большой вес. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. К тому же, новый классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.
Они могли украшать даже небогатые петербургские квартиры представителей интеллигенции, которые старались следить за тенденциями и модой в обществе. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы.
В России реформы Петра 1, рост и укрепление дворянской монархии в первой половине 18 века способствовали расцвету искусства барокко, в котором отразилось не только стремление знати к новому образу жизни, но и широкие общественные настроения, чувство гордости за успехи государства и народа. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – выдающийся фламандский художник XVII века, самый яркий художник стиля барокко. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым.
Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки живописи у разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. Он работал в Италии, Фландрии, Франции. Ушакова более всего занимали вопросы взаимоотношения живописи с реальной натурой, мы бы сказали, «отношения искусства к действительности». Отныне в патриарших грамотах на постройку церкви все чаще появляется фраза: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый». В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает.
Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Выработанные в Италии формы церковного зодчества — так называемый иезуитский стиль — в тех или иных вариантах проникли во все католические страны Европы, от Португалии до Польши. Широкие горизонты открылись перед живописцами и в использовании различных средств художественного языка. XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Бернштейну, А. Г.
Вступило в свои права новое гражданское общество. Декоративизм – одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия. Типичные образцы «нарышкинского барокко» – церкви в подмосковных усадьбах знати. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Основы его были заложены И. И.
И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. Важные достижения в области пейзажного искусства в 17 веке явились основой для развития этого жанра в последующие периоды. Предполагают, что кисти голландца Вухтерса принадлежит портрет патриарха Никона с клиром. Напротив, дом Голицына всецело принадлежит 17 столетию.
Парадный портрет,, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый пейзаж настроения (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью.
В рукописном «Титулярнике» («Большая Государственная книга» или «Корень российских государей») мы находим изображения русских и иностранных властителей (1672–1673 ЦГАДА, РЭ, РНБ). Колорит становится преобладающим, вот таким образом размывается четкая объемность форм. В последние десятилетия, а точнее даже в 90-х годах XVII в., в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским» или «нарышкинским барокко», – видимо, потому, что большинство храмов этого стиля было построено в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных, в основном брата царицы Льва Кирилловича.
Теремной дворец, созданный для царских детей, всей своей «многообъемностью» жилых и служебных помещений, многоцветностью декора (резной по белому камню «травный» орнамент экстерьера и богатейшая роспись Симона Ушакова внутри) напоминал деревянные хоромы. Его произведения также наполнены бурным динамизмом. Он первым из русских художников стал использовать масляную краску. Художники этого направления стремились следовать монументальным образам Рублева и Дионисия, но, по сути, оно было архаичным и эклектичным. Самая распространенная версия происхождения термина «барокко» происходит от испанского слова, которое означает жемчужину неправильной формы. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство.
Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть – в западноевропейском. Тьеполо. Антропова). Работал в жанрах мифологической и аллегорической картины, портрета.
Художники 17 века более цельно воспринимают действительность. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада и иностранные художники, получившие образование в Европе. Нарядный характер светской архитектуры 17 в. имел аналогии и в храмовом строительстве. Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н.
В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля – и сильные и слабые. Существенное место в творчестве П. Рубенса занимает пейзаж с согнутыми ветром могущественными деревьями, стремительными тучами, которые воплощают чувство могущественности стихийных сил природы («Пейзаж с радугой»). Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. А. С.
Причём в различных регионах его стилевые особенности проявлялись по-разному – в Англии, например, гораздо слабее, чем на «исторической родине», в Италии. Особенности ярославского зодчества как бы выступают здесь в своей классической чистоте. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Основная тема искусства Рембрандта – человеческая жизнь в ее решающих моментах. Гравюры знаменитой Библии Пискатора (Фишера) изданной в Голландии и послужившей образцом для русских мастеров, лежат в основе многих фресок ярославских храмов, но переданы они в сильной переработке, как смысловой, так и стилистической.
То же самое с классицизмом. Гёте, Ф. Шиллера. Михаил Чоглоков). Храм Иоанна Златоуста строго симметричен в плане. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов1.
Плугин), человек в росписях XVII в. редко предстает созерцателем, философом, люди в живописи этого времени очень деятельны, они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом все сцены достаточно «многолюдны» и «шумны». Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4. Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п.
Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Бернини возглавлял все архитектурные работы в Риме. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее. Маульберич) и абсолютных государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды). (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого).
Раздольской, А. Н. Соответственно этому формируется система художественных жанров.
Он ставил в своих работах проблему нравственного смысла человеческой жизни. Рубеж XVI–XVII вв. Отсюда такое изобилие не только портретов, но и автопортретов, на которых он изображает себя в разные периоды жизни – в молодости и старости, в разных состояниях – полным жизненных сил и после болезни. Как верно заметил один из исследователей (В. А.
С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Левиной, К. М.
Во всяком случае именно такое название закрепилось за архитектурой этого направления (хотя это и не московское ибо распространилось за пределами Москвы и не нарышкинское – это еще более сужено). В Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и приёмы появились в 16 веке в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. В это время строятся известные сооружения такие как (Версальский дворец, восточный фасад Лувра), разбиваются регулярные парки (Версальский парк) интерьеры дворцов и территории парков украшаются скульптурой дворцовые залы и галереи декорируются монументальной живописью на мифологические темы. Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав.
Рубенс писал картины на мифологические сюжеты, библейские, портреты. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Савинову, Т. Д. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер). Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение. К этой внестилевой линии могут быть отнесены самые разноплановые художники – от таких поистине знаковых фигур мирового масштаба, как Рембрандт и Веласкес, до «малых голландцев» или французских живописцев «крестьянского» жанра.
Жанровая живопись. Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.
Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4. Никитина, А. П. Вершиной позднего итальянского барокко является творчество Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770).
Оно свидетельствовало о необычайном расширении возможностей искусства, о включении в сферу его влияния таких жизненных явлений, которые уже не могли быть отражены в рамках канонизированных форм художественного обобщения, каким, по существу, является всякая стилистическая система. Зодчество Франции XVII века имеет ряд характерных признаков, определивших его стиль. Петра.
Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил. Некоторые работы: Селена и Эндимион, Вдохновение поэта, Аркадские пастухи, Царство Флоры. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Все это вызывало обострение классовой борьбы. В. И. Литература эпохи дала соответствующий упомянутым идеям образ Робинзона Крузо, созданный английским писателем Д. Дефо (1717).
Во всех его работах – правда жизни, не всегда приглядная. Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени. Д. Пожарского, 1623, ныне Москва), «Дивная» церковь в Угличе.
При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова (1671, ГРМ) не имеет уже ничего с ней общего в главном – в ней нет одухотворенности образов Рублева. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. Наиболее общепризнанным есть понимание этого термина как перевод с итальянского («barocco» трбовательный, капризный, причудливый). В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 в. характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств.
Продолжается шатровое строительство. Это стремление к синтезу искусств – основополагающая черта барокко. «Большие размеры холстов их импозантный дух, богатство обстановки и выставленных напоказ драгоценностей призваны иллюстрировать социальную значимость изображенного. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. является пронизывающая его подлинная стихия декоративности. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Строгановская икона – небольшая по размеру, это не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства (недаром она уже подписная, не анонимная).
Он бредет, пошатываясь и беспорядочно ибо таким он создан природою. В сольвычегодских мастерских «именитых людей Строгановых» развивается «усольское финифтяное дело»: усольскую эмаль отличает роспись растительного орнамента по светлому фону. Отмечая несомненные следы воздействия общественной реакции в монументальной пластике Лоренцо Бернини, было бы, однако, неверно видеть в подобных его работах только пример пропаганды идей католицизма. В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»). От 17 столетия сохранилось значительное количество светских построек.
Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре. Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство. Государственной религией стал кальвинизм.
Постепенно теряет смысл шатровое зодчество, вертикализм его цельного объема ибо появляются церкви, в которых имеются два, три иногда пять одинаковых по высоте шатров, как в церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649– 1652): три шатра основного объема, один над приделом и один над колокольней. Создание архитектурных ансамблей – главная заслуга барокко. При этом, однако, следует помнить, что в условиях 17 в. реакционные общественные тенденции находили все же более благоприятную для себя форму выражения в тех консервативных линиях, которые развивались в рамках барокко и классицизма.
Леду, Э. Л. По-настоящего его искусство было открыто лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма.
Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Наиболее демократическую линию фламандской живописи 17 в. представляло творчество Адрина Браувера (160506 – 1638), который писал преимущественно небольшие картины из крестьянской жизни, продолжая в них гротескно-юморстическую линию национальной живописи идущей от Брейеля. Декоративным шитьем славились златошвеи «Царицыной мастерской палаты». Его фигура хрупка, лишена мужественности святых воинов домонгольской поры или времени раннемосковского искусства (вспомним «Бориса и Глеба» из ГТГ), поза манерна, ноги и руки нарочито слабы, наряд подчеркнуто изыскан. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Поиски положительного начала, характерного для барокко, приводят к возрождению героики, Мадлен де Скюдери (1607-1701) в романе «Артамен или Великий Кир» объединяет галантные мотивы с прославлением добродетели и мужества Артамена. Любимыми его авторами были Гомер и Овидий.
Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Скопина-Шуйского (ГТГ) по способу претворения еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. Великое древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с религией. Иным становится в этот период восприятие и изображение природы. С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности. Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории искусства. К его известным твореньям принадлежит ансамбль площади Св. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально — М. В.
Возводится церковь в Медведкове (усадьба кн. Кроль, О. И.
Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). Есть изменения и в языке изображения. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерой, Корнель, Расин, Мольер).
Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо). Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса интернационального центра феодальной системы (См. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана». Отдельные виды искусства как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к воссоединению руг с другом.
Митрополит Иона Сысоевич с большим размахом ведет строительство своей резиденции в Ростове Великом на берегу озера Неро (митрополичьи палаты и Домовая церковь), называемой обычно Ростовским кремлем (70 – 80-е годы XVII в. ). Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. Регулярность построения, применение поэтажного ордера, концентрация декоративных элементов в обрамлении проемов и в карнизах роднит эти сооружения. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало.
Напротив, художник барокко стремится отобразить всё многообразие явление, постичь поток в непрерывном обновлении, его композиции динамичны, открыты и тяготеют вырваться за пределы своих границ, элементы из которых они складываются, связаны единым органическим действием и не могут быть отдаленны один от другого.
Но особенное значение имеет в этот период развитие таких жанров, как портрет и пейзаж. Наконец, следует отметить, что как между барокко и классицизмом не было непереходимой грани, так ее не существовало между этими стилевыми системами, с одной стороны и внестилевой формой отражения действительности — с другой. В творчестве художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности.
Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2. Руководство искусством было централизовано изменения в нем регламентировались властью.
Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Но новаторство особенно ярко видно на ансамблях парков, площадей и улиц. Архитектуру барокко нельзя представить без скульптуры. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира.
Никола Пуссен (1594—1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. погруженного в раздумья.
Купцы и богатые посадские люди строят и расписывают церкви. В это время происходит укрепление феодально-крепостного строя и попутное зарождение буржуазных связей в недрах этого же строя. С середины XVIII века, когда принципы нового искусства окончательно победили и всюду распространилось барокко, течение русского искусства приобретает более обычный характер. Рубенс – это воплощение духа барокко, баловень счастья и любимец фортуны. В 1585 г. в Болонье братья Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи основали «Академию», в которой художники учились по определенной программе.
Блюстители церковных догм запретили строить шатровые храмы и требовали пятиглавия. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Все становилось более светским и жизнеподобным.
Во Франции, где ведущим стилем в 17 веке стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный большой стиль (убранство залов Версаля, художник Ш. Леберна). Зародилось барокко в Италии. Мастера Оружейной палаты расписывали церкви и палаты, поновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, «знаменщики» (т.
ознаменован в изобразительном искусстве наличием двух разных художественных направлений. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Это характерно как для московских церквей (церковь Троицы в Никитниках, расписанная еще в 50-е годы), так и для ростовских и особенно для ярославских, оставивших замечательные памятники стенописи XVII столетия. Винкельмана, И. В.
О том, какое значение придавалось в то время живописи, свидетельствует высказывание знаменитого французского художника Никола Пуссена, крупнейшего представителя не только стиля классицизма, но и его теории, который писал: «Живопись есть не что иное, как изображение духовных понятий, хотя и воплощенных в телесных фигурах».
Яркой особенностью этих особняков являются французские крыши с переломом и большое количество высоких дымовых и вентиляционных стояков на крышах (Люксембургский дворец в Париже, спроектированный Саломоном де Бросом). Главное, что создано французским зодчеством XVII века было граничит с заказами двора. Лавровой, В. Н. Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв. Новые научно-философские представления – о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной – показали, как огромен и сложен мир. Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Кругозор русских людей также расширило начало промышленного производства, которое заставляло внимательней присмотреться к дальним районам страны.
Дворец выстроен на подклете XVI в. имеет верхнее гульбище, «чердак»-теремок и золоченую четырехскатную кровлю. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с XVI в., но в духовной жизни последовали значительные перемены. Пересечение улиц отмечали обелисками, площади украшали фонтанами.
Влияние Караваджо на последующее развитие европейской живописи огромно. В силу многолетних художественных традиций именно живопись к XVII веку накопила самый значительный художественный опыт. Его гигантские по размерам церковные и светские росписи и картины («Триумф Амфитриты», «Банкет Антония и Клеопатры») представляют собой единое декоративное целое, объединяя архитектуру, природу, животных в единую композицию.
Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко.
Расписывали много, но иначе, чем раньше. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. Человечество убедилось в том, что личность сама находится во власти времени.
Мастер не забывает изобразить даже васильки среди ржи. Самыми удачными считаются картины на библейские сюжеты и портреты. Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления. В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: героям Пуссена свойственны волевая собранность и спокойное самообладание композиционное построение его картин отличается ясностью и уравновешенностью, фигуры — строгостью и пластической законченностью.
Но, судя по всему, он не был издан или же не сохранился. Искусство Голландии В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Петра с кафедрой-балдахином. Сооружается много общественных зданий: Печатный (1679) и Монетный (1696) дворы, здание Приказов (аптека на Красной площади, 90-е годы). Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).
Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц.
общеевропейского масштаба. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии "барокко" пришел он на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощренному субъективизму искусства маньеризма. Кагановичу, Е. Д. Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника.
Фрески покрывают стены, столбы, наличники одним сплошным узором, в котором жанровые сценки переплетаются с затейливыми орнаментами. Любовь к орнаментальному узорочью сказывалась и в каменной резьбе. Это касалось не только искусства в целом, но и таких художественных вещей, как посуда, кареты, одежда и многое другое. Это граничит с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны). Совершенства достигает искусство поливных изразцов, архитектурно-декоративной керамики. Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной.
Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Следует отметить, что понятие барокко начало использоваться для обозначения стилевого направления XVII в. только в XIX в. до этого времени слово «барокко» использовалось для обозначения чего-то ненастоящего искусственного, даже неуклюжего. Его престиж в обществе необычайно высок. Он переходит границы барокко в своих ораториях («Самсон», «Иуда», «Маковей» и др. Церковные иерархи не остаются равнодушны к декоративному богатству тогдашней архитектуры. Центральная личность фламандской живописи Питер Пауль Рубенс (1577-1640), чье творчество представляет собой проявление барочного стиля согласно с национальными особенностями: в его творчестве полностью отсутствует мистика, экзальтация.
Гёте и Ф. Шиллера в период их творчества. Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру, в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, "нарышенское барокко" или "московское барокко", в русском зодчестве). В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер). В Риме сооружаются громадные площади парадного типа, рассчитанные на десятки тысяч людей строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.
Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверике известные издавна) на подклете, с галереями. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Иное положение мы наблюдаем в 17 веке.
В то же время искусство 17 века характеризуется рядом общих черт и достижений. Богатство архитектурного декора особенно свойственно Ярославлю. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул. ). автопортрет и парный портрет жены, портреты архитектора Ветошникова и его жены), в них он выходит за рамки безразличия к окружающему и замкнутости в себе— в новое качество интимного портрета. Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму.
Вьена, декоративных пейзажей Ю. Роббера. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. И не рисую его в неподвижности».
Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Такой же обильной резьбой (причем все более горельефной) с позолотой украшались иконостасы и царские врата в храмах.
Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров. При пожаре в 1547 года в Москве сгорело множество древних икон. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности – Плутархом. Габричевскому, 3. Т. Композиции пьес П. Кальдерона («Дама-невидимка», «Игра любви и случая») отражают разнообразие мира, поэтический язык персонажей усложнен параллелизмами и антитезами, в которых воплощается понимание противоречивости жизни и человека. Искусство "барокко" сложилось и расцвело в Италии, где работал крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, художник, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Его основной объем с пятью куполами дополнен двумя приделами с шатровыми завершениями.
Портрет – парсуна (от искаженного слова «персона», латинское «persona», личность) – родился еще на рубеже XVI– XVII вв. В свою очередь, живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону. И все же возникновение внестилевой линии явилось чем-то принципиально новым. Судьба человека зависит только от ее добродетелей, талантов, энергии.
«Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3. Лазареву, О. П. Леке). – Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. И как иначе, как не победой светского начала, можно назвать архитектуру Надвратного теремка Крутицкого митрополичьего подворья в Москве (1681–1693, другая дата 1694), весь фасад которого разукрашен многоцветными изразцами. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне.
Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.
Однако, как уже говорилось, шатры оставались одной из излюбленных форм и в городах сохранялись в основном на колокольнях, крыльцах, воротах, а в сельских местностях шатровые церкви строились и в XVII и даже XVIII в. Заметим также, что в построенном в 50–60-х годах патриархом Никоном Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря в Истре под Москвой, повторяющем как будто храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром. Здесь строятся большие пятиглавые храмы, окруженные папертями, гульбищами, приделами и крыльцами, с обязательной шатровой колокольней иногда шатрами и на приделах (например, церковь Ильи Пророка, поставлена на средства купцов Скрипиных, 1647–1650), всегда прекрасно гармонирующие с ландшафтом (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649– 1654, некоторые добавления внесены в 80-х годах, шатровая колокольня ее 38 м высотой, с многоцветным декоративным убором из поливных изразцов церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671– 1687, пятиглавый основной объем которой дополнен 10 главами двух приделов, все это вместе образует 15-главый эффектнейший силуэт). Центр Кремля не застроен раньше там был сад с прудом посредине. Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но, учитывая примененные ордерные детали, близкую (во внешнем оформлении) стилю европейского барокко. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную.
Значение этого мастера не ограничивается рамками одной страны. Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы (прямо используя иногда архитектурные фоны итальянской живописи Возрождения). Общее впечатление бурного движения и богатства мотивов дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой разнообразными материалами — цветными мраморами, стукко, бронзой. Крупнейшая архитектурная работа Бернини – окончание многолетнего строительства собора св.
Но и в прикладных искусствах, где каноны держались долее всего, проявляется интерес к жизни здесь, как и в живописи, явно тяготение к повышенной декоративности, пышной орнаментации. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность и единство. Что касается происхождения самого названия стиля «барокко», существует несколько версий.
В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. Например, в знаменитом Евангелии царя Федора Алексеевича 1678 г. содержится 1200 миниатюр. В архитектуре этого столетия можно проследить три этапа: в первой четверти XVII в. или даже в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия середина века – 40–80-е годы – поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени и его расцвет конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени. Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». Название философско-символичной драмы П. Кальдерона «Жизнь это сон», считается искусствоведами самым сжатым изложением сути барочной эстетики.
Именно здесь сформировались основные черты стиля. Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Значительность многих лучших произведений искусства 17 столетия объясняется помимо других факторов также и той высокой оценкой, которую художники дают народу как носителю высоких человеческих качеств. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д.
Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен.
Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало и в данном смысле реализм Ленена должна быть назван реализмом с большой долей условности (Семейство молочницы, Кузница). «Весь мир – это вечные качели, – говорит Мишель Монтень.
Классицизм (от лат. Архангельской, Б. М.
Однако одно событие повлекло за собой полное реформирование иконописного жанра. Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Изысканностью форм отличается и «Крутицкий теремок» в Москве (1694 сооружен под руководством О. Старцева).
Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. Невиданное до того расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особой остротой ставят в применении к искусству 17 в. проблему стиля. Своей резиденции он придал вид крепости с высокими стенами и массивными башнями. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов.
Сам Симон Ушаков участвовал в гравировании «Повести о Варлааме и Иоасафе» вместе с гравером Оружейной палаты А. Трухменским. Именно в живописи процесс обмирщения искусства шел особенно активно. Он глубже проникает характер героев. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. Йоганн Себастьян Бах (1685-1750) предельно заостряет выразительные средства барокко и соединяет их с демократическими традициями протестантского пения. Распространяется определенный тип храма – бесстолпного, обычно пятиглавого, с декоративными боковыми барабанами (световой лишь центральный), с подчеркнутой асимметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне.
Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. Все его творчество можно назвать искусством портрета. 17 век был также временем подъема различных видов искусства. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Среди архитектурных ансамблей 17 в. особое место принадлежит Кремлю Ростова Великого (1670-1683).
В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 гг. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Основанный еще в XI в. Ярославом Мудрым, город этот испытал в XVII столетии нечто вроде «золотого века» в искусстве.
Хитрово. Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии. Неотъемлемое качество стиля — это синтез, слияние в единое образное целое всех видов пластических искусств, в котором ведущую, организующую роль осуществляет архитектура.
Трактовка последнего тоже существенно меняется. В «Давиде» Дж.
Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Оперы Георга Фридриха Генделя (1685-1759) полностью созданы в стиле барокко («Юлий Цезарь», «Орландо», «Ксеркс» всего больше 40 опер).
Церковные кантаты (более 300) выделяются драматизмом, глубоким философским смыслом. Архитектура русского барокко. Браувер. Суфло).
Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. Кроме того, шатры теперь глухие, чисто декоративные. Расписывали много, но иначе, чем раньше.
Архитектурные формы усложняются, конструкция здания читается с трудом сквозь покрывающий сплошь всю стену декор, чаще всего полихромный. Однако феодализм был еще прочен. Фигуры людей, античных божеств, которые изображаются на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, соединяются в картинах П. Рубенса в сложные композиции («Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда»).
Огромное влияние навевалось с запада. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Шатер вознесся и над Спасской башней Кремля, когда в 1628 г. стали реставрировать его стены и башни, пострадавшие во время интервенции (прочие башни получили шатровое завершение только через 60 лет). Россия превратилась в многонациональное абсолютистское государство с обширным бюрократическим аппаратом управления.
В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 гг. К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились.
То, что во Франции 17 в. самой сильной формой оппозиции к существующему строю было крестьянское движение, несомненно, отразилось в крестьянском жанре — растущая сила народа ощущается в полных высокого человеческого достоинства крестьянах Луи Ленена. Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны. Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки.
Огромное влияние на классицизм 18 века оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И. И. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства. Именно в Риме впервые была осуществлена система трех улиц – лучей, расходящихся от площади. де Чуррегеры формы барокко достигли необычной сложности и декоративной изощренности (еще более гипертрофированной в "ультробарокко" стран Латинской Америке).
Гарвей — «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у живых существ», 1628), господствующей теорией была теория ятромедицины, в соответствии с которой здоровый человек — результат гармонии содержащихся в его теле четырех элементов: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по разному сочетается в пластике Ж. Б.
«Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). У Рубенса было много учеников. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов. Его картины наполнены бурным движением, причем для усиления динамики используется диагональная композиция («Воздвижение хреста»).
Церковные сооружения начала столетия мало отличаются от храмов XVI в. Так, церковь Покрова в царском селе Рубцове (1619–1625), возведенная в честь освобождения Москвы от поляков, конца «смуты», – бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом храм, по внутреннему и внешнему облику близкий церквям годуновского времени. На географической карте семнадцатого века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии В. Янсзоном единственной из крупных земель оставалась неизвестной Антарктида). Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3.
Разрабатываются приемы городской планировки, ставится и решается проблема целостного городского ансамбля. В период феодальной раздробленности на основе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская. Иван Никитин— основатель новой русской живописи. Он считал, что классическое искусство обращено к натуре – это искусство наблюдения, его цель заключается в том, чтобы за внешними проявлениями найти глубинную правду, определяющую всемирный порядок вещей. Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16 – середине 18 вв., "барокко" утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий).
Довольно своеобразное развитие барокко получило также во Фландрии, Испании, Германии. Фишер фон Эрлах и И. Л. Главными заказчиками были католическая церковь (контрреформация толкала на поиски новых способов привлечения верующих и утверждения главенства католицизма в Европе) и королевские дворы (абсолютистские монархии, сложившиеся в большинстве стран Европы, требовали восхваления).
Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства. Картины становятся все более популярными. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) считается самым значимым мастером всего итальянского барокко.
В Англии совершается буржуазная революция 1640—1660 годов общеевропейского масштаба. В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции.
В это время во Франции главными типами построек являются дворцы знати и церкви. Из его школы вышли Антонис ван Дейк, Йорданс, Снейдерс. Украине, Литве. У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко.
Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века). Больше всего он любил саму человеческую жизнь. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. С Еленой Фоурмен связан последний и самый плодотворный период в творчестве Рубенса, стеновский (по названию его поместья и замка Стен). Нарышкина («легкая кружевная сказка», по словам И. Э.
И в 17 столетии интересы правящего. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. она утратила господство на море.
В Испании 17 века некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и художник Л. Бернини (1598-1680). Размещено на реф. рфЭти мастера работали при короле Людовике XIV. Шербачевой. Наиболее ярким примером «московского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693– 1695), усадебный храм Л. К.
Растрелли, живопись И. Н. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. В картинах Рембрандта мало внешнего действия. Типичное произведение «строгановской школы» –икона Прокопия Чирина «Никита-воин» (1593, ГТГ).
Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственной библиотеке им. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией. Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии.
Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Энгр), выражается в официально – апологетическое направление. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Однако феодализм был еще прочен. Квитницкой, А. Е.
Пушкин), Москвы – архитекторы В. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевокинский. В основе итальянской живописи барокко была академическая система болонцев. Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) – самый яркий тому пример.
Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника.
Они примыкают к южной и северной абсидам. Быстрое развитие городов и общественности в целом привело к расцвету культуры. Рембранд Харменс ван Рейн (1606-1669) – великий голландский художник и график XVII века.
Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Архитектура в силу своей специфики — необходимости объединить в своих созданиях утилитарные и художественные факторы — оказывается в большей мере, нежели другие виды искусства, сопряженной с материальным прогрессом общества и в большей зависимости от господствующей идеологии ибо наиболее значительные постройки воздвигаются для правящих классов и служат прославлению их могущества. С этим связан повышенный интерес к дисгармоничному, гротескному, преувеличенному.
Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её.
Архитекторы прекрасно учли чисто декоративный характер ростовского Кремля. Различные светские элементы проникают в живопись 17 века в России.
Некоторые исследователи, например Б. Р. Виппер, считают неправомерным вообще применение термина «барокко» ибо это «не перелом мировоззрения, а перемена вкусов, не возникновение новых принципов, а обогащение приемов». Рубенс нарушает все это в пользу движения. Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер). Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино). «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4.
Таким образом в искусстве была отделена "сфера чувств" от "сферы разума". В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Живопись в 17 веке в России также обретала силу.
Скульптура, становясь динамичнее, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Пять венчающих его шатров образуют сложную и живописную композицию. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство.
И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. Эти работы теряются в музейной среде, они требуют архитектурного обрамления. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека.
«Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). Кальвинизм — течение в протестантизме. Последний перед барабаном главы восьмерик используется как колокольня, отсюда название подобного рода церквей «церкви иже под колоколы». Петра в Риме и оформление площади перед ним.
306. ). Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3.